Мариино стояние как особое великопостное богослужение

«Мариино стояние» — Лампада

Мариино стояние как особое великопостное богослужение

Каждая седмица Великого поста, его воскресные дни – Недели имеют свои особенности богослужений. Мы миновали середину поста, его четвёртую седмицу, которая была посвящена Кресту Христову.

На пятой седмице нас ждут другие особенности великопостных служб: в православных храмах вновь зазвучат спасительные стихи канона преподобного Андрея Критского. Великий покаянный канон пастыря Критского читается на протяжении Великого поста дважды.

Первый раз он прочитывается на первой неделе поста, в первые четыре дня. Второй раз он читается в день памяти преподобной Марии Египетской, вечером в среду пятой недели Великого Поста.

Как и в первые дни поста, в каноне будут молитвенно обращаться к преподобной Марии Египетской. Жизнь великой святой – это пример покаяния, но всё же, какая связь между святым Андреем Критским и святой Марией Египетской?

Сегодня приходится слышать, как люди, мало знакомые с богослужебным строем и уставом Православной Церкви, жалуются на утомительную продолжительность великопостных богослужений.

С развитием духовной жизни таких людей становится все меньше, участие в богослужениях становятся неотъемлемой частью жизни прихожан. Люди лучше узнают службу и находят в ней особую духовную сладость. Особенно продолжительны службы Великого поста в монашеских обителях.

Верующие не пугаются продолжительности этих служб, а стремятся найти возможность посещать такие богослужения. Богослужения, которые совершаются в приходских храмах сегодня, значительно короче своих уставных образцов.

За столетия церковной истории богослужение изменялось в сторону сокращения и некоторого упрощения, при том, что его духовный смысл и историческое ядро оставались неизменными и не подлежащими никакому изменению.

Но среди служб Великого поста по-настоящему продолжительным богослужением в современной литургической практике Православной Церкви является утреня четверга пятой седмицы Святой Четыредесятницы.

Во время этого богослужения прочитывается весь Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского — тот самый канон, с чтения которого начинался Великий Пост (первый раз Великий канон, разделённый на четыре части, читают в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы Великого поста). Только это чтение занимает не один час.

Его смысл в том, чтобы теперь, уже в конце великопостного пути, когда до Пасхи остаётся две с половиной недели, подвести итог поста как времени самонаблюдения, самоосуждения, плача о своих грехах и покаяния в них. Наряду с этим каноном на службе прочитывается житие преподобной Марии Египетской. Именно поэтому эта уникальная и продолжительная служба получила название «Мариино стояние».

Житие прочитывается в храме целиком — для назидания и укрепления сил молящихся и предлагается христианам как образец того, каким глубоким и истинным может быть в жизни человека покаяние, полностью перерождающее его душу и изменяющее его жизнь.

Преподобная Мария родилась в Египте. На двенадцатом году жизни она бежала из родительского дома в город Александрию, где предалась безудержному и ненасытному любодеянию и заслужила крайней распущенностью своей жизни позорную известность. Так продолжалось 17 лет, и казалось, что всякая надежда на спасение грешницы потеряна. Но Господь не отвратил от неё Своё милосердие.

Однажды Мария увидела на берегу моря толпу людей, которые собирались плыть на кораблях в Иерусалим на праздник Воздвижения Святого Креста. Отнюдь не из благочестивых побуждений, но просто желая развлечься, она упросила взять и её, причём вела себя в пути вызывающе бесстыдно.

По прибытии в Иерусалим Мария пошла за народом в церковь, но войти в неё не смогла: какая-то неведомая сила отталкивала грешницу и не пускала внутрь. После нескольких безуспешных попыток Мария отошла в угол церковной паперти и задумалась.

Взгляд её случайно остановился на иконе Пресвятой Богородицы — и вдруг, потрясённая, она осознала всю мерзость и срам своей жизни. Свет Божий коснулся её сердца — она поняла, что в церковь не пускают её грехи.

Долго и усердно молилась Мария Пресвятой Богородице, долго умоляла позволить ей войти в церковь и увидеть Крест, на котором пострадал Иисус Христос. Наконец ей показалось, что молитва её услышана.

Дрожа от волнения и страха, подошла Мария к церковным дверям — и на этот раз беспрепятственно вошла внутрь. Там увидела она Животворящий Крест Господень и поняла, что Бог готов простить кающихся.

Она снова возвратилась к иконе Пресвятой Богородицы и обратилась к Ней с мольбой указать ей путь к спасению души.

И тут она услышала как бы далёкий, но прекрасный голос: «Иди за Иордан, там обретёшь покой для души твоей». Мария немедленно отправилась в путь, добралась до реки Иордан, переправилась на другой берег и удалилась в глубину пустыни Иорданской. Здесь, в пустыне, она прожила в полном одиночестве 47 лет, питаясь одними кореньями.

Первые 17 лет ее одолевали блудные помыслы, и она боролась с ними, как с лютыми зверями.

Претерпевая голод и холод, она вспоминала пищу и вина, к которым привыкла в Египте, весёлые песни, которые пела когда-то; но более всего её одолевали блудные помыслы и искусительные образы… Мария умоляла Пресвятую Богородицу избавить её от них, падала ниц на землю и не вставала до тех пор, пока в душе её не совершалось покаяние,- тогда в неё проникал Небесный свет, и она вновь обретала покой. Через 17 лет искусы её оставили — наступили годы сосредоточенного и отрешённого покоя. Наконец Богу угодно стало явить миру необычный подвиг покаявшейся грешницы, и позволением Божиим Марию встретил в пустыне старец Зосима, инок соседнего монастыря, удалившийся сюда во время Великого поста для аскетических подвигов.

К этому времени вся одежда на Марии истлела, но старец покрыл её своим плащом. Подвижница поведала ему всю свою жизнь, попросив никому о ней не рассказывать и прийти к ней через год на Великий Четверг со Святыми Дарами, чтобы она могла причаститься.

На следующий год, исполняя просьбу Марии, старец Зосима взял Святые Дары – Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа и отправился к Иордану. На другом берегу он увидел Марию, которая, подойдя к реке, осенила воду крестным знамением и спокойно пошла по ней. С благоговейным трепетом смотрел старец на идущую по воде святую.

Выйдя на берег, Мария преклонилась перед старцем и попросила его благословения. Потом выслушала «Верую» и «Отче наш», причастилась Святых Христовых Тайн и произнесла: «Ныне отпущаеши рабу Твою, Владыка, по глаголу Твоему с миром!» Потом попросила Зосиму исполнить последнюю её просьбу: прийти через год на то место, где он встретил её впервые.

Через год старец вновь отправился на то место, где спасалась Мария, но нашел её там уже почившей. Она лежала на земле, сложив руки, как на молитве, и обратив лицо на восток. Рядом с ней на песке было начертано: «Отец Зосима, погреби тело смиренной Марии, умершей 1 апреля. Верни прах праху». Со слезами и молитвами старец предал земле великую подвижницу.

При этом ему помог лев. Старец возвратился в обитель, где поведал инокам и игумену всё, что услышал от святой подвижницы. Преподобная Мария Египетская скончалась в 522 г.

Двое великих святых – преподобный Андрей Критский и преподобная Мария Египетская часто изображаются на иконах рядом. Они никогда не виделись при жизни, да и жизнь у них была совершенно разная.

Святой Андрей от юности возлюбил безмолвие и молитву. Он воспитывался в одном из самых строгих монастырей Палестины – Лавре преподобного Саввы Освященного.

Там, усердно подвизаясь, он обрёл то духовное сокровище, которого, по словам Христа, не стоит весь мир.

Достигнув высот духовного совершенства, инок Андрей помышлял остаток своих дней провести в любимом им монастыре святого Саввы, но Промыслом Божиим был поставлен епископом острова Крит.

Уже в преклонных годах, украшенный многими духовными дарованиями, совершив многие чудеса, он написал главный труд своей жизни — Великий покаянный канон. Для всех поколений христиан это произведение останется учебником, азбукой покаяния. Канон этот нельзя пересказать, его надо читать. Читать не спеша и со вниманием. И тогда откроется душе, что написан он именно про неё.

Источник: http://lampada.in.ua/2017/03/laquo-mariino-stoyanie-raquo/

В чем особенности богослужений великого поста?

Содержание:

К сожалению, для большинства людей Великий пост связан лишь с некоторыми телесными ограничениями в пище. Чуть более «продвинутые» в православии вспомнят еще о воздержании от праздности и развлечений, сплетен и осуждений. Все это верно. Но суть и значение поста этим отнюдь не ограничиваются.

Недаром ведь святые отцы называли сей благоприятный для человека период «духовной весной». Это невозможно понять, не ощутив всю красоту и значимость постового богослужения. В статье мы остановимся лишь на некоторых его особенностях, дав повод к самостоятельному, более глубокому ознакомлению.

Почему службы бывают длинные?

Период с первой недели до пятницы шестой включительно называется святой четыредесятницей и насчитывает ровно 40 дней. Седьмая неделя называется Страстной и выделяется отдельно. Первая постовая служба приходится на вечер так называемого «Прощеного воскресенья», поскольку церковный день начинается с вечера.

Церковные службы поста отличаются, в первую очередь, своей продолжительностью. Их цель – настроить человека на покаянный лад, подготовить душу к встрече со Христом Воскресшим. Достигается это путем усиленной молитвы.

Во время вечерней службы Великого поста вместо малого служится великое повечерие. На утрене обычный канон святому заменяют трипеснцы — специальные каноны, состоящие из трех песней. Кроме того, читаются особенные часы, великопостные. На вечерне также звучат паремии (отрывки из Ветхого Завета).

Особое внимание в посту уделяется чтению Псалтыри. Это касается как домашней, так и церковной молитвы. За неделю в храме вся книга прочитывается теперь два раза вместо одного.

Молитва Ефрема Сирина

В дни Великого поста в храме мы часто слышим такую молитву:

Слова этой молитвы принадлежат святому аскету-пустыннику IV века — преподобному Ефрему Сирину. Она читается в дни поста не только в храме, но и дома вместе с утренним и вечерним правилом. При этом произнесение молитвы сопровождается большим количеством поклонов.

Следует сказать, что обилие поклонов является одной из главных особенностей богослужений данного поста. Поклоны совершаются верующими не только во время молитвы Ефрема Сирина, но и в другие моменты служб. Не распространяется это правило лишь на субботние и воскресные службы.

Покаянный канон Андрея Критского

С понедельника по четверг первой недели святой четыредесятницы по вечерам совершается особая служба с чтением Покаянного канона. Это одно из самых выдающихся произведений церковной гимнографии, написанное преподобным Андреем, архиепископом Критским. В общецерковном употреблении канон был известен уже в X веке.

Читайте также:  Как стать фотографом

Почему это произведение получило наименование Великого? Такое название обусловлено не только большим размером (канон делится на четыре полноценные части), но и обилием мыслей, сравнений и аллюзий из Ветхого и Нового Заветов.

Общее настроение творения отражает состояние души, которая горько оплакивает свои грехи. Этот же покаянный настрой передает повторяющийся припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя. В четверг пятой недели Великого поста на утрене канон Андрея Критского прочитывается полностью за один раз.

Такая служба получила название «Мариино стояние» в честь памяти преподобной Марии Египетской, которая совершается на этой седмице (неделе). Тогда же в храме читается и житие святой подвижницы, проведшей сорок лет в пустыне. Это богослужение является самой продолжительной из всех церковных служб и длится около пяти часов.

Специфика великопостных Литургий

Еще одной из главных особенностей великопостных служб является то, что в будние дни в храме не служатся полные Литургии. Исключение бывает только на праздник Благовещения, если он выпадает среди недели. С чем связана такая специфика?

Дело в том, что Великий пост подразумевает некоторое ограничение человека в радостных и приятных для него вещах. И это касается не только телесных утеснений, но и душевных. Безусловно, главной духовной радостью для христианина является Евхаристия (причастие), совершаемая во время Божественной Литургии.

Полная Литургия не совершается для того, чтобы мы смогли заново оценить сей дар Бога человеку, успели «изголодаться» по ней. Однако даже здесь для верующих была сделана небольшая уступка. Еще одна особенность постовых богослужений — по средам и пятницам вместо полной совершается Литургия Преждеосвященных Даров.

Уже по названию можно понять, что на ней люди могут причаститься заранее освященных святых Тела и Крови Христовых, которые обычно заготавливают в воскресенье. Такая Литургия никогда в году больше не служится.

Литургии полным чином совершаются по выходным. Причем по воскресеньям поста, кроме Вербного, служится Литургия Василия Великого. Она совершается всего десять раз в году. От Литургии Иоанна Златоуста отличается более пространным и глубоким содержанием тайных молитв Евхаристии, читаемых священниками в алтаре.

Поминальные службы поста

Три субботы Великого поста подряд, начиная со второй, называются родительскими поминальными субботами. В эти дни служится заупокойная Литургия Иоанна Златоуста и Великая панихида. Накануне в пятницу совершается парастас (заупокойное вечернее богослужение со чтением 17-ой кафизмы).

Это дни сугубого поминовения умерших. Такие службы мотивированы тем, что в будние дни поста не положено церковное поминание усопших, поскольку не совершается полная Божественная Литургия. Чтобы не лишить наших родных молитвы о них Церкви в эти дни, были установлены родительские поминальные субботы.

Воскресные пассии

В дни святой четыредесятницы совершается еще одно исключительное богослужение — пассия. Она служится в четыре воскресенья, со второго по пятое, в дни поста. Пассия пришла к нам оттуда же, откуда и черное облачение священства — с Запада. С латинского «пассия» переводится как «страдание».

Этой службы нет в церковном уставе, поэтому ее содержание может варьироваться в разных храмах. До нас последование пассии дошло в том виде, в котором оно было составлено в середине XVII митрополитом Петром (Могилой). По сути, данное богослужение является вечерней службой Великого поста на понедельник. При этом служится акафист Кресту или Страстям Господним.

Обязательная часть — чтение отрывка одного из Евангелий о Страстях Христовых. Отсюда и количество пассий в году — по числу четырех евангелистов. После службы обязательно произносится проповедь, к которой тщательно готовится духовенство.

Крестопоклонная неделя

Среди других особенностей богослужений нельзя не упомянуть о третьем воскресенье данного поста. На всенощном бдении сего дня верующим выносится Крест для поклонения. При этом поется песнопение:

Конец третьей недели знаменует середину Великого Поста, половина пути пройдена. Крест выносится верующим для укрепления сил постящихся, чтобы легче было пройти остаток пути. Кроме того, эта традиция имеет свои корни в Византии.

Как известно, раньше крещение там принимали исключительно в Великую Субботу, перед Пасхой. Для подкрепления сил катехуменов (готовящихся ко крещению) в середине поста как раз и выносился Крест. Он остается в храме вплоть до пятницы, посему четвертая седмица называется еще «крестопоклонной».

«Похвала Пресвятой Богородицы»

Совершенно отдельно от всех служб стоит так называемая «Суббота акафиста», или «Похвала Пресвятой Богородицы». Она совершается на пятой седмице святой четыредесятницы. На утрене читается акафист Богородице «Радуйся, Невесто невестная».

Это первый и единственный, положенный уставом Церкви, акафист. Он был написан в честь защиты Пресвятой Богородицей Константинополя от нашествия иноплеменников в 626 году.

Для совершения службы священники в этот день выходят на середину храма. Акафист читается по частям, за четыре раза.

После каждой части поется кондак (небольшое песнопение) «Взбранной Воеводе» и кадится храм.

По своей нетипичной для поста праздничности «Суббота Акафиста» схожа с Благовещением. И только в честь Пресвятой Богородицы делаются в Великий пост два таких больших исключения.

Как видим, постовые службы имеют огромную смысловую нагрузку и разнообразие. На последней, Страстной неделе они еще более духовно насыщены. Об этом следует говорить отдельно. Однако есть смысл по возможности не пропустить ни одного из важнейших богослужений в посту, ведь больше они в этом году не повторятся.

Источник: http://megapoisk.com/osobennosti-bogosluzhenij-velikogo-posta

Мариино стояние 2018

Мариино стояние 2018

Мариино стояние 2018: в этот день в храмах воспевается способность и решимость к покаянию. Считается, что покаяние может стать первым шагом к Богу для любого грешника, было бы оно искренним и долговечным.

Религия служит для того, чтобы человек стремился к великому и совершенствовал моральный и физический облик. А её инструментами являются воспитательные меры самого разного характера. В том числе назидательные и наставительные учения, службы, молитвы, проповеди и запреты.

Что значит «каяться»?

Нам всем знакомо раскаяние с самого детства. Например, когда нашалил, сильно расстроил маму и понимаешь, что больше так делать не надо. Покаяние в этом смысле глубже. Человек должен понимать, почему то, что он делал – плохо, почему больше так делать не нужно и, главное, кому это нужно или не нужно.

На самом деле воспитание религии не сродни родительскому. Наказание как таковое отсутствует: никто не обидится на тебя, не похвалит и не пожурит. Все действия основаны на осознании.

Церковь объясняет, почему именно некоторые вещи делать нельзя, как это плохо для главного действующего лица, а может быть, и кого-то еще. Если мы ведем невежественный образ жизни, никому, кроме себя и тех, кто нас любит, плохо мы не делаем.

Но всегда ли осознаем последствия этого «плохо» для себя?

Церковь в этом смысле ведет работу на духовном фронте. Старается донести в проповедях последствия наших действий, закрепить в нашей душе некую цензуру, которая бы отталкивала нехорошие мысли, словно воск воду. И покаянию приписывается глубочайший смысл. В первую очередь это связано с пониманием кающегося, осознанием им его же неверных выборов и твердым решением подобного не совершать.

Особенность дня Мариина стояния

В качестве главного своего инструмента церковь использует церковные богослужения. Прекрасные песнопения, проповеди, на которых можно погрузиться в некое подобное трансу состояние и проникнуться духом праведной жизни. В них воспеваются праведные дела и рассказывается о грешных.

Упоминаются великие святые, которые праведными своими поступками меняли ход истории христианства, а значит, возможно, и мира. Людям наглядно демонстрируют, какие слова, в какой последовательности помогают говорить с ангелами. И покаяние тоже воспевается — из-за своей чудодейственной силы.

Как раз об этой силе свидетельствует церковное сказание о Марии Египетской. Ее история была выбрана среди многих как наиболее наглядная, она рассказывает вот что:

Мария, будучи молодой девушкой, страшно грешила. В ее жизни присутствовали в основном плотские удовольствия, которым она потворствовала, не задумываясь о последствиях. Сказано, что 17 лет ее жизни прошло в блудном грехе.

Но так случилось, что ее сердце однажды тронула проповедь христианской церкви. Мария осознала, что ход ее жизни – не единственный вариант, и все может быть по-другому. Приняв твердое решение приблизиться к Господу, она устремилась в храм. И с того же момента дьявол принялся посылать ей препятствия, дабы не позволить ее душе очиститься.

Но стремление Марии было настолько сильным, что Господь услышал ее и помогал на протяжении всего пути к праведному образу жизни. Разумеется, его помощь заключалась больше в духовной поддержке, озарениях и просветлении, поскольку Господь помогает изнутри, а во внешнем мире человек должен действовать сам.

В итоге Мария провела последующие 47 лет своей жизни, ведя уединенный монашеский образ жизни в пустыне. Ее молитвы сотворили чудо, и она совершенно изменилась, получив впоследствии псевдоним Марии Египетской. В честь ее непоколебимой решимости, покаяния и веры и назван день Мариино стояние. Он отмечается во время Великого поста, поскольку также призывает к очищению всех послушников церкви.

Мариино стояние — четверг 5-й недели поста

Марииным стоянием называется четверг 5-й недели поста, он не привязан к определенной дате календаря. В 2018 году Мариино стояние также пройдет в этот день, то есть, 22 марта.

В храме состоится самое длинное богослужение за весь год — длительностью до 7 часов. Будет прочитан канон Андрея Критского до конца и житие Марии Египетской.

Постящимся это послужит вдохновляющим примером, когда можно и нужно каждый день жить по-новому, еще лучше и чище, чем прежде.

Если направить искренние устремления на путь очищения, Господь Бог не даст почувствовать одиночества в пути, радость единения с ним будет придавать силы для совершения своих собственных маленьких и больших божественных чудес.

Источник: http://velikij-post.ru/kalendar-posta/mariino-stoyanie.html

Мариино стояние: раз в году в этот день православные совершают более тысячи земных поклонов

Мариино стояние: раз в году в этот день православные совершают более тысячи земных поклонов

athos-ukraine.com

athos-ukraine.com

Венцом великопостных трудов можно назвать давнюю православную традицию усердной молитвы на Мариином стоянии. Эта особая служба состоится в среду вечером, 13 апреля, во всех православных храмах. 

Мариино стояние — одно из самых продолжительных богослужений, на котором единственный раз в году целиком читают Великий покаянный канон Андрея Критского.

Читайте также:  Как готовить в утятнице

Великий покаянный канон состоит из 250 тропарей. Он побуждает человеческую душу к исправлению жизни и напоминает о том, что пост – время покаяния.

В первые дни Великого поста канон Андрея Критского уже читали, разделив на четыре части. Но в этот раз его прочтут полностью, добавив к нему канон преподобной Марии Египетской и чтение ее жития.

На Мариином стоянии верующие совершают более тысячи земных поклонов.

Те, кто соблюдал Великий пост, и те, кто не смог придерживаться его, стараються посвятить этот день сугубым молитвам и обязательно посетить эту службу.

Чтение канона преподобного Андрея Критского и жития преподобной Марии Египетской на 5-й седмице совершается Церковью со времени VI Вселенского Собора. На этом богослужении многократно звучат святые слова покаяния: “Помилуй мя, Боже, помилуй мя”. И прошения “Преподобный отче Андрее, моли Бога о нас! Преподобная мати Мария, моли Бога о нас!”

Преподобная Мария Египетская — одна  из самых великих святых за всю историю христианства. В ее житии говорится о том, как низко может пасть человек и как высоко способен возвыситься, благодаря покаянию и служению Богу.

Для «УНИАН-Религии» — БФ «Православное наследие Украины на Святой горе Афон».

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

  • Главная  / 
  • Религии  / 
  • Православие

Источник: https://religions.unian.net/orthodoxy/1318116-mariino-stoyanie-raz-v-godu-v-etot-den-pravoslavnyie-sovershayut-bolee-tyisyachi-zemnyih-poklonov.html

Мариино стояние: зачем присутствовать на самой длинной службе в году и сколько поклонов нужно сделать

Мариино стояние: зачем присутствовать на самой длинной службе в году и сколько поклонов нужно сделать

Как помогает Господь в борьбе со страстями, рассказывает митрополит Антоний (Паканич).

– Чем особенно богослужение в день Марииного стояния? Что мы вспоминаем?

– Название «Мариино стояние» это богослужение получило из-за своей продолжительности, поскольку в среду вечером полностью прочитывается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского вместе с житием преподобной Марии Египетской как образец духовного перерождения через пост и молитву.

Церковь всегда предлагает нам образцы покаяния с тем, чтобы мы видели, как человек, движимый силой покаяния, достигает неба.

Часто люди, пришедшие в Церковь после насыщенной разными событиями жизни, переживают, хватит ли у них сил для исправления, поможет ли им Господь в борьбе со страстями. Ведь враг рода человеческого любит вселять помыслы маловерия, малодушия, отсутствия надежды на Спасителя.

Церковь же показывает – та, которая достигла, как сейчас бы сказали, социального дна, та, которая жила жизнью крайне грешной через покаяние, стала великой святой!

Кстати, не случайно прп. Мария Египетская вспоминается сразу после воскресения, посвященного прп. Иоанну Лествичнику, изложившему правила духовной жизни, следуя которым человек, как бы восходя по ступенькам, может достичь Царствия Божия. 

– Является ли эта служба самой длинной в году?

– Да, бесспорно, из за чтения Великого покаянного канона эта служба длится дольше обычного, но в Богослужебном году есть службы, которые могут «поспорить» с «Марииным стоянием» по длине, например, некоторые службы Страстной седмицы.

– Сколько земных поклонов нужно сделать во время службы?

– По благочестивой традиции во время чтения Великого канона принято совершать земной поклон в начале каждого тропаря. Соответственно, количество поклонов составляет 250. Это нелегко. Но, несмотря на это, большинство верующих стараются совершить такой нелегкий подвиг.

Количество поклонов всегда должно определяться соразмерно духовным и телесным силам человека. Нам следует помнить, что Господь смотрит прежде всего на сердце человека, а не на его физическую подготовку.

Поэтому важным является не количество положенных поклонов, а наш молитвенный настрой. Святые отцы всегда говорят о том, что лучше пару слов в уме сказать Богу, чем совершить тысячу поклонов, думая при этом о ногах.

Беседовала Наталья Горошкова

Источник: http://pravlife.org/content/mariino-stoyanie-zachem-prisutstvovat-na-samoy-dlinnoy-sluzhbe-v-godu-i-skolko-poklonov

В свято-владимирском соборе в херсонесе совершено традиционное великопостное богослужение «мариино стояние» » севастопольское благочиние

В свято-владимирском соборе в херсонесе совершено традиционное великопостное богослужение «мариино стояние» » севастопольское благочиние

Вечером 13 апреля 2016 года, в Свято-Владимирском соборе в Херсонесе благочинный Севастопольского округа протоиерей Сергий Халюта в сослужении духовенства собора совершил утреню с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского и жития преподобной Марии Египетской («Мариино стояние»).

Особое великопостное богослужение посвящено подвигу преподобной Марии Египетской – удивительной святой, которая после греховной молодости 47 лет провела в пустыне в подвиге покаяния.

На этой утрене полностью прочитываются Великий покаянный канон и житие преп. Марии Египетской. Житие разделено на две части: первая читается после кафизмы; вторая – после 3 песни.

Читать канон святого Андрея Критского и житие преподобной Марии Египетской в четверг пятой седмицы установлено со времени VI Вселенского Собора.

Житие преподобной Марии Египетской

Преподобная Мария была египетской подвижницей. Вот как сама она открыла свою жизнь святому Зосиме, который незадолго до ее смерти встретил ее в пустыне.

«В 12 лет я ушла из дома родителей в Александрию, где начала вести порочную жизнь. Однажды с народною толпою отправилась я в Иерусалим на праздник Воздвижения креста Господня. Во время плавания я соблазнила многих путешественников.

Прибыв в Иерусалим, я хотела идти с народом в церковь, но какая-то невидимая сила удерживала меня. Я стала размышлять, почему я не могу войти в церковь, когда входят другие.

Тогда свет Божий озарил мое сердце, и я поняла, что грехи мои не пускают меня в храм Божий. Долго я плакала и вдруг, подняв глаза к верху, увидела на стене образ Пресвятой Богородицы.

Я стала умолять Пресвятую Богородицу простить меня и допустить в церковь, чтобы поклониться Кресту Христову.

И что же? После молитвы я свободно вошла в церковь, поклонилась Святому Кресту и, воротившись к иконе, стала просить Богородицу наставить меня на путь спасения.

Тогда я услышала голос: «Ступай за Иордан, и там найдешь покой для души твоей!» Я послушалась голоса и через три дня дошла до монастыря святого Иоанна Предтечи, близ реки Иордана. Выкупавшись в святой реке, я вошла в церковь, приобщилась Святых Тайн и потом, перейдя реку, поселилась в здешней пустыне.

Здесь я прожила 40 лет, питалась кореньями, терпела страшный голод. Иногда я мучилась, воспоминая о сладкой пище, которую всегда имела в Египте.

Иногда не было и простой воды, а мне хотелось тех дорогих вин, которые я пила прежде без меры. Язык мой против моей воли настраивался повторять те безумные песни, которые прежде утешали меня.

Страшно я боролась со своими злыми навыками. Случалось, что падала на землю от изнеможения. Платье мое истлело от времени, тело то страдало от холода, то горело от зноя.

Но через 17 лет наступило время покоя».

Рассказав свою жизнь, святая Мария просила Зосиму, чтобы он в будущем году, в Великий четверг, принес из монастыря Святые Дары и причастил ее в тот самый день, в который Господь причащал Своих учеников.

Святой Зосима, придя в пустыню, долго молился и ждал святую подвижницу. Наконец, увидел, что она подошла к реке и, перекрестив ее, пошла по воде.

Старец изумился и хотел поклониться Марии в ноги, но она сказала: «Что ты делаешь? Ты священник и в руках у тебя Святые Дары!» Причастившись, святая подвижница просила еще раз придти к ней в пустыню; Зосима явился через год и нашел ее уже умершею.

Возле ее на песке были начертаны слова: «Отец Зосима! Похорони здесь тело смиренной Марии, умершей 1 апреля».

Это было 1 апреля 524 года, в самый день ее причащения. Память святой Марии, кроме 1 апреля (14 апреля по новому стилю), чтится в воскресенье и четверг 5-й недели Великого Поста.

Источник: https://hersones.org/novosti/4488-v-svyato-vladimirskom-sobore-v-hersonese-soversheno-traditsionnoe-velikopostnoe-bogosluzhenie-mariino-stoyanie.html

Стояние Марии Египетской

Стояние Марии Египетской

Стояние Марии Египетской


Как преодолеть «грешной жизни пустоту»?

Мариино стояние

На пятой неделе Великого поста, в среду вечером, в храмах совершается утреня четверга, которую принято называть Стояние Марии Египетской, или Мариино стояние. Это продолжительная служба, которая бывает только раз в году.

Во время нее полностью вычитывается весь Великий канон Анрея Критского (в первую неделю Великого поста канон читался небольшими частями с понедельника по четверг), который соединяется с каноном Марии Египетской. Также в храме в этот день мы слышим житие святой Марии Египетской.

Этот текст, по мысли святых отцов VI Вселенского собора (692 год), — а именно тогда была составлена служба из Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского и жития Марии Египетской, — способен дать надежду и тем, кто думает, что находится в отчаянном положении, и тем, кто не верит, что способен достойно завершить пост и встретить Воскресение Христово. Мариино стояние — это служба, которая утешает страждущих и вместе с тем побуждает верующих продолжать подвиг поста и покаяния.

Марьино стояние — текст службы — Полный текст службы Мариино стояние смотрите здесь.

Великий канон cвятого Андрея Критского целиком, читаемый в четверг пятой седмицы Великого поста             + версия для печати 


Житие Марии Египетской

Мария родилась в небольшой египетской деревушке. Когда ей исполнилось двенадцать лет, она покинула родительский дом. Одержимая плотской страстью, она отправилась в Александрию и стала блудницей.

Мария предавалась разврату безудержно и ненасытно, как за мзду, так и добровольно. Более 17 лет она не знала предела в своем распутстве.

Однажды, увидев множество ливийских паломников, которые отправлялись в Иерусалим, чтобы поклониться Кресту Господню, Мария решила примкнуть к ним.

Никаких благочестивых намерений женщина не испытывала, напротив, рассчитывала, что в клиентах не будет недостатка, да и в Иерусалиме всегда найдется с кем «весело» провести время. Своим телом она расплачивалась за еду, за постой, за провоз на корабле.

Но когда в день праздника Воздвижения Креста Господня Марии вдруг захотелось вместе с толпой паломников войти в храм Воскресения Христова, она не смогла этого сделать. Не только толпа верующих оттесняла ее от входа, но и какая-то непонятная сила не пускала, не позволяла переступить порог храма.

Она попробовала войти один, второй, третий раз, но когда и в четвертый раз ей что-то помешало оказаться в храме, женщина отступила. Обессилевшая, она растеряно стояла у входа и задавалась вопросом: «Почему так? Я хочу быть там, внутри». Ответ напрашивался сам собой.

Осознав, кто она есть, чем живет, к чему стремится, поняв, что собственный грех не позволяет ей прикоснуться к Животворящему Кресту Господню, Мария неожиданно расплакалась. Стоя в притворе храма, рыдая о своих грехах, она увидела перед собой икону Богоматери. Мария обратилась к Богородице, умоляя заступиться перед Христом, который никогда не гнушался грешников.

В своей мольбе Мария обещала «не осквернять себя более плотской скверной и отречься от мира». И вот она чувствует, что молитва услышана. Преображенная Мария у Креста Господня. Лицо залито слезами. Слезы нескончаемым потоком текут по уставшими глазам, а в голове вопрос: «Как жить дальше? Как вымолить прощение?» Также неожиданно она услышала голос: «Иди за Иордан, там обретаешь блаженный покой».

За Иорданом, в пустыне, совершенно одна, сорок семь лет испытывая страшные искушения, Мария молила о прощении. Сорок семь лет под палящим солнцем святая плакала о своих грехах, практически не вспоминая о воде и пище.

Читайте также:  Куда сдавать ртутные градусники

Поэтому, когда монах Зосима –  очевидец жизни Марии Египетской, желая увидеть «святого мужа, превзошедшего его в трезвении и делании», пришел в заиорданскую пустыню, то в черной тени он не узнал ни женщины, ни даже человека.

Когда же «тень» стала стремительно от него удаляться, он бросился ее преследовать.

Лишь после того, как немощный старец стал умолять пустынника не убегать, почерневший от солнца человек сам обратился к старцу за помощью.

Мария, не подозревающая о достигнутой ею святости, обратилась к иноку по имени, назвала его пресвитером и попросила у Зосимы плащ, чтобы прикрыть наготу и подойти под благословение.

Долго они стояли на коленях друг перед другом и повторяли: «Благослови». А потом Зосима попросил у Марии помолиться за весь мир и за него. Обратившись на восток, подняв руки к небу, Мария шептала молитву. Ее тело почти на полметра приподнялось от земли и парило.

Еще больше был потрясен инок Зосима, когда Мария рассказывала ему о своей жизни. Необразованная женщина, никогда не державшая в руках книги, в одиночестве проведшая в пустыне полвека, с легкостью цитировала Священное Писание и псалмы. А главное, горько оплакивала свой грех.

Спустя год, в четверг страстной Седмицы, когда церковь вспоминает Тайную Вечерю, святая пришла к Иордану. На глазах у старца перекрестила воду и перешла реку, как по суху, чтобы причаститься. Старец Зосима печалился лишь о том, что не знает имени подвижницы.

Прошел год. Зосима вновь в пустыне. Он стоит у высохшего ручья, где впервые встретил отшельницу. Перед ним ее тело со сложенными крестообразно на груди руками. И в головах на песке послание: «Погреби, авва Зосима, на этом месте тело смиренной Марии». Вот Зосима и узнал имя святой. Он похоронил подвижницу, лев, пришедший из пустыни, помог выкопать могилу. Это произошло в 522 году.

«Золотая легенда», или Как Мария Магдалина превратилась в Марию Египетскую

Житие святой Марии Египетской, автором которого стал Иерусалимский патриарх Софроний, нашло свое отражение в богослужении и иконописи.

В церковном искусстве, благодаря существовавшей с VII века службе, Мария Египетская наравне с Андреем Критским стала почитаться как «наставница в покаянии» и изображаться на иконах вместе с ним.

В художественной литературе и в фольклоре, в живописи, скульптуре образ святой также нашел свое отражение. Большую роль в этом сыграла «Золотая легенда» (1255 год) Иакова Ворагинского, уступавшая по популярности в средневековой Европе только Библии.

Одно из двухсот содержащихся в книге житий посвящено Марии Магдалине. И хотя мироносица Мария Магдалина — это святая, жившая пятью веками ранее Марии Египетской, автор (не знавший ни греческого, ни иврита) заимствует для своего рассказа некоторые мотивы жития Марии Египетской.

Он адаптирует их, приписывает Марии Магдалине некоторые из черт Марии Египетской. В «Золотой легенде» Мария Магдалина изображена как раскаявшаяся блудница, которая, придя ко Христу и осознав свою греховность, подвизалась в посте и молитве в пустыне.

Тридцать лет ангелы ежедневно приносили к пещере, где она жила, просфоры.

Джотто. Мария Магдалина получает одежду из рук старца Зосимы. 1307-1308

«Золотая легенда» вдохновляла скульпторов и живописцев эпохи Возрождения. Поэтому-то Мария Магдалина и у скульптора Донателло, и в картине Тициана, внешне напоминает Марию Египетскую. В Евангелии ничего не сказано о том, что Мария Магдалина была блудницей или жила в пустыне, но популярность «Золотой легенды» превратила персонажа Нового Завета в средневековую подвижницу.

Образ Марии Египетской нашел отражение и в литературе Нового времени. Мотивы ее жития встречаем и у Брехта, и у Гете, и у Достоевского, и у Замятина.

14 апреля по новому стилю, а также в воскресенье пятой недели Великого поста Русская Православная Церковь чтит память преподобной Марии Египетской. В 1912 году поэт Серебряного века, писатель и композитор Михаил Кузьмин в поэтических строках пересказал житие святой Марии Египетской и подарил его на день ангела 1 апреля своей знакомой, Марии Замятиной.

«Ведь Марию Египтянку Грешной жизни пустота Прикоснуться не пустила Животворного креста. А когда пошла в пустыню, Блуд забыв, душой проста, Песни вольные звучали

Славой новою Христа.

Отыскал ее Зосима, Разделив свою милоть, Чтоб покрыла пред кончиной Уготованную плоть. Не грехи, а Спаса сила, Тайной жизни чистота Пусть соделает Вам легкой

Ношу вольного креста.

А забота жизни тесной, Незаметна и проста, Вам зачтется, как молитва, У воскресного Христа, И отыщет не Зосима, Разделив свою милоть: Сам Христос, придя, прикроет

Уготованную плоть».

На заставке фрагмент иконы: Мария Египетская. Русский Север. Середина XVIII в.

Рощеня Дарья  интернетпортал «ФОМА»

Источник: http://pravsobor.kz/1_shagi_v_hrame/o_Poste/Velikiy/bogoslyjeniya/week-5/Stoyanie.html

Мариино стояние

Мариино стояние – народное название утрени, совершаемой в четверг пятой седмицы Великого поста (чаще всего в среду вечером), на которой читается Великий канон св. Андрея Критского и житие преподобной Марии Египетской.

Протоиерей Димитрий Дудко

В последний раз в этом Великом посту мы читали покаянный канон Андрея Критского, на нашу душу ложились святые слова покаяния: “Помилуй мя, Боже, помилуй мя”. Слышали и припевы: “Преподобный отче Андрее, моли Бога о нас! Преподобная мати Мария, моли Бога о нас!”

Покаяние — вот то, чем мы можем спастись. Какие бы дела добрые мы ни совершали, хвалясь ими, мы превращаемся в фарисеев, смотрящих только на внешность, а внутри — как гробы, полные всякой мерзости. Ибо делами закона мы не оправдаемся, никто не в состоянии совершить таких дел, которые покрыли бы наши злые дела. Покаяние — вот то, что стоит выше всего. Через покаяние многие достигли спасения.

Нашему вниманию Церковь предлагает житие преподобной Марии Египетской. Некогда великая блудница через покаяние стала великой праведницей. Покаяние требует от нас таких трудов, каких не требуют наши добрые дела.

Это только некоторым кажется, что легко каяться. Покаяние — неимоверно тяжкий труд. Покаяние не заключается в том, чтобы мы сказали: “Каюсь!” – даже призывая помощь Божию.

Напрасно обольщаются те, кто думает, что, сказав на исповеди свой грех, мы не должны уже ничего больше делать.

Назвать грех — это только положить доброе начало, а впереди предстоит огромный труд… Если не будет этого труда, наши слова могут так и остаться только словами.

Но сказать с решительностью это первое слово – много значит. На пути много будет всяких обольщений, но нам нужно помнить первое слово.

Мария Египетская занималась такими блудными делами, о которых ей трудно было впоследствии рассказывать подвижнику Зосиме. Она думала, грех — это удовольствие, и он ей откроет везде дверь.

Но вот она столкнулась с первым препятствием, когда хотела пройти в храм на празднование – волна людская всегда оттесняла её, и она увидела в этом указующую руку Божию. Взмолилась Пресвятой Богородице, и та помогла ей пройти в храм на поклонение Животворящему Кресту Господню.

Поклонившись, она твердо решила порвать с грехом, не раздумывая, отправилась в пустыню. 17 лет она провела в блудодеянии, 47 лет провела в покаянии. Каких искушений она ни испытала, но всё преодолела с помощью Божией.

Помощь Божия — это не то, что Бог за нас будет делать, как утверждает народная молва. Бог помогает тем, кто сам делает. Когда Марию Египетскую одолевали искушения, она падала на землю и молилась. А что в таком случае мы делаем?

Вспомним о своей молитве. Мы не только молимся небрежно, но ещё и молимся не всегда, а у нас искушений не меньше, чем было у Марии Египетской. Пустыня нашей жизни такие таит в себе соблазны, которых, может быть, не видели и древние подвижники. А преодолевать надо.

Подвижники, прошедшие до нас путь покаяния и получившие опыт, помогут нам. И вот первая, кто нам поможет, — преподобная Мария Египетская. Когда она молилась, преподобный Зосима видел, как она приподнимается над землёй. Силу её молитве дало её покаяние, покаяние — крылья для того, чтоб парить над землёй. Только через покаяние мы можем избавиться от грехов. А грехов у нас бездна.

Почему мы не ужасаемся этой бездне? Потому что не видим ее. Если б увидели эту бездну, с какой силой мы бы закричали: “Помилуй мя, Боже, помилуй мя!”

Мы часто медлим с покаянием. Вот ещё немного погрешим, а потом и раскаемся. Такой расчет — это обман. “Душе моя, душе моя, восстани, что спиши? Конец приближается!” – поется в Великом каноне. Жизнь наша стремительно сокращается, и конец очень близок. Покаяние нельзя откладывать, ибо можем не успеть.

Как Мария Египетская решилась, и сразу переплыла за реку Иордан, так и нам с грехом нужно рвать сразу. Вот что ты медлишь: “Ещё один глоток!” – а вдруг этот глоток будет смертельным?

Покаяние приводит нас к воскресению. Пятая седмица Великого поста, ещё немного — и будет Воскресение Христово, Пасха. Пасха — это не земной праздник, Пасха — праздник небесный, и по-небесному, через покаяние, мы к нему должны готовиться.

Вот спросим себя сейчас, с каким грехом мы порвали в этом году?

Без освобождения от грехов не увидеть Пасхи, хотя бы по-земному мы её и достигли.

Пасха — освобождение от грехов, примирение наше с Богом и друг с другом.

Будем же торопиться восполнить свой пробел.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя! Преподобная мати Мария, моли Бога о нас! Аминь.

Публикуется по изданию: Протоиерей Димитрий Дудко. Из виноградника Божия. Проповеди. М., 2010 г.

Источник: http://www.pravmir.ru/mariino-stoyanie-3/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector