Как выиграть в шахматы начинающему игроку?
Доброго времени суток, дорогой друг!
Полагаю, на вопрос «Как выиграть в шахматы?», вас вряд ли устроит ответ: «Поставить мат». А посему разберем эту тему чуть подробнее.
В том, что вопрос заголовке статьи не имеет однозначного ответа, за исключением того, который дан выше. Надеюсь, не слишком разочаровал.
Шахматы игра не азартная. В том плане, что они не относятся к азартным играм типа карточных игр или на игровых автоматах.
Причина очень проста. Элемент удачи, везения, — в шахматах сведен к минимуму. Игра, к примеру, на автоматах – чисто в расчете на везение.
Игра в покер, — требует определенного мастерства, однако элемент везения также велик. За счет того, что вы изначально можете получить карты, вероятность выигрыша с которыми 80% против любого соперника (например два туза).
В шахматах все иначе. Это игра с полной информацией. У обоих соперников одинаковый комплект фигур и «скрытые карты». Если начинающий игрок садится за доску против мастера, его шансы «унести ноги» практически равны нулю.
Полагаю, для шахматиста с опытом, пусть даже небольшим, вопрос, поставленный в заголовке статьи, выглядит достаточно наивно. Он знает ответ. Чтобы выиграть, надо:
- Хорошо играть в шахматы
- Хорошо играть в данной конкретной партии
- Хорошо играть в данной конкретной партии против данного конкретного соперника.
Шахматы игра мастерства. И все же ограничиться этим утверждением, — было бы неправильно.
Есть несколько советов, которые можно дать начинающим шахматистам, ставящим перед собой вопрос из заголовка статьи.
Кавалерийский наскок
При таком подходе быстро развиваем фигуры, включая ферзя, и стремимся поставить мат.
Есть достаточно примеров, когда такая стратегия увенчалась успехом очень быстро.
за 3 хода
Мат в 3 хода – своего рода клише. На самом деле этот типовой мат, как видите, — ставится за 4 хода.
Очевидно также, что черные совсем не обязаны получать этот детский мат. Они могут сыграть к примеру, 3…g6 и на 4.Фf3 – 4… Kf6
за 5 ходов
Нетрудно сделать вывод, что без помощи белых такая картина маслом вряд ли возможна.
за 7 и 9 ходов
3…Кd4 — ход плохой, но в расчете на ошибку. Ловушка, в которую белые со всего маху и угодили.
Королевский гамбит не тот дебют, где позволительно неторопливо ходить пешками.
Кавалерийский наскок дело рискованное. Успех возможен только при совсем неправильной игре соперника или просто «зевках».
Например, широко известный «детский» мат «в три хода», который показан выше. Черные легко могут парировать наскок и получить лучшую игру (см. пример).
Совсем уж «дикий» пример мата в 2 (!) хода и также хорошо известный:
Полагаю, всерьез делать ставку на такой результат партии не приходится. Вероятность подобной игры белых почти нулевая. По крайней мере в моей практике такого не было.
Игра на ловушку
«Ловушечный» стиль сродни кавалерийской атаке, хотя и не столь наивный. В шахматах существует огромное количество ловушек в начале партии. Есть даже книги на эту тему. Только в одной статье я приводил около 30 примеров.
В расчете на ошибку
По большому счету в шахматах два способа одержать победу:
- Переиграть соперника
- Воспользоваться ошибкой соперника
В первом случае вы постепенно увеличиваете свое преимущество за счет более сильной игры. И в какой-то момент наступает закономерная развязка. Так сказать, качество переходит в количество.
Во втором, — вы не допускаете грубых ошибок, «держите» позицию, напряжение. И соперник допускает серьезную ошибку. В партиях начинающих и даже шахматистов среднего уровня это произойдет обязательно.
Вполне рабочая стратегия, которая может привести к неплохим практическим результатам. Важно только одно: не «зевать» самому.
Лекарство от зевков – самоконтроль. Перед тем как сделать ход, смотрим: не зеваю ли я мат, фигуру, пешку… Даже тогда, когда уже занес руку над доской для хода, не помешает еще раз окинуть взглядом позицию на предмет зевка.
Переиграть соперника
Для этого важно, как минимум, играть «правильно». Следовать определенным принципам. Я перечислю только несколько и коротко, поскольку за каждым из них стоит не один десяток книг, написанных за несколько веков шахматной истории.
В дебюте не следует ходить неколько раз одной и той же фигурой. Для начинающих рекомендуется вначале выводить легкие фигуры.
Слонов на поля с4, b5, d3 f4, g5 e3. Коней к центру (f3 c3). Ладьи ставит на открытые и полуоткрытые центральные вертикали.
- Контроль над центральными полями
Фигуры и пешки следует группировать ближе к центральным полям. Центр – поля е4,d4, е5, d5. Контроль над центром – ключ к преимуществу.
При первой возможности короля лучше «эвакуировать» с помощью рокировки, дабы обезопасить его в середине игры.
В заключение
Если бы был один – два секрета победы, или универсальная победная схема, — шахматы давно бы перестали существовать.
В том и прелесть шахмат, что они до сих пор открывают бескрайние просторы для творчества, интеллектуального и личностного развития.
И не стоит пугаться проигрышей. Как говорил Капабланка:
Отсюда вывод: чтобы научиться выигрывать, вначале нужно научиться проигрывать. Таковы «законы жанра». За одного битого двух небитых дают.
Ну и само собой: Чтобы выигрывать не разово, а на постоянной основе, требуется обучение и практика. Полагаю, это вполне очевидно и развивать сегодня эту тему считаю излишним.
Учитесь шахматам и побеждайте!
Благодарю за интерес к статье.
Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:
- Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
- Напишите комментарий (внизу страницы)
- Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.
Удачного дня!
Источник: https://chessmatenok.ru/kak-vyigrat-v-shahmaty/
Урок деcятый. Как начинать шахматную партию
Сегодня, наконец-то, ты начнёшь первое в своей жизни шахматное сражение. Давай подготовим шахматную доску к бою.
Помни! Фигуры надо доставать аккуратно и ставить, а не высыпать на стол! Иначе они все быстро сломаются или потеряются.
Расставим фигуры на будущем поле сражения. Положи доску первой горизонталью перед тем, кто будет сегодня играть белыми фигурами.
Возьми ладьи и возведи крепостные башни – поставь в углах доски: белые ладьи на полях a1 и h1, чёрные на полях а8 и h8.
Рядом с ладьями ставим коней (белые – b1, g1; чёрные – b8, g8). Затем слонов (белые – c1, f1; чёрные – c8, f8). По второму ряду (для чёрных по седьмому) поставим солдат. Пускай пешки дружным рядом охраняют подданных королевства. Остались две клетки – для Их Величеств. Как запомнить, кого куда поставить?
Существуют два правила. Они вам помогут!
- Королева (ферзь) любит свой цвет. Белую королеву нужно поставить на белую клетку d1, чёрную королеву – на чёрную d8.
- «d» – Д – для Дамы (ферзя), d1 – белой Даме, d8 – чёрной.
Теперь посмотрим на поле боя. Чтобы легче было командовать, поделим доску. Первые четыре горизонтали – территория белых, остальные четыре – владения чёрных. По левую сторону от белого ферзя будет ФЕРЗЕВЫЙ ФЛАНГ, по правую от короля – КОРОЛЕВСКИЙ ФЛАНГ.
Поля d4, d5, е4, е5 – назовём ЦЕНТРОМ.
С чего начать? В самые кратчайшие сроки тебе необходимо мобилизовать свои силы, вывести войска на лучшие для атаки позиции, построить с по-мощью пешек неприступные окопы, успеть надёжно защитить свой генеральный штаб (короля) и провести разведку боем.
Эта стадия партии называется ДЕБЮТОМ.
Центр можно сравнить с высотой. Кто владеет высотой – у того огромное преимущество. Стремись своими фигурами в самом начале партии занять центр! Оттуда твоим фигурам будет удобно смотреть во все стороны.
Они смогут и начать атаку и прийти королю на помощь.
1. е2 – е4
Что сказали белые?
- Они объявили войну.
- Захватили важное центральное поле е4.
- Белая пешка грозит своим следующим ходом перейти границу – середину шахматной доски и оказаться на территории противника.
- Они осуществляют контроль над полями d5 и f5 в чужом лагере.
- Открыли дорогу слону и ферзю.
Тебе важно научитьñя не просто механически выводить фигуры, а делать свои ходы, понимая их смысл. Поэтому первые шаги делаем вместе, объясняя каждый ход.
1. . . . e7 – e5 (Ход чёрных при записи партии также помещают под цифрой «1», но после «. . .»).
Чёрные своим первым ходом:
- Заявили о согласии вести военные действия.
- Также захватили одно из центральных полей, осуществили контроль над полями d4 и f4, открыли дорогу своим слону и ферзю.
- Препятствуют вторжению белых.
2. Kg1 – f3 . . .
Белые своим вторым ходом:
- Вывели в бой коня.
- Конь напал на пешку противника. Давно известно, что лучшая защита – нападение.
- Конь осуществляет контроль над центральными полями d4, e5.
- Препятствуют выводу ферзя на поля g5, h4.
- В будущем конь может помочь своей пешке d2 побороться за центральное поле d4.
2. . . . Kb8–c6 3. Cf1–c4 Cf8–c5 4. Kb1–c3 Kg8–f6 5. d2–d3 d7–d6 6. Cc1–g5 Cc8–g4
В нашей партии сделано шесть ходов. За это время и белые и чёрные вывели все свои лёгкие фигуры. Заметь, что кони повернули свои морды к центру, а слоны связали коней. Все фигуры удачно расположены вокруг шахматного центра, все защищены и готовы вести наступательные действия.
Но сначала позаботимся о Его Величестве!
Использование данного материала в интернете без указания ссылки на автора, сайт и книгу запрещено. Правами на издание книги и данного материала владеют авторы шахматного учебника «Шахматы для детей, родителей и учителей» Костров Всеволод и Давлетов Джалиль.
Использование данного материала в интернете без указания ссылки на автора, сайт и книгу запрещено. Правами на издание книги и данного материала владеют авторы шахматного учебника «Шахматы для детей, родителей и учителей» Костров Всеволод и Давлетов Джалиль.
Источник: http://chessbelov.ru/shaxmatnye-zanyatiya/urok-decyatyj-kak-nachinat-shaxmatnuyu-partiyu.html
Как начинать шахматную партию. начало шахматной партии для быстрой мобилизации (развития, развёртывания) сил. — презентация
1 Как начинать шахматную партию<\p>
2 начало шахматной партии для быстрой мобилизации (развития, развёртывания) сил.<\p>
3 В шахматном королевстве есть свои чудеса, свои секреты. Как в любой стране, здесь бывает утро, день, вечер. Наше утро называется французским словом «дебют» — это начало шахматной партии. Потом наступает день, или, как скажут немцы, миттельшпиль «середина игры». Ну а как стемнеет, наступит вечер — эндшпиль, что означает «конец игры».<\p>
4 Помни! Фигуры надо доставать аккуратно и ставить, а не высыпать на стол! Иначе они все быстро сломаются или потеряются. Сегодня, наконец-то, ты начнёшь первое в своей жизни шахматное сражение. Давай подготовим шахматную доску к бою. Расставим фигуры на будущем поле сражения. Положи доску первой горизонталью перед тем, кто будет сегодня играть белыми фигурами.<\p>
5 Теперь посмотрим на поле боя. Чтобы легче было командовать, поделим доску. Первые четыре горизонтали – территория белых, остальные четыре – владения чёрных. По левую сторону от белого ферзя будет ФЕРЗЕВЫЙ ФЛАНГ, по правую от короля – КОРОЛЕВСКИЙ ФЛАНГ. Поля d4, d5, е 4, е 5 – назовём ЦЕНТРОМ.<\p>
6 С чего начать? С чего начать? В самые кратчайшие сроки тебе необходимо мобилизовать свои силы, вывести войска на лучшие для атаки позиции, построить с помощью пешек неприступные окопы, успеть надёжно защитить свой генеральный штаб (короля) и провести разведку боем. Эта стадия партии называется ДЕБЮТОМ. Центр можно сравнить с высотой. Кто владеет высотой – у того огромное преимущество. Стремись своими фигурами в самом начале партии занять центр! Оттуда твоим фигурам будет удобно смотреть во все стороны. Они смогут и начать атаку и прийти королю на помощь.<\p>
7 e7 – e5 e7 – e5 (Ход чёрных при записи партии также помещают под цифрой «1», но после «…»). Чёрные своим первым ходом: Заявили о согласии вести военные действия. Также захватили одно из центральных полей, осуществили контроль над полями d4 и f4, открыли дорогу своим слону и ферзю. Препятствуют вторжению белых. Kg1 – f3 Kg1 – f3… Белые своим вторым ходом: Вывели в бой коня. Конь напал на пешку противника. Давно известно, что лучшая защита – нападение. Конь осуществляет контроль над центральными полями d4, e5. Препятствуют выводу ферзя на поля g5, h4. В будущем конь может помочь своей пешке d2 побороться за центральное поле d4.<\p>
8 2. Kb8–c6 3. Cf1–c4 Cf8–c5 4. Kb1–c3 Kg8–f6 5. d2–d3 d7–d6 6. Cc1–g5 Cc8–g4 В нашей партии сделано шесть ходов. За это время и белые и чёрные вывели все свои лёгкие фигуры. Заметь, что кони повернули свои морды к центру, а слоны связали коней. Все фигуры удачно расположены вокруг шахматного центра, все защищены и готовы вести наступательные действия.<\p>
9 Чтобы хорошо вести шахматную партию, соблюдай основные дебютные принципы: 1. Стремись к быстрейшему развитию фигур; 2. Не ходи несколько раз одной фигурой; 3. Располагай свои фигуры так, чтобы они не мешали друг другу; 4. Не выводи без необходимости своего ферзя в начале партии; 5. Постарайся понять значение каждого хода; 6. Старайся опередить противника в развитии фигур – получишь хорошие шансы на атаку. 7. Не занимайся в дебюте «пешкоедством» – отстанешь в развитии. 8. Старайся установить контроль над центром. 9. Подумай о безопасности короля. Лучше отправить своего короля в спасительную рокировку. 10. Не строй «ловушки» противнику – сам в них попадёшь, а играть хорошо не научишься.<\p>
10 Литература: Книга «Шахматы для детей, родителей и учителей», авторы: Костров Всеволод и Давлетов Джалиль, г.Санкт-Петербург Сухин И. Шахматная сказка // Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, Интернет-ресурсы: Картинки «Учим ребенка правилам игры в шахматы» pravilam-igry-v-shaxmaty.htmlhttp://isoveti.ru/raznoe/uchim-rebenka- pravilam-igry-v-shaxmaty.html Фон титульного слайда<\p>
Источник: http://www.myshared.ru/slide/1216171/
Урок 10
Теперь Вы знаете как ходят фигуры и какую цель в шахматах необходимо достичь. Вы можете свободно практиковаться с другими игроками вживую или по Интернету.
Но ведь Вам необходимо совершенствоваться. Любую партию желательно просмотреть после игры и постараться найти свои ошибки. Или, например, Вы захотите рассказать другу о том, какую интересную комбинацию провели в партии. Как это сделать?
Для этого существует система записи шахматной партии. С её помощью партию можно записать, а затем воспроизвести на шахматной доске. Совсем как ноты музыкального произведения. Записывается шахматная партия на основе шахматной нотации.
Вы, наверное, заметили, что на шахматной доске по горизонтали стоят цифры от 1 до 8, а по вертикали латинские буквы от “a” до “h”. Таким образом, каждое из 64 полей имеет свое буквенно-цифровое название.
Нажмите на доску для увеличения
Название поля состоит из буквы, на вертикали которой оно находится, и цифры, на горизонтали которой оно находится.
Например, на диаграмме ниже, указанное поле называется «d4», так как оно находится на вертикали “d” и на четвертой горизонтали. Надо отметить, что при обозначении поля впереди всегда указывается буква, потом цифра. Также помните, что буквы от “a” до “h” латинские, а не английские. И произносятся они как «а», «бэ», «це» и т.д. а НЕ «эй», «би», «си» и т.д.
Теперь давайте разберем, как обозначаются фигуры:
- Король – Кр
- Ферзь – Ф
- Ладья – Л
- Слон – С
- Конь – К
- Пешка – не имеет обозначения.
Шах записывается «+»
Мат – «х»
В процессе записи партии существует ещё множество других обозначений, но пока они не так важны.
Зная обозначение полей и фигур, мы можем с легкостью записать любой шахматный ход. В позиции на диаграмме ниже белые сделали ход ладьей, указанный стрелкой. Записывается он так: Ле1-е8. Это означает, что ладья перешла с поля “e1” на поле “e8”. Черные ответили ходом своего слона и объявили шах белому королю Сb4-d6+. То есть слон переместился с поля “b4” на поле “d6”.
Пешка, как указано выше, не имеет обозначения при записи. Знаменитый первый ход е2-е4 Остапа Бендера – это передвижение пешки с поля е2 на е4 и выглядит так:
Ходы записываются по порядку. Например, первые ходы шахматной партии могут быть такими:
- е2-е4 е7-е5
- Кg1-f3 Kb8-c6
- Cf1-c4 Kg8-f6
- Kb1-c3 d7-d6
После чего возникает такая позиция:
Существует и краткая система записи шахматной партии. В большинстве случаев шахматисты пользуются именно ею. При краткой записи указывается обозначение фигуры и сразу поле, на которое она перемещается. Эти же первые четыре хода можно записать так:
- е4 е5
- Кf3 Kc6
- Cc4 Kf6
- Kc3 d6
Для обозначения удара используется двоеточие «:»
Например, в позиции ниже, белый слон может ударить черного коня:
1.Сf3:c6 (короткая запись — 1.С:с6).
В ответ на это черный ферзь может ударить белого слона: 1…Фg6:c6 (короткая запись — 1…Ф:с6)
Отметим также, что запись на большинстве турниров обязательна.
Вот, в сущности, и все, что можно сказать о записи шахматной партии. Благодаря этому приему Вы всегда сможете воспроизвести на доске партию, которые играли, скажем, несколько лет назад или посмотреть партию гроссмейстеров.
Нам осталось пройти последний, но достаточно важный урок, который не ставит своей целью научить Вас каким-то шахматным правилам, но от этого он не теряет своей значимости. Последний урок.
←Предыдущий урок
Все уроки:
Источник: http://megachess.net/School_textbook_lesson10
Как научиться лучше играть в шахматы? Инструкция Владимира Барского
Конечно, если вы собираетесь играть исключительно в интернете, можно обойтись и без этого, но все же доску лучше купить.
Во-первых, играть с живым человеком приятно и полезно — в чате вам вряд ли удастся по-настоящему тщательно разобрать с соперником только что сыгранную партию. Во-вторых, это удобно — попробуйте сыграть блиц на телефоне, и вы поймете, о чем речь.
В-третьих, это красиво — человека, который не держал в руках деревянного или хотя бы пластикового короля, сложно назвать шахматистом.
Выбор, разумеется, зависит от бюджета. Можно купить деревянные фигуры «Стаунтон» (по имени знаменитого английского шахматиста XIX века, принимавшего участие в разработке их дизайна). Можно «гроссмейстерские» — с деревянной доской.
Или пластиковые китайские с доской из клеенки. Главное, фигурки должны быть достаточно крупными и тяжелыми (не падать, если вы их случайно слегка заденете) и свободно помещаться в клетки шахматной доски.
Важно также, чтобы король и ферзь заметно отличались друг от друга.
Карманные шахматы хороши для разбора сыгранных партий, особенно если вы в дороге, но играть в них неудобно. То же самое можно сказать и про сувенирные шахматы, пусть даже очень красивые — на них надо просто любоваться. Шахматные часы на начальном этапе покупать необязательно. Чтобы чему-то научиться, надо играть спокойно, вдумчиво, никуда не торопясь.
2. В интернете полно онлайн-курсов, но не забывайте о книгах
Вы легко найдете в интернете множество обучающих курсов (и на русском, и на английском), которые делятся по уровню сложности: для начинающих, для разрядников, для сильных любителей и профессионалов. И все же азы шахмат лучше изучать по старинке, читая качественные книги.
Среди учебников для начинающих абсолютная классика — это «Путешествие в шахматное королевство» Юрия Авербаха и Михаила Бейлина и «Шахматы» Ильи Майзелиса; по ним делали первые шаги десятки, если не сотни будущих гроссмейстеров. Книги до сих пор регулярно переиздаются, найти их несложно.
Они адресованы, в первую очередь, взрослым людям.
Если же они покажутся вам слишком толстыми (как сейчас принято говорить, «много букв»), не комплексуйте и купите себе учебник для детей.
В конце концов, правила там изложены точно такие же: как ставить мат одинокому королю, как поставить вилку и соорудить связку и т. п.
Тут самое важное, пожалуй, чтобы картинки вас не раздражали, а в тексте не было особого сюсюканья: «Дорогой малыш! Хочешь познакомиться с самой древней и самой мудрой игрой на свете?»
3. Начните учиться с конца — разберитесь, как действовать в эндшпиле
В шахматной партии есть три стадии — дебют, миттельшпиль, эндшпиль — и каждая из них по-своему важна. Классики советуют начинать изучение шахмат с эндшпиля.
Дело в том, что когда на доске остается мало фигур, вы лучше прочувствуете свойства каждой из них: в позициях какого типа она сильна, в каких не очень.
Базовые книжки по этой стадии: «Что надо знать об эндшпиле» Юрия Авербаха и «Шахматные окончания» Александра Панченко. Их можно найти и в электронном виде.
Конечно, без знания дебютов тоже не обойтись: если регулярно получать «детский мат», то дожить до эндшпиля не получится.
Выбирайте по возможности открытые начала (белыми е2-е4, черными в ответ на ход королевской пешки — е7-е5), чтобы завязать оживленную комбинационную игру.
Каждый растущий шахматист должен в миниатюре повторить путь, который проделали шахматы за свою многовековую историю, условно говоря — от романтизма к рационализму и прагматизму. Но это уже не начальный, а довольно продвинутый уровень.
В двух словах, основная ваша задача в дебюте — как можно скорее развивать свои фигуры и по возможности мешать противнику делать то же самое. Старайтесь захватить пешками центр.
Выводите вначале легкие фигуры (коней и слонов), потом тяжелые (ладьи и ферзя). Помните, что рокировка — надежное средство обезопасить своего короля от бурь и штормов (по крайней мере, на время).
Без какой-то конкретной великой идеи не ходите в дебюте два раза одной фигурой.
В середине партии (миттельшпиле) продолжайте, прежде всего, борьбу за центр и за сильные пункты для своих фигур. По возможности сохраняйте гибкую пешечную структуру — в идеале, ваши пешки должны стоять рядком, как легионеры в римской фаланге.
А пешечную структуру соперника старайтесь разрушить: создавайте ему сдвоенные, а также изолированные пешки, на которые легко нападать.
Кроме того, на полях перед такими пешками обычно очень хорошо себя чувствуют ваши легкие фигуры, поскольку чужие пешки их прогнать не могут.
4. Играйте в интернете с сильными соперниками
Зарегистрируйтесь на сайте — например, Chess.com или на российском портале «Шахматная планета». Там и днем, и ночью полно желающих сыграть. В идеале играть надо с теми, кто вас немножко сильнее.
Именно «немножко»: вы будете учиться у соперника и в то же время оказывать ему упорное сопротивление; тогда как заведомо более сильный обыграет вас так, что вы и ничего не поймете, и он вторую партию играть не захочет.
На начальном этапе имеет смысл играть партии с достаточно длинным контролем: по полчаса или хотя бы по 15 минут с добавлением 5-10 секунд на ход.
5. Не забывайте анализировать свою игру
Сыграв 2-4 партии, обязательно сделайте перерыв и разберите свое творчество. Если играете на компьютере, партии обычно записываются автоматически. Партии с настоящим соперником можно записывать в тетрадку, для этого изучите шахматную нотацию.
Самый эффективный метод анализа — глядя в запись своей партии, неспеша передвигать фигуры на доске и стараться понять, где допущены ошибки, где что-то пошло не так, как было изначально задумано.
Еще полезнее разбирать партии вместе с соперником, обмениваясь мнениями и впечатлениями: кто какой план собирался проводить, кто что зевнул и т. п.
Здесь речь идет, прежде всего, о соперниках, с которыми вы играли «живьем», за шахматным столиком; в интернете разбирать с противником только что сыгранную партию как-то не принято.
При этом будьте готовы к тому, что соперник в интернете (как правило, играющий под псевдонимом) может написать вам что-нибудь неприятное. В этом случае нет смысла втягиваться в словесную перепалку; вспомните поговорку «на дураков не обижаются» и найдите себе другого соперника.
Сегодня можно анализировать сыгранные партии с помощью специальных компьютерных программ — так называемых «движков» (например, Stockfish). Этот метод позволяет сэкономить время, но он менее полезен, а чем-то даже вреден, так как приводит к привычке «выключать голову».
Такие программы часто можно бесплатно скачать в интернете. У всех движков есть функция просмотра партии и анализа, когда на экране вам показывают оценку позиции.
Обращайте внимание, прежде всего, на большие перепады в оценке: значит, в этот момент вы или ваш соперник допустили ошибку.
6. Не злоупотребляйте игрой с компьютером
Играть с компьютером, конечно, можно, но только в том случае, если нет иного партнера — например, когда нет возможности выйти в интернет. С точки зрения саморазвития это тупиковый путь: на высоком уровне компьютер всегда будет вас обыгрывать, на низком — зевать фигуры и пешки. Гораздо полезнее и приятнее играть с человеком.
Рейтинг лучших современных игровых шахматных программ, таких как «Стокфиш», «Гудини», «Комодо» и ряда других намного выше, чем даже у чемпионов мира. Гроссмейстеры давно уже не пытаются обыграть компьютер, но используют его как незаменимого помощника для подготовки к поединкам с другими людьми.
7. Чередуйте игру с решением задач и этюдов
Интересно, приятно и полезно решать красивые шахматные комбинации (встретившиеся в практической игре), а также специально составленные задачи и этюды. На том же Сhess.com много упражнений в свободном доступе; их можно решать и с компьютера, и с телефона.
Еще больше задач предлагается за деньги, если вы приобретете членство, но тут уж решайте сами, платить или не платить. На начальном этапе надо решать как можно больше задач на простую тактику: мат в один-два-три хода, двойные удары, вилки и т. п.
С помощью хорошей подборки заданий можно отрабатывать любые элементы игры на любой стадии шахматной партии, но лучше вначале выслушать совет тренера или просто более опытного шахматиста, над чем конкретно вам следует в первую очередь поработать.
8. Если ваш ребенок интересуется шахматами — отдайте его в секцию
Самый эффективный способ научить ребенка хорошо играть в шахматы — поручить это профессиональным тренерам и педагогам, благо в России огромное количество кружков и секций, где можно заниматься бесплатно либо за весьма умеренную плату. Здесь можно узнать адреса региональных шахматных федераций, а там подскажут, куда вам лучше обратиться.
Очень популярны детско-юношеские шахматы в Москве. Ведущие шахматные школы столицы: имени М. Ботвинника (во Дворце творчества на Воробьевых горах), «Юность Москвы» (в клубе им. Т. Петросяна, ул. Большая Дмитровка, д. 11), «Перово» (в одноименном Дворце творчества), а также школа им. А. Карпова и Русская шахматная школа (по несколько филиалов).
Но начинать можно и в районных кружках и секциях.
Источник: https://meduza.io/feature/2016/12/11/kak-nauchitsya-luchshe-igrat-v-shahmaty
Урок 19 Стадии шахматной партии
Условно всю шахматную партию можно разделить на три этапа: «Дебют» — это начала партии (примерно 10-15 ходов); «Миттельшпиль» — середина шахматной партии (примерно с 15 по 40 ход); «Эндшпиль» — конец шахматной партии. Каждая стадия шахматной партии имеет свои стратегические цели, придерживаясь которых любой шахматист сможет найти верное решение в сложившейся позиции. Давайте рассмотрим стратегические цели каждой стадии партии:
Дебют — главная цель, в дебюте, которой должен придерживаться шахматист это:
- Борьба за цент. То есть, начиная с первого хода, каждый должен, по возможности, занять своими пешками центральные поля «е» и «d». Это даст пространственный перевес и затруднит развитие фигур соперника на активные позиции.
- Развитие фигур. Быстрое развитие собственных фигур дает нам возможность защитить своего короля, если соперник решить организовать на него быструю атаку. А также, в дальнейшем, организовать собственную атаку на короля соперника, если тот будет играть не аккуратно.
- Рокировка. Рокировка является одной из самых важных стратегических целей в дебюте. Так как король перемещается на фланг, где его труднее всего атаковать. Плюс, еще после рокировке ладья с края доски перемещается ближе к центру, где она может быстрее вступить в бой.
Таким образом, соблюдая всего три правила игры в дебюте, можно разыграть практически любое начала без особых трудностей. После того как вы заняли пешками цент, развили все фигуры и сделали рокировку наступает стадия миттельшпиля.
Миттельшпиль — как уже выше говорилось это середина партии, главной задачей которой является:
- Организация атаки на короля соперника;
- Улучшение позиции собственных фигур и ухудшение активности фигур соперника;
- Получение материально или позиционно преимущества;
- Борьба за центр;
- Защита собственного короля;
- Борьба с преимуществом соперника;
- Борьба с контригрой соперника.
Заключительная часть шахматной партии эндшпиль. Главной целью, которого является проведения собственной пешки (или пешек) в ферзи и борьба с проходными пешками соперника.
Узнав о трех стадиях шахматной партии, и их стратегических составляющих подведём итог: Каждая стадия шахматной партии тесно связано друг с другом (дебют с миттельшпилем, а миттельшпиль с эндшпилем).
Соблюдение основных стратегических целей на каждом этапе партии может помочь в построении правильной игры и повысит шансы на победу. На этом все, если есть вопросы оставляйте в комментариях к уроку.
Источник: https://schoolchess.ru/uroki/dlya-4-2-razryada/urok-19-stadii-shaxmatnoj-partii.html
Как усилиться в шахматах: 5 базовых шагов
Решение тактики, этюдов и шахматных композиций должно быть первым этапом для всех, кто хочет самосовершенствоваться.
Шаг 2
Следующий шаг должен включать изучение партий Мастеров/Гроссмейстеров. Однако не следует быстро переходить к этому шагу.
Сначала Вы должны познакомиться с простыми тактическими приемами, такими как вилка, двойное нападение, связка, сквозная атака, простые матовые сети и т.д.
Не зная основные приемы, Вам будет трудно анализировать партии сильных игроков.
Ещё хотелось бы добавить пару слов о партиях мастеров. В идеале, когда Вы впервые смотрите партию, то изучите её без чтения комментариев и посмотрите, насколько Вы можете понять различные ходы.
Обратите внимание на план игры, тактику, ошибки, переход из миттельшпиля в эндшпиль и т.д. Поставьте себя на место игрока и попытайтесь проанализировать позицию с их точки зрения.
По мере просмотра партии останавливайтесь и спрашивайте себя: «Как я сыграл бы здесь?». Попробуйте понять идеи, которые скрываются за ходами.
После того, как проделана предварительная работа, необходимо уже заново просмотреть партию с комментариями и восполнить пробелы, которые Вы пропустили при самоанализе.
Такой подход к обучению продуктивнее и выгоднее, чем простое чтение комментариев и просмотр партии.
Некоторые шахматные тренеры рекомендуют просматривать партии даже по 4-5 раз, чтобы лучше понять и запомнить изученный материал.
Практика. Практика. Практика
Каждый игрок должен применять знания на практике. Играть партии абсолютно необходимо, чтобы прокачать свои шахматные навыки.
Ещё одно важное условие, без которого невозможно самосовершенствование – мотивация. Только хорошо мотивированный человек может проводить часы за шахматами, продуктивно изучать теорию, играть тренировочные матчи и не отказываться от дальнейших занятий, независимо от результата. Именно такие игроки быстро достигают серьезного роста.
Шаг 3
Чтобы понимать анализ, приведенный в книгах, Вы должны понимать шахматную нотацию и хорошо знать специальные обозначения. Когда Вы изучаете шахматную партию, Вам придётся интерпретировать ходы и спец. обозначения автоматически, не теряя времени на вникание и использование шпаргалок.
Некоторые игроки, несмотря на то, что играют в шахматы достаточно долго, не в состоянии читать шахматную нотацию или быстро находить нужное поле на доске для осуществления хода.
Если Вы не знаете шахматную нотацию, то я могу предложить Вам очень простое упражнение. Когда будете играть партию, используйте немаркированную доску (без чисел и букв) и попробуйте как можно быстрее записать свой ход. Также необходимо быстро определять поля и называть их, например, d2, h5, a3 и т.д., не вычисляя их координаты.
Шаг 4
Каждый шахматист должен уметь определять ошибки в собственных партиях. Анализируя свои партии, нужно всегда искать способы усилить игру и писать соответствующие комментарии. При анализе нужно пытаться ответить на 3 вопроса:
- 1. Где были сделаны главные ошибки и как можно было сыграть лучше? (для обоих игроков)
- 2. Какой был план у каждой стороны?
- 3. Какова была причина Вашей ошибки? (мало времени, не достаточно глубоко просчитан вариант, грубые ошибки и т.д.))
Анализ и комментирование Ваших партий чрезвычайно важны для улучшения качества Вашей игры.
Другой важный момент заключается в важности систематического обучения. Работая над шахматами в течение всего 30 минут 3-4 дня в неделю, Вы добьетесь больших успехов, нежели тратя на тренировки по 2 часа, но раз в неделю.
Много игроков придерживаются неверной стратегии обучения, долго концентрируясь на одной шахматной теме. Например, очень долго изучая дебютные схемы или шаблоны игры в миттельшпиле. В итоге это не даёт нужного прогресса в шахматах.
Некоторые выдающиеся шахматные тренеры считают, что самый эффективный способ – изучать несколько тем в течении одного урока. Например, сначала немного теории, затем анализ классической партии, тактика и эндшпиль.
Шаг 5
Следующий шаг в шахматном развитии – изучение истории шахмат, наряду с биографией Ваших любимых игроков и их партий. Выберите партии таких выдающих игроков, как Ботвинник, Смыслов, Нимцович и т.д. и изучите их идеи, которые они применяли в партиях.
Можно изучать и партии современных игроков, но при не забывайте о классике, так как планы и идеи великих мастеров шахматной истории легче понять и применять в собственных партиях.
Другая очень важная часть обучения – участие в хороших шахматных соревнованиях. Чтобы игрок рос, ему рекомендуется участвовать в 5-6 турнирах в год. Так Вы сможете испытать все приобретенные навыки и теоретические знания хорошей практикой.
Давайте подведем итоги.
Есть 5 шагов, которые Принципиальны для повышения класса игры:
- 1. Решение тактики, этюдов и шахматных композиций.
- 2. Изучение партий мастеров, тренировочные матчи и работа над мотивацией.
- 3. Совершенствование навыков чтения/записи шахматной нотации.
- 4. Анализ собственных партий, изучение эндшпиля.
- 5. Шахматная история и участие в шахматных турнирах (5-6 турниров в год).
Источник: https://xchess.ru/kak-usilitsya-v-shakhmatakh-5-bazovykh-shagov.html
Объясняем ребенку как записывают партии в шахматах (Часть 13)
Не всегда можно сесть и сыграть партию за один присест. Бывает, нужно отвлечься на что-нибудь очень важное. Или вечер, и уже спать хочется. Или другу пора уходить домой.
Как оставить не доигранную партию до следующего раза?
Можно, конечно, просто оставить фигуры на доске, но тогда их может кто-нибудь смахнуть или переставить.
Или они просто будут стоять, занимать место и собирать на себя пыль.
А ещё бывает так, что хочется рассказать кому-нибудь, как прошла партия. Например, ты играл с другом и теперь хочешь пересказать папе, как выиграл у него. Но нельзя же запомнить всю партию наизусть!
Как быть в таком случае?
Взрослые шахматисты придумали простой способ записывать ходы в партиях. Этот способ называется «шахматная нотация». Ты уже знаешь, что поля шахматной доски обозначаются буквами и цифрами. А вот обозначать буквами фигуры тебе ещё не приходилось. Это делается так: Король — Кр. Ферзь — Ф. Ладья — Л. Слон — С. Конь — К.
Если не написано, какая фигура ходит, то имеются в виду пешки, они не обозначаются никак.
Когда ты записываешь ход, сначала пишется название фигуры, которая делает ход. Потом пишется поле, с которого сделан ход, ставится тире и записывается поле, на которое сделан ход.
Например, если чёрный конь пойдёт вперёд со своего места, то это нужно записать так:
Кb8-с6.
А если пешка, стоящая перед белым королём, движется вперёд, то этот ход будет записан так:
е2-е4.
Обрати внимание — буквы, которыми обозначаются вертикали, маленькие, а там, где названия фигур, — буквы большие. Это нужно, чтобы случайно ничего не перепутать.
Если этим ходом твоя фигура берёт фигуру противника, то вместо тире ставят двоеточие. Например, вот как выглядит ход, которым слон бьёт ладью:
Cg5:d8.
Поскольку на одном шахматном поле может стоять только одна фигура, не нужно писать, какую фигуру берут этим ходом, это и так понятно из записи предыдущих ходов.
Если ты записываешь всю партию целиком, ходы нужно нумеровать. Перед ходом поставь порядковый номер и отдели его точкой. Новое число пиши после того, как записал ход белых и ход чёрных.
Вот как, например, выглядит запись самого первого хода в партии. 1. e2-e4 Kg8-f6.
И сразу видно — белые пошли вперёд королевской пешкой, а чёрные в ответ вывели из-за ряда пешек своего коня.
После хода надо обязательно записывать пояснения к нему. Эти пояснения тоже пишутся не словами, а специальными значками, чтобы было короче.
Если этим ходом был сделан шах, то ставится знак плюс (вот такой: +).
Например, запись Фа5-е1 + означает, что этим ходом ферзь делает шах вражескому королю.
Покажи на доске, на каких полях должен стоять король, чтобы ему можно было сделать шах таким ходом.
Если этим ходом был поставлен мат и партия закончилась, ставят крестик, вот такой: х.
Вот так выглядит ход, которым ферзь ставит мат вражескому королю.
Фh5:f7х.
Если после хода партия закончилась ничьей, ставят знак равно, вот так:=.
Если пешка в конце хода превращается в другую фигуру, то надо записать название этой фигуры после конечного поля. Например, вот белая пешка доходит до конца доски и становится ферзём:
b7-b8Ф.
А вот чёрная пешка превращается в коня:
f2-f l K.
Когда хотят запомнить какие-то особенные моменты в партии, возле записи ходов ставят восклицательные или вопросительные знаки.
Знак ! ставят, если ход был особенно хороший или необычный.
Знак ? ставят, если ход был плохой или ошибочный. Этот значок используют, только когда хотят напомнить себе, каких ошибок не следует делать в будущем.
Когда очень спешат или не хотят занимать много места, все ходы записывают в особенной, сокращенной нотации. Тогда не пишут, с какого поля был сделан ход, а указывают только название фигуры и поле, на которое она перепрыгнула. Например, вот так:
КbЗ.
Это конь пошёл на ЬЗ. Из записи всей партии должно быть понятно, какой конь и откуда туда пошёл. Если непонятно, какой из коней делает ход, потому что оба могут попасть на поле ЬЗ, указывают вертикаль, с которой делается ход. Вот так:
Ксb3.
Кстати, на какой клетке вертикали с должен находиться конь, чтобы сделать этот ход? Видишь, опять есть два варианта! Но очень редко бывает так, что нельзя понять, какой конь делает ход.
Если ты захочешь учиться играть в шахматы и дальше, нотация тебе обязательно понадобится — во всех серьёзных книжках про шахматы примеры записаны именно так.
Источник: http://isoveti.ru/raznoe/obyasnyaem-rebenku-kak-zapisyvayut-partii-v-shaxmatax-chast-13.html