Как определить жанр стихотворения

Как определить жанр стихотворения?

#1

Существует три рода литературы: эпос, лирика и драма. К лирике относятся произведения, которые в обиходе называются стихотворениями. В основном они имеют четко обозначенные нормы написания: форму, рифмовку и прочее, но поэты постоянно экспериментируют с классическими формами.

Существуют и жанры, которые находятся скорее на стыке родов. К примеру: стихи в прозе, верлибры, белые стихи и т. п. Но если исходить из классического понимания лирических жанров, то можно выделить несколько видов.

Чтобы правильно определить разновидность стихотворения, для начала необходимо обратить внимание на общий стиль его написания: возвышенный (пафосный) , сатирический (иронический, гротескный) , медитативно-лирический и прочее. После этого стоит уделить внимание форме стиха.

Если он имеет четкую структуру, вполне возможно, что относится к одному из классических жанров. Самые распространенные из них приведены ниже.

#2

Если общая направленность стихотворения возвышенная, торжественная, в нем восхваляется какой-нибудь человек или событие, то вполне вероятно, что речь идет об оде.

Как правило, такие стихотворения имеют определенную структуру и состоят из трех частей: в начале раскрывается тема, затем идет ее развитие, а в конце поучительная часть. Близок к жанру оды гимн.

Это тоже произведение, которое ставит своей целью восхваление чего-либо, но по структуре оно больше напоминает песню. Если произведение написано в медитативно-лирическом стиле, то его можно отнести к элегии.

По-другому можно назвать такие стихи размышлениями о каких-либо проблемах, в основном направленность минорная, но возможны и исключения. Пейзажные зарисовки тоже следует отнести к этому жанру. Как правило, элегии лишены определенного сюжета, это скорее поток мыслей автора, навеянных размышлениями или созерцанием какого-либо объекта.

#3

Иногда в тексте можно уловить сатиру или иронию. В таком случае это может быть эпиграмма. Как правило, такое произведение небольшое по размеру и высмеивает человека или событие. Есть и непосредственно такой жанр, как сатира.

Он обличает различные негативные явления в обществе, черты характера, присущие определенному человеку или сами по себе. В сатирических стихах широко используется аллегория, иносказание. Из Англии к нам пришел такой жанр, как лимерик – это произведение из пяти строк с определенной рифмовкой.

Юмор в нем беззлобный и легкий. Еще следует упомянуть о таком жанре, как басня, хотя существуют споры, к какому роду литературы его стоит отнести: эпосу или лирике. В любом случае, следует знать, что в этом жанре раскрываются какие-либо пороки общества или человека в завуалированной форме.

Героями часто выступают животные, наделяемые чертами, которые нужно подчеркнуть. Как правило, басня тоже имеет сюжет и определенную структуру.

#4

Если произведение написано в форме послания, то речь идет об эпистоле. Из наиболее распространенных классических форм можно выделить сонет. Он имеет четкую форму: четырнадцать строк с определенной рифмовкой, которая может отличаться в зависимости от видов сонета. Иногда лирические жанры появляются вместе с развитием литературы.

Так, например, такой жанр, как лирическое стихотворение, появился сравнительно недавно. В классической литературе его не было. К лирическим стихотворениям относятся те, которые трудно отнести к какому-либо определенному жанру. Также следует выделить такой вид лирики, как баллада.

Зачастую в ней идет стилизация под народно-песенное творчество, используются традиционные образы-символы и приемы. В балладе обязательно присутствует сюжет.

#5

Следует заметить, что чистые жанры в современной литературе встречаются редко, потому существует еще одна классификация лирических жанров. По группам лирические жанры делятся на: медитативную, суггестивную, публицистическую, сатирическую, гражданскую, научную, интимную, пейзажную лирику.

В медитациях поэты раскрывают разнообразные экзистенциальные проблемы, задумываются о смысле жизни, месте человека в мире и прочем. Суггестивная лирика – передача настроения лирического героя, его эмоции, порой бессвязные и трудно понятные. В основном такой стиль характерен для импрессионистов.

Публицистическая лирика ставит целью раскрыть различные социальные или политические аспекты жизни. Для нее, к примеру, характерны такие жанры, как послание, ода, памфлет, эпистола. Сатирическая лирика высмеивает те или иные явления и носит обличительный характер. Для гражданской лирики характерна направленность на патриотизм и национальные вопросы.

В научной лирике раскрываются достижения науки и техники. Интимная лирика погружает в чувства поэта: любовь, дружбу и прочее. В пейзажной лирике характерны описания природы и параллелизм с внутренним состоянием лирического героя.

Источник: http://uznay-kak.ru/publikatsii/stihi/kak-opredelit-janr-stihotvoreniya

Как определить жанр стихотворения?

Стихотворения, которые мы обычно читаем и анализируем, в большинстве случаев относятся к лирике – особому роду литературы. Что касается жанров, то их очень много. Давайте рассмотрим, как определить жанр стихотворения.

Если произведение имеет возвышенный стиль, прославляет подвиги военных или богатырей, возвеличивает могущество первых лиц государства, то жанр такого стихотворения именуется одой.

Он очень схож с гимном, но гимн – это песня, которая обращена к строго определенной личности.

Очень часто в оде присутствует лексика, которую употребляли сотни лет тому назад,  и это немудрено, ведь ода была самым главным поэтическим жанром в эпоху классицизма.

Если в стихотворении отсутствует строгая композиция, нет деления на строфы, а после прочтения это произведение навевает грустные мысли, то, скорее всего, его жанром является элегия. В ней очень важно прочувствовать настроение поэта.

Чтобы понять, как определить жанр стиха, необходимо познакомиться и с таким европейским жанром, как сонет. Распознать его можно, в большинстве случаев, именно по форме. Произведение имеет четырнадцать строк, скомпонованных особым способом.

Если стихотворение имеет не более двух четверостиший, и в нем очень остроумно высмеивается человек, то оно написано в жанре эпиграммы. Самый основной элемент – это комизм. Иногда этот юмор добрый, а иногда это колкая сатира.

В случае, когда стихотворение имеет большой объём и определенный сюжет, чаще всего, это баллада. В ней обязательно должен присутствовать главный герой, вокруг которого и развивается сюжет произведения. Те события, которые нашли своё отражение в балладах, чаще всего драматичны и волшебны. Баллады имеют песенную структуру, благодаря которой их отличить от любого другого жанра очень легко.

Жанров стихотворных произведений несколько десятков, но, рассмотрев основные, можно без труда анализировать тексты. Знать вышеуказанные жанры достаточно для того, чтобы определить жанры стихотворений из школьной программы.

Источник: https://elhow.ru/ucheba/literatura/analiz-proizvedenij/kak-opredelit-zhanr-stihotvorenija

Материал по литературе по теме: Справочный материал по литературе «Стихотворные жанры и формы»

Стихотворные жанры и формы.

Акростих – стихотворение, в котором начальные буквы каждой строки, читаемые сверху вниз, образуют какое-либо слово, чаще всего – имя.

Антологические стихи – стихи, написанные на темы и в манере античной                         литературы.                                                                      

Баллада – стихотворение относительного большого объема с фантастическим, сказочным или историческим сюжетом, содержащее основные элементы фабулы (экспозиция, завязка, кульминация, развязка,         эпилог).                                                                                  

Басня —         краткий рассказ, чаще в стихах, главным образом сатирического характера.                                                                                      

Идиллия –  поэтическое произведение, изображающее безмятежную, идеализированную  жизнь на лоне природы.                                                  

Легкая поэзия – жанр лирического стихотворения, в         котором воспеваются радости земной жизни: любовь, дружба (стихи в альбом, мадригалы, стихи на случай, надписи к портрету и др.).                                

Мадригал – краткое стихотворение с интимным оттенком,         обращенное к женщине.                                                                              

Медитативная лирика – лирика раздумий, размышлений.                                              

Ода —        стихотворение в торжественном, приподнятом тоне в честь какого-либо         значительного события или лица.                                                

Песня — небольшое лирическое произведение, предназначенное для пения.

Послание – литературное произведение, написанное в стихотворной форме в виде обращения к какому-либо лицу.                                      

Поэма — жанр большого многочастного стихотворного повествовательного произведения. Поэмы бывают лирические, лироэпические, эпические.                                                                                      

Романс — небольшое стихотворное и музыкальное произведение для сольного пения с аккомпанементом.                                                                                                                                                            

Сонет — стихотворение из 14-ти строк, построенное по строгой схеме: 2 четверостишия и  2 трехстишия, чередование рифм абба – абба – ввг – дгд.                                                                                

Стих – 1. особый тип художественной речи, отличный от прозы. 2. стихо-творная строка.                                                            

Стихотворение – небольшое лирическое произведение, написанное в стихотворной форме.                                                              

Философская поэзия – поэзия, представляющая в особой эстетической системе объяснение мира.                                                                  

Элегия — стихотворение, выражающее философские размышления о жизни и смерти, грустные раздумья, скорбь.                                      

Читайте также:  Какие слои у салата "селедка под шубой"

Эпиграмма – один из видов сатирической поэзии, небольшое стихотворение, осмеивающее какое-либо лицо или общественное явление.      

Эпитафия – надгробная надпись, часто в стихах.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2011/07/26/spravochnyy-material-po-literature-stikhotvornye-zhanry-i-formy

Литературные жанры в таблицах

Жанр – тип литературного произведения. Существуют эпические, лирические, драматические жанры. Выделяют и жанры лироэпические.

Жанры делят и по объему на крупные (включают рома и роман-эпопею), средние (литературные произведения «среднего размера» ‑ повести и поэмы), малые (рассказ, новелла, очерк).

Имеют жанры и тематическое деление: авантюрный роман, психологический роман, сентиментальный, философский и т.д. Основное же деление связано с родами литературы. Представляем вашему вниманию жанры литературы в таблице.

     Тематическое деление жанров довольно условно. Не существует строгой классификации жанров по темам. Например, если говорят о жанрово-тематическом разнообразии лирики, выделяют обычно любовную, философскую, пейзажную лирику. Но, как вы понимаете, этим набором многообразие лирики не исчерпывается.

     Если вы задались целью изучить теорию литературы, стоит освоить группы жанров:

  • эпические, то есть жанры прозы (роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, притча, сказка);
  • лирические, то есть жанры поэтические (лирическое стихотворение, элегия, послание, ода, эпиграмма, эпитафия),
  • драматические – типы пьес (комедия, трагедия, драма, трагикомедия),
  • лироэпические (баллада, поэма).

Эпические жанры

  • Роман-эпопея – роман с изображением народной жизни в переломные исторические эпохи. «Война и мир» Толстого, «Тихий Дон» Шолохова.
  • Роман – много проблемное произведение, изображающее человека в процессе его становления и развития. Действие в романе насыщено внешними или внутренними конфликтами. По тематике бывают: исторические, сатирические, фантастические, философские и др. По структуре: роман в стихах, эпистолярный роман и др.
  • Повесть – эпическое произведение средней или большой формы, построенное в виде повествования о событиях в их естественной последовательности. В отличие от романа в П. материал излагается хроникально, нет острого сюжета, нет голубого анализа чувств героев. В П. не ставятся задачи глобального исторического характера.
  • Рассказ – малая эпическая форма, небольшое произведение с ограниченным числом персонажей. В Р. чаще всего ставится одна проблема или описывается одно событие. Новелла отличается от Р. неожиданным финалом.
  • Притча – нравственное поучение в аллегорической форме. Притча отличается от басни тем, что свой художественный материал черпает из человеческой жизни. Пример: Евангельские притчи, притча о праведной земле, рассказанная Лукой в пьесе «На дне».

Лирические жанры

  • Лирическое стихотворение – малая форма лирики, написанная или от лица автора, или от лица вымышленного лирического героя. Описание внутреннего мира лир.героя, его чувств, эмоций.
  • Элегия – стихотворение, проникнутое настроениями грусти и печали. Как правило, содержание элегий составляют философские размышление, грустные раздумья, скорбь.
  • Послание – стихотворное письмо, обращенное к какому-либо лицу. По содержанию послания бывают дружеские, лирические, сатирические и др. Послание м.б. адресовано одному лицу или группе лиц.
  • Эпиграмма – стихотворение, высмеивающее конкретное лицо. Характерные черты – остроумие и краткость.
  • Ода – стихотворение, отличающееся торжественностью стиля и возвышенностью содержание. Прославление в стихах.
  • Сонет – твердая поэтическая форма, как правило, состоящая из 14 стихов (строк): 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трёхстишия-терцета

Драматические жанры

  • Комедия – вид драмы, в котором характеры, ситуации и действия представлены в смешных формах или проникнуты комическим. Бывают комедии сатирические («Недоросль», «Ревизор»), высокие («Горе от ума») и лирические («Вишневый сад»).
  • Трагедия – произведение, в основу которого положен непримиримый жизненный конфликт, ведущий к страданиям и гибели героев. Пьеса Вильяма Шекспира «Гамлет».
  • Драма – пьеса с острым конфликтом, который, в отличие от трагического, не столь возвышен, более приземлен, обычен и так или иначе разрешим. Драма строится на современном, а не античном материале и утверждает нового героя, восставшего против обстоятельств.
  • Поэма – средняя лиро-эпическая форма, произведение с сюжетно-повествовательной организацией, в котором воплощается не одно, а целый ряд переживаний. Черты: наличие развернутого сюжета и вместе с тем пристальное внимание ко внутреннему миру лирического героя – либо обилие лирических отступлений. Поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя
  • Баллада – средняя лиро-эпическая форма, произведение с необычным, напряженным сюжетом. Это рассказ в стихах. Рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады «Светлана», «Людмила» В.А. Жуковского

Источник: http://pishi.pro/kak-stat-pisatelem/teoriya-literatury/90-literaturnye-zhanry-v-tabliczah.html

Жанровые виды лирического стихотворения

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Школа №43 г. Нижний Новгород, учитель Иванова И.Л. /

БАЛЛАДА ( от ит. «плясать») – небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого лежит какой-либо необычайный случай.

КАЛАМБУР – небольшое стихотворение, основанное на сочетании слов или группы слов, имеющих разное значение, но одинаковое звучание (омонимов) и создающих комический эффект.

МАДРИГАЛ (от ит. «песня») – небольшое стихотворение хвалебного характера, воспевающее что-либо или кого-либо.

ОДА (от греч. «песнь») – торжественное стихотворение, прославляющее кого-либо или что-либо

ПЛАЧ – обрядовая народная песня-оплакивание.

ПОСЛАНИЕ – стихотворение-обращение к кому-либо.

СОНЕТ (от ит. «звучать») стихотворение по особой форме) – любовное послание женщине.

СТАНСЫ (от фр. «стиль») – стихотворение особой формы по четыре стиха в строфе.

ЭЛЕГИЯ ( от греч. «жалоба») – стихотворение, проникнутое грусть, даже скорбью, часто в виде философских размышлений.

ЭКЛОГА или ИДИЛЛИЯ – стихотворение, изображающее сельскую жизнь или воспевающее вечно прекрасную природу вообще (ИДИЛЛИЯ).

ЭПИГРАММА (от греч. «надпись») – короткое стихотворение-осмеяние

  1. Пояснительная записка

    лирических произведений. Жанровое образование (лирическое стихотворение). Строгие формы лирических стихотворенийлирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении. Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть. Возможные виды

  2. Документ

    … определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания … 5. Жанровое своеобразие Анненского (индивидуальное задание). Портрет поэта, стихотворения Биография поэта, умение анализировать лирические

  3. Документ

    … основу. Центральная тема стихотворения. Многоплановость. 3. Жанровые особенности стихотворения (элегия, баллада, … («Евгений Онегин») метафора — вид тропа, отдельные слова в котором … Основные подходы к лирическому стихотворению классического типа мы …

  4. Документ

    … на уроке по теме «Жанровое своеобразие баллад В.А. Жуковского» … и с элегией – лирическим жанром, стихотворением, проникнутым смешанным чувством радости … и наказание»). 2). Литература и другие виды искусства Сравнительный анализ произведений литературы …

  5. Документ

    … , ей может быть стихотворение, песня, сцена из … гиды по городу. Жанровая разноплановость – сильная … произведениях, а иногда и в лирических. Сюжет произведения — одно из … физического, психического, нравственного. ВИДЫ АНИМАЦИОННЫХ ПРОГРАММ: Спортивные. …

Другие похожие документы..

Источник: https://gigabaza.ru/doc/126159.html

Подробный план анализа стихотворения

Существует немало схем анализа лирического произведения. В некоторых более внимание уделено форме стиха, в других упор делается на смысловое наполнение.

И в самом деле, универсального плана анализа стихотворения не существует. Всё зависит от цели анализа. Как правило, школьный анализ проще, чем вузовский. Предлагаемый план – один из наиболее полных и многоаспектных.

Некоторые пункты плана можно заменить, либо поменять местами.

Краткая информация об авторе и стихотворении

Не нужно расписывать всю биографию автора – достаточно ограничиться теми фактами, которые имеют непосредственное отношение к анализируемому стихотворению. Дайте краткую историю создания стихотворения: когда написано, кому посвящено, с какими событиями связано, где впервые опубликовано и т.д.

Жанр стихотворения

Определите жанр стихотворения. Перечислите признаки жанра. Ответь на вопросы: какое место этот жанр занимает в творчестве поэта, является ли для него типичным, к какому литературному направлению относится стихотворение: романтизм, реализм, модернизм и т.д.

Анализ тематики и проблематики стихотворения

Определите основную тему стихотворения: любовь, ненависть, природа, свобода и т.д. Проблематика – совокупность проблем, поднимаемых в стихотворении. Отвечает ли оно запросам времени? Актуально ли на современном этапе и почему.

Анализ сюжета и композиции

Кратко перескажите сюжет (если он есть). Является ли сюжет типичным, архетипным или оригинальным. В чем роль сюжетных элементов? Почему автор выбрал именно этот сюжет, как он согласуется с тематикой и проблематикой. Композиция стихотворения, ее соотношение со строфикой и сюжетом.

Анализ символики

Найдите символы в стихотворении и объясните, какую роль они играют в сюжете и фабуле. Если символов, на ваш взгляд, нет, найдите ключевые слова и объясните их значение. Обычно ключевые слова и символы взаимосвязаны.

Лирическое «я», лирический субъект, образ автора

Дайте оценку лирическому герою, совпадает ли образ лирического героя и лирического субъекта, как реализуется образ автора, присутствует ли он вообще. Место лирического героя в системе персонажей.

Читайте также:  Причины бледности

Формальные признаки стихотворения

Определите размер, метр стихотворения, систему рифмовки, строфику. Является ли это стихотворение жанром твердой формы. Если это стилизация под хокку, античные жанры, верлибр или другой вид безрифменного стихосложения, то анализ рифмы не делается. Вы должны объяснить, почему автор прибег именно к такой форме стихосложения.

Стилистика

К стилистических средствам традиционно относят: тропы (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворение, ирония, аллегория, парафраз, гипербола и т.д.), фигуры (эпифора, анафора, градация, повторы, параллелизм и т.д.), звукопись.

Уместно в этом разделе будет привести слова одной тематической группы (например, мебель: стул, стол, зеркало в стихотворении Бродского «Я обнял эти плечи и взглянул…»), которые играют большую роль в стихотворении.

Найдите устаревшую лексику и неологизмы, объясните, почему автор их употребляет.

Обычно этот раздел самый большой и подробный, при анализе ему следует уделить самое большое внимание. Символику также можно приводить здесь, «привязав» ее к стилистическим приемам.

Ваше личное отношение к прочитанному

Нужно дать вашу собственную оценку стихотворению. Только не низводите все до примитивного «нравится – не нравится». Ваши выводы должны быть в меру субъективны (это же ваше отношение), и в то же время аргументированы. Хорошо, если вы займете объективную позицию и выделите в равной степени достоинства и недостатки стихотворения.

Источник: http://nsaturnia.ru/kak-pisat-stixi/podrobnyj-plan-analiza-stixotvoreniya/

Определение жанра. жанры лирики



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса — ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Методические рекомендации

По анализу лирического произведения

Белгород 2016

Оглавление

План анализа лирического произведения
Советы по работе с лирическим произведением
Материалы, необходимые для анализа лирического произведения  

План анализа лирического произведения

  1. Название автор стихотворения.
  2. Кем и когда написано стихотворение.
  3. Жанровые особенности стихотворения (элегия, баллада, исповедь, размышление, обращение и т.д.).
  4. Центральная тема. Тематическая направленность (пейзажная, философская, любовная, гражданская лирика).
  5. Черты художественного направления, к которому относится произведение (романтизм, реализм, символизм и т.д.).
  6. Центральная тема стихотворения. Многоплановость.
  7. Главные образы или картины, созданные в стихотворении.
  8. Кто лирический герой, каково его настроение.
  9. Особенности построения: деление на части, главки, строфы; соединение образов, лейтмотивом.
  10. Средства поэтического языка: звуковая и ритмическая организация, Художественные средства: аллегория, метафора, гипербола, гротеск, сравнение, эпитет, оценочная лексика, антитеза, символ, деталь. Особенности лексики: бытовая, народная, разговорная, приподнятая, торжественная, высокая и т. д.). Некоторые композиционные приемы : пейзаж, деталь портрета, бытовая деталь, образ-символ, диалог, монолог, звуки, звукопись, цветовая гамма, свет, музыкальность, традиционные элементы композиции и т. д. Синтаксис: многоточие, восклицания, риторические вопросы, способ стихосложения
  11. Смысл названия стихотворения. Адресат поэтического послания.
  12. Идея стихотворения.

13. Значение стихотворения для его современников, для сегодняшнего читателя. Общечеловеческая значимость стихотворения.

Советы по работе с лирическим произведением:

— прочитай внимательно стихотворение (лучше вслух);

— ответь на вопросы: о чем стихотворение (что хотел сказать автор)?

— какие чувства стихотворение вызвало?

— прочитай стихотворение еще раз, проверяя, весь ли текст соответствует твоему представлению о нем (часто в стихотворениях передается смена чувств лирического героя, используется антитеза: приводятся суждения об образах-антиподах);

— подумай, для чего автор написал стихотворение именно так? В чем роль каждого элемента, тропа?

После этого приступай к работе по схеме.

— запиши сведения пунктов 1-3 – это обязательная информация и должна присутствовать в любом анализе произведения;

— если самостоятельного названия у стихотворения нет, то вместо него в кавычках указывается первый стих (первая строка) стихотворения с многоточием;

— выделите пункты, которые связаны с особенностями стихотворения, отличают его от других произведений этого автора, других поэтов;

— анализ может быть сделан в виде схемы, но лучше, если будет написан как целостный текст.

ВАЖНО помнить, что анализ нужен не сам по себе, а для того, чтобы лучше понять произведение и наиболее точно передать свои суждения о нем.

Материалы, необходимые для анализа

Лирического произведения

МЕСТО СТИХОТВОРЕНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ПОЭТА. При определении места стихотворения в поэтике автора требуется отнести произведение к тому или иному периоду творчества поэта, понять контекст, в котором оно создавалось, что невозможно без знания творческого пути художника хотя бы в общих чертах.

При анализе произведения важно выявить, насколько характерно стихотворение для творчества поэта, или в какой мере оно нетипично для его поэтической манеры. Так, написанное А.С. Пушкиным в 1821 г. послание «В.Л. Давыдову» отражает бунтарский настрой поэта, особенно ясно выразившийся в финале стихотворения.

При определении места стихотворения в творчестве поэта важно понять, носит ли оно программный характер, т. е. является ли оно таким произведением, в котором выявились важнейшие цели и принципы творчества художника (к программным пушкинским стихотворениям относятся «Пророк», «Поэт и толпа», «Поэт» и др.)

Определение жанра. жанры лирики

Лирическое стихотворение — произведение небольшого объема, написанное стихами. Универсальное обозначение жанра лирики.

Ода торжественное, патетическое, нравоучительное стихотворение.

Романс, песня — стихотворение с характерной напевной интонацией, положенное на музыку или рассчитанное на такое переложение.

Послание— стихотворное письмо. Обращение к конкретному адресату с просьбой, увещеванием, мольбой, советом.

Элегия — стихотворение, проникнутое светлой печалью, грустью, обращенное к глубоко личным темам, к раздумьям о любви, природе, философских проблемах.

Существует тематическая классификация лирики, которая в наиболее общем виде обозначает традиционные для лирики темы: интимная (любовная) лирика (М. Ю. Лермонтов «Она не гордой красотою…», Б. Л.

Пастернак «Зимний вечер»), пейзажная лирика (А. А. Фет «Чудная картина…», С. А. Есенин «За темной прядью перелесиц…»), лирика дружбы (А. С. Пушкин «19 октября» (1925), Б. Ш.

Окуджава «Старинная студенческая песня»), гражданская и патриотическая лирика (Н.А.Некрасов «Родина», А. А. Ахматова «Не с теми я, кто бросил землю…»), философская (медитативная) лирика (Ф.И. Тютчев «Последний катаклизм», И.А.

Бунин «Вечер»), тема поэта и поэзии (Е.А. Баратынский «Мой дар убог и голос мой не громок…», М.И.Цветаева «Роландов Рог»).

ТЕМА ПРОИЗВЕДЕНИЯ — предмет поэтического высказывания, вопроса, которого касается автор, жизненного явления, которое вызвало заключенное в стихотворении переживание. Темы составляют основу любого произведения (в том числе и лирического).

Стихотворение И.А. Бунина «Вечер» относится к философской лирике. Поэт задается вопросами: почему «о счастье мы всегда лишь вспоминаем…», что дарует человеку ощущение счастья, что мешает осознать в настоящую минуту полноту и гармонию бытия.

Но это стихотворение по праву может быть отнесено и к пейзажной лирике, поскольку Бунин не просто говорит о красоте мира, но и пластично ее изображает, описывая вечереющий день, «чистый воздух, льющийся в окно», «бездонное небо», в котором «легким белым краем встает, сияет облако».

Как правило, в стихотворении можно выделить ведущую (или основную) тему. При ее определении следует ориентироваться на тематическую классификацию стихотворений, соотнося ее с «вечными» для поэзии темами любви, красоты, смерти, рока и др.

Однако важно помнить, что поэтический текст представляет собой сложное сплетение тем и мотивов.

В отличие от темы, мотив имеет непосредственную словесную закрепленность в тексте и является устойчивым формально-содержательным компонентом произведения.

Источник: http://megapredmet.ru/1-5396.html

Виды и жанры стихотворений — краткий обзор

Фанаты поэзии часто спорят, к какому жанру отнести то либо другое стихотворение. По правде, разновидностей литературных произведений, в том числе лирических, существует величавое огромное количество.

Читайте также:  Как найти наибольший общий делитель чисел

Разобраться в их тотчас по плечу только специалистам-филологам. Здесь и элегии, и оды, и сатирические стихи, и стихотворения в прозе — всего не перечислишь.

Многие жанры в наше время «сошли со сцены» и в современной поэзии практически не встречаются.

Разглядим же кратко, какие бывают жанры. Как понятно, лирические формы могут различаться по объему (малые — стихи, сонеты, эпиграммы, оды и т. д., более большие — поэмы, баллады), по жанрам, по содержанию (любовная лирика, дружественное послание, праздничное восхваление, сатирическая эпиграмма и пр.).

Стихотворные произведения могут быть строго канонизированы по форме (иметь строго определенное число строчек либо строф) либо же написаны в свободной форме, иногда без соблюдения размера и рифмы («белоснежные» стихи).

Вобщем, воспоминание «полной свободы» стихосложения в этом случае обманчиво — хоть какое произведение создается по определенным канонам.

Итак, главные жанры стихотворений. Традиционным стихотворением считается маленькое (в отличие, к примеру, от поэмы) литературное произведение в стихотворной форме. Начиная с 19 века является более всераспространенной формой лирики.

Ода — патетическое, праздничное произведение, прославляющее кого- либо что-либо, нередко исполнялась под музыку. В переводе с греческого значит «песня».

Элегия — под этим заглавием в древней поэзии понималось написанное в форме элегического дистиха стихотворение, позднее (в западноевропейской поэзии) элегиями стали именовать произведения романтически-сентиментальные, рассказывающие о злосчастной любви, разочарованиях, бренности бытия.

Баллада — это стихотворное произведение, имеющее сюжет, обычно фольклорного либо исторического нрава, нередко на базе какой-нибудь легенды. Баллады нередко имели загадочный, время от времени мрачноватый спектр. Песня относится к словесно-музыкальному искусству.

По форме обычно состоит из строф либо куплетов. По содержанию может быть от лирической до сатирической, по составу исполнителей — сольной либо хоровой, с музыкальным сопровождением либо без такого.

Песня может быть народной либо проф, может быть авторской (к примеру, романс).

Многие жанры стихотворений в наши деньки уже не встречаются. Это послание — произведение, обращенное к определенному либо выдуманному лицу (было популярно с древних времен приблизительно до середины 19 века), мадригал — стихотворение-комплимент, обращенный, в большинстве случаев, к даме, аполог — стихотворение нравоучительного нрава.

Буколика (пастораль) — общее заглавие 2-ух отдельных жанров, которые нередко путают — эклоги и идиллии. Эклога изображает бытовые сельские сценки, диалоги меж пастухами и пастушками. Идиллия повествует о мирной и беспечной жизни на лоне природы (нередко это понятие употребляется с драматичностью). Обе эти разновидности зародились в древней Греции и существовали до начала 19 века.

Есть жанры стихотворений, верно структурированных, с данной традиционными канонами формой.

Это сонет, состоящий из 14 строк, включающий 2 четверостишия на 2 рифмы (именуемых катренами) и 2 трехстишия (т. н. терцета) на 3 либо на 2 рифмы.

Сонеты появились в Италии в 13 веке и были необыкновенно популярны в эру Возрождения, отыскали отражение в поэзии стилей барокко, романтизма и частично модернизма.

К жестким формам можно также отнести жанр рондо. Это разновидность стихотворения из 15 строк, при этом 9-я и 15-я строчки являются нерифмующимся рефреном, повторявшим начало первой строчки. Не считая рондо, к жестким формам относятся триолет, ритурнель, стансы, октава, сицилиана, рондель.

Всегда популярны были и есть жанры стихотворений смешного нрава. Это басня — куцее нравоучительное произведение с обязательной моралью в конце, героями которого обычно являлись животные и сказочные персонажи. Эпиграмма -небольшое сатирическое стихотворение, нередко резко высмеивающее кого-то. Бурлеска — разновидность смешного жанра.

В отдельную группу можно выделить жанры стихотворных произведений, так либо по другому основанных на варьировании грамматических форм либо просто игре слов.

Это акростих, из исходных букв которого можно сложить слово либо фразу, анациклический стих (читаемый от начала к концу и напротив), буриме (стихи на заблаговременно заданную рифму), палиндром (идиентично читающееся справа влево и напротив) и т.п.

Источник: http://www.TipsBoard.ru/vidy-i-zhanry-stixotvorenij-kratkij-obzor/

Шаблон анализа лирического стихотворения

(Лирика – субъективный взгляд на субъективный мир)

Логика работы со стихотворением  видится как постепенное расширение поля понимания стихотворения по аналогии с конусом: где

вершина – текст стихотворения,

ось конуса – анализ формы,

основание – истолкование содержания.

1. С чего начать?

— ассоциации, которые вызывает стихотворение;

— настроение, которое создает стихотворение

— мысли, которые оно вызывает

— факты биографии поэта, ИМЕЮЩИЕ отношение к данному стихотворению

— рассуждения о месте стихотворения в творчестве поэта

— суждения об общих закономерностях творчества поэта, нашедших отражение в конкретном стихотворении;

— цитата из стихотворения;

— отзыв о стихотворении критика.

2. Тема и  идея. Заглавие.

Тема – о чем стихотворение? (любовная лирика, философская, пейзажная, тема поэта и поэзии, исповедальная и т.д.)

Идея мыслится как восприятие темы. Идея индивидуальна. Чтобы определить идею можно применить один из вопросов:

Зачем поэт написал это стихотворение, что он хотел сказать своему читателю?

Что нового Я узнал, понял, прочитав это стихотворение?

Заглавие позволяет выстроить ряд ожиданий, предположений, возможного движения мысли, заглавие может быть противопоставлено содержанию. Поэтика обманутых ожиданий. Минус-прием.

Привлечение каналов восприятия:

что я вижу, слышу, чувствую в стихотворении?

3. Анализ  художественной формы с целью «создания» содержания.

Анализ формальных элементов имеет смысл только тогда, когда можно выделить их смыслообразующую функцию. Каждый из элементов должен приближать исследователя к основанию конуса.

1) Жанр.

— эпиграмма (сатирический портрет)

— эпитафия (посмертное)

— элегия (стихотворение медитативного характера)

— ода (хвалебное)

— послание — стихотворное  произведение, написанное в форме обращения к кому-либо и содержащее призывы, просьбы, пожелания

— сонет — стихотворение из 14-ти строк: два четверостишия  и два трехстишия.

2) Принадлежность к определенному литературному направлению:

сентиментализм                      романтизм

реализм                                    символизм

акмеизм                                   футуризм

3) Композиция.

Деление на смысловые части

Строфическое  и синтаксическое членение. (Строфа — группа стихов с заданным количеством строк и расположением рифм, обычно повторяющимся в других таких же группах.)

4) Ритм, рифма, рифмовка.

Основа всякой поэтической вещи — ритм — «основная сила, основная энергия стиха» (В. В. Маяковский).

Ритм — (от. греч. rhythmos — соразмерность) — периодическое повторение в стихотворной речи однородных элементов.

Стихотворные размеры: хорей (      ), ямб (       ), дактиль (            ),          амфибрахий(             ), анапест   (             ).

Нарушения метрического ударения: пиррихий, спондей.

Рифма – инструмент в поисках смысла.

О.Мандельштам

Рифма  — одинаковое или сходное звучание концов  стихотворных строк.

Рифма может быть

богатая: полное совпадение звуков, предшествующих ударному гласному, (ограда — винограда; труды — руды)

бедная: созвучия ударных гласных при отсутствии совпадения предшествующих им согласных звуков (ветер — метил).

Богатые рифмы всегда оценивались как особо звучные

Рифмовка

смежная  (парная)                      ААББ (смысловая автономность рифмуюихся строк)

перекрестная                             АБАБ  (смысловые переклички, цельность)

опоясывающая  (кольцевая)    АББА  (монолитность)

5) Особенности языкового оформления.

Синтаксис (разные типы предложений, наличие осложненных простых предложений, роль однородных членов, обращений, уточнений и т.п.)

Морфология (преобладание определенных частей речи, форм)

Морфемика (роль некоторых морфем)

Звуковая организация — способы акцентирования в сознании определенных строк:
ассонанс (повторение гласных звуков)

аллитерация(повторяются согласные звуки)

Лексика: синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы, индивидуально-авторские образования.

Тропы (слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении):

— аллегория — иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы
— гипербола — художественное преувеличение,

— ирония — скрытая насмешка — литота — художественное преуменьшение — метафора — скрытое сравнение, без союза. А как В = ВА

— метонимия — сближение, сопоставление понятий по принципу смежности (содержащее – содержимое, вещь – материал, автор – его произведение и т. п.)

— оксюморон – сочетание противоположных по смыслу слов

— перифраз — описательный оборот речи, употребляемый вместо слова или словосочетания

— сравнение – А как(словно, будто) В, А похоже на В,  АВ(Тв.п.) — эпитет — художественное определение — олицетворение – наделение неодушевленных предметов человеческими свойствами

Стилистические фигуры — обороты речи, отступающие от обычного течения речи и призванные эмоционально воздействовать на читателя или слушателя. В отличие от тропов  называют различные синтаксические конструкции, речи.

анафора                        антитеза                                        инверсия

эпифора                        градация                                       парцелляция

бессоюзие                    многосоюзие                                синтаксический параллелизм

риторические вопрос, восклицание, обращение

4. Чем закончить?

Подвести итоги.

Какие чувства отражены в стихотворении?

О чем все-таки оно?

Ч.Т.Д.

Источник: http://lib.repetitors.eu/literatura/130-2010-01-15-07-46-27/2229-2010-08-26-10-43-55

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector