Основные концепции правопонимания

Характеристика основных концепций правопонимания

Основные концепции правопонимания

Правопониманием в юридической науке называется юридическая категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающей в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению.

Субъектомправопонимания всегда выступает конкретный человек, поэтому правопонимание всегда субъективно, оригинально и может не совпадать у человека, группы лиц или у целых классов.

Объектом правопонимания является право как социальное явление, как результат жизнедеятельности человека, как право конкретного общества, взятое в совокупности отдельных элементов системы права (норм права, правовых институтов и отраслей права). Знания об отдельных структурных и содержательных аспектах права переносятся на право в целом.

Содержанием правопонимания являются знания субъекта о его правах и обязанностях, конкретных и общих правовых запретах, дозволениях и оценка их как справедливых или несправедливых. В зависимости от выбора предмета изучения правопонимание может быть правильным или искаженным, положительным или отрицательным, полным или неполным.

Все существующие учения о праве в своей основе формируют определенный вид правопонимания, и называются учениями о праве или видами правопонимания. Это связано с тем, что однозначного учения о праве, которое бы удовлеворяло всех, не существует.

Так выделены идеалистический и материалистический подходы к изучению права, сформировались определенные научные школы права — нормативистская, естественно-правовая, позитивистская, психологическая, социологическая и др.

Естественно-правовая концепция. Она приобрела завершенную форму в период буржуазных революций XVII-XVIII вв. Представителями этого направления были Гоббс, Радищев и др.

Основной тезис этого учения состоит в том, что наряду с правовыми нормами, установленными государством, право состоит также из совокупности неотчуждаемых прав, принадлежащих человеку от рождения.

В этой теории верно указывается на то, что законы могут противоречить праву и быть не правовыми, а поэтому они должны приводиться в соответствие с правом. На первое место в праве выдвигаются такие оценочные понятия, как свобода, равенство, справедливость и др.

Позитивнымв данной теории является разделение права и закона, т.е. наряду с позитивным (положительным) правом существует подлинное неписанное право, под которым понимается совокупность неотъемлемых и естественных прав человека.

Источником права объявляется не законодательство, а человеческая природа и присущие ей нравственные качества. Таким образом, в рамках данной теории отожествляются право и мораль. Но такое понимание права как абстрактных нравственных ценностей уменьшает его формально-юридические свойства, данное понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием.

Историческая школа права. Наибольшее развитие получила в конце XVIII-начале XIX вв. в трудах представителей немецкой исторической школы права (Гуго др.). Эта школа возникла как антитеза естественно-правовому учению.

Право здесь выступает в виде исторически сложившихся правил поведения, законы производны от права обычного. Правовые обычаи признаются в качестве основного источника права. «По учению исторической школы, не существует права вечного, универсального; право во всем его составе есть продукт истории».

Историческая школа права отрицает категорию прав человека и обращает, прежде всего, внимание на национально-культурные и исторические особенности права. Переоценка правовых обычаев в ущерб законодательству приводила к необоснованному игнорированию формально-юридического и естественно-правового начала.

Право в данной теории рассматривалось через теорию правоотношения.

Нормативистская теория права. Данная теория получила распространение в XX в. Представителями данного направления являлись Новгородцев, Штаммлер др. В рамках данного учения государство отожествлялось с правом, с правовой формой, с результатом действия права.

Само право представляло собой совокупность общеобязательных норм, содержащих правила должного поведения. Общеобязательность права выводилась не из нравственности, а из авторитета верховной нормы, как нормы, исходящей от суверена (государства).

Нормы права при этом выстраиваются в определенную пирамиду, на вершине которой находится основная, верховная норма. Все остальные нормы как бы берут силу от нее. Основанием пирамиды норм являются индивидуальные, правоприменительные акты, прежде всего, решения судов, договоры, предписания администрации, которые должны соответствовать основной норме.

В данной теории указывалось на такие существенные качества права, как нормативность, общеобязательность, юридическая сила, формальная определенность, обеспеченность действия права принудительной защитой государства. Недостатком данного понимания является рассмотрение права отдельно от экономики, политики, социальной системы.

В рамках данного учения фактически происходит отожествление государства и права, а государство рассматривается с точки зрения организации правопорядка, т.е. под государством понимается, прежде всего, государственный режим.

Марксистская теория права. Эта теория приобрела завешенную форму в XIX-XX вв. в трудах Маркса, Энгельса, Ленина и др. Право здесь рассматривалось как возведенная в закон воля господствующего класса.

Право, как и государство, трактуются как надстроечные образования по отношению к экономической структуре общества. Под содержанием права понимается прежде всего его классовая сущность.

Для марксистской теории характерно рассмотрение понятия права в тесной взаимосвязи с понятием государства, которое не только его формирует, но и поддерживает в процессе реализации. В содержательном аспекте происходит четкое разделение правомерного и неправомерного.

Преувеличивается роль классовых начал в праве в ущерб общечеловеческим началам, жизнь права рассматривается в ограниченных рамках исторического, классового общества, жестко обусловленная материально-производственными факторами. Содержание права носит узкоклассовый характер.

Психологическая теория права. Данная теория получила распространение в XX в. Представителями этой школы являются Росс, Петражицкий и др. Право здесь рассматривается как совокупность элементов субъективной человеческой психики.

Читайте также:  Как узнать, что подключено на мегафоне, и как отключить

Понятие и сущность права выводится не через деятельность, а через психологические закономерности — правовые эмоции людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, т.е. являются переживаниями чувства правомочия на что-то (атрибутивная норма) и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма).

Психика объявляется фактором, определяющим развитие общества. Все правовые переживания делятся на два вида: переживания позитивного (установленного государством) и интуитивного (лично-автономного) права.

Интуитивное право в отличие от позитивного выступает настоящим регулятором поведения и рассматривается как действительное право. Данная концепция понимания права различает официальное и неофициальное право. Официальное право устанавливается государством и обеспечивается им.

Неофициальное право лишено государственного вмешательства, но все же действует в качестве права. Источником права объявляется психологическая реальность, а законодательная деятельность и законодательство являются производными от эмоционально-правовой сферы.

Большое влияние оказала данная теория на развитие уголовного права, уголовного процесса и на прикладные юридические науки (криминология, криминалистика, судебная психиатрия и др.).

Социологическая теория права. Эта теория получила наибольшее распространение в XX в. в трудах Эрлиха, Муромцева, и др. Под правом здесь понимаются, прежде всего, юридические действия, юридическая практика, применение права, правопорядок.

Таким образом, право выступает как порядок общественных отношений, выраженный в деятельности субъектов правоотношений. Главное для данного направления— изучение реального правового порядка, а не предписаний, исходящих от юридической нормы, т.е. изучается, прежде всего «живое право».

Право и закон здесь разделяются: если закон находится в сфере должного, то право — в сфере сущего. Формулируют «живое право», прежде всего, судьи в процессе юрисдикционной деятельности, они «наполняют» законы правом, вынося соответствующие решения.

Данное понимание права близко к доктрине общего (англосаксонского) права и было направлено в определенной мере против консерватизма немецкой исторической школы права. Отмечается приоритет содержания над правовой формой. Судьи здесь не связаны жестко с юридическими нормами и разрешают дела по «судейскому усмотрению».

Разновидностями данного правопонимания являются социальная концепция права и солидаристское учение о праве, в которых право рассматривается как средство достижения социального равновесия и сотрудничества различных социальных слоев в осуществлении власти и преобразований общественной жизни.

Источник: https://megaobuchalka.ru/7/17530.html

Основные концепции правопонимания (общая характеристика)

Поиск Лекций

Право настолько уникальный, сложный и общественно необходимый феномен, что на протяжении всего времени его существования научный интерес к нему не только не исчезает, но и возрастает.

Вопросы правопонимания принадлежат к числу «вечных» уже потому, что человек на каждом из витков своего индивидуального и общественного развития открывает в праве новые качества, новые аспекты соотношения его с другими явлениями и сферами жизнедеятельности социума.

В мире существует множество научных идей, течений и точек зрения по поводу того, что есть право. Но лишь в последнее время ученые стали задаваться вопросом, что значит понимать право.

Правопонимание – это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению.

Правопонимание всегда субъективно, оригинально, хотя представления о праве могут совпадать у группы лиц и у целых слоев, классов.

Объектом правопонимания могут быть право в планетарном масштабе, право конкретного общества, отрасль, институт права, отдельные правовые нормы. При этом знания об отдельных структурных элементах экстраполируются на право в целом. Важную познавательную нагрузку здесь несут среда и взаимодействующие с правом общественные явления.

Содержание правопонимания составляют знания субъекта о его правах и обязанностях, конкретных и общих правовых дозволениях, запретах, а также оценка и отношение к ним как справедливым или несправедливым.
В зависимости от того, что рассматривается в качестве источника правообразования, – государство или природа человека, различают естественно-правовую и позитивистскую теории права.

Естественно-правовые взгляды берут свое начало еще в Древней Греции и Древнем Риме. Они связаны с именами Демокрита, Сократа, Платона и отражают попытки выявления нравственных, справедливых начал в праве, заложенных самой природой человека. «Закон, – подчеркивал Демокрит, – стремится помочь жизни людей.

Но он может этого достигнуть только тогда, когда сами граждане желают жить счастливо: для повинующихся закону закон – только свидетельство их собственной добродетели».

Естественно-правовая теория прошла сложный путь развития, ее популярность, всплески расцвета всегда были связаны со стремлениями людей изменить свою жизнь к лучшему – это и эпоха Возрождения, и эпоха буржуазных революций и современная эпоха перехода к правовому государству.

Позитивное значение естественно-правовой теории состоит в следующем:

• во-первых, она утверждает идею естественных, неотъемлемых прав человека;

• во-вторых, благодаря этой теории стали различать право и закон, естественное и позитивное право;

• в-третьих, она концептуально соединяет право и нравственность.

Критическое замечание в адрес данной теории может состоять в том, что не всегда представление о праве как справедливом или несправедливом можно объективировать в правовой действительности. Позитивистская теория права (К. Бергбом, Г. В. Шершеневич) возникла в значительной степени как оппозиционная «естественному праву».

В отличие от естественно-правовой теории, для которой основные права и свободы первичны по отношению к законодательству, позитивизм вводит понятие «субъективное право» как производное от объективного права, установленного, созданного государством.

Государство делегирует субъективные права и устанавливает юридические обязанности в нормах права, составляющих закрытую совершенную систему. Позитивизм отождествляет право и закон.

Положительным здесь нужно признать возможность установления стабильного правопорядка, детального изучения догмы права – структуры правовой нормы, оснований юридической ответственности, классификации норм и нормативных актов, видов интерпретации.

К негативным моментам теории следует отнести вводимую ею искусственную ограниченность права как системы от фактических общественных отношений, отсутствие возможности нравственной оценки правовых явлений, отказ от исследований содержания права, его целей.

Читайте также:  Как найти хобби по душе

В зависимости от того, в чем усматривалась основа (базовый элемент) права – норма права, правосознание, правоотношение – сформировались нормативистская, психологическая и социологическая теории.

Нормативистская теория основана на представлении о том, что право – это совокупность норм, внешне выраженных в законах и иных нормативных актах. Автором данной концепции считают Г. Кельзена, по мнению которого право представляет собой стройную, с логически взаимосвязанными элементами иерархическую пирамиду во главе с «основной нормой».

Юридическая сила и законность каждой нормы зависит от «вышестоящей» в пирамиде нормы, обладающей более высокой степенью юридической силы.

Психологическая теория, родоначальником которой является Л. И. Петражицкий, правом признает конкретную психическую реальность – правовые эмоции человека. Последние носят императивно-атрибутивный характер и подразделяется на:

а) переживание позитивного права, установленного государством;

б) переживание интуитивного, личного права. Интуитивное право и выступает регулятором поведения человека и потому рассматривается как реальное, действительное право.

Положительным здесь является то, что теория обращает внимание на одну из важнейших сторон правовой системы – психологическую. Нельзя готовить и издавать законы, не изучая уровень правовой культуры и правосознания в обществе, нельзя и применять законы, не учитывая психологические особенности индивида.

Социологическая теория права зародилась в середине XIX столетия. Наиболее видными представителями социологической юриспруденции, были Л. Дюги, С. Муромцев, Е. Эрлих, Р. Паунд. Социологическая теория рассматривает право как эмпирическое явление. Основной постулат ее состоит в том, что «право следует искать не в норме или психике, а в реальной жизни».

В основу понятия права положено общественное отношение, защищенное государством. Нормы закона, правосознание не отрицаются, но и не признаются правом. Они являются признаками права, а само право – это порядок в общественных отношениях, в действиях людей.

Выявить суть такого порядка, разрешить спор в той или иной конкретной ситуации призваны судебные или административные органы.

Источник: https://poisk-ru.ru/s55353t2.html

1. Основные концепции правопонимания. Правопониманием

1. Основные концепции правопонимания.

Правопониманием в юридической науке называется юридическая категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающей в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению. Субъектом всегда выступает конкретный человек, поэтому правопонимание всегда субъективно, оригинально и может не совпадать у человека, группы лиц или у целых классов. Объект – право как социальное явление, как результат жизнедеятельности человека, как право конкретного общества, взятое в совокупности отдельных элементов системы права. Содержанием правопонимания являются знания субъекта о его правах и обязянностях, конкретных и общих правовых запретах, дозволениях и оценка их как справедливых или несправедливых.

Все существующие учения о праве в своей основе формируют определенный вид правопонимания, и называются учениями о праве или видами правопонимания.

Основные концепции правопонимания: теологическая, естественно-правовая, марксистская, нормативистская, историческая, психологическая, социологическая.

В разных частях света, в группах государств или в отдельно взятой стране исторически складывается своя система права. Существуют разные концепции правопонимания:

Теологическая теория права — исходит из того, что право как и государство имеет Божественное происхождение. Они рассматриваются как промысел Божий о человечестве для их общего блага. В этой связи теория проповедует незыблемость государственно-правовых устоев общества, недопустимость посягательства на них.

Теологическая теория пронизана идеей вечности государства и права в силу их божественного происхождения. Отсюда и обоснование сохранения в неизменном виде всех существующих в обществе государственно-правовых институтов, несмотря на отживающий характер многих из них.Естественно-правовая (философская) — как утверждение свободы и справедливости в практике правового государства.

Получила развитие у Гегеля. Право по Гегелю — осуществление свободы, свобода воли или “наличное бытие свободы”. Основной постулат философского подхода — вывод о сущности высших, доминирующих, независимых от государства норм и принципов, олицетворяет разум, справедливость.

Объективный порядок ценностей, мудрость Бога, не только является директивами для законодателя, но и думающих напрямую. Теология призывает обратиться к Богу, светский вариант ориентирует на природу вообще, природу человека, вещей. Политическая и правовая жизнь общества должна соответствовать требованиям естественного права, вытекающих из природы человека и гражданина.

В этой связи действующее в государстве законодательство призвано закреплять и обеспечивать права и свободы людей, обусловленные их естественной природой. Естественное выводится из разумной природы человека, из свободы его воли, цивилизованного способа существования в определенном сообществе.

Причем человеку не даруются властью права и свободы они принадлежат ему от рождения и должны беспрепятственно осуществляться.Позитивистская теория. Гуго, Савиньи, Пухта, Кавелин др. В рамках этой теории происходит отождествление права и внешней формы его выражения. Право здесь выступает в виде исторически сложившихся правил поведения, законы производны от права обычного.

Правовые обычаи признаются в качестве основного источника права. Позитивизм считает правовым любое предписание исходящее от государства и в силу этого обстоятельства оправдывается любой государственный произвол.

Читайте также:  Генеральная уборка в квартире: с чего начать

Марксистское понимание сущности права заключается в том, что право есть лишь возведенная в закон воля господствующих классов, воля, содержание которой обусловлено материальными условиями жизни этих классов. Право обладает относительной самостоятельностью и оказывает обратное влияние на все сферы жизни общества, сохраняя при этом свою классовую природу.

«Право в социалистическом обществе становится воплощением и средством подлинной свободой людей, поскольку оно выражает и закрепляет те реальные, материальные условия жизни, те формы общественных отношений, при которых исключается всякая возможность эксплуатации человека, политического и духовного подавления личности и при которых люди получают свободу– реальную, всеобщую и равную для всех членов общества».Нормативистская – отношение к праву как средству поддержания законности и стабильности. Право = совокупность охраняемых государством норм. Позволение гражданам и др. исполнителям правовых предписаний знакомиться с содержанием последних по тексту нормативных актов и соответственно сознательно избирать вариант своего поведения (ее ярким представителем явился Г.Кельзен (1881-1973). Социологическая — сформировалась во 2 пол. 19 в. в рамках школы “свободного права”. “Право надо искать не в нормах, а в самой жизни” (справедливость). Недоверие к закону и законности. Отрицательные моменты: а) отсутствие прочной юридической основы предпринимаемых действий и уверенности в конечных их результатах;б) решение юридических дел в пользу экономически и политически сильного, в ущерб слабым; в) опасность некомпетентного решения и произвола со стороны должностных лиц. Согласно этой теории в жизни складывается так называемое «живое право», отражающее определенный сложившийся социальный порядок в обществе. В связи с указанным пониманием права сторонники социологической теории считают, что если официальные законы расходятся с практическими жизненными отношениями, то надо действовать по свободному усмотрению, т.е. применять «живое право». Социологическая теория права придает правовую значимость интуиции, догадкам, чувствам, предложениям и иным факторам в обосновании свободы судейского усмотрения при вынесении решений. (Ее основными разработчиками являются Е.Эрлих, Г.Канторович, Р. Паунд, Ф.Кони и др.) Психологическая — наряду с нормами и правом, включается правовое сознание. Советская правовая теория отвергала эту концепцию за ее приверженность к субъективному идеализму. Однако, в первые годы Советской власти даже в декретах признано обращение судей к правовому сознанию, если законы не давали возможности решения вопроса в интересах пролетарского государства. А практика (в т.ч. расстрел на месте) основывалась на социологическом правовом сознании. Она подразделяет право на: позитивное и интуитивное. Позитивное право «определяется как совокупность норм права». Оно представлено в виде официально действующих в государстве нормативно правовых предписаний. Интуитивное или неофициальное право – это чисто психологическое явление, особое состояние души человека. Охватывая эмоции, представления, переживание и т.п. оно отходит от однообразного шаблона поведения людей, который диктуется позитивным правом. Одним из основоположников ее является Л. Петражицкий (1897-1931). Историческая – определенная концепция правопонимания, свойственная определенному историческому периоду, определенной культуре.Интегративное (общее) определение права: Право — это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом.

^

Правовой статус личности – правовое положение личности в обществе, которое включает в себя совокупность признаваемых и гарантируемых государством прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности.

^

1) принцип всеобщности, закрепляющий права человека независимо от его гражданства; 2) принцип неотчуждаемости, предполагающий невозможность отказа человека от своих прав и невозможность государства ограничить их без достаточных для этого оснований; 3) принцип непосредственного действия, предполагающий действие вне зависимости от конкретизирующего законодательства; 4) принцип равноправия, запрещающий дискриминацию отдельных категорий граждан; 5) принцип государственной защиты прав и свобод, обязывающий государство создать эффективный механизм защиты прав и свобод человека от каких–либо проявлений произвола.

Виды правового статуса личности:

1) общий правовой статус – это конституционный статус, основное содержание которого составляют субъективные права и юридические обязанности, зафиксированные в Конституции и нормах международного права как основополагающие и равные для всех граждан государства;2) специальный правовой статус – это родовой статус, отражающий правовое положение определенной категории граждан (правовой статус студентов, пенсионеров, военнослужащих и т. д.). Личности, обладающие специальным правовым статусом, имеют предусмотренные законодательством специфические, дополнительные права, обязанности, льготы;3) индивидуальный правовой статус – это единичный статус личности, который отражает правовое положение конкретного человека и его взаимодействие с обществом и государством. Индивидуальный правовой статус включает в себя совокупность персонифицированных прав и обязанностей конкретного лица. Данный статус динамичен, т. е. меняется вместе с изменениями в жизни человека;4) правовой статус физических лиц: а) российских граждан, находящихся за рубежом; б) иностранных граждан, находящихся на территории РФ; в) лиц без гражданства; г) лиц с двойным гражданством; д) беженцев; е) лиц, которые работают в экстремальных условиях и особых регионах страны;5) правовой статус юридических лиц;6) отраслевой правовой статус;7) профессиональный и должностной правовой статус и т. д.

^

Парламентарная республика – форма правления при которой значительная роль в государственной жизни принадлежит парламенту (Примеры – Германия, Италия, Индия, Австрия, Израиль и др.). Признаки парламентской республики:

Источник: http://zadocs.ru/pravo/47105/index.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector