Почему льва толстого отлучили от церкви

Как объяснить детям, почему Лев Николаевич Толстой был отлучен от Церкви?

Почему Льва Толстого отлучили от Церкви

Я преподаю литературу и хочу спросить, как доходчиво объяснить детям, почему Лев Николаевич Толстой был отлучен от Церкви?

Сегодня, слава Богу, нам доступны биографические материалы, не искаженные критиками коммунистического периода. Читайте, смотрите, слушайте. О душевной драме Льва Николаевича Толстого писали многие замечательные исследователи.

В чем эта драма? Конечно, в чудовищном разрастании собственного «я». С одной стороны, это художник, который может создать такие картины русского быта, военных баталий 1812 года, вывести характеры: Ростовы, Болконские, «Севастопольские рассказы», что на этих картинах строится мироощущение русского человека.

С другой стороны, это «я»: Толстой не соглашался быть просто писателем, ему необходимо было быть пророком, который объединит под своим толстовским стягом изумленное человечество. «Не могу заставить себя встать на колени перед Иисусом Христом», — говорил Лев Толстой.

Последние годы его жизни — это фактически годы его демонической одержимости.

Увидев крестный ход в Ясной поляне, он мог появиться на лошади — что уже было оскорбление по отношению к святыням, которые несли на руках священники и крестьяне – и, поравнявшись с иконой, не снимая шляпы,  изрыгать чудовищные кощунства в адрес Богородицы. Что это?

«Лев был, и лев его связал», — говаривал о нем со скорбью преподобный Варсонофий Оптинский. Толстой порывался быть учителем, но учил во имя свое, желал прославить свое самоизмышленное, ложное учение. Церковь увещевала и возилась с ним, как ни с каким иным вольнодумцем.

Если Вы почитаете Синодальное определение о Толстом, Вы не увидите там громов и молний, но увидите, с какой любовью к погибающей душе писателя составлен лучшими церковными умами этот документ. В нем свидетельствуется о том, что Толстой, опустившийся в романе «Воскресение» до кощунства в отношении Таинств Церкви, сам отторг себя от общества христиан.

Однако Господь простирал к нему руки вплоть до последних минут его жизни. К сожалению, воспитав детей резко отрицательно в отношении христианской веры, он пожал то, что посеял: хотел покаяться, а дочки не пустили оптинского старца до одра умирающего графа.

Протоиерей Артемий Владимиров.

Источник: http://tv-soyuz.ru/qna/kak-obyasnit-detyam-pochemu-lev-nikolaevich-tolstoy-byl-otluchen-ot-tserkvi

За что отлучили Льва Толстого от Церкви? — Православие — Татьянин День

Уважаемый Михаил, прежде чем говорить об анафеме на Льва Толстого, следует понять смысл этого слова. Тогда будет понятно и отношение Церкви к этому писателю.

Большая советская энциклопедия утверждает, что в христианстве это «церковное проклятие, отлучение от церкви». Это не совсем точно. «Анафема» — слово греческое, восходит к глаголу «анатифими», означающему «возлагать, предавать кому-либо что-либо». Анафема — то, что отдано, вручено в абсолютную волю, в абсолютное владение кому бы то ни было.

В церковном же значении анафема — то, что предано на окончательный суд Божий и о чем (или о ком) Церковь уже не имеет ни своего попечения, ни своей молитвы.

Объявляя кому-то анафему, она тем самым открыто свидетельствует: данный человек, пусть даже и именует себя христианином, таков, что своим мировоззрением и поступками сам удостоверил — к Церкви Христовой он не имеет никакого отношения.

Так что анафема — это никакое не «проклятие церковное», как вслед за Большой советской энциклопедией считают иные люди или безграмотно трактуют мирские СМИ; это и не отлучение от Церкви в светском понимании этого термина.

Конечно, преданный анафеме уже не вправе участвовать в жизни Церкви: исповедоваться, причащаться, быть на богослужениях. Но отлучение от церковного общения, как таковое, бывает и без анафемы.

По нашим канонам, тяжко согрешивший может на известный срок отстраняться от участия в церковных Таинствах… Поэтому анафема означает не просто отлучение, а свидетельствование Церкви о том, о чем виновный, со своей стороны, давно сам знал и был в том утвержден: его мироощущение, позиции и взгляды с церковными никак не совпадают, никак не соотносятся. Уже в апостольских посланиях говорится о предании анафеме тех, кто не исповедует Христа Сыном Божиим, считая Его всего лишь мудрым учителем нравственности или неким идеальным пророком.

Да, он верил в Христа как исторического персонажа. Но в своем ответе Синоду он писал, что не верит в Него как Сына Божия.

Некоторые люди и сейчас задаются вопросом: не переборщила ли в свое время Церковь с отлучением Льва Николаевича Толстого? Признавая его одним из величайших русских писателей, Церковь вместе с тем не могла умолчать о религиозных заблуждениях писателя, ибо «молчанием предается Бог».

Только не нужно представлять то событие по известному рассказу Куприна, с амвонов русских церквей анафема «боярину Льву» никогда не провозглашалась — это художественный домысел автора.

В действительности же очень выдержанное Синодальное определение от 22 февраля 1901 года было свидетельствованием собственных взглядов писателя.

Он к тому времени в своих религиозно-философских исканиях сам пришел и к отрицанию необходимости Церкви и ее Таинств — Крещения, Исповеди, Причастия, и к отрицанию основного постулата христианства — что Христос является действительно Сыном Божиим.

Наконец, писатель дерзнул составить «Евангелие, изложенное Львом Толстым», в гордыне своей считая, что он лучше всех из живших на протяжении девятнадцати веков до него, понял, чему учил Христос… «…Посему Церковь не считает его своим членом и не может считать, доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею…» — говорилось в церковном определении.

Напомню, что Лев Николаевич незадолго до смерти был в Оптиной пустыни, но войти в келью старца так и не решился, а в дальнейшем уже оптинского старца не допустили к умиравшему писателю. Так что окончательным для него был суд Божий.

Источник: http://archive.taday.ru/vopros/20355/440101.html

За что Церковь отлучила Толстого? Епископ Тихон (Шевкунов)

Православие.Fm

Пожалуй, во всей истории русской литературы нет более трагической личности, чем Лев Николаевич Толстой – «великий писатель земли Русской», по выражению И.С. Тургенева.

Его художественное творчество – одна из вершин не только русской, но и мировой литературы. Поэтому понятны боль и недоумение многих почитателей творчества Л.Н. Толстого, в том числе и православных христиан, для которых может оставаться неясным, почему Святейшим Правительствующим Синодом 20 февраля 1901 года он был отлучен от Церкви.

Святейший Синод своим решением лишь констатировал уже свершившийся факт – граф Толстой сам отлучил себя от Церкви, полностью порвал с ней, чего он не только не отрицал, но и при всяком удобном случае решительно подчеркивал: «То, что я отрекся от Церкви, называющей себя Православной, это совершенно справедливо… Я отвергаю все таинства… Я действительно отрекся от Церкви, перестал исполнять ее обряды и написал в завещании своим близким, чтобы они, когда я буду умирать, не допускали ко мне церковных служителей…» Это лишь некоторые из подобного рода многочисленных заявлений великого писателя.

Еще когда Л.Н. Толстому было 27 лет, он вынашивал идею создания новой веры, о чем свидетельствуют его дневники той поры. А в преклонных годах, почувствовав, что близок к этой цели, писатель создает небольшую секту своих почитателей и пишет «Евангелие от Толстого». Главным объектом нападок Л.Н. Толстого становится Православная Церковь.

Его высказывания и поступки, направленные против нее, были ужасающи для православного сознания. Более того, деятельность Л.Н. Толстого в последние десятилетия его жизни, к сожалению, была поистине разрушительна для России, которую он любил. Она принесла несчастье народу, которому он так хотел служить. Недаром вождь большевиков чрезвычайно ценил именно это направление деятельности Л.Н.

Толстого и называл писателя «зеркалом русской революции».

Великие подвижники Русской Православной Церкви – праведный Иоанн Кронштадтский, святитель Феофан Затворник и многие другие – с горечью признавали, что великий талант графа Толстого целенаправленно употреблен им на разрушение духовных и общественных устоев России.

Последние дни жизни великого писателя говорят нам о той мучительной борьбе, которая происходила в его душе. Он бежал из своего родового гнезда – Ясной Поляны, но не к своим единомышленникам, «толстовцам», а в самый известный тогда русский монастырь – Оптину пустынь, где в то время пребывали старцы-подвижники.

Там он попытался встретиться с ними, но в последний момент не решился на это, о чем тогда же с горечью признавался своей сестре – монахине соседнего с Оптиной пустынью Шамординского монастыря. Позже, на станции Астапово, предчувствуя кончину, он велел послать телеграмму в Оптину пустынь с просьбой прислать к нему старца Иосифа.

Но когда два священника прибыли в Астапово, окружавшие умирающего писателя ученики и последователи не допустили этой встречи…

Церковь с огромным сочувствием относилась к духовной судьбе писателя. Ни до, ни после его смерти никаких «анафем и проклятий», как утверждали 100 лет назад и утверждают сегодня недобросовестные историки и публицисты, на него произнесено не было. Православные люди по-прежнему почитают великий художественный талант Л.Н. Толстого, но по-прежнему не приемлют его антихристианских идей.

Несколько поколений православных читателей в нашей стране и за рубежом высоко ценят литературное творчество Л.Н. Толстого. Они благодарны ему за такие незабываемые, прекрасные произведения, как «Детство», «Отрочество», «Юность», «Хаджи-Мурат», «Война и мир», «Анна Каренина», «Смерть Ивана Ильича». Однако, поскольку примирение писателя с Церковью так и не произошло (Л.Н.

Читайте также:  Как просить помощи у матроны московской

Толстой публично не отказался от своих трагических духовных заблуждений), отлучение, которым он сам себя отверг от Церкви, снято быть не может. Это означает, что канонически его церковное поминовение невозможно.

И все же сострадательное сердце любого христианина, читающего художественные произведения великого писателя, не может быть закрыто для искренней, смиренной молитвы о его душе.

Православие.Fm

Источник: http://pravlife.org/ru/content/za-chto-cerkov-otluchila-tolstogo-episkop-tihon-shevkunov

Гений-отступник. За что Льва Толстого отлучили от Церкви?

20 февраля 1901 года Священный синод постановил отлучить от Церкви Льва Николаевича Толстого. Лайф объясняет, за что писатель и мыслитель был удостоен такой «чести».

Как отмечают историки и богословы, постановление Синода было скорее констатацией свершившегося факта — выхода Толстого из Церкви, — нежели его принудительным исключением из неё. Лев Николаевич к тому моменту уже много лет не посещал служб и не участвовал в таинствах, открыто называл себя противником Церкви.

Впервые наиболее чётко свою позицию в отношении официальной религии он определил в письме к тётушке Александре Андреевне Толстой, с которой состоял в многолетней переписке, 4 марта 1882 года. Там он называет себя не просто противником православия — он берёт на себя более глобальную функцию.

«Я ведь в отношении православия — вашей веры — нахожусь не в положении заблуждающегося или отклоняющегося — я нахожусь в положении обличителя»

В 2010 году, к 100-летию кончины писателя, благодаря известным его потомкам в РПЦ был поднят вопрос о пересмотре решения Синода. Однако патриархия ответила, что это невозможно. Причиной тому были слова самого Льва Николаевича, написанные в ответе Синоду. Ничего отрицающего эту позицию с тех пор от писателя ни разу не прозвучало.

То, что я отрёкся от Церкви, называющей себя православной, это совершенно справедливо… Я отвергаю все таинства… Я действительно отрёкся от Церкви, перестал исполнять её обряды и написал в завещании своим близким, чтобы они, когда я буду умирать, не допускали ко мне церковных служителей…

Лев Толстой, ответ Синоду Русской Церкви, 1901 год

Немного протестанства в Ясной Поляне

Если рассматривать религиозные взгляды Льва Николаевича, можно сделать вывод, что он был не столько обличителем русской Церкви, сколько близок к отрицанию самой основы христианства.

Таким образом, окажись Толстой в среде католиков-консерваторов, вероятно, его постигла бы та же участь — отлучение от церкви.

В России же церковники, вероятно, были для Толстого носителями тех взглядов, которые стали ему чужды, и оттого раздражали.

— Божественную природу Христа

— Воскрешение Христа

— Загробную жизнь

— Троичность Бога

— Непорочное зачатие Богоматери

— Церковные таинства — причастие, исповедь, венчание и т.д.

Тем не менее Толстой никогда не был человеком неверующим, и в своей «Исповеди» он пишет, что всегда верил во «что-то». Благодаря почитанию Библии и Христа как проповедника более всего его взгляды походят на протестантские вероучения, коих множество. Все они зарождались примерно как у Толстого: не согласный с линией церкви создавал собственное течение.

Не могу заставить себя встать на колени перед Иисусом Христом

Ни одно из существующих учений не устраивало Толстого до конца, и в поисках «идеальной религии» он создал собственный кружок. В религию он развиться не успел, но «Евангелие от Толстого» всё же было создано.

Кстати, среди потомков Толстого, которые разбрелись по разным континентам, включая Америку и Австралию (сейчас их около ста человек), наиболее многочисленной является ветка, исповедующая протестантизм. Они проживают в Швеции.

Также известно, что именно протестанты особенно почитают литературу Толстого как наиболее близкую своим идеям.

Всё началось в «Воскресении»

В крупной художественной форме антицерковные идеи Толстого нашли отражение в романе «Воскресение».

С особенным презрением писатель относился к Константину Победоносцеву — идеологу контрреформ Александра III и обер-прокурору Русской церкви. Именно он стал прототипом антигероя Топорова.

В его характеристике писатель заостряет внимание на отсутствии у него главного, с точки зрения самого Толстого, религиозного чувства — сознания равенства и братства людей.

Он относился к поддерживаемой им религии так, как относится куровод к падали, которою он кормит своих кур: падаль очень неприятна, но куры любят и едят её, и потому их надо кормить падалью

Лев Толстой, «Воскресение»

Духовные поиски

Религиозный кризис Толстого тянулся с конца 1870-х годов, когда он начал в беседах и переписках задаваться неразрешимыми вопросами о духовной стороне жизни, написал очерк «Исповедь». Из него становится ясно, что сомнения посещали Толстого ещё в молодости.

— Я с шестнадцати лет перестал становиться на молитву и перестал по собственному побуждению ходить в церковь и говеть. Я перестал верить в то, что мне было сообщено с детства, но я верил во что-то. Во что я верил, я никак бы не мог сказать, — пишет он.

Тогда же Лев Николаевич начал ездить в Оптину Пустынь (монастырь в Калужской области), где в те годы был расцвет старчества и где жил Амвросий Оптинский — прототип старца Зосимы в «Братьях Карамазовых» Достоевского. Там писатель вёл с отшельниками долгие беседы о вере и Боге.

Но итогом всех исканий и диспутов стало ускоренение собственных антицерковных убеждений.

Если роман «Воскресение» стал литературным воплощением этих взглядов, к которым пришёл Толстой, то научным стало «Исследование догматического богословия», которое опубликовали в 1891 году в Женеве.

Было ли покаяние

О многом говорит то, что первым пунктом странствований Толстого после его ухода из дома в ноябре 1910 года стала Оптина Пустынь. По воспоминаниям сопровождавшего его врача Маковицкого, Толстой даже хотел остаться там жить.

— Лев Николаевич желал видеть отшельников-старцев, […] поговорить с ними о Боге, о душе, об отшельничестве и посмотреть их жизнь и узнать условия, на каких можно жить при монастыре, — вспоминает он.

По словам Маковицкого, писатель дважды подходил к воротам скита, но так и не решился войти в него. Оттуда он направился в другой монастырь — Шамординский, а вскоре, на станции Астапово, ему стало плохо.

Узнавший об этом игумен Оптиной Ворсанофий отправился к нему и взял с собой все необходимые церковные атрибуты, чтобы принять его покаяние (по инструкции, он ждал от него лишь слова «каюсь») и причастить перед смертью.

Неизвестно доподлинно, желал ли сам Толстой примириться с Церковью перед кончиной, однако технически это не случилось по его плану. Старца так и не пустили к писателю, поскольку тот чётко прописал это в заранее подготовленном завещании.

Источник: https://life.ru/975170

Отлучение Льва Толстого от церкви

Отлучение Льва Толстого от церкви

Отлучение Льва Толстого от церкви

В 1901 году Лев Николаевич Толстой был отлучен от православной церкви. В определении Священного Синода говорится, что он в прельщении гордого ума своею восстал на Господа и явно перед всеми отрекся от церкви православной и других людей совращает с пути истинного.

Несмотря на заявления самого Толстого о том, что данное постановление неосновательно, неправдиво, содержит в себе клевету и. вообще, очень нехорошо, в действительности отлучать его было за что. Невозможно же было спокойно пропустить мимо его утверждения.

что все церковные таинства есть не что иное, как приёмы колдовства и гипнотизации, а все молитвы — заклинания, И что учение церкви — теоретически вредная и коварная ложь, практически же собрание самых грубых суеверий и колдовства скрывающее совершенно весь смысл христианского учения.

На всё это можно было бы не обращать внимания если бы он просто организовал какую-нибудь свою самостоятельную секту ( за это его бы никто отлучать не стал, как не отлучают от православной христианской церкви представителей других религий и сект: они просто сами по себе и всё ), он-то утверждал свою принадлежность к христианству и, мало того, — говорил, что только его понимание верно.

Надо заметить по меньшей мере некоторую странность такого христианства, потому как христианин вообще, по определению, — это человек, во-первых, признающий Ветхий и Новый Завет ( Толстой Ветхого Завета не признавал ) и, что главное, считающий Иисуса Христа Богом, воплотившимся в человека, но Лев Николаевич и с этим был не согласен, говоря, что Иисус был лишь обычным человеком и только.

Толстой  старательно  пытался  изобличить  «  ложное  церковное христианство» и утвердить « истинное его понимание » — Критики велась с позиции « здравого смысла », в который Лев Николаевич свято верил ( что, кстати, ему очень мешало на протяжении всей его жизни ). От церковного вероучения требовалось, чтобы оно отвечало злементарным законам рассудка. А поскольку этого не было и быть не могло, Толстой с триумфом ниспровергал его.

Ещё в юности Лев Николаевич сделал в своём дневнике следующую запись: «Разговор о божественном и вере навёл меня на великую громадную мысль, осуществлению которой я чувствую себя способным посвятить жизнь. Мысль эта -основание новой религии, соответствующей развитию человечества.

религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической, не обещающей будущее блаженство, но дающей блаженство на земле ». А сильно позже, когда ему было уже около пятидесяти лет.

Читайте также:  Как лечить вертячку у голубей

когда он, мучимый вопросом «есть ли в моей жизни такой смысл, который не уничтожался бы неизбежно предстоящей мне смертью ? » чуть было не пришел к самоубийству, потому как в науке он уже разочаровался, пессимистическая философия, которой он придерживался раньше, ответа не давала и вела в тупик, ещё меньше можно было рассчитывать на общественные идеалы, ибо, если не знать, зачем всё это, сами идеалы разлетаются в дым ; тогда он вдруг осознал, что « разумное знание » бессильно разрешить его вопрос. И Толстой вынужден был признать, что именно вера наполняет жизнь смыслом. « Вера есть сила жизни. Если человек живёт, то он во что-нибудь верит, Если бы он не верил — что для чего-нибудь надо жить, то он бы не жил ». Итак, вера была принята как единственное решение. Однако с немалыми оговорками. Толстой желал, чтобы это было христианство. Но получилось нечто иное, своё, самодельное….

Итак, Предание Церкви. её философия, её символика, ветхозаветная часть Библии были отменены. Оставалось только Евангелие.

Хотя сам Лев Толстой часто говорил, что не хочет толковать его и даже запретил бы такое толкование, в своём переводе Евангелия он откровенно насилует текст, выбрасывая из него всё, что не совпадает с его собственными идеями, прямо искажая смысл написанного.

Так как он оставил в Евангелие в основном только притчи и прочие нравственные речи Христа, читать толстовский перевод необыкновенно поучительно, но не более того. Получился обыкновенный сборник умных высказываний.

Иисус был для Толстого только моралистом. В своём трактате он писал, что учение Христа имеет самый простой, ясный, практический смысл: Христос учит не делать глупостей. В этом состоит всем доступный смысл учения. Иисус говорит: не сердись, не считай никого ниже себя — это глупо.

Будешь сердится, обижать людей — тебе же будет хуже Ещё он говорит: не обещайся никому ни в чём, а то заставят делать глупости и злодейства. Ещё говорит: не плати злом за зло, а то зло вернётся на тебя ещё злее, чем прежде. Если будешь считать людей врагами, то и они буду считать тебя врагом — тебе же будет хуже.

  Итак, не делай всех этих глупостей и тебе будет лучше.

« Учение Христа  говорит Толстой — есть учение о сыне человеческом, общем всем людям, то есть об общем всем людям стремлении к благу и об общем всем людям разуме, освещающем человека в этом мире…. Прежде и после Христа говорили то же самое: то, что в человеке живёт божественный свет, сошедший с неба, и этот свет есть разум — и что ему одному надо служить и в нём одном искать благо. »

Всё это мало похоже на Евангелие и тем белее на Христианство Нового Завета в целом, больше на религии Дальнего Востока

Толстой остается глухим к центральному провозвестию Евангелия. Христианство было для него одним из учений, ценность которого лишь в этических принципах, которые роднят его с другими религиями, Поэтому-то личность Христа оказывалась в его глазах чем-то второстепенным.

Лев Николаевич требовал механического перенесения нравственных заповедей, обращённых к личности, на весь общественный порядок. А полной аналогии здесь быть не может.

Заповедь Иисуса « не судите » относится отнюдь не к юриспруденции, как утверждал Толстой, отвергавший суд, а к мыслям и чувствам личности, к осуждению как нравственному акту.

Судопроизводство же имеет дело в основном с последствиями нравственного зла, проявления которых вынужденно пресекать.

Что же касается войны, то любой христианин признавал её злом, однако, именно с нравственной точки зрения было бы грехом оставить беззащитных во власти насильника. Поэтому I Церковь не отказывает воинам в благословении,

Как бы то ни было указанные здесь темы остаются спорными. даже если и не покидать почвы христианства, его центральной веры. Поэтому именно в нравственной проповеди Толстого следует искать наиболее ценные, непреходящие элементы его учения.

Лев Толстой сам сознавал в целом неясность и двусмысленность своей «теологии». Это едва ли случайно. Неудача Толстого лишь доказывает, что религии искусственно не создаются. Не потому ли он, вопреки своему тайному замыслу открещивался от «толстовства» и продолжал твердить, что проповедует не своё учение, а Евангелие?

Здесь кроется основная причина конфликта Толстого с Церковью, его отлучения Синодом: он не только ожесточённо, оскорбительно, забыв об элементарном такте, писал о таинствах церкви, о её учении С надо заметить, что подобное поведение противоречит утвержденной им же позиции непротивления, но он ещё и утверждал, что является христианином, что только его взгляд на понимание христианства истинен.

Хотя Толстой в своём ответе Синоду и обрушился на синодальное определение, он всё же вынужден был честно признать его правоту. « То, что я отрёкся от церкви, называющей себя православной — это совершенно справедливо» — писал он Иными словами, Толстой подтверждал, что Синод лишь констатирует реальное положение вещей.

Толстовское христианство — совсем не христианства, толстовские идеалы почти плоски, но мало кто ещё сделал столько, сколько сделал Толстой для острой постановки религиозного вопроса как вопроса всей человеческой жизни и для возрождения христианства. С потрясающей мощью разоблачил он ложь, лицемерие и неправду.

разъедающие историческое христианство ( очень метко Лев Николаевич указал на огромное множество грехов имеющих место быть в современном православии ). Отношение Толстого к Христу не только ложно, но ему совсем почт чуждо ощущение личности Христа. Он верит не в Христа, а лишь в его заповеди.

Но Лев Николаевич по требовал от « христианского мира », чтобы к заповедям Христа отнеслись наконец серьезно, увидели в них закон жизни, а не прекрасные утопии, пригодные лишь для неба.

Трагедия Толстого это трагедия человека, не избавившегося от гипноза рассудочности, от рационализма.

Но несмотря на это, его религиозно-философские писания могут нас многому научить, Лев Толстой напомнил человеку, что он живет недостойной, унизительной, извращенной, суетной жизнью, что народы и государства, называющие себя христианскими, отодвинули на задний план нечто исключительно важное в Евангелии.

Пусть религия Толстого объективно не может быть отождествлений с религией Евангелия ; остаётся бесспорным вывод, к которому он пришёл, пережив внутренний кризис, Этот вывод гласит: жить без веры нельзя, а вера есть подлинная основа нравственности…

Максимова Ольга – ученица 10 класса гимназии № 1517

Руководитель: Кулаков А.Е. – учитель истории гимназии №1517

Источник: http://gym1517.narod.ru/sbornik/uchenik/maksimova.htm

Гений-отступник. За что Льва Толстого отлучили от Церкви?

Как отмечают историки и богословы, постановление Синода было скорее констатацией свершившегося факта — выхода Толстого из Церкви, — нежели его принудительным исключением из неё. Лев Николаевич к тому моменту уже много лет не посещал служб и не участвовал в таинствах, открыто называл себя противником Церкви.

Впервые наиболее чётко свою позицию в отношении официальной религии он определил в письме к тётушке Александре Андреевне Толстой, с которой состоял в многолетней переписке, 4 марта 1882 года. Там он называет себя не просто противником Православия – он берёт на себя более глобальную функцию.

«Я ведь в отношении Православия — вашей веры, нахожусь не в положении заблуждающегося или отклоняющегося, я нахожусь в положении обличителя»

В 2010 году, к 100-летию кончины писателя, благодаря известным его потомкам, в РПЦ был поднят вопрос о пересмотре решения Синода. Однако, Патриархия ответила, что это невозможно. Причиной тому были слова самого Льва Николаевича, написанные в ответе Синоду. Ничего отрицающего эту позицию с тех пор от писателя ни разу не прозвучало.

То, что я отрекся от Церкви, называющей себя Православной, это совершенно справедливо… Я отвергаю все таинства… Я действительно отрекся от Церкви, перестал исполнять её обряды и написал в завещании своим близким, чтобы они, когда я буду умирать, не допускали ко мне церковных служителей…

Лев Толстой, ответ Синоду Русской Церкви, 1901 год

Немного протестанства в Ясной Поляне

Если рассматривать религиозные взгляды Льва Николаевича, можно сделать вывод, что он был не столько обличителем русской Церкви, сколько близок к отрицанию самой основы христианства.

Таким образом, окажись Толстой в среде католиков-консерваторов, вероятно, его постигла бы та же участь — отлучение от церкви.

В России же церковники, вероятно, были для Толстого носителями тех взглядов, которые стали ему чужды, и оттого раздражали.

— Божественную природу Христа

— Воскрешение Христа

— Загробную жизнь

— Троичность Бога

— Непорочное зачатие Богоматери

— Церковные таинства: причастие, исповедь, венчание и т.д.

Тем не менее, Толстой никогда не был человеком неверующим и в своей «Исповеди» пишет, что всегда верил во «что-то». Благодаря почитаю Библии и Христа как проповедника, более всего его взгляды походят на простестанские вероучения, коих множество. Все они зарождались примерно как у Толстого – не согласный с линией церкви создавал собственное течение.

Не могу заставить себя встать на колени перед Иисусом Христом

Читайте также:  Как определить неисправность помпы

Ни одно из существующих не устраивало Толстого до конца и в поисках «идеальной религии» он создал собственный кружок. В религию он развиться не успел, но «Евангелие от Толстого» всё же было создано.

Кстати, среди потомков Толстого, которые разбрелись по разным континентам, включая Америку и Австралию (сейчас их около ста человек), наиболее многочисленной является ветка, исповедающая протестантизм. Они проживают в Швеции.

Также известно, что именно протестанты особенно почитают литературу Толстого как наиболее близкую своим идеям.

Все началось в «Воскресенье»

В крупной художественной форме антицерковные идеи Толстого нашли отражение в романе «Воскресенье».

С особенным презрением писатель относился к Константину Победоносцеву — идеологу контрреформ Александра III и обер-прокурору Русской Церкви. Именно он стал прототипом антигероя Топорова.

В его характеристике писатель заостряет внимание на отсутствии у него главного, с точки зрения самого Толстого, религиозного чувства — сознания равенства и братства людей.

Он относился к поддерживаемой им религии так, как относится куровод к падали, которою он кормит своих кур: падаль очень неприятна, но куры любят и едят её, и потому их надо кормить падалью.

Лев Толстой, «Воскресенье»

Духовные поиски

Религиозный кризис Толстого тянулся с конца 1870-х годов, когда он начал в беседах и переписках задаваться неразрешимыми вопросами о духовной стороне жизни, написал очерк «Исповедь». Из него становится ясно, что сомнения посещали Толстого ещё в молодости.

— Я с шестнадцати лет перестал становиться на молитву и перестал по собственному побуждению ходить в церковь и говеть. Я перестал верить в то, что мне было сообщено с детства, но я верил во что-то. Во что я верил, я никак бы не мог сказать, — пишет он.

Тогда же Лев Николаевич начал ездить в Оптину пустынь (монастырь в Калужской области), где в те годы был расцвет старчества и где жил Амвросий Оптинский, прототип старца Зосимы в «Братьях Карамазовых» Достоевского. Там писатель вёл с отшельниками долгие беседы о вере и Боге.

Но итогом всех исканий и диспутов стало укоренение собственных антицерковных убеждений.

Если роман «Воскресенье» стал литературным воплощением этих взглядов, к которым пришёл Толстой, то научным стало «Исследование догматического богословия», которое опубликовали в 1891 году в Женеве.

Было ли покаяние

О многом говорит то, что первым пунктом странствований Толстого после его ухода из дома в ноябре 1910 года стала Оптина Пустынь. По воспоминаниям сопровождавшего его врача Маковицкого, Толстой даже хотел остаться там жить.

— Лев Николаевич желал видеть отшельников-старцев, […] поговорить с ними о Боге, о душе, об отшельничестве, и посмотреть их жизнь, и узнать условия, на каких можно жить при монастыре, — вспоминает он.

По словам Маковицкого, писатель дважды подходил к воротам скита, но так и не решился войти в него. Оттуда он направился в другой монастырь — Шамординский, а вскоре, на станции Астапово, ему стало плохо.

Узнавший об этом игумен Оптиной Ворсанофий отправился к нему и взял с собой все необходимые церковные атрибуты, чтобы принять его покаяние (по инструкции он ждал от него лишь слово «каюсь») и причастить перед смертью.

Неизвестно доподлинно, желал ли сам Толстой примириться с Церковью перед кончиной, однако технически это не случилось по его плану. Старца так и не пустили к писателю, поскольку тот чётко прописал это в заранее подготовленном завещании.

Источник: https://surfingbird.ru/surf/genij-otstupnik-za-chto-lva-tolstogo-otluchili-ot—0dgkf626b

Почему Льва Толстого отлучили от Церкви

Главная » Новости

Опубликовано: 28.10.2017

«Церковь и мир». Лев Толстой и Церковь

Лев Николаевич Толстой принял таинство святого крещения и принадлежал Православной Церкви. Однако по истечении времени писатель в ряде своих произведений выдвигает мысли, противоречащие христианской православной традиции. Так, в произведении «Воскресение» Толстой явным образом продемонстрировал свое нежелание принимать основные вероучительные истины христианства.

Лев Николаевич отвергал главное учение православия о троичности Бога. Толстой не признавал веру в Святую Троицу.

Кроме этого, он считал невозможным непорочное зачатие Девы Марии, что привело к уничижительному образу Пресвятой Богородицы.

Догмат о божественной природе Христа также не принимался автором, а событие Воскресения Христова в глазах писателя являлось обычным мифом.
Дунаев М.М. Отлучение Л.Н. Толстого

Лев Николаевич не просто придерживался таких взглядов, он возвещал о своем учении народу. Именно поэтому в конце XIX века появляется особое еретическое направление в христианстве — «толстовщина».

Толстой дерзнул написать свой взгляд на священную историю Нового Завета. Результатом этого явилось написание автором своего евангелия .

Кроме этого, Толстой создал серьезный труд по изучению Нового Завета объемом около 800 страниц, в котором в резком ключе высказывался против основных истин христианства, иногда употреблял в словах брань и всячески компрометировал современное духовенство.
Отпадение Льва Толстого от Русской Православной Церкви

Такая деятельность графа Льва Толстого просто не могла не обратить на себя внимание Церкви. Результатом антихристианских трудов писателя явилось отлучение от Церкви автора в 1901 году. Толстому была предложена возможность покаяния, но писатель так и не отрекся от своих религиозных взглядов. Поэтому до сего времени Лев Николаевич Толстой считается отлученным от Православной Церкви.

Источник: http://29frs.ru/video/2010805334-za-chto-tolstogo-otluchili-ot-cerkvi-kratko/

Нераскаявшийся грешник: за что Льва Толстого отлучили от Церкви

В 1901 г. случилось событие, породившее множество домыслов и имевшее значительный резонанс в обществе, – писателя Льва Толстого отлучили от Русской Православной Церкви .

Вот уже более ста лет длятся споры о причинах и масштабах этого конфликта. Лев Толстой стал единственным литератором, отлученным от Церкви.

Но дело в том, что ни в одном из храмов анафема ему не провозглашалась.

*Нераскаявшийся грешник*, отлученный от Церкви

«Анафема» состоит в лишении церковного общения, анафеме предавали еретиков и нераскаявшихся грешников. При этом отлучение от церкви подлежит отмене в случае покаяния отлученного. Однако в акте об отлучении Льва Толстого термин «анафема» не употреблялся. Формулировка была куда более деликатной.

А. Соломатин. Беседа о религии, 1993

Газеты опубликовали Послание Священного Синода, в котором говорилось: «Известный миру писатель, русский по рождению, православный по крещению и воспитанию своему, граф Толстой, в прельщении гордого ума своего, дерзко восстал на Господа и на Христа Его и на святое Его достояние, явно перед всеми отрекся от вскормившей и воспитавшей его матери, Церкви Православной, и посвятил свою литературную деятельность и данный ему от Бога талант на распространение в народе учений, противных Христу и Церкви, и на истребление в умах и сердцах людей веры отеческой, веры православной». По сути, это была констатация отречения от церкви самого писателя.

Единственный отлученный от Церкви русский писатель

Лев Толстой действительно в течение длительного времени проповедовал идеи, кардинально расходившиеся с православным учением.

Он отвергал веру в Святую Троицу, считал невозможным непорочное зачатие Девы Марии, подвергал сомнению божественную природу Христа, называл мифом Воскресение Христово – в целом, писатель пытался найти рациональные объяснения основным религиозным постулатам. Его идеи имели такое влияние в народе, что они даже получили свое наименование – «толстовщина».

Лев Толстой

В ответ на определение Священного Синода Лев Толстой опубликовал свое послание, в котором писал: «То, что я отрекся от Церкви, называющей себя Православной, это совершенно справедливо.

…И я убедился, что учение Церкви есть теоретически коварная и вредная ложь, практически же – собрание самых грубых суеверий и колдовства, скрывающего совершенно весь смысл христианского учения.

…То, что я отвергаю непонятную Троицу и басню о падении первого человека, историю о Боге, родившемся от Девы, искупляющем род человеческий, то это совершенно справедливо».

Лев Толстой рассказывает внукам сказку

Толстой не был единственным писателем, открыто выступавшим против Церкви. Чернышевский, Писарев, Герцен также высказывались критично, однако в проповедях Толстого видели больше опасности – у него было много последователей среди тех, кто был в числе убежденных христиан. Больше того, он сам считал себя истинным христианином и пытался изобличить «ложное» учение.

Единственный отлученный от Церкви русский писатель

Реакция общества на отлучение Толстого была неоднозначной: кто-то негодовал на Синод, кто-то публиковал в газетах заметки о том, что писатель принял «сатанинский облик». За этим событием последовали заявления в Синод с просьбой об отлучении от разных лиц. Толстой получал как сочувственные письма, так и письма с призывами опомниться и покаяться.

*Нераскаявшийся грешник*, отлученный от Церкви

Сын Толстого, Лев Львович, говорил о последствиях этого события: «Во Франции говорится часто, что Толстой был первой и главной причиной русской революции, и в этом есть много правды. Никто не сделал более разрушительной работы ни в одной стране, чем Толстой.

Отрицание государства и его авторитета, отрицание закона и Церкви, войны, собственности, семьи. Что могло произойти, когда эта отрава проникла насквозь мозги русского мужика и полуинтеллигента и прочих русских элементов.

К сожалению, моральное влияние Толстого было гораздо слабее, чем влияние политическое и социальное».

Лев Толстой

Примирения писателя с Церковью так и не произошло, покаяния – тоже. Поэтому до сегодняшнего дня он считается отлученным от Православной Церкви.

источник

Источник: https://7lostworlds.ru/blog/43122652695

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector