Какова основная мысль романа «герой нашего времени»

Суть романа «Герой нашего времени»

Знание об историческом своеобразии времени, когда задумывалось и создавалось художественное произведение, позволяет нам, читателям, понять его глубже увидеть аналогии с современностью. Так, знакомство с последекабристским периодом истории России дает возможность осознать суть романа «Герой нашего времени» Лермонтова.

Миропонимание поэта формировалось в «эпоху безвременья», когда не осталось и следа от идеалов, целей, смысла жизни прогрессивных идей пушкинского времени.

Действие стало невозможным – идею любой революции Николай І отвергал безоговорочно, – ведь благородные порывы несли за собой не только желание справедливого устройства мира, но и путь насильственного изменения государственной власти, сопровождаемый кровопролитием, в условиях наступившей реакции любое инакомыслие подлежало уничтожению.

Невозможность деятельности имело и субъективный характер: идейный кризис, отсутствие ответа на вопрос о новых идеалах и способах действия на благо людей, и это рождало скепсис и сеяло сомнения в умах мыслящих людей. Старые идеи ушли, новые еще не родились, ясности целей не было. Именно в это время и появился роман, проблема личности в котором была главенствующей.

Какова же основная мысль романа «Герой нашего времени»? Если тему автор обозначил уже в названии и более полно описал ее в предисловии как «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии», то идею постичь удается не сразу. Прочтя первые главы, мы, читатели, не проникаемся симпатией к главному герою, более того, склонны, как и многие современники поэта, осудить и отвернуться от Печорина.

Однако, двигаясь дальше, понимаем, что все в романе – и композиция, и несколько рассказчиков, знакомящих нас с главным героем, и отношения его с разными действующими лицами – часть замысла автора. Он стремится подвести нас к собственным выводам, где мы сможем глубже и вернее постичь суть произведения «Герой нашего времени».

Читая роман, уже во второй главе замечаем необычность композиции, где хронология событий нарушена. Да и сам Лермонтов не называет свое произведение романам – а говорит о нем так: то «длинная цепь повестей», то «записки», или просто «сочинения».

Зачем это автору, почему он ведет рассказ о Печорине, забегая вперед или возвращаясь в прошлое героя, или вообще сказав нам о его гибели уже во второй главе? Как у всех великих мастеров, у Лермонтова нет ничего случайного. И это сразу после выхода романа отметил Белинский: «Роман г.

Лермонтова проникнут единством мысли, и потому, несмотря на его эпизодическую отрывочность, его нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его сам автор: иначе вы прочтете две превосходные повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать.

Тут нет ни страницы, ни слова, ни черты, которые были бы наброшены случайно; тут всё выходит из одной главной идеи и всё в нее возвращается».

Чтобы мы, читатели, могли глубже понять суть «Героя нашего времени», и меняет поэт хронологию, давая понять, что дело вовсе не в событиях, а во внутреннем мире человека, в многогранности его характера, который нельзя определить штампом «плохой-хороший», «добрый-злой», «жестокий-мягкосердечный».

Благодаря событиям жизни Печорина, расположенным не в хронологическом порядке, мы сначала слышим рассказ о нем («Бэла»), потом видим («Максим Максимыч»), и, наконец, знакомимся с ним самим, читая дневник. И так, идя вслед за замыслом автора, шаг за шагом двигаемся к познанию «истории души человеческой».

Мы узнаем о Печорине из уст бесхитростного Максим Максимыча, нам рассказывает о встрече с ним повествователь-офицер, по отдельным фразам Веры, Вернера, понимаем, как относятся к герою разные люди, встречающиеся на жизненном пути.

Но главное – мы видим Печорина глазами самого пристрастного повествователя – самого героя. Благодаря тому, что рассказчики сменяют друг друга, внутренний мир главного героя разворачивается перед нами разными гранями.

Становится яснее суть и смысл произведения «Герой нашего времени».

История Печорина – судьба целого поколения, в котором поиски каждым смысла жизни и ее цели были порой так мучительны и неопределенны. «… Спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?..

А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений – лучший свет жизни…» Эти слова произносит Печорин, исканиями, страданиями , сомнениями абсолютно принадлежащий своему времени. Эти слова мог бы произнести и сам Лермонтов, и его современники.

«В основной идее романа г. Лермонтова лежит важный современный вопрос о внутреннем человеке, вопрос, на который откликнутся все», – так считал В.Белинский, и вопрос это остается актуальным вот уже полтора столетия.

Будь в числе первых на доске почета

Источник: http://obrazovaka.ru/books/lermontov/geroy-nashego-vremeni/sut-romana

Герой нашего времени основная мысль

«Герой нашего времени» — знаменитый роман Михаила Юрьевича Лермонтова, классика русской литературы. Впервые роман был издан в 1840 г. Какова основная мысль романа Герой нашего времени?

Основная мысль Герой нашего времени связана с центральным его образом — Печориным; все подчинено задаче всестороннего и глубокого раскрытия характера этого героя.

Основная тема Герой нашего времени — показать пороки человеческого общества.

Идея романа выражена в самом заглавии — «Герой нашего времени». Так Лермонтов назвал Печорина. Характеристика главного героя весьма иронична, потому что слово «герой» может быть понято по крайней мере в трёх значениях.

Во-первых, герой — это просто участник события; во-вторых, герой — это человек, совершивший подвиг доблести и чести; в-третьих, слово «герой» может употребляться иронически, когда этим словом называется недостойный человек, то есть «герой» воспринимается как «антигерой».

Ирония писателя заключается в том, что автор не объясняет, в каком значении он употребляет слово «герой». В предисловии к «Журналу Печорина» автор пишет: «Может быть, некоторые читатели захотят узнать моё мнение о характере Печорина. Мой ответ — заглавие этой книги.

«Да это злая ирония!» — скажут они. — «Не знаю»».

«Герой нашего времени» — социально-психологический роман: Лермонтов описывает состояние русского общества в период межвременья, а главное внимание уделяет раскрытию характера Печорина — представителя современного российского общества. И сюжет, и композиция служат решению этой художественной задачи.

Главная проблема Герой нашего времени — судьба незаурядной человеческой личности в эпоху безвременья, безысходность положения одаренных, умных, образованных молодых дворян.

Теперь вы знаете какова основная мысль романа Герой нашего времени, какие проблемы хотел раскрыть автор написав этот роман.

Источник: http://ktoikak.com/geroy-nashego-vremeni-osnovnaya-myisl/

Идея, суть и смысл романа «Герой нашего времени» Лермонтова (темы, проблемы, главная мысль)

Григорий Печорин.Художник П. Боклевский

Роман «Герой нашего времени» является одним из самых известных произведений М. Ю. Лермонтова.В этой статье представлен анализ идеи, сути и смысла романа «Герой нашего времени» (темы, проблемы и главная мысль произведения).

Смотрите: Все материалы по «Герою нашего времени»

«…в «Герое нашего времени» писатель ставит перед собой задачу дать портрет типического представителя эпохи, обнаружить общественную болезнь, отражающую исторические особенности времени («была бы болезнь указана», — пишет он в «Предисловии»). Этим прежде всего и определяется содержание наиболее замечательного прозаического произведения Лермонтова.

В романе, состоящем из пяти повестей, связанных между собой одним героем, всё — идейный замысел, и композиция, и сюжет — подчинено единой художественной задаче: глубокого и многостороннего изображения судьбы и характера «героя времени», его конфликта с окружающей средой. Лермонтовым создан обобщенный образ «младшего брата Онегина», представителя того поколения, которое формировалось в эпоху реакции, когда, по слову Белинского, все старое разрушено, а нового еще нет, — реакции, наступившей после 1825 года.

В судьбе «героя нашего времени» отразилась духовная драма людей, обреченных на общественное бездействие при «жажде действия и избытке чувств».

Сложность эпохи нашла свое выражение в сложности и противоречивости духовного облика Печорина.

Все, с кем судьба сталкивает Печорина, страдают, находятся на краю гибели или гибнут, но гибнет и сам Печорин, не найдя счастья и гармонии в жизни и никому не дав счастья.

Обличая эгоистический индивидуализм своего героя, сформировавшегося в условиях русской крепостнической действительности, писатель вместе с тем утверждал его превосходство над окружающей средой. «История души человеческой», представленная в романе Лермонтова, звучит как приговор всему общественному строю николаевской России.

«Герой нашего времени» — первое произведение русской прозы, в котором получила конкретно-историческое воплощение центральная тема реалистического романа XIX века, проблема взаимоотношения личности и современного общества, сложность ее формирования и интеллектуального развития.

В этом романе Лермонтов выступает как продолжатель пушкинской традиции и как великолепный мастер психологического анализа.»

(В. А. Мануйлов, примечания к роману «Герой нашего времени», «Собрание сочинений Лермонтова в 4 томах», том 4, 1958 г.)

Читайте также:  Как и сколько хранить картофель

Источник: http://www.literaturus.ru/2016/10/ideja-sut-smysl-geroj-nashego-vremeni-temy-problemy-glavnaja-mysl.html

Какова основная мысль романа » Герой нашего времени»

  • Жанр романа: социально-психологический реализм.

    Не хронологический порядок повестей создаёт психологизм.

    Читатель из-за такого распределения может увидеть гораздо более резкие изменения в Печорине, ещё более выраженную замкнутость, чёрствость… Все персонажи показаны Печориным и в этом психологическом описании раскрывается его характер. Люди для него — эксперименты.

    Всё в романе направлено на раскрытие характера Григория Александровича. Чтобы читатель понял всю эту «вечную грусть» героя, причины которой кроются в самой натуре Печорина.

    Мнение Белинского
    «В этой повести Лермонтов явился творцом также, как и в своих стихотворениях. Эта повесть вышла не из желания заинтересовать публику уже любимым ею родом литературы, не из слепого подражания делать то, что делают все, но из глубины творческой натуры, чуждой всяких побуждений кроме вдохновения.

    Во всех повестях одна мысль. и эта мысль выражена в одном лице, которое есть герой всех рассказов.

    Эта полнота впечатлений заключается в единстве мысли, которая выразилась в романе, и от которой произошла эта гармоническая соответственность частей с целым, это строго соразмерное распределение ролей для всех лиц, наконец эта законченность и замкнутость целого. »

    Концепция «лишнего человека» Кто виновен в судьбе Печорина? (несостоявшейся судьбе) Время и общество Он сам Судьба ↓ ↓ ↓ Социальные причины Нравственные Философия (Печорину присущи черты (Характер героя — есть одна (Автор заканчивает произведение романтизма- конфликт с из причин.

    Печорин был инди- повестью «Фаталист» как бы говоря, внешним миром. Герой пре- видуалистом. Его внутренние что может быть Печорину изначально зирает светское общество. разногласия со «вторым я» была предначертана такая судьба) . Он один против окружающего не давали ему свободы. Герой мира.

    Все таит в себе) пытается «убежать от себя».)

    Индивидуализм — пожалуй главная причина того, что Печорин был «лишним человеком» в жизни. (Определение — нравственный принцип ставящий интересы отдельной личности выше интересов общества) . Печорин всю жизнь ищет тревог, бурь. Но он живёт в относительно спокойное время, когда ему негде себя проявить, нечем занять свою душу. И он мучается от этого.

    Влияние на последующую русскую литературу Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.

    Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

    «Лишний человек» в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» , по всей видимости, Печорин. Он — эгоистичный идеалист, считающий женщин «красивыми английскими лошадьми» . Таких как Печорин общество не любит, так как они хотят и пытаются внести свою поправку в жизнь общества или даже управлять им. Кроме всего этого он является очень даже странным человеком.

    Поэтому все герои романа сначала относятся к нему нейтрально, а иногда просто не замечают, а потом же просто «возненавидят» его в прямом смысле этого слова. Еще Печорин обладает таким странным свойством «рушить» судьбы и даже быть «причиной» смерти некоторых героев романа.

    Возможно поэтому многие герои романа к нему плохо относятся и просто считают его «лишним» в их жизни (таково мнение «водяного общества» романа) .

  • Источник: http://goxi.ru/26734/

    Анализ романа «Герой нашего времени» Лермонтова

    В образе главного героя Лермонтов очень ярко показывает, каков он — герой их времени, и чем отличается он от героев предыдущих эпох, Чацкого и Онегина.

    Это талантливый молодой человек, который по вине жестокого режима и непонимающего его общества не может в полной мере реализовать свои способности. У нет выбора, он вынужден подчиняться приказам.

    Таким образом, Лермонтов делает вывод: герой нашего времени — это представитель потерянного поколения, которого томит неинтересная жизнь, который не может оказаться нужным в этом мире.

    Черты романтизма в романе

    Публике сразу стало понятно, что это произедение принадлежит к течению романтизма. Герой нашего времени содержит множество типично романтических черт:

    1) Например, автобиографизм Печорина; многие его мысли — это мысли Лермонтова, многие описанные в романе события происходили на самом деле. Только внешность у героя другая — ее Лермонтов списывал со Столыпина, поскольку сам был некрасив, а Столыпину очень завидовал. 

    2) Большое внимание уделяется внутреннему миру героя: Печорин ведет дневник, где отображаются все его чувства.

    3) Сама личность Печорина содержит множество загадок. Непонятно, откуда Печорин с самого начала взялся и из-за чего потом умер.

    4) Герой очень яркий, он находится в постоянном конфликте с окружающими и стремится к свободе. Лермонтов раскрывает образ Печорина через второстепенных героев романа.

    Путем романтического осмысления своего героя Лермонтова старается описать свою эпоху и свое поколение. Именно об этом и говорит само название романа.

    Показано, что изначально Печорин — это очень яркая и богатая натура, в нем заложено много хорошего.

    Но такому человеку сложно выжить в реальном мире, и сверхчеловек постепенно превращается в лишнего человека, который не может реализовать свои задатки, оказавшись в трудной ситуации.

    Образы романа «Герой нашего времени»

    Образ Печорина является спором с образом Онегина: это два разных героя разных эпох.

    В пушкинскую эпоху, когда жил Онегин, у героя было гораздо больше возможностей для самосовершенствования и реализации, и в том, что Онегин чувствует себя лишним и скучающим, виноват лишь он сам.

    С Печорина же автор снимает вину за его неудачную жизнь, в ней виновато общество, поколение и весь свет: у Печорина выбор невелик — либо служба, либо отставка.

    Хотя в случае Печорина и отставка невозможна — он штрафной, разжалованный из-за дуэли прапорщик 28 лет. Именно этот факт и усугубляет юнкер Грушницкий.

    В разговорах с девушками он не хочет признаваться, что еще слишком молод, что он юнкер, поэтому говорит всем, что он разжалован.

    Таким образом, получается, что Грушницкий хвастается тем фактом, который для Печорина является стыдным и оскорбительным. 

    Грушницкий — это пародийный двойник Печорина, следовательно, его необходимо уничтожить. Это и происходит на их с Печориным дуэли.

    Здесь Лермонтов опять позволяет себе отсылку к Евгению Онегину Пушина, однако параллель неточная: Грушницкий никогда не был другом Печорина, а смерть его — вовсе не случайность, как это было с Ленским, а закономерность. Таким образом Печорин сам творит свою судьбу, уничтожая помехи.

    Нужна помощь в учебе?

    Предыдущая тема: Размышления Лермонтова о жизни, любви, творчестве в поэзии
    Следующая тема:   Роль композиции в раскрытии характера Печорина и главной идеи романа

    Источник: http://www.nado5.ru/e-book/geroi-nashego-vremeni-smysl-nazvaniya-romana

    Смысл героя “Нашего времени”

    Знание об историческом своеобразии времени, когда задумывалось и создавалось художественное произведение, позволяет нам, читателям, понять его глубже увидеть аналогии с современностью. Так, знакомство с последекабристским периодом истории России дает возможность осознать суть романа “Герой нашего времени” Лермонтова.

    Миропонимание поэта формировалось в “эпоху безвременья”, когда не осталось и следа от идеалов, целей, смысла жизни прогрессивных идей пушкинского времени.

    Действие стало невозможным – идею любой революции Николай І отвергал безоговорочно, – ведь благородные порывы несли за собой не только желание справедливого устройства мира, но и путь насильственного изменения государственной власти, сопровождаемый кровопролитием, в условиях наступившей реакции любое инакомыслие подлежало уничтожению.

    Невозможность деятельности имело и субъективный характер: идейный кризис, отсутствие ответа на вопрос о новых идеалах и способах действия на благо людей, и это рождало скепсис и сеяло сомнения в умах мыслящих людей.

    Старые идеи ушли, новые еще не родились, ясности целей не было. Именно в это время и появился роман, проблема личности в котором была главенствующей.

    Какова же основная мысль романа “Герой нашего времени”? Если тему автор обозначил уже в названии и более полно описал ее в предисловии как “портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”, то идею постичь удается не сразу. Прочтя первые главы, мы, читатели, не проникаемся симпатией к главному герою, более того, склонны, как и многие современники поэта, осудить и отвернуться от Печорина.

    Однако, двигаясь дальше, понимаем, что все в романе – и композиция, и несколько рассказчиков, знакомящих нас с главным героем, и отношения его с разными действующими лицами – часть замысла автора. Он стремится подвести нас к собственным выводам, где мы сможем глубже и вернее постичь суть произведения “Герой нашего времени”.

    Читая роман, уже во второй главе замечаем необычность композиции, где хронология событий нарушена. Да и сам Лермонтов не называет свое произведение романам – а говорит о нем так: то “длинная цепь повестей”, то “записки”, или просто “сочинения”.

    Зачем это автору, почему он ведет рассказ о Печорине, забегая вперед или возвращаясь в прошлое героя, или вообще сказав нам о его гибели уже во второй главе? Как у всех великих мастеров, у Лермонтова нет ничего случайного.

    Читайте также:  Как в видео вставить надпись

    И это сразу после выхода романа отметил Белинский: “Роман г.

    Лермонтова проникнут единством мысли, и потому, несмотря на его эпизодическую отрывочность, его нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его сам автор: иначе вы прочтете две превосходные повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать.

    Тут нет ни страницы, ни слова, ни черты, которые были бы наброшены случайно; тут все выходит из одной главной идеи и все в нее возвращается”.

    Чтобы мы, читатели, могли глубже понять суть “Героя нашего времени”, и меняет поэт хронологию, давая понять, что дело вовсе не в событиях, а во внутреннем мире человека, в многогранности его характера, который нельзя определить штампом “плохой-хороший”, “добрый-злой”, “жестокий-мягкосердечный”.

    Благодаря событиям жизни Печорина, расположенным не в хронологическом порядке, мы сначала слышим рассказ о нем (“Бэла”), потом видим (“Максим Максимыч”), и, наконец, знакомимся с ним самим, читая дневник. И так, идя вслед за замыслом автора, шаг за шагом двигаемся к познанию “истории души человеческой”.

    Мы узнаем о Печорине из уст бесхитростного Максим Максимыча, нам рассказывает о встрече с ним повествователь-офицер, по отдельным фразам Веры, Вернера, понимаем, как относятся к герою разные люди, встречающиеся на жизненном пути.

    Но главное – мы видим Печорина глазами самого пристрастного повествователя – самого героя. Благодаря тому, что рассказчики сменяют друг друга, внутренний мир главного героя разворачивается перед нами разными гранями.

    Становится яснее суть и смысл произведения “Герой нашего времени”.

    История Печорина – судьба целого поколения, в котором поиски каждым смысла жизни и ее цели были порой так мучительны и неопределенны. “… Спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился.

    А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений – лучший свет жизни…” Эти слова произносит Печорин, исканиями, страданиями. сомнениями абсолютно принадлежащий своему времени. Эти слова мог бы произнести и сам Лермонтов, и его современники.

    “В основной идее романа г. Лермонтова лежит важный современный вопрос о внутреннем человеке, вопрос, на который откликнутся все”, – так считал В. Белинский, и вопрос это остается актуальным вот уже полтора столетия.

    (Пока оценок нет)
    Loading…

    Источник: http://schoolessay.ru/smysl-geroya-nashego-vremeni/

    Сюжет, тема и идея романа «Герой нашего времени»

    Это произведение является первым русским психологическим романом, так как в нем логика повествования определяется логикой развития характера главного героя, а не хронологией событий. В хронологической последовательности повести размещались бы следующим образом (план романа):

    1. «Тамань», в которой, согласно назначению, Печорин едет на Кавказ.
    2. «Княжна Мери», в которой Печорин находится в Пятигорске, где ожидает нового назначения.
    3. «Фаталист», в которой Печорин получил назначение в гарнизон к Максиму Максимычу, и события, о которых идет речь в повести, происходят, когда Печорин отлучается из крепости в казачью станицу.
    4. «Бэла».
    5.  «Максим Максимыч».
    6. «Предисловие к журналу Печорина».

    Лермонтов относился отрицательно к явлениям современной ему жизни. Он сомневался в справедливости тех форм существования, которые приняла при нем русская общественность. Бичуя современников, он бичевал и себя такого, каким он был, когда шел с ними одной дорогой.

    В предисловии к роману «Герой нашего времени» Лермонтов замечает: «Наша публика так еще молода и простодушна, что не понимает басни, если в конце ее не находит нравоучения.

    Она не угадывает шутки, не чувствует иронии… Она еще не знает, что в порядочном обществе и в порядочной книге явная брань не может иметь места; что современная образованность изобрела орудие более острое, почти невидимое и тем не менее смертельное, которое под одеждою лести наносит неотразимый и верный удар… Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины».

    Роман написан с использованием метода критическо го реализма, основные черты которого следующие:

    1. Историзм: трагическое мироощущение и философские искания Печорина, свойственные герою своей эпохи.
    2. Показ типических характеров в типических обстоятельствах: Максим Максимыч, горцы, «водяное общество». Печорина нельзя рассматривать как типичного героя, так как он является представителем относительно немногочисленной дворянской интеллигенции.
    3. Критический пафос: отсутствует идеальный герой.

    Черты романтизма в романе

    1. В центре романа находится журнал Печорина.
    2. Романтические черты характера Печорина: конфликт героя с обществом, герой-индивидуалист.
    3. Описание природы в романе.
    4. Интрига в повести «Бэла», в основе которой находится трагическая любовь.

    Новаторство Лермонтова в «Герое нашего времени» во многом определяется диалектическим подходом к «истории души человеческой», легшим в основу метода психологического реализма.

    Чтобы выявить процесс духовного искажения личности порочной средой, его типичность и неизбежность, писатель оттеняет формирующие характер моменты в жизни других персонажей романа, людей добрых и чистых сердцем. Максим Максимыч до глубины души потрясен равнодушием Печорина при встрече старых друзей после разлуки.

    Жестока была и Бэла, не замечая привязанности и преданности штабс-капитана; жестоки были «честные контрабандисты», бросившие слепого мальчика.

    Создавая крупным планом психологический портрет Печорина, писатель в монологах и дневниках ретроспективно набрасывает картину ожесточения души героя, но одновременно создает образ «простого человека», с одной стороны, корректирующего поведение Печорина, а с другой — олицетворяющего своей судьбой нравственное оправдание Печорина.

    Психологический портрет Печорина дополняется богатством изобразительных средств: это описание лица, фигуры, пластики движений, одежды, эффекты освещения, таинственная жизнь взглядов и т. д.

    Источник: http://lit-kratko.ru/sjuzhet-tema-i-ideja-romana-geroj-nashego-vremeni/

    Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского

    / Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Разное / Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского

      Скачать сочинение

        В статье, посвященной рассмотрению пафоса романа “Герой нашего времени”, Белинский отнес Лермонтова к числу таких “сильных художественных талантов”, которые являются среди окружающей их пустоты очень неожиданно. Интерес, возбужденный к Лермонтову несколькими стихотворениями, помещенными в “Отечественных записках”, окончательно утвердился после опубликования романа “Герой нашего времени”.

    Эта повесть написалась не из желания заинтересовать публику, а из глубокой творческой потребности, которой чужды всякие побуждения, кроме вдохновения. Белинский отмечает, что роман Лермонтова производит “полноту впечатления”. Причина этого заключается в единстве мысли, которая порождает чувство соответственности частей с целым.

    Белинский особо останавливается на повести “Бэла”, после прочтения которой “вам грустно, но грусть ваша легка, светла и сладостна”. Смерть черкешенки не возмущает критика безотрадным и тяжелым чувством, ибо она явилась вследствие разумной необходимости, которую мы, читатели, предчувствовали. Сам образ пленительной черкешенки обрисован с бесконечным искусством.

    Она говорит и действует очень мало, а мы живо видим ее во всей определенности дивного существа, читаем в ее сердце.     Максим Максимыч, в свою очередь, не подозревает, как глубока и богата его натура, как он высок и благороден. Этот “грубый солдат” любуется Бэлой, любит ее, как милую дочь. Возникает вопрос: за что? Спросите его, и он вам ответит: “Не то чтобы любил, а так — глупость”.

    Все эти черты, столь “полные бесконечностью”, говорят сами за себя. В заключение Белинский отмечает: “И дай бы вам поболее встретить Максимов Максимычей”.     Белинский восхищается художественным мастерством Лермонтова, который в каждой части своего романа сумел исчерпать ее содержание и в типических чертах “вывести все внутреннее”, крывшееся в ней как возможность.

    В результате всего этого Лермонтов явился в повести таким же творцом, как и в своих стихотворениях. “Герой нашего времени”, напишет Белинский, обнаружил силу молодого таланта и показал его разнообразие и многосторонность. Главным героем романа Лермонтова является Печорин. Основную проблему романтизма можно определить одним словом — “личность”. Лермонтов — романтик.

        В романтических произведениях личность, как правило, противостоит обществу, вне которого она не может существовать и в котором по тем или иным причинам она ужиться не хочет. Эта неустроенность личности в мире становится неизменной коллизией большинства не только романтических, но и реалистических поэм и романов XIX века.

    Эта коллизия впервые была найдена и выражена в специфическом русском варианте Пушкиным в теме “героя времени”, которую продолжил Лермонтов. Свое отношение к главному персонажу Лермонтов выразил в названии романа. Итак, герой нашего времени — вот основная мысль произведения.

    Но если это действительно так, то весь роман может показаться злой иронией, потому что большая часть читателей наверняка воскликнет: “Хорош же герой!” Белинский задает вопрос: “А чем он дурен?” Обвинять Печорина в том, что в нем нет веры, бессмысленно. Ведь это то же самое, что обвинять нищего за то, что у него нет золота. Он бы и рад иметь его, да не дается оно ему.

    Читайте также:  Куда обратиться за материальной помощью

    Кроме того, Печорин сам не рад своему безверию. Он готов ценою жизни и счастья купить эту веру. Но для нее еще не настал его час. За свой эгоизм Печорин презирает и ненавидит только себя. Душа Печорина “не каменистая почва, не засохшая от зноя земля”. Ее необходимо только взрыхлить и оросить благодатным дождем — и она произрастит из себя роскошные цветы небесной любви.

    На возражения же тех, кто обвиняет Печорина, к примеру, в холодной расчетливости, с которой он обольщает бедную девушку, не любя ее, Белинский отвечает, что и не думает выставлять героя образцом нравственности. Но в человеке должно видеть человека, а идеалы нравственности существуют в одних классических трагедиях и морально-сентиментальных романах.

        Очевиден тот факт, что, судя о человеке, необходимо учитывать обстоятельства его развития и сферу жизни, в которую он поставлен судьбой. Время действия романа разворачивается в один из наиболее драматических периодов русской истории, когда после поражения декабристов на Сенатской площади в сознании людей произошел перелом. Одни разочаровались в былых ценностях и идеалах.

    Другие, которые, несмотря ни на что, остались верными своим принципам, не имели возможности в современных условиях николаевской России бороться за них. Это породило скептицизм, разочарование, апатию, рефлексию. Таков Печорин, в идеях которого много ложного, но все это “выкупается его богатою натурой”. Его во многих отношениях дурное настоящее обещает прекрасное будущее.

    На самом деле бывают люди, которые отвратительны при всей безукоризненности своего поведения, потому что она в них есть следствие безжизненности и слабости духа. “Порок возмутителен и в великих людях, но, наказываемый, он приводит в умиление вашу душу”, — пишет Белинский. Критик останавливается на описании внешности Печорина.

    Вот что говорит Лермонтов о глазах своего героя: “Они никогда не смеялись, когда он смеялся… Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском, то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный…

    ” Белинский считает, что такое описание глаз, как и вся сцена свидания Печорина с Максимом Максимычем, показывает, что если это и порок, то совсем не торжествующий, “и надо быть рожденным для добра, чтоб так жестоко быть наказану за зло!..”.     По мнению Белинского, роман “Герой нашего времени” — это не злая ирония, хотя и очень легко может быть принят за иронию.

    Напротив, это один из тех романов,     В которых отразился век,     И современный человек     Изображен довольно верно     С его безнравственной душой,     Себялюбивой и сухой,     Мечтанью преданный безмерно.     С его озлобленным умом,     Кипящим в действии пустом.     Все это было сказано про героя романа Пушкина “Евгений Онегин”.

    Но Онегин, согласно Белинскому, — это уже прошедшее, а прошедшее невозвратно. Печорин же — “это Онегин нашего времени”, герой своего времени. Несходство их между собою гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою. Онегин несомненно выше Печорина в художественном отношении. Но Печорин выше Онегина по идее.

    Ведь что такое Онегин? Это человек, которого убили воспитание и светская жизнь, которому все пригляделось, все прилюбилось и вся жизнь которого состояла в том,     Что он равно зевал     Средь модных и старинных зал.     Печорин же не равнодушно, не апатически несет свое страдание: “бешено гоняется он за жизнью, ища ее повсюду”. Печорин горек в своих заблуждениях. В нем постоянно рождаются внутренние вопросы, которые тревожат и мучают его, и он в рефлексии ищет их разрешения. Из самого себя он сделал самый любопытный предмет своих наблюдений, и, стараясь быть как можно более искренним в своей исповеди, он откровенно признается в своих недостатках. Как в характеристике современного человека, сделанной Пушкиным, выражается весь Онегин, так Печорин весь в стихах Лермонтова:     И ненавидим мы, и любим мы случайно,     Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,      И царствует в душе какой-то холод тайный,     Когда огонь кипит в крови,

        “Герой нашего времени” — это грустная душа в нашем времени”, — напишет Белинский. Век Лермонтова был по преимуществу историческим. Все думы, все вопросы и ответы, вся деятельность того времени вырастали из исторической почвы и на исторической почве. Роман Лермонтова не является исключением.

    Однако сам образ Печорина по форме изображения не совсем художественен. Причина этого не в недостатке таланта автора, а в том, что изображаемый им характер был настолько близок к нему, что он не в силах был отделиться от него и объективироваться, Печорин скрывается от нас таким же неразгаданным существом, как и является нам в начале романа.

    Оттого сам роман оставляет ощущение бесперспективности. В нем есть что-то неразгаданное, как бы недосказанное, а потому остается тяжкое впечатление после его прочтения.

    Но этот недостаток, по мнению Белинского, есть в то же время и достоинство романа Лермонтова, ведь таковы бывают все современные общественные вопросы, высказываемые в поэтических произведениях. Это вопль страдания, его вопль, который отличает страдание.

    14081 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

    / Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Разное / Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского

    Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00038801184864027664/

    Художественное своеобразие романа “Герой нашего времени”

    “Герой нашего времени” – первый прозаический социально-психологический и философский роман в русской литературе.

    Каждая отдельная повесть, входящая в роман, связана с существовавшей уже жанровой традицией: путевой очерк, кавказская повесть, светская повесть.

    Но в целом “Герой нашего времени” – качественно новое явление, роман, отличающийся остротой в постановке важнейших проблем социального, нравственного, философского плана.

    Социальность Романа выражена в том, что действия его героев в конечном счете детерминированы, обусловлены историческим временем и средой.

    Многие поступки и свойства Печорина раскрыты и объяснены через его столкновения с “простым человеком” Максимом Максимычем, с “естественными людьми” – горцами, контрабандистами, которые, в свою очередь, получают объективную оценку, будучи вовлеченными в систему новых отношений “цивилизованного” общества.

    Глубина лермонтовского замысла как раз и проявляется в том, что в романе последовательно подвергается объективному изучению: герой и время, человек и эпоха; устанавливается их взаимная зависимость.

    Такой подход к изображению человека и среды предопределил возможность нового подхода к “истории души человеческой”, позволяющей проникнуть в самые глубины внутреннего мира личности.

    Новаторство Лермонтова заключалось в том, что “самораскрытие” героя сочетается и корректируется взглядом на него “со стороны”, а это позволяло более объемно воспринимать сложность и противоречивость человеческого характера. Тем самым открывалась возможность для постановки важнейших проблем уже философского характера: человек и судьба, цель и смысл жизни, столкновение добра и зла в душе человека, свобода воли и необходимости и т. д.

    Наиболее отчетливо философская проблематика романа проявилась в заключительной повести “Фаталист”.

    Печорин, впервые в жизни решившийся пожертвовать собой ради других людей, задумывается над вопросами о роли судьбы в жизни человека. Он не…

    приходит ни к каким четким логическим формулировкам, но само направление его размышлений знаменательно: слепую веру в судьбу он решительно отвергает: “Я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает”.

    Необычна композиция “Героя нашего времени”. Роман состоит из пяти повестей, каждая из которых имеет самостоятельное значение; но в своей совокупности они образуют единое

    Произведение, в котором, по словам Белинского, “один герой и одна основная идея, художественно развитая”. Расположены повести не в хронологической последовательности событий. Композиция подчинена задаче постепенно раскрыть характер Печорина.

    Сначала дается его объективное изображение (“Бэла”, “МаксимМаксимыч”), потшм – субъективное (“Журнал Печорина”, являющийся, по существу, его исповедью). Таким образом, кроме внешнего сюжета в романе есть еще и внутренний, психологический сюжет.

    С этим же связано и своеобразие стиля романа, сочетающее простоту и непринужденность рассказа Максима Максимыча (“Бэла”), точность в наблюдениях и описаниях рассказчика (” Максим Максимыч “) и сложную психологическую и философскую прозу в “Журнале Печорина”.

    Спорным является вопрос о художественном методе романа. Единства взглядов здесь нет. Лермонтов, создавая роман, учитывал уже имеющиеся достижения реалистического искусства. Целый ряд типично романтических образов и ситуаций он изобразил с позиций реалиста.

    Однако в “Герое нашего времени” явственно ощущаются и романтические тенденции. Характер главного героя, резко противопоставленного другим действующим лицам, показан уже сформировавшимся. Социальные истоки формирования такого характера не выявлены.

    Ореол исключительности, некоторая загадочность, близость героя к авторскому сознанию – все это не дает возможности говорить о победе реализма в романе Лермонтова.

    Речь идет не о недостатках, а о художественном своеобразии произведения, в котором сочетаются различные подходы к изображению действительности.

    (No Ratings Yet)
    Loading…Художественное своеобразие романа “Герой нашего времени”

    Источник: https://ukrtvir.com.ua/xudozhestvennoe-svoeobrazie-romana-geroj-nashego-vremeni/

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector