В чем состояло наказание раскольникова

Наказание Раскольникова

По улицам Петербурга идет молодой человек. Высокий, стройный, он замечательно хорош собой, но трудно поверить в это, видя его изможденное, измученное лицо, грязную, смятую, изношенную одежду.

А взгляд… Какой-то затравленный, отрешенный… Это Родион Романович Раскольников идет «делать явку с повинной». Он преступник, убийца. На его совести жизни двух беззащитных женщин.

Как, почему это случилось?

Много вопросов рождает роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — книга великой боли за человека и великой тревоги о нем, о его будущем.

Заглавие очень точно указывает на содержание произведения.

Совершено страшное преступление: молодой человек, измученный унизительной бедностью, вынужденный оставить университет, боящийся встречи с квартирной хозяйкой, ибо нечем заплатить за комнатушку-«шкаф», мечтающий облагодетельствовать нищих и несчастных, убивает «бесполезную», вредную старуху процентщицу, а заодно (так уж вышло) и ее безобидную сестру. Он собирается с помощью старухиных денег сделать много добра для обездоленных, для любимых матери и сестры, закончить университет и всю жизнь честно трудиться, помогая людям.

Но даже не это главная причина его преступления. Раскольников создает теорию о праве «сильной личности», индивидуалистическую теорию «сверхчеловека».

История, считает он, доказывает, что извечно существовали две категории людей: первая — «твари дрожащие», которые безропотно и покорно принимают любой порядок вещей, любые нравственные нормы и законы, и вторая — люди, смело нарушающие моральные нормы и порядок, принятый большинством, во имя новых законов. При этом великие личности (будь то Ликург или Наполеон) не останавливаются перед жертвами, насилием, кровью и история их оправдывает. Раскольников, естественно, причисляет себя ко второй группе, к «избранным». Его протест против жестокого, несправедливого мира отравлен ядом индивидуализма, стремлением господства. «Свобода и власть, а главное, — власть! Над всею дрожащею тварью и над всем муравейником!.. Вот цель!..» Он признается Сонечке:

«Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил… Не для того, чтобы матери помочь, я убил — вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил, для себя убил, для себя одного… Мне надо было узнать… вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу? Тварь ли я дрожащая или право имею?..»

Итак, перед нами не уголовник, а «идейный» преступник. Далее, казалось бы, писатель должен был показать, как государство покарало человека, нарушившего его законы. В этом и заключалось бы «наказание» героя романа. Но у гениального Достоевского все иначе.

Писатель заставляет задуматься о том, какие страшные последствия могут иметь и для отдельного человека, и для всего общества индивидуалистические «идеи» о праве сверхчеловека повелевать «дрожащей тварью».

Совершив преступление, Раскольников неожиданно для себя понимает, что, словно «ножницами, отрезал себя от всего и всех».

Больше всего на свете любил он мать и сестру — и вот, с отвращением к ним и к себе, почувствовал, что начинает ненавидеть их, «физически ненавидеть», что он утратил право на человеческие чувства: дружбу, любовь. «Я принцип убил!» — говорит Раскольников.

Да, он хотел убить принцип гуманизма, освободить себя от человечности, совести, человеколюбия. До самого конца романа он так и не сможет понять логически, в чем неправильность его «идеи», которая продолжает казаться ему арифметически точной. Но всей своей «натурой» он не верит более в справедливость этой «идеи».

Мы видим невыносимые муки Раскольникова, который понимает, что преступление разъединило его с людьми. Для него настоящая пытка — осознавать, что теперь он чужой людям, что его удел — ужас и пустота, агония и смерть человеческой души. Он жадно цепляется за любую соломинку надежды на то, что можно еще жить, чувствовать себя человеком. После смерти Мармеладова он, как ему показалось, получил эту возможность, взяв на себя заботу о его семье, о детях.

Но Раскольников слишком «поспешил с заключением». Придя домой и увидев там приехавших к нему мать и сестру, он понял, что не смеет обнять их, говорить с ними. Переживание было таким острыми и таким мучительным, что он «ступил шаг, покачнулся и рухнул на пол в обмороке».

Действительность сразу показала ему, что он не сможет жить по-человечески после содеянного, что он утратил связи с людьми, разъединен с ними. Вся жизнь Раскольникова превращается в непрерывную пытку. Каждое слово — удар, рана, боль.

Одиночество среди людей — это и есть самое страшное наказание за преступление. Каторга должна показаться раем по сравнению с такой мукой.

Нет, не удалось Родиону Романовичу убить принцип, преодолеть в себе человека! На это намекает и страшный сон Раскольникова, в котором он вновь убивает старуху, вновь и вновь опускает на ее голову топор, а она смеется над ним.

Несбыточной была надежда на возвращение к людям. А понимание того, что и ненавидимый им Лужин живет по его теории («все дозволено»), и со страшным, безнравственным Свидригайловым они «одного поля ягоды», приводит Раскольникова на грань сумасшествия.

Перед ним — тупик, потому что он человек, потому что его «натура» оказалась гораздо выше, человечнее теории, им созданной. Это прекрасно видит умный Порфирий Петрович.

В его словах: «Солгал-то он бесподобно, а на натуру-то и не сумел рассчитать», — ключ к пониманию трагедии «идейного» убийцы.

Раскольникову кажется: вся беда в том, что он ошибся, причисляя себя к «избранным», «властелинам», что он оказался слабым, «тварью дрожащей», как все. Но автор романа, а вслед за ним и читатель видят другое: «натура» героя выше, человечнее, благороднее его «идеи».

Пусть Раскольников и не признается себе в этом, но нравственными мучениями, разъединенностью с людьми, одиночеством он наказал себя так, как никакой суд не накажет.

Я думаю, именно поэтому о суде над убийцей в романе сказано мимоходом. Ведь внутренний суд уже свершился, а приговор юридический не имеет значения для героя.

Его приговор в том, что победила «правда» Сони Мармеладовой, ее готовность смиренно, покорно нести свой крест.

Вот почему он идет «делать явку с повинной». Вот почему от сострадания к нему, беспощадно наказавшему себя, стремящемуся во что бы то ни стало вернуться к людям, сжимается сердце читателя. Болью за человека, но и гордостью за его неистребимую душу проникнут великий роман Ф. М.

Достоевского. В беспощадном наказании, которому подвергнул себя Раскольников, — надежда на его возвращение к людям, на новую жизнь. Тот, кто способен так покарать себя, не безнадежен, он может возродиться и прийти к гуманизму, к человечности — с такой мыслью мы закрываем книгу.

Источник: http://school-essay.ru/nakazanie-raskolnikova.html

В чем преступление и в чем наказание раскольникова?

По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») «Преступление и наказание» — один из самых значительных романов Достоевского. В нем звучит острая боль писателя за униженного и оскорбленного человека.

Герой романа — Родион Раскольников, бывший студент. Он угрюм, мрачен и мнителен. Этот человек живет как бы отдельно от мира: ничем не интересуется из того, чем интересуются окружающие его люди.

В то же время он горделив, даже надменен: «ужасно высоко себя ценит и, кажется, не без некоторого права на это».

Но это только одна сторона личности Рас-кольникова. Разумихин говорит, что «точно в нем два противоположных характера поочередно сменяются». И это верно. Ведь Раскольников еще добрый, любящий, великодушный и отзывчивый человек. Он любит мать, сестру, детей.

Одно время Раскольников даже подумывал о женитьбе, движимый необычным чувством. «Она больная такая девочка была,., совсем хворая; нищим любила подавать и о монастыре все мечтала… Дурнушка такая… собой. Право, не знаю, за что я к ней тогда привязался, кажется за то, что всегда больная.

Будь она еще хромая аль горбатая, я бы, кажется, еще больше ее полюбил…» — вспоминает Раскольников. В этом раздумье героя проявляется еще одна черта его характера, незамеченная ранее: он хочет делать добро людям.

Этим же желанием он руководствуется и в доме Мармеладовых, когда отдает этой семье последние свои деньги.

И еще одна черта, без которой портрет героя был бы неполным — он умен, даже, можно сказать, талантлив. Будучи еще студентом, он написал статью на философскую тему, напечатанную и замеченную. В статье Раскольников излагает свои взгляды на общество.

Необыкновенный, гордый человек, властитель душ, способный решать судьбы других, — вот идеал Раскольникова.

По его теории, общество делится на две категории людей: правители, которые для достижения своей цели имеют право совершить преступление в начале своей карьеры, и все остальное человечество, слабое и покорное.

Что же толкнуло Раскольникова на преступление? Несколько причин, одна из которых социальная. Раскольников — обедневший дворянин, не имеющий ни капиталов, ни доходов. Он приехал в Петербург учиться в университете, чтобы по окончании учебы добиться положения в обществе.

Учиться ему приходится на те гроши, которые выделяет ему мать из своей скудной пенсии, да на собственные заработки от случайных уроков. Но даже окончание университета не гарантирует ему полного благополучия. «Он был задавлен бедностью», задолжал всем, заложил за гроши последние имевшиеся у него вещи, квартирная хозяйка перестала ему отпускать кушанье, и он сидел без обеда».

Раскольников голодал, как это случалось со всеми студентами. Он совершенно пообносился, ему даже на улицу не было в чем выйти, поэтому нельзя было рассчитывать и на уроки. Но страдал не один Раскольников. В таком же или почти в таком положении были его мать и сестра. Чтобы поддержать горячо любящего брата, сестра Дуня поступила гувернанткой в семью Свидригайлова.

Свидригай-лов покусился на честь и невинность Дуни, и она вынуждена была оставить место. В безвыходном положение Дуня соглашается на брак с Лужиным и тем самым приносит себя в жертву ради брата. И тогда в голове Раскольникова зреет план. Надо убрать все недостойное и ненужное, чтобы можно было жить тем, кто на это «право имеет».

Ради тех, кого любишь, надо «преступить черту», «сделать первый шаг», стать начальным звеном той цепи, которая связывает настоящее со «светлым будущим». Именно с этих, казалось бы, светлых мыслей и начинается преступление Раскольникова.

Но не только ради родных старается Раскольников. По мнению Раскольникова, можно совершить преступление ради общего блага, преступление «по совести».

Читайте также:  Какие цветы дольше всего стоят

Можно убить «глупую, бессмысленную, ничтожную, злую, больную, никому не нужную, а напротив, всем вредную старушонку», взять ее деньги и загладить это «крохотное преступленьице» тысячами добрых дел.

Убив старушонку, он заодно узнает, кто же такой Родион Раскольников: «тварь дрожащая» или «властелин судьбы»?

В сущности, когда Раскольников случайно услышал разговор студента и офицера о том, что неплохо бы убить старуху-процентщицу и взять ее деньги, мысль эта уже была в голове Раскольникова, она просто обрела плоть, материализовалась.

Теперь эта мысль настолько захватила всего Раскольникова, что даже движет его поступками. «…

Он никак не мог понять и объяснить себе, почему он, усталый, измученный, которому было бы всего выгоднее возвратиться домой самым кратчайшим и прямым путем, возвратился домой через Сенную площадь, на которую ему было совсем липшее идти».

Там, на Сенной, Раскольников слышит разговор сестры старухи Лизаветы с мещанином, из которой точно узнает, что на следующий день старуха «ровно в семь часов вечера останется дома одна». Теперь уже он ни о чем ином не мог думать. Его захватила идея.

Преступление совершено. Теперь начинается на менее страшное — наказание Раскольникова. Он не в состоянии пережить свое преступление. Муки совести, возникшие еще до убийства, теперь сделались просто невыносимыми. Раскольникова охватывает страх.

Этот страх лишает его уверенности в себе. Повестка по пустяковому поводу взвинчивает его до предела. Теперь он уже готов признаться. «Только бы скорей», — шепчет он. Раскольников готов упасть на колени перед Богом и перед мелким полицейским чиновником, которого он презирает.

Вдобавок ко всему Раскольникову не дает покоя Пор-фирий Петрович. Здравый смысл подсказывает Раскольникову, что ни свидетелей, ни улик нет, что ему нечего бояться. Но Раскольников боится. Его страх не просто страх перед наказанием, он боится за саму идею.

Ведь если он попадется в начале пути, погибнет не только он, погибнет и идея.

Раскольников задумал стать и Наполеоном, и Мессией, и тираном, и благодетелем человечества. Если бы ему удалось испытание, если бы убийство «вредной старушонки» Алены Ивановны повлекло за собой добрые и только добрые последствия, он счел бы свою идею доказанной.

Однако результат испытания показал, что Наполеон и Мессия в одном лице несовместимы, что намеченный им путь ведет совсем не туда, куда он его мысленно прокладывал. Ведь Раскольников хотел добра всем, хотел сделать всех обиженных и оскорбленных счастливыми. Но, убив старуху, ему пришлось пойти на еще одно преступление — убить Лизавету.

А Лизавета — одна из униженных и оскорбленных, которых хотел спасти Раскольников.

Теперь, вроде бы доказав себе и другим, что он не «тварь дрожащая», а тоже «право имеет», Раскольников, как никогда раньше ощущает себя этой самой «тварью дрожащей». Раскольников оказался в тупике и сам себе признается в этом: «Принцип-то я и убил, а переступить-то не переступил, на этой стороне остался… Только и сумел, что убить.

Да и того не сумел, оказывается.,.» Чтобы облегчить муки совести, Раскольников идет с повинной, «кается» на площади и в суде, потом отправляется на каторгу, Но это не решает его проблем. Он остается отчужденным от людей, и хотя его по-прежнему мучит совесть, не расстается со своей идеей.

Всего за час до явки в полицию он сказал Дуне: «Преступление? Какое преступление?.. Не думаю я о нем и смывать его не думаю».

Даже на каторге, через полтора года, раздумывая над случившимся, он не считает себя виновным: «Он строго судил себя, и ожесточенная совесть не нашла никакой особенно ужасной вины в его прошедшем, кроме разве что простого промаху, который со всяким мог случиться».

Раскольников был все это время духовно мертв: «Я не старуху убил, я себя убил». Каторга является не наказанием для него, а скорее спасением.

Именно так Раскольников воскресает к новой жизни, осознав, что вся его жизнь «была каким-то высшим, странным, как бы даже и не с ним случившимся фактом». И действительно, та жизнь осталась в прошлом.

Теперь Раскольников уже другой, обновленный, способный любить и открывать свое сердце людям.

Источник: http://www.school-essays.info/v-chem-prestuplenie-i-v-chem-nakazanie-raskolnikova/

Сочинение на тему «Наказание Раскольникова» по мотивам романа Преступление и наказание, — Сочинения по литературе

По улицам Петербурга идет молодой человек. Высокий, стройный, он замечательно хорош собой, но трудно поверить в это, видя его изможденное, измученное лицо, грязную, смятую, изношенную одежду.

А взгляд… Какой-то затравленный, отрешенный… Это Родион Романович Раскольников идет «делать явку с повинной». Он преступник, убийца. На его совести жизни двух беззащитных женщин.

Как, почему это случилось?

Много вопросов рождает роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — книга великой боли за человека и великой тревоги о нем, о его будущем.

Заглавие очень точно указывает на содержание произведения.

Совершено страшное преступление: молодой человек, измученный унизительной бедностью, вынужденный оставить университет, боящийся встречи с квартирной хозяйкой, ибо нечем заплатить за комнатушку-«шкаф», мечтающий облагодетельствовать нищих и несчастных, убивает «бесполезную», вредную старуху процентщицу, а заодно (так уж вышло) и ее безобидную сестру. Он собирается с помощью старухиных денег сделать много добра для обездоленных, для любимых матери и сестры, закончить университет и всю жизнь честно трудиться, помогая людям.

Но даже не это главная причина его преступления. Раскольников создает теорию о праве «сильной личности», индивидуалистическую теорию «сверхчеловека».

История, считает он, доказывает, что извечно существовали две категории людей: первая — «твари дрожащие», которые безропотно и покорно принимают любой порядок вещей, любые нравственные нормы и законы, и вторая — люди, смело нарушающие моральные нормы и порядок, принятый большинством, во имя новых законов. При этом великие личности (будь то Ликург или Наполеон) не останавливаются перед жертвами, насилием, кровью и история их оправдывает. Раскольников, естественно, причисляет себя ко второй группе, к «избранным». Его протест против жестокого, несправедливого мира отравлен ядом индивидуализма, стремлением господства. «Свобода и власть, а главное, — власть! Над всею дрожащею тварью и над всем муравейником!.. Вот цель!..» Он признается Сонечке:

«Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил… Не для того, чтобы матери помочь, я убил — вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил, для себя убил, для себя одного… Мне надо было узнать… вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу? Тварь ли я дрожащая или право имею?..»

Итак, перед нами не уголовник, а «идейный» преступник. Далее, казалось бы, писатель должен был показать, как государство покарало человека, нарушившего его законы. В этом и заключалось бы «наказание» героя романа. Но у гениального Достоевского все иначе.

Писатель заставляет задуматься о том, какие страшные последствия могут иметь и для отдельного человека, и для всего общества индивидуалистические «идеи» о праве сверхчеловека повелевать «дрожащей тварью».

Совершив преступление, Раскольников неожиданно для себя понимает, что, словно «ножницами, отрезал себя от всего и всех».

Больше всего на свете любил он мать и сестру — и вот, с отвращением к ним и к себе, почувствовал, что начинает ненавидеть их, «физически ненавидеть», что он утратил право на человеческие чувства: дружбу, любовь. «Я принцип убил!» — говорит Раскольников.

Да, он хотел убить принцип гуманизма, освободить себя от человечности, совести, человеколюбия. До самого конца романа он так и не сможет понять логически, в чем неправильность его «идеи», которая продолжает казаться ему арифметически точной. Но всей своей «натурой» он не верит более в справедливость этой «идеи».

Мы видим невыносимые муки Раскольникова, который понимает, что преступление разъединило его с людьми. Для него настоящая пытка — осознавать, что теперь он чужой людям, что его удел — ужас и пустота, агония и смерть человеческой души. Он жадно цепляется за любую соломинку надежды на то, что можно еще жить, чувствовать себя человеком. После смерти Мармеладова он, как ему показалось, получил эту возможность, взяв на себя заботу о его семье, о детях.

Но Раскольников слишком «поспешил с заключением». Придя домой и увидев там приехавших к нему мать и сестру, он понял, что не смеет обнять их, говорить с ними. Переживание было таким острыми и таким мучительным, что он «ступил шаг, покачнулся и рухнул на пол в обмороке».

Действительность сразу показала ему, что он не сможет жить по-человечески после содеянного, что он утратил связи с людьми, разъединен с ними. Вся жизнь Раскольникова превращается в непрерывную пытку. Каждое слово — удар, рана, боль.

Одиночество среди людей — это и есть самое страшное наказание за преступление. Каторга должна показаться раем по сравнению с такой мукой.

Нет, не удалось Родиону Романовичу убить принцип, преодолеть в себе человека! На это намекает и страшный сон Раскольникова, в котором он вновь убивает старуху, вновь и вновь опускает на ее голову топор, а она смеется над ним.

Несбыточной была надежда на возвращение к людям. А понимание того, что и ненавидимый им Лужин живет по его теории («все дозволено»), и со страшным, безнравственным Свидригайловым они «одного поля ягоды», приводит Раскольникова на грань сумасшествия.

Перед ним — тупик, потому что он человек, потому что его «натура» оказалась гораздо выше, человечнее теории, им созданной. Это прекрасно видит умный Порфирий Петрович.

В его словах: «Солгал-то он бесподобно, а на натуру-то и не сумел рассчитать», — ключ к пониманию трагедии «идейного» убийцы.

Раскольникову кажется: вся беда в том, что он ошибся, причисляя себя к «избранным», «властелинам», что он оказался слабым, «тварью дрожащей», как все. Но автор романа, а вслед за ним и читатель видят другое: «натура» героя выше, человечнее, благороднее его «идеи».

Пусть Раскольников и не признается себе в этом, но нравственными мучениями, разъединенностью с людьми, одиночеством он наказал себя так, как никакой суд не накажет.

Я думаю, именно поэтому о суде над убийцей в романе сказано мимоходом. Ведь внутренний суд уже свершился, а приговор юридический не имеет значения для героя.

Его приговор в том, что победила «правда» Сони Мармеладовой, ее готовность смиренно, покорно нести свой крест.

Вот почему он идет «делать явку с повинной». Вот почему от сострадания к нему, беспощадно наказавшему себя, стремящемуся во что бы то ни стало вернуться к людям, сжимается сердце читателя. Болью за человека, но и гордостью за его неистребимую душу проникнут великий роман Ф. М.

Достоевского. В беспощадном наказании, которому подвергнул себя Раскольников, — надежда на его возвращение к людям, на новую жизнь. Тот, кто способен так покарать себя, не безнадежен, он может возродиться и прийти к гуманизму, к человечности — с такой мыслью мы закрываем книгу.

Источник: https://referatbooks.ru/literature/essay/sochinenie-na-temu-nakazanie-raskolnikova-po-motivam-romana-prestuplenie-i-nakazanie/

Сочинения на Getsoch.ru

Сочинение на тему «В чем преступление и наказание Р. Раскольникова»

       Родион Раскольников является главным героем бессмертного романа Ф.Достоевского «Преступление и наказание». Весь сюжет произведения завязан фактически на его трагедии, на его преступлении и его наказании.

       Родион Раскольников практически в самом начале произведения убивает процентщицу, «гадкую старушонку», «вошь», по определению самого героя. Что же стало причиной совершенного преступления?

       Во-первых, тот мир, в котором живет Раскольников. Бедственное положение окружающих давит на главного героя.

Повсюду ему встречаются пьяницы, вынужденные вести подобный образ жизни из-за бедности, проститутки, готовые жертвовать собою ради того, чтобы прокормить и себя, и семью, несчастные женщины, еле-еле сводящие концы с концами для того, чтобы воспитывать детей.

Бедность, которая является причиной бед окружающих, давит и самого Раскольникова. Он живет в коморке, больше похожей на душный и тесный шкаф, он вынужден бросить учебу в университете, так как нет возможности оплатить его.

Читайте также:  Что значит intermediate-уровень английского

И сверх того, его любимая сестра Дуня решает выйти замуж за человека, которого не любит лишь ради того, чтобы помочь брату Родиону. Это переполняет чашу терпения, и Родион решается на преступление, которое планировал задолго до этого.

       Однако наравне с этим есть еще одна причина, подтолкнувшая  Раскольникова на совершение преступления. Это его теория, в соответствии с которой есть люди обыкновенные и люди необыкновенные. Обыкновенные люди — это «твари дрожащие», которые обязаны быть послушными и достойными презрения.

«Необыкновенные» люди — это сильные люди, которые имеют право преступить закон, молчаливо принятый большинством, а значит — перешагивать через трупы, через кровь. И Родион решает провериться самого себя. «Мне надо было узнать тогда…

вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу? Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею?» – признается он потом Соне.

       Но Раскольников не предвидел последствия, которыми обернулось его преступление. Нет, Раскольникова не поймали, его даже не подозревали в совершении убийства.

Не физическим наказанием обернулось убийство старушки-процентщицы и ее сестры для Родиона Романовича, а наказанием внутренним. Совесть, страх, преступление нравственности мучают Раскольникова на протяжении всего романа.

Герой отдаляется от своих близких: от матери, от Дуни, от Разумихина. Он «как будто ножницами отрезал себя сам от всех».

       Раскольников страдает от того, что становится похож на тех, кого до этого презирал. Его тошнит от Лужина и Свидригайлова, но их объединяет совершение ими преступлений и прочих  дурных поступков. 

       В конце концов, Раскольников не выдерживает внутриличностного раскола и решает признаться в содеянном. Наказание совести становится для главного героя страшнее, чем страх каторги или тюрьмы.

Борясь на протяжении всего романа с самим собой, он решает сдаться и освободить себя от душевных мук, так долго его терзающих.

Наконец, получив наказание физическое, он освобождается от наказания внутреннего.

Источник: http://getsoch.ru/po-literature/literatura-xix-veka/168-sochinenie-na-temu-v-chem-prestuplenie-i-nakazanie-r-raskolnikova.html

В чем трагедия раскольникова (по роману «преступление и наказание» ф.м. достоевского)?

В моем сочинении я попытаюсь дать ответ на вопрос: в чем же заключается трагедия Раскольникова?

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» — это рассуждение о грехе и возмездии. Осознание вины и ожидание кары не делают человека счастливым, они «поедают» его. С такой участью встретился главный герой романа Достоевского.

Трагедия Раскольникова состоит главным образом в противоречии его мыслей и поступков. В нем постоянно борются добро и зло, милосердие и жестокость.

В его душе диким образом уживаются человечность и беспощадность. Он умеет отличить зло от добра, он обладает нравственной интуицией, но выбирает неверные пути решения.

Борясь с бессердечием жестокостью, он губит самого себя, понимая, что совершает ложные поступки. 

Жизнь Радиона Раскольникова после преступления превращается в замкнутый круг. Теория, которая кажется ему логичной и обоснованной, не совпадает с его чувствами и ощущениями.

Осмелившись на убийство, вступив в ряды людей «высшего разряда», он не может смириться с чудовищностью своего поступка. Беда Раскольникова состоит и в том, что содеянное не разрешило в его душе противоречий.

Желая помочь «униженным и оскорбленным», он уничтожил себя. Так сильно любя людей, он сам оторвал себя от них.

Драма жизни Раскольникова в том, что он не разуверился в своей теории, а лишь потерял веру в себя как в человека, «право имеющего».

У героя «Преступления и наказания» есть два пути: путь простой — самоубийство и путь тяжелый и тернистый — покаяние и смирение.

Выбрав вторую дорогу, Раскольников обрекает себя на долгие и тяжкие душевные муки и страдания, но именно так его трагедия может обернуться чем-то более светлым.

В своем романе Ф.М.

Достоевский затрагивает глубокую христианскую мысль о том, что, совершив грех, человек рвет нить, связывающую его с Богом, и лишь вера и раскаяние способны воскресить его.

Источник: http://biblioman.org/compositions/dostoyevsky/prestuplenye-i-nakazanie/v-chem-tragedia-raskolnikova

Характеристика Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

В данной статье мы рассмотрим и обсудим характеристику Раскольникова — главного персонажа романа Федора Достоевского «Преступление и наказание».

В общем роман может научить тому, как важно проявлять рассудительность, быть открытым для прощения и проявлять истинную любовь.

Около шести лет Достоевскому потребовалось, чтобы обдумать сюжет и главные идеи романа, поэтому книга, безусловно, глубокая и стоит того, чтобы прочесть ее, если вы еще этого не сделали.

Сразу отметим, что на нашем сайте вы можете познакомиться не только с характеристикой Раскольникова, но и прочитать краткое содержание «Преступление и наказание», а также анализ романа.

Итак, события в основном вращаются вокруг нескольких всего персонажей, то есть их не так много для такого серьезного произведения. Главным героем является Раскольников Родион Романович, убивший старую процентщицу Алену Ивановну. Кроме того, он убивает ее сестру Лизавету.

Описание и внешность Раскольникова

Уже в первой главе читатель знакомится с главным героем. Это молодой человек, его общее состояние можно назвать болезненным и смешанным. Он мрачный, все время о чем-то думает и замкнутый в себе.

Родион Раскольников забросил учебу в университете, где он учился на юриста, и теперь живет в скудной обстановке, в маленькой комнатке жалкого вида.

Одежда его уже износилась, и средств на покупку новых вещей, впрочем, как и на оплату долгов за квартиру и учебы, у него нет.

Мы видим, как яснее раскрывается характеристика Раскольникова в романе «Преступление и наказание», когда изучаем его портрет. У героя недурная совсем внешность, прекрасные темные глаза, темно-русые волосы, он обладает стройным телосложением, а рост его средний, или чуть выше.

Характер и личность Раскольникова таковы: молодой человек достаточно умный, образованный, но при этом гордый и старается быть независимым.

То, что он оказался в таком унизительном материальном положении, влияет на его настроение, он ходит угрюмым и смотрит на всех исподлобья.

Общаться с окружающими Раскольников не желает, а принять помощь даже от близких людей, таких как Дмитрий Разумихин (его друг) или пожилая мать, он считает за позор и унижение.

В чем идея раскольникова

Гордый собой, с больным самолюбием, и при этом нищий, главный герой Раскольников, характеристику которого мы изучаем, вынашивает идею.

Она заключается в том, что люди все делятся на две группы: обычные и право имеющие. Раскольников размышляет о том, каково его предназначение и готовит преступление.

Убив старуху, герой поймет, верна ли его идея и начнется ли новая жизнь, а он неким образом осчастливит общество.

Жизнь показывает, что все не так. Ограбить квартиру Раскольников не сумел — не заставил он себя взять краденое на свои нужды, но при этом характеристика Раскольникова омрачается двумя убийствами — старухи-процентщицы и убогой Лизаветы.

Он становится противен сам себе, и теперь начинает понимать — не надо было представлять себя Наполеоном и вершить подвиг. Теперь же нравственная черта переступлена, он стал убийцей.

Раскольников не может общаться с людьми, и практически сходит с ума.

Наказание и идея Достоевского

Близкие люди Раскольникова стараются помочь юноше избавиться от гнетущего состояния и оказать поддержку, но гордыня молодого человека не позволяет принять помощь. В итоге он оказывается в одиночестве.

Он начинает принимать участие в судьбах других, малознакомых людей. Это видно на примере Мармеладовых. Однако благородство приводит к раздражению, досаде и тоске.

Хотя мы вкратце рассмотрели характеристику Раскольникова в романе «Преступление и наказание», возникает вопрос, какую же главную мысль хотел донести автор романа до читателей? Герой получает наказание моментально, сразу после того как совершает убийство. Он мучительно терзается сомнениями, совестью и другими гнетущими чувствами.

После разрыва с родными и друзьями он на грани безумия, и это во сто крат хуже, чем долгие годы, проведенные на каторге. Федор Достоевский старается дать предостережение читателям, чтобы они не заблуждались и не поступали безрассудно.

Главное, что должно быть в жизни человека — это высокая нравственность, неподдельная вера в Бога и проявление любви к окружающим.

В этой статье была представлена характеристика Раскольникова в романе «Преступление и наказание». Возможно, вас заинтересуют еще статьи по теме:

Анализ романа «Преступление и наказание»

Достоевский в Семипалатинске

Вторая жена Достоевского

Источник: https://reedcafe.ru/blogs/harakteristika-raskolnikova-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie

Теория и поведение Раскольникова в романе Ф.Достоевского Преступление и наказание

«Теория» и поведение Раскольникова

в романе Ф.Достоевского «Преступление и наказание»

Роман Достоевского «Преступление и наказание» вырос на почве русской действительности середины 60-х годов 19 века. Писатель воссоздал правдивую картину жизни обездоленных городских низов, мир нищеты и человеческих страданий. Этому миру отверженных противостоит лагерь хищников, хозяев жизни, бессердечных жестоких людей, презирающих человека.

В этом мире нищеты и мечется в поисках выхода Родион Раскольников. Он крайне беден, худо одет, озлоблен против людей, но душевное состояние его было таково, что он даже не смущался своим видом. «Столько злобного презрения уже накопилось в душе молодого человека», что «он менее всего совестился своих лохмотьев».

Болезненно ощущая унизительность своего положения, Родион мучился сознанием бессилия облегчить собственную судьбу и судьбу матери и сестры.

В таком душевном состоянии у Раскольникова рождается протест против законов, моральных норм, которые проповедуются для бедняков.

Он пишет статью, развивая теорию деления людей на две категории: одни властвуют – это сильные личности, Наполеоны, удел других – вечное подчинение. Герой рассуждает «о разрешении крови по совести».

И вот Раскольников совершает преступление – убивает старуху-процентщицу. Исповедуясь Соне, он заявляет: «Я сам хотел поскорее узнать, вошь ли я, как все, или человек?.. Тварь я дрожащая или право имею…» Разговор о старухе вызывает у Раскольникова мысль о том, можно ли пожертвовать жизнью одного человека для спасения многих, можно ли загладить добрыми делами преступление.

У Раскольникова соединяются протест с индивидуализмом, стремление помочь людям с теорией «сильной личности».

Он полагал, что сможет соединить в себе власть Наполеона с назначением благодетеля, ведущего человечество к счастью, был уверен, что убийство ростовщицы окажется той пробой, которая докажет правоту его идеи, возможность её претворения в жизнь.

Но оказалось всё не так. Убийство Алёны Ивановны и тем более Лизаветы превращало его в его же глазах в тирана и злодея. Раскольников потрясён, страдает, временами замирает от ужаса.

Читайте также:  Как определить неисправность помпы

Его теория не выдерживает проверки, и он сам сделать вывод: «Я себя убил, а не старушонку».

Проба Раскольникова доказывала, что в одном лице несовместимы тиран и благодетель рода человеческого, а задуманный им путь спасения не выдерживает суда совести. Совершенное кровавое дело опустошило его душу. Раскольников хотел привести мир к справедливости, но наполеоновский путь исключал равенство и братство.

Только поняв антигуманность теории господства одним над другим, Раскольников становится на путь новой жизни, которая заключается в единении с людьми, в желании примкнуть к людям, глотнуть живой воды из чистого духовного источника.

Источник: http://MirZnanii.com/a/355524/teoriya-i-povedenie-raskolnikova-v-romane-fdostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie

Сочинение на тему: Причины преступления Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

В центре романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» характер героя шестидесятых годов XIX века, разночинца, бедного студента Раскольникова. Он совершает преступление: убивает старуху-процентщицу и ее сестру, безобидную, простодушную Лизавету.

Что заставило Раскольникова совершить убийства, каковы мотивы преступления? Читая роман, мы шаг за шагом следим за тем, как и почему созревает идея убийства, но и в конце романа не получаем простого, односложного ответа.

В основе романа лежит психологическая и фило­софская тайна.

Своего героя Достоевский наделил прекрасными чело­веческими качествами: Родион был «замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, ростом выше среднего, тонок, строен».

В его поступках, высказывани­ях, переживаниях мы видим высокое чувство человечес­кого достоинства, истинное благородство, глубочайшее бескорыстие. Раскольников воспринимает чужую боль острее, чем собственную.

Рискуя жизнью, он спасает из огня детей; сам нищий, дает деньги на похороны Мармеладова. Он не из тех, кто равнодушно проходит мимо людских несчастий. В нем от природы нет дурных и низ­ких черт.

Лучшие герои романа Разумихин, Соня, Дуня любят Родиона, восхищаются им, его преступление рож­дает в них боль и недоумение. И вот такой человек совер­шает чудовищное преступление. Как, почему это могло случиться?

Нужда, тяжелые жизненные обстоятельства доводят героя до изнеможения. Он перестает посещать универси­тет, потому что нечем платить за обучение. Ему приходит­ся избегать хозяйку, так как накопился долг за комнату. В довершение ко всему он узнает, что его любимая сес­тра Дуня, чтобы помочь брату, собирается выйти замуж за развратного Лужина.

«Не бывать этому браку, пока я жив, и к черту господина Лужина!» — восклицает Рас­кольников, отказываясь принять жертву сестры. Перед его глазами постоянно встают картины нищеты и униже­ния.

То он выслушивает исповедь Мармеладова, то сам видит то, о чем рассказывает Мармеладов, то встречается с бедной обманутой девочкой, то, проходя по окраинам

Петербурга, сталкивается с теми, кто пытается совершить самоубийство. Все страдания человеческие проходят через его сердце, поэтому психика героя надломлена, отличает­ся болезненностью, а сознание его постоянно раздваива­ется. В душе героя поднимается протест, «бунт» против несправедливых условий.

Но «бунт» Раскольникова не согласуется с человечес­кой моралью. Не зная, как выйти из своего трудного по­ложения, он замышляет убийство старухи-процентщицы.

Ему кажется, что, убив никому не нужную, жадную ста­рушонку, он выступает в защиту попранной справедли­вости, проверяет свою силу в борьбе за благородные цели. Поэтому он решается на преступление.

Но никакая, даже самая светлая, идея не стоит человеческой жизни.

Но есть еще другая причина, толкнувшая героя на преступление. Размышляя о жизни в своей каморке, он приходит к теории, которая чудовищна по своей сути, но имеет стройный и убедительный вид.

Родион Расколь­ников пишет статью, в которой высказывает мысль, что люди делятся на два разряда: на «материал» и на «не­обыкновенных» людей, которые способны сказать новое слово в истории. Последних очень мало, и они имеют пра­во властвовать над людьми, они могут переступить закон. Таковы Наполеон, Ликург, Магомет.

Они не останавлива­ются ни перед преступлением, ни перед великой кровью, чтобы совершить задуманное. По его мнению, это вечный закон: «кто крепок и силен умом и духом, тот над ними и властен».

Раскольников считает, что можно в одиночку проложить путь к всеобщему счастью, так как он убеж­ден, что воля и разум сильной личности могут осчастли­вить толпу. Он убежден в непогрешимости своей теории, считает, что она открывает выход из всех жизненных ту­пиков.

Не зная, с чего начать действовать, Раскольников решил проверить себя, к какому разряду людей он при­надлежит: «тварь ли я дрожащая или право имею». Все доброе, чистое, человеческое восстает в Раскольникове против убийства, но он смиряет себя своей теорией, его подталкивают «некоторые случайности», и он решается совершить убийство.

Совершив преступление, Раскольников продолжает верить в свои идеи, хотя он и испытывает муки совести. Он говорит Соне: «Свобода и власть, а главное власть». Душевные муки героя становятся все напряженнее, они идут по множеству направлений, но каждое заводит в ту­пик.

Он старается не думать о своей матери и сестре, по­тому что тогда нужно будет решать вопрос, куда отнести их по его теории, к какому разряду людей. Ведь, по его теории, они должны быть отнесены к низшему разряду, а значит, и на их головы может опуститься чей-то топор. Трагедия Раскольникова усиливается тем, что теория, которая должна была вывести его из тупика, оказыва­ется несостоятельной.

Муки совести, леденящий душу страх, который преследует Раскольникова на каждом шагу, мысли о том, что он — не Наполеон, а «тварь дро­жащая», «вошь», сознание бессмысленности совершенно­го преступления — все это невыносимым гнетом ложит­ся на душу Раскольникова. Теория «сильного человека» не выдержала проверки жизнью. Герой терпит крах, как всякий человек, оказавшийся во власти ложной идеи.

Раскольникову предстоит пройти долгий и трудный путь преодоления внутреннего тупика, найти в себе силы для «жизни по совести».

И мы не можем не сочувствовать герою Достоевского, который пытается противостоять злу, хочет избавить мир от страданий, но жестоко ошибается в выборе пути и не­сет справедливое наказание за свое преступление.

Источник: http://lit-helper.com/p_Sochinenie_na_temu_Prichini_prestupleniya_Raskol-nikova_po_romanu_F__M__Dostoevskogo_Prestuplenie_i_nakazanie

Наказание Раскольникова: суд, каторга и воскрешение | Инфошкола

Судопроизводство по делу Раскольникова прошло без затруднений. Раскольников ясно описал весь процесс убийства. Тот факт, что он не знал точного количества украденного послужил основанием для заключения о некоем временном умопомешательстве преступника.

Выяснились также некоторые дополнительные сведения, говорящие в пользу подсудимого: в университете бескорыстно помогал больному товарищу, когда же тот умер, опекал его старика отца; во время пожара вынес из огня двух маленьких детей.

Все это способствовало смягчению участи обвиняемого: он был присужден к восьми годам каторжных работ. Соня последовала в Сибирь за Раскольниковым.

Пульхерия Александровна, мать Раскольникова, во время процесса повредилась рассудком, ни о чем не спрашивала, только все время перечитывала статью сына.

Дунечка вышла замуж за Разумихина. Оба они твердо решили подкопить денег и переселиться в Сибирь, чтобы быть ближе к Роде. Пульхерия Александровна благословила молодых, но вскоре ее здоровье пошатнулось и она умерла.

Соня каждый месяц писала Разумихиным. Из ее посланий они знали, что Раскольников ходит на работы и Соня имеет возможность видеться с ним, а сама устроилась в городе и зарабатывает шитьем.

Раскольников на каторге

Раскольников постоянно угрюм, почти не интересуется новостями о своих родных, всех чуждается, в остроге его не любят. С Соней он поначалу также держался отчужденно, почти грубо, но постепенно ее посещения обратились у него в привычку. В последнем письме Соня сообщала, что Родион Романович весьма серьезно заболел и лежит в госпитале.

Раскольников заболел от уязвленной гордости. Его злило, что он так бездарно стлался в руки правосудия, хотя виновным себя не считает и не раскаивается в убийстве. Он признавал свое преступление только в том, что не вынес содеянного и явился с повинной. Страдал он также и от мысли, что не смог убить себя, тогда как Свидригайлову это удалось.

В остроге его ненавидели, даже хотели убить как безбожника, хотя в церковь он ходил вместе со всеми. А вот Соню любили и заключенные, которым она писала письма домой или приносила из города то, что они просили, и их жены и родственники, приезжающие в город и останавливающиеся у нее.

Раскольников и Соня

Во время болезни Раскольникову в бреду грезилось, будто весь мир осужден и должен погибнуть. Появились какие-то микроскопические существа, вселявшиеся в людей, отчего те становились бесноватыми и сумасшедшими, однако считали себя обладателями истины в последней инстанции. Каждый слушал только себя. Не придя к согласию, люди с ожесточением убивали друг друга.

Раскольников не мог забыть свои горячечные грезы, и это мучило его. Однажды под вечер он подошел к окну и увидел вдали у госпитальных ворот Соню. Она стояла словно в ожидании.

Что-то пронзило его сердце, он вздрогнул и отошел от окна. В следующие дни Соня не приходила, и Раскольников почувствовал, что ему не хватает ее.

Выписавшись, он узнал в остроге, что девушка заболела, и очень встревожился.

Наконец Соня прислала записку, что скоро придет повидаться. Сердце его сильно и больно билось. На следующий день Раскольников отправился на работу.

Выдалась свободная минутка, и он сидел на берегу Иртыша и смотрел на другую сторону, туда, где была свобода. Соня незаметно подошла и села рядом. Лицо девушки побледнело и осунулось, но она радостно улыбнулась ему и робко протянула руку.

Он всегда с отвращением брал эту руку и молчал все время посещения, но теперь они сидели, не разнимая рук. Вдруг что-то словно подхватило Раскольникова, он пал к Сониным ногам, плача и обнимая ее колени. Сперва она испугалась. но тут же поняла, что он любит ее. Они не могли говорить, слезы стояли в их глазах.

Теперь Раскольников воскрес и знал это; даже заключенные, казалось, смотрели на него по-иному. Вечером он вспоминал Соню и думал о том, какой бесконечной любовью искупит все мучения, которые ей причинил. Под подушкой у него лежало Евангелие, и Раскольников знал, что убеждения Сони будут теперь и его убеждениями.

Источник: http://info-shkola.ru/nakazanie-raskolnikova/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector