Как бьет пешка

Как ходит пешка в шахматной партии?

Как бьет пешка

Добрый вам день, дорогой друг!

У людей несведущих отношение к пешкам слегка пренебрежительное. И совершенно напрасно. Давайте разберемся, как ходит пешка и какими интересными возможностями обладает эта непритязательная на вид фигура. Вы узнаете даже об одном ее ходе, о котором многие даже и не подозревают. Поехали…

Но вначале небольшое отступление. Раз уж вы попали на эту страницу, значит вы новичок, поэтому предлагаем вашему вниманию классный обучающий видеокурс «Как научить ребенка играть в шахматы». Благодаря ему вы и сами все правила изучите и усвоите, еще и ребенка от 4-х лет научите играть. Не пожалеете…

Если вы не любите читать, то смотрите видео:

Смотреть полный плейлист всех правил шахмат от А до Я на Ютуб (подписывайтесь на обновления).

Пешки располагаются на второй и седьмой горизонталях шахматной доски. Их по восемь у каждой стороны.

Относительная ценность пешки в шахматах — три пешки эквивалентны легкой фигуре — коню или слону. Пять пешек -ладье. Подчеркиваем — относительная ценность. Все зависит от позиции.

Как известно, на войне пехота — царица полей. В шахматах:  Пешка — душа партии.

Именно пешки создают неповторимый ландшафт на шахматной доске. Именно первые ходы пешками задают различные дебюты:

  • 1.е2-е4, с7-с5 — сицилианская защита
  • 1.е2-е4, е7-е5 — целое семейство дебютов, называемых открытыми
  • 1.d2-d4, f7-f5 — голландка
  • 1.c2-c4, c7-c5 — английское начало

Продолжать можно очень долго. Суть в том, что именно начальные пешечные построения определяют дальнейшие стратегии середины игры и даже эндшпиля. Часто вокруг пешечных цепей и строится вся игра.

Пешка, единственная из фигур, имеющая уникальные особенности:

  • Не ходит назад, только вперед.
  • При достижении восьмой горизонтали белая пешка и при достижении первой черная, — чудесным образом превращаются в другую  фигуру
  • Может  взять пешку противника через битое поле, то есть “на проходе”

Об этих и некоторых других особенностях пешек, — чуть подробнее:

Ходы пешкой

Первый ход

В подавляющем большинстве партий первый ход делается пешкой. Можно еще конем, но это большая редкость. Пешка из начальной позиции может двинуться на одно или на два поля (через клетку) вперед.

Если пешка упирается в другую фигуру на своём пути, продолжать движение она не может. Будь на месте пешки ферзь или ладья, они могли бы взять фигуру противника, но пешке такое “лакомство не разрешено. Она будет упираться в другую фигуру, пока путь не освободится. Или не получит возможность взятия.

При записи ходов в шахматах принято указывать первую букву ходящей фигуры. Пешка — исключение (и тут исключение!) — буква не указывается.

1.с2-с4 f7-f5 Вначале строки ход белых, затем черных

Взятие

Пешка может взять (побить) любую фигуру, за исключением короля. Направление взятия — по диагонали на одно поле и только вперед.  

Например: 1. f3: g4 или 1… е5:d4

Пешка, расположенная на в5 прямо вперед пойти не может, однако может продвинуться путем взятия коня. 1. в5:а6

Двоеточие в шахматной записи  означает взятие.

Исключение из этого правила — взятие на проходе. Об этом приеме в следующем пункте нашей программы.

Взятие на проходе

В ситуации, когда пешка, находящаяся в изначальном положении, то есть на 2 или 7 горизонтали, делает ход на 2 поля и проскакивает через поле (клетку), находящееся под боем неприятельской пешки, — она может быть побита этой самой пешкой.

1.с2-с4  в4:с3 или 1. ….f7-f5 2. g5:f6

На проходе можно побить только пешку. Какую-либо другую фигуру побить нельзя.

Важно! Возможность взятия на проходе можно использовать только один ход. То есть в ответ на движение пешки противника.

Настоятельно рекомендуется не забывать это правило во время партии. Ибо иногда забывчивость может привести к диаметрально противоположному результату. Например:

Белые сыграли 1.а2-а4.

Они рассудили так: двигаю пешку в ферзи, черный король не успевает задержать мою пешку. Белый же король успевает подойти к черной пешке у поля превращения и забирает. Белые проводят пешку в ферзи и достигают выигрышного положения. Однако,

Мечтам о победе не суждено сбыться. Черная пешка берет белую на проходе!

1.а2-а4?? в4:а3!

Более того, после взятия белый король не успевает задержать черную пешку, та проходит в ферзи и выигрывают уже черные!

В записи два вопросительных знака означают очень слабый ход, восклицательный — сильный ход.

Такие вот метаморфозы могут происходить. Правила игры важно знать и уважать.

Превращение “гадкого утенка”

Очередное уникальное качество пешки — способность к превращению.

Это поистине джекпот в жизни любой пешки! Когда  пешка доходит до  последней, восьмой горизонтали (черной — соответственно первой), — она вправе превратиться в какую угодно фигуру такого же цвета, за исключением короля.

Пешка ставится на поле превращения, тут же убирается, а на ее место превращения ставиться новая фигура. В какую фигуру превратить пешку, решает играющий, — “хозяин пешки”.  

Само собой пешку чаще всего превращают в ферзя. Таким образом, на доске могут оказаться сразу несколько ферзей. А если точнее, — 9 одного цвета. На практике такого не бывает, однако два ферзя — не такое уж редкое явление.

Однако, бывают случаи, когда правильнее превратить пешку в какую-либо иную фигуру, кроме ферзя. Пример:

Если превращать пешку в ферзя, черные играют: 1… Фb7-f3+ и забирают пешку f2. На доске равенство. Ничья? Отнюдь! Есть решение получше:

Белая пешка превращается в коня! 1. d8K!!

При этом белые ставят вилку: объявляют шах и следующим ходом забирают ферзя. После этого позиция белых выигранная.

Превращение со взятием

Правило взятия, разобранное нами выше, действует и при превращении.

То есть пешка берет фигуру противника и одновременно превращается в другую фигуру. Как-бы двойной эффект: 1.d7:с8Ф

Советы начинающим

Сила пешечной цепи в том, что пешки защищают друг друга. Если противник побьет пешку е5, пешка d4 побьет фигуру противника. Аналогично с пешками d4 и с3. А вот пешка в2 нуждается в защите.

  • Избегайте “сдвоения” пешек. Особенно “изолированных”

Ни одна из белых пешек не защищена другой пешкой. Это означает, что их легко потерять или попросту “зевнуть”, что не такая уж редкость для начинающего шахматиста.

  • Занимайте пешками центральные поля

Пешки в центре доски создают пространство для других фигур.

  • Не двигайте пешки от короля в начале или середине партии

Пешки отличные защитники для короля. Движение пешек от короля ослабляет его позицию и дает возможность противнику атаковать вашего монарха.

  • Избавляйтесь от жаргона начинающих игроков

Например, слово “рубит” или того чище — “ест”, вместо “берет”. Срубил, снял, съел — жаргон начинающих и слабых шахматистов. Более менее квалифицированные шахматисты такие слова не используют. Правильно — “взял пешку”, “берет”, “побил”.

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  1. Поделитесь с друзьями, нажав на  кнопки социальных сетей.
  2. Напишите комментарий (внизу страницы)
  3. Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.

Желаем успехов за шахматной доской!

Источник: https://chessmatenok.ru/kak-hodit-peshka-v-shahmatnoj-partii/

Учимся играть в шахматы: как бьет пешка

Учимся играть в шахматы: как бьет пешка

Друзья, я приветствую Вас! Хотите узнать больше об игре в шахматы? Тогда давайте для начала узнаем, как бьет пешка в шахматах. Из описанного ниже материала Вы узнаете, какую силу «на поле боя» представляют собой пешки, как ими бить, как они ходят и каковы их особенности. Собственно, я постараюсь изложить всю информацию, касающуюся пешек, ведь именно они сегодня нас интересуют?

У государства должна быть армия, состоящая из солдат и офицеров. В шахматах как нельзя лучше это отражено. Так вот, простыми, рядовыми солдатами являются пешки. Вы наверняка не раз слышали из голливудских фильмов что-то типа «ты пешка в моих руках» или подобное.

Слово «пешка» как в игре, так и в жизни, подчеркивает низкий статус фигуры. Простые солдаты (наши с Вами пешки) – это расходный материал, использующийся для достижения превосходства или преимущества над соперником: «Пожертвовал пешкой – получил преимущество». Но давайте обо всем по порядку, а то что-то я разогнался.

 Загрузка …

Значимость фигуры

Как Вы могли заметить, рядовые фигуры шахмат – «пушечное мясо», уж простите за выражение. Но это «мясо» многочисленно (целых восемь штук, в то время, как других фигур – 1-2), и в руках умелого игрока оно способно загнать в угол даже самую сильную фигуру.

Слышали выражение «Один в поле не воин»? Оно применимо к одной пешке – она мало что решает, и не сможет одна повлиять на ход «боя». Но вот их объединение из нескольких фигур способно поставить мат королю. Проще говоря, вместе – сила, поодиночке – ничто. Сразу вспомнилась шахматная партия из экранизации первой части Гарри Поттера.

Я вот дерзнул отнести пешку к фигурам, и боюсь, что сейчас на меня набросятся гроссмейстеры с криком «Пешка не фигура!».

Но сделал я это для обобщения и лучшего понимания, хотя гроссмейстеры правы – пешка фигурой не является. Пешка – это пешка, а фигуры – это все остальные «действующие лица» шахматной партии.

Кстати, фигуры делятся на легкие и тяжелые, и ни к одной классификации пешка не относится, подтверждая свой низкий статус.

Особенности

Главный «козырь» пешек – их массовость. Но на этом их особенности не заканчиваются. В начале игры любая пешка (не заблокированная: перед ней нет ни союзных, ни вражеских фигур) имеет возможность походить на два поля сразу (один квадрат – одно поле). То есть пешка из исходной позиции может перепрыгнуть один квадрат.

Подобное превращение может произойти со всеми пешками (если, конечно, удастся их дотащить до тыла противника). Таким образом, на шахматном поле у Вас может быть сразу 9 королев. Только представьте! Хотя подобный исход маловероятен, но по правилам все «законно».

В зависимости от положения на поле, у пешек может быть разный статус: блокированная, изолированная, проходная и так далее. Не буду в это вникать – это так, прикладная терминология, которую знать положено только ярым фанатам этой игры.

Как ходить и как бить?

Пешка способна бить только по диагонали на одну клетку (поле) вперед. То есть, стоящие друг перед другом (возможно сзади) или сбоку друг от друга пешки не способны нанести какого-либо вреда одна другой. Только по диагонали. Получается, что побив пешкой какую-то фигуру, Вы можете поставить на одну вертикаль две и больше пешек.

Читайте также:  Как готовить в утятнице

Взятие на проходе. Еще одной уникальной способностью обладают пешки.

Помните, я говорил о такой особенности пешки, как первый ход (из исходной позиции), где любая пешка может перепрыгнуть одно поле? Так вот, если Ваша пешка ходит таким образом, а на соседней вертикали стоит пешка противника, то противник спокойно может побить Вашу пешку своей.

Причем его пешка станет на то поле, через которое Вы перескочили. Вы прошли (перепрыгнув одну клетку), а он у Вас забрал пешку. Отсюда и «взятие на проходе». Вам понятнее будет, если взгляните на рисунок.

Обычно объединение пешек (3-4 штуки) выстраивают в шахматном порядке, чтобы задние ряды прикрывали передние, а сами задние будут прикрываться более мощными фигурами, которые хороший игрок не спешит сильно двигать вперед.

К тому же вывод ладей всегда затруднителен: они находятся в углу. Вот они, в большинстве случаев и являются прикрытием всей группы пешек, хотя все это объединение можно легко «развалить» всего лишь одной фигурой при правильном командовании.

Пешка ходит вперед, а бьет по диагонали, и все это на одну клетку. Мы же с Вами свободные люди, и можем делать больше. Поэтому предлагаю Вам подписаться на обновления блога и поделиться статьей со своими друзьями, если подобранный мной материал Вам был полезен. Обязательно оставляйте комментарии и пишите, что думаете. Всем победных партий.

Рейтинг: 5 из 5 (1 голос)

С уважением, Владимир Манеров

Источник: https://ProTvoySport.ru/kak-bet-peshka-v-shahmatah/

Пешка в шахматах — как ходит? Бьет ли назад? Что если пешка дошла до конца поля?

Пешки в шахматной партии применяют для достижения превосходства над соперником и помощи более сильным фигурам. Благодаря тому, что пешек на поле 8 штук, при правильном использовании они могут разобраться даже с самыми сильными фигурами на поле.

И если одна пешка вряд ли сможет кардинально изменить исход боя (особенно в дебюте), то сплоченной командой они могут даже поставить королю мат.

Основным козырем пешек является их численное преимущество. Также из особенностей пешек можно отметить возможность ходить вперед сразу на два поля из начальной позиции, а также превращение в любую другую фигуру по достижении крайней горизонтали противника.

Если пешке удается добраться до противоположного края поля, то она превращается в любую фигуру на усмотрение игрока.

С помощью пешек исчисляется значимость других фигур. Так, стоимость коня или слона равняется 3-м пешкам, ладья стоит 5 пешек, а цена королевы равняется целым 10 пешкам.

Короля в шахматных правилах оценивать пешками не принято, но цена его равняется примерно 4-м пешкам.

В зависимости от местоположения пешки на поле и расположенных вокруг других фигур, различают такие виды пешек:

  • блокированные;
  • изолированные;
  • отсталые;
  • проходные;
  • связанные;
  • разрозненные;
  • сдвоенные.

Также пешки могут назваться в зависимости от фигур, рядом с которыми они находятся в начале шахматной партии.

Как ходит и бьет пешка?

Первый ход у пешек является особенным. Обычно, именно эта фигура начинает шахматную партию. Иногда партия начинается с хода коня, но такой вариант используется редко. Изначально пешка может перемещаться прямо на одну или на две клетки вперед.

Далее на поле пешки имеют возможность ходить вперед по вертикали лишь на одну клетку.

Часто в шахматных партиях пешки упираются друг в друга и продолжать движение дальше не могут. Ввиду особенностей взятия фигуры, побить противника таким образом они не имеют возможности, поэтому будут стоять так, пока им не откроется дорога или не возникнет возможность взять другую фигуру.

Взятие фигуры пешкой происходит по диагонали на одну клетку. Побить с помощью пешки можно любую фигуру, кроме короля. Таким образом, когда пешка упирается в другую фигуру и не может пойти дальше, она может побить расположенного по диагонали противника, чтобы изменить свое местоположение и обойти препятствие.

Поскольку пешка бьет по диагонали, у нее под атакой могут находиться одновременно две фигуры. Такие «вилки» существенно ослабляют противника, поскольку под ударом одновременно могут оказаться несколько значимых фигур.

При движении пешек существует одна особенная ситуация, которая называется «взятие на проходе». При начальном положении пешки на поле, она имеет возможность делать ход сразу на два поля, проскакивая одну клетку. Если в этот момент перепрыгнутое поле находится под боем вражеской пешки, то она может побить данную фигуру.

Такой прием можно применять только для взятия пешек – с остальными фигурами данное правило не работает. Также прием взятия на проходе можно применять только в ответ на движение пешки противника. Это правило известно многим, но на практике о нем часто забывают, что может привести к потере собственной фигуры.

Вот видео, где подробно рассказано, про взятие на проходе.

Бьет ли пешка назад?

Пешка осуществляет ходы только вперед. Эта фигура является единственной, которая не может ходить и наносить удары назад или по горизонтали.

Пешка не может бить назад, поэтому, если на доске по невнимательности игроков происходит такой ход, партия сразу же объявляется законченной, а игроку, который допустил этот промах, засчитывается поражение.

Превращение фигуры

Превращение пешки является одной из ключевых особенностей данной фигуры. После того, как пешка проходит через все поле до последней горизонтали, она может превратиться в любую фигуру своего цвета по усмотрению игрока. Правилами запрещается превращение только в короля.

Чаще всего игроки выбирают для превращения фигуру ферзя, поскольку он является одной из наиболее мощных. Выбирать одну и ту же фигуру можно несколько раз.

Конечно, такие расклады на поле в реальной игре практически невозможны, но если допустить, что все пешки дойдут до конца поля, то на игральной доске могут одновременно играть 9 ферзей одного цвета.

На практике несколько ферзей на поле можно встретить часто.

Но превращение в ферзя – это не универсальное решение. Выбор следует делать исходя из ситуации. Иногда целесообразным будет превратить пешку в коня или другую фигуру:

  • Если есть возможность поставить шах, мат или создать вилку (одновременно атаковать несколько фигур) сразу после превращения пешки в коня.
  • Если нужно избежать пата или собственноручно создать патовую ситуацию, превратив пешку в слона или ладью.

Взятие фигуры и превращение пешки может происходить одновременно. Так, если на последней горизонтали стоит фигура противника, которая находится под боем пешки, она может побить ее и сразу же превратиться в выбранную игроком другую фигуру.

Советы для новичков

  • Создавайте цепочки. Расставив пешки по цепочке по диагонали, можно выстроить мощную защиту и поймать в нее вражескую фигуру. Если одна из пешек попадет под удар, другая сразу же побьет фигуру противника.
  • Избегайте расположения пешек друг над другом. Так они не защищают друг друга, поэтому их можно легко потерять.
  • Занимайте с помощью пешек центральную часть поля. Таким образом, можно получить пространство для безопасного движения собственных фигур.
  • Не трогайте пешки, расположенные около короля, как можно дольше. Пешки отлично защищают ключевую фигуру на поле. Если лишить его этой защиты, фигура сразу же становится уязвимой для атак противника.

Пешка в шахматах – довольно слабая фигура, но в этом и заключается ее преимущество.

Пешки не тяжело терять, поэтому с их помощью можно вести отличную борьбу, не боясь лишиться более сильных фигур. Благодаря своим особенностям и при правильной игре, пешка может увеличить количество сильных фигур на поле.

Не следует переживать, отправляя пешки в бой, но стоит постараться довести максимальное их количество до противоположной стороны поля, чтобы усилить свои позиции в данной партии.

Источник: http://levico.ru/peshka-v-shaxmatax/

Пешка в шахматах

Пешка в шахматах

Главная / Правила шахмат / Пешка в шахматах

Фигура пешки в шахматах

Пешка в шахматах является самой слабой фигурой, но из-за того, что их несколько, они неплохо работают в связке друг с другом, поэтому игрокам важно понимать, как лучше всего использовать их в игре.

Начинающему играть в шахматы пешка может показаться очень незначительной фигурой. Однако пешки могут быть очень важными, как вы сможете убедиться ниже.

Например, пешка может быть превращена в другую фигуру, по достижению ей противоположного конца доски (см. ниже).

В начале игры важно обращать внимание на две вещи при использовании пешек.

  1. Во-первых, желательно получить контроль над центральными клетками — многие шахматисты считают, что пешки, находящиеся на столбцах d и e, являются самыми важными, потому что они, как правило, контролируют центральные клетки доски, поэтому желательно продвигать эти пешки одними из первых.
  2. Во-вторых, на начальных этапах игры нужно обращать внимание на безопасность короля. Многие игроки совершают короткую рокировку, поэтому желательно не двигать пешки в столбцах f, g и h — чем дальше вы отодвигаете пешки от короля, тем больше он подвергается опасности.

Как ходит пешка в шахматах

В начале игры у каждой стороны (белые и черные) есть по 8 пешек. За исключением своего первого хода, пешки могут двигаться лишь по одной клетке за раз.

При первом ходе у пешки есть выбор — сходить сразу на две клетки (если ей ничего не мешает), или на одну клетку.

Пешки двигаются только прямо вперед, и не могут ходить назад (пешка — единственная шахматная фигура, которая не может ходить назад).

Если клетка сразу перед пешкой занята другой фигурой, то пешка оказывается заблокированной, и она не может сделать ход. Ни одна из пешек на следующей диаграмме не может сделать ход.

Хотя пешка и двигается только прямо вперед, захват пешка осуществляет, сдвигаясь на одну клетку вперед по диагонали. На диаграмме внизу белые могут захватить либо ладью, либо коня.

На следующей диаграмме показана ситуация после захвата пешкой ладьи.

Когда пешка достигает противоположного конца доски, ее можно поменять на любую другую фигуру своего цвета, кроме короля. Этот процесс называется превращением пешки. Иными словами, пешка может превратиться в ферзя, ладью, слона, или коня.

Читайте также:  Как попасть в рим из москвы на поезде

Обычно пешку превращают в ферзя, но иногда может быть веская причина для превращения пешки в другую фигуру. Если при превращении пешки в ферзя нет свободной фигуры ферзя, то для обозначения ферзя просто переворачивают любую свободную фигуру ладьи (или используется любой другой предмет), и ставят на доску.

Превращение происходит путем удаления превращаемой пешки с доски, и помещением на ее клетку выбранной фигуры.

Список всех правил шахмат

  • Шахматы появились в Индии во времена государства Гуптов (почти 1 400 лет назад), откуда они распространились в персидское государство Сасанидов, а затем и на весь Ближний Восток, когда Персия была захвачена мусульманами. Оттуда шахматы распространились в Европу и Россию

Источник: http://www.learnchess.ru/rules/pawn/

Урок 6 Пешка в шахматах

Здравствуйте дорогие ученики. В этом уроке мы изучим, как ходит пешка, как она бьет, и некоторые правила, которые следует соблюдать при ходе пешкой.

Для начала небольшое правило: пешка может ходить только прямо  и только на одно поле! Пешка не имеет право ходить назад, влево или право, она ходит только вперед и только на одну клетку. Посмотрим на диаграмму ниже. На ней, наглядно, показано как ходят пешки.

Однако есть исключение, и оно гласит следующее: если пешка еще не делала ход и находиться в начальном положении, то она имеет право походить на две клетки вперед. Посмотрим на следующую диаграмму.

Что произойдет, если при движении пешки на ее пути окажется пешка (или фигура) соперника или собственная? Пешка будит заблокированной, то есть не имеет право двинутся вперед, до того момента пока ей не будит открыт путь. Следует выучить следующее правило: пешка не может «прыгать» через фигуры и не имеет право бить собственные фигуры и пешки.

Давайте посмотрим на диаграмму 1. Белая пешка, стоящая на поле b6 не может пойти дальше, так как на ее пути стоит черный конь, но как только конь покинуть свое поле, белая пешка сможет дальше продолжить свое движение. Также и с черной пешкой, стоящей на поле g4.

Давайте рассмотрим, как же все — таки следует правильно бить пешкой. Для начала следует выучить правило: пешка бьет по диагонали только на одну клетку. Посмотрим на следующую позицию, а точнее на пешку стоящую, на поле f2, если пешка соперника или фигура (черных) станет на клетки е3, g3, то белая пешка может их побить.

На этом наш шахматный урок подошел к концу, если возникли вопросы их можно задать используя форму для комментариев которая расположена ниже статьи. Также рекомендую подписаться на наше бесплатное обновление уроков и новостей.

Источник: https://schoolchess.ru/uroki/dlya-nachinayushhix/urok-6-peshka-v-shaxmatax.html

Правила игры

 Шахматная доска

Самое старое в шахматах — это, несомненно, доска, поле шахматной битвы. Она разделена на 64 поля — маленькие квадраты, состовляющие в совокупности один большой квадрат.

Эти 64 квадрата располагаются в виде восьми горизонтальных и восьми вертикальных линий.

Для лучшего обозрения доски эти поля окрашивают попеременно в белый и черный цвет, так что с давних времен шахматная доска имеет такой вид.

Чтобы получить возможность коротко и ясно объяснять происходящее на доске, каждому полю дали название. Эти математические названия напоминают систему координат, вроде той, которая была установлена Декартом. При этом вертикали обозначаются по порядку буквами: a, b, c, d, e, f, g, h; горизонтали обозначаются цифрами : 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.

Говорят, таким образом, о линии «а», о линии «b» и т.д. до линии «h» или о 1-ом ряде (горизонтали), 2-м ряде и т.д. до 8-го ряда. Так как каждое поле может принадлежать только одной линии и одному ряду, то оно совершенно точно определяется указанием этой линии и этого ряда. Например поле b5 — это поле линии «b», которое находится в 5-м ряду.

Эта система дает, таким образом, возможность просто и единообразно обозначать каждое поле на доске. 

Шахматные фигуры

Войска, которые сражаются на шахматной доске, состоят из белых и черных шахматных фигур. Коротко их называют просто «белыми» и «черными» фигурами. 

У белых и черных имеются одни и те же фигуры: король, ферзь, две ладьи, два слона, два коня и восемь пешек. Таким образом у каждой стороны насчитывается 16 фигур. К началу игры фигуры расставляются определенным, раз навсегда установленным образом, а затем играющие изменяют это расположение, делая поочередно ходы, т.е. передвигая свои фигуры с одного поля на другое. 

Правила ходов

Ладья

Ладья может ходить только по прямым линиям (по вертикалям и горизонталям) на любое доступное количество клеток. Ладья не может перепрыгивать через фигуры, рубит также как и ходит.

Слон

Слон ходит только по диагоналям (по клеткам своего цвета) на любой количество клеток. Слон рубит также, как и ходит, и не может перепрыгивать через фигуры.

Конь

Конь ходит буквой «Г», а именно два поля прямо и одно вбок (прыг-скок-и-вбок). Конь — единственная фигура, которая может перепрыгивать через препятствия в виде других фигур. Рубит конь также как и ходит, но срубить он может только ту фигуру, на чье место он встает, остальные фигуры остаются на доске (конь их перепрыгивает).

Ферзь

Ферзь умеет ходить и по прямым линиям и по диагоналям на любое количество клеток. Он также рубит и не может перепрыгивать через фигуры.

Пешка

Пешка может ходить только вперед по одной клетке. Назад, вбок и наискосок ей ходить запрещено. Если пешка ни разу не ходила, то ей можно сделать прыжок через клетку, но только один раз. Если же пешка уже сделала ход, то ей разрешается ходить только по одной клетке. Пешка рубит не так как ходит, пешка рубит наискосок на одну клетку в обе стороны.

Когда пешка доберется до противоположного края доски, она должна превратиться в любую фигуру, кроме короля по выбору игрока. Еще есть сложное правило, которое называется взятие на проходе — если пешка при своем ходе перепрыгивает через битое поле другой пешки (пешки соперника), то последняя может ее срубить, так, словно она сходила на одну клетку.

Взятие на проходе можно осуществить только сразу, иначе это право теряется. 

Король

Король может ходить по одной клетке в любую сторону, также и рубит. Когда на короля нападает чужая фигура, говорят, что королю шах.

Король не может находиться под шахом, если королю шах, он должен от него избавиться любым возможным способом — уйти, закрыться или срубить нападающую фигуру. Если это сделать невозможно, то говорят что королю мат.

Сторона, которая сумела поставить мат королю противника выигрывает партию.

Рокировка

Рокировка — это особенный ход, когда король (единственный раз в партии) прыгает через одну клетку в сторону любой ладьи, а ладья прыгает через короля и становится рядом. Рокировку можно сделать, только если выполнены следующие условия: королю нет шаха, король и ладья еще ни разу не ходили, путь от короля до ладьи свободен, после рокировки ни король, ни ладья не находятся под ударом.

Некоторые случаи ничьей

Иногда партия заканчивается вничью, то есть ни один из игроков не победил и не проиграл. Такое случается, если у одной из сторон нет ходов, но и нет шаха королю. Такое положение называется пат, и это ничья.

Если ни один из противников не чуствует себя в силах довести довести партию до мата, то партия по взаимному соглашению признается ничьей. Это соглашение может быть добровольным или вынужденным.

Вынужденная ничья бывает в случае троекратного повторения позиции, нехватки материала ( два короля, король против короля и слона или короля и коня), вечного шаха.

Источник: http://site-99af8c2.umi.ru/teoriya_i_praktika/teoriya/pravila_igry/

About-Chess.ru

About-Chess.ruШахматы Онлайн → Правила шахмат → Как ходит пешка в шахматах

Для того чтобы выучить правила шахмат, нужно в обязательном порядке изучить, как ходит пешка в шахматах.

У пешки есть возможность ходить только вперед. С начального положения, она может сделать два шага вперед, но затем может делать лишь один.

Пешка может «съесть» фигуру противника только по диагонали, двигаясь при этом, конечно, только вперед.

как ходит пешка

Кроме того, пешка может напасть на поле, где находится противник, даже если оно находится на два поля вперед. Правда, такое «съедание» допустимо только в тех случаях, когда делается первый ответный ход.

Если пешке удалось дойти до крайней горизонтали, тогда имеется возможность вернуть утраченные фигуры, а именно ладью, слона, ферзя или коня. Такой выбор никак не повлияет на оставшиеся игровые фигуры. Вернувшиеся фигура вполне может стать третьим конем или ферзем – правилами игры такое не запрещается.

Такую замену пешки на более мощные фигуры, называют «превращение пешки». Ведь пешка, по отношению к другим, довольно слабая фигура, пусть и с нее начинается вся игра, и стратегическое расположение пешек, в общем-то, может решить исход всей партии.

Профессиональные игроки, однако, способы разрушить пешечную цепь выстроенную соперником. Такой подрыв может в корне изменить все положение партии, так что, к такой тактике стоит относиться серьезно, тактика имеет название «подрыв пешечной цепи».

Однако, пешку порой выгоднее превращать в фигуры послабее (например ладья, намного слабее ферзя или коня), так как иногда бывает необходимым избежать такой игровой ситуации как «пат», или же создает возможность создать «пат», в чем может помочь слон или ладья. Также значительно увеличивается шанс поставить «шах» или «мат». Правда, такие решения лучше применяется в шахматных композициях, чем в традиционной игре.

Популярные статьи:

Источник: http://about-chess.ru/kak-xodit-peshka-v-shaxmatax.html

Как ходит пешка?

Шахматы — игра с многовековой историей. Еще в древние времена короли, дворяне и другие знатные личности играли в нее на досуге. Игра не потеряла актуальности и по сей день.

Смотря на таких великих игроков как Каспаров, Карпов и других, многие молодые ребята вдохновляются и хотят научиться игре в шахматы.

Читайте также:  Какие факультеты есть в педагогическом вузе

Данная статья посвящена этой теме, в ней мы поговорим о самых азах в изучении игры — о том, как ходит пешка.

1

Как ходит пешка?

Во-первых, белые фигуры расставляются на первом и втором ряду, черные же — на седьмом и восьмом. Второй ряд предназначен для белых пешек, седьмой — для черных. Эти ряды называют пешечными, потому что изначально все пешки расположены именно на них и занимают весь ряд. Всего в игре участвует 16 пешек (8 одного игрока и 8 — другого).

Пешки, как наши, так и вражеские, ходят строго на одну клетку вперед. Несмотря на это, есть исключения из правил: если пешка стоит в пешечном ряду и мы ей вообще не играли, можно сделать ход через клетку.

Это необязательный ход, у вас есть право выбора. Вы можете пойти как на одну, так и на две клетки вперед. Это исключение распространяется на все пешки.

Важно помнить, что вы не можете пойти на два поля вперед той пешкой, которой уже совершили действие.

В случае, если вражеская фигура стоит перед пешкой, ход вперед заблокирован. Перепрыгивать через фигуры вы также не в праве.

2

Как убивает пешка?

Пешки убивает на одну клетку вперед по диагонали, исключительно вперед. Назад данная фигура не ходит и не убивает. При уничтожении пешкой вражеской фигуры, она занимает ее место. Несмотря на такие скромные алгоритмы ходов, фигурой можно выстраивать интересные позиции и ловушки, которые будут защищать союзные или ставить в тупик вражеские фигуры.

Например, если обставить слона пешками, его ход будет заблокирован до тех пор, пока он не избавится от нее. В таком случае ваши шансы на убийство слона пешкой возрастают. Главное в данной игре — анализировать позиции и просчитывать все наперед. В этом и есть суть игры.

3

Перевоплощение фигуры

Пешка считается самой слабой фигурой на шахматном поле боя.

Несмотря на это, если какой-либо пешке посчастливится дойти до конца вражеского ряда, она может превратиться в любую фигуру, кроме короля.

Например, если вы провели 2 пешки в конец ряда, вы сможете превратить их в ферзя. Почему именно в ферзя? Потому что он считается самой сильной фигурой, с наиболее большим алгоритмом ходов.

Многим может показаться немыслимым, но брать можно стольких ферзей, сколько пешек прошло к концу поля. С таким успехом, теоретически, можно играть исключительно ферзями. Т.к. этих фигур всего две, то они обычно заменяются другими, например слоном или ладьей, при этом выполняя функцию королевы.

Это были все основные приемы, которые вы можете применить в шахматах играя пешкой. Если грамотно учитывать расположение вражеских фигур на шахматном поле, то из самой слабой фигуры пешка может превратиться в ключевую. Именно благодаря пешке выигрывались многие чемпионаты знаменитых шахматистов.

Помните, что можно легко научиться этой игре. Главное — знать основные приемы и ускорить темп мышления. Для этого вы можете скачать специальные приложения и играть с другими игроками либо с компьютером.

В большинстве приложений для игры в шахматы предусмотрены разные уровни сложности. Выберите тот, который наиболее подойдет вашим навыкам и постоянно тренируйтесь. Только так вы добьетесь больших успехов.

Источник: http://SovetClub.ru/kak-hodit-peshka

Пешка — Википедия

Пешка — Википедия

Фигура может взять вражескую фигуру или пешку, только если может пойти на поле, на котором расположена берущаяся фигура. Белые могут превратить свою пешку в любую другую фигуру.

А из этой статьи вы узнаете, как позволено вести себя простым солдатам шахматной армии – шахматным пешкам. Восемь белых и восемь чёрных пешек – их много, но они самые слабые.

Правда, если пешки соберутся вместе и начнут двигаться, то с их лавиной не смогут справиться самые сильные шахматные фигуры.

Если пешки ещё не ходили и стоят на 2(7)-й горизонтали, то свой первый ход они могут сделать как на одну, так и на две клетки (через клетку).

Пешки бьют вперёд наискосок (по диагонали) на одну клетку.Посмотрите на белую пешку e2 и чёрную d3. При ходе белых последует1. Спросим их: «Зачем?» Отправляясь в путь, каждый солдат мечтает дойти до конца и стать генералом.

Конечно, пешка мечтает стать ферзём, но может надеть и не такие «высокие» погоны. За этот подвиг пешке присваивают звание, которое она пожелает. Любая пешка может повысить своё звание.

При этом пешка снимается с доски, а на её место становится новая фигура.

Шахматная доска и нотация

Бьющая пешка при этом взятии ходит на поле за ходившей пешкой (то есть так, как будто та сходила не на два, а только на одно поле, пример см. на диаграмме).

Взятие на проходе допустимо только непосредственно в ответ на «длинный» ход берущейся пешки, на следующих ходах оно уже не разрешено. Если Вы превратите пешку там, где рядом стоит крупная фигура соперника — Вы её тут же потеряете.

С одной стороны пешка довольно слабая фигура, но с другой стороны её и не так тяжело терять.

2.4.Правила поведения фигур. Шах, мат и пат

Пешки и фигуры (все вместе) называются материалом. В начале партии у сторон — материальное равенство. В шахматной нотации партии обозначение пешки (п) чаще всего опускается. Расположение фигур и пешек в данный момент на доске называется позиция или ситуация. Любое перемещение фигуры или пешки на доске называется ходом. Игроки делают ходы по очереди, играющий белыми начинает первым.

2.3. Шахматная доска. Запись игры

На диаграмме белый слон на d4 может пойти на любое поле на диагоналях a1-h8 и g1-a7, всего ему доступно 13 полей. Другой белый слон имеет только 7 полей в своем распоряжении.

Таким образом ферзь сочетает в себе возможности ладьи и слона, кроме того может перемещаться и по белым и по черным диагоналям.

Хотя белый конь окружен со всех сторон своими и чужими фигурами и пешками, это не мешает ему переместиться на поля, помеченные маркерами.

1. Из истории шахмат

В отличие от фигур, которые могут ходить в любом направлении, пешка может двигаться только на одну клетку вперед по вертикали. Исключение для начальной позиции, например, белая пешка на втором ряду и черная пешка на 7 ряду может пойти сразу на 2 поля вперед. Пешки перемещаются только по вертикали, но взятия совершают по диагонали, влево или вправо.

Кроме обычного взятия пешка может осуществлять взятие на проходе пешки противника (но не фигуры). В этой позиции белые переводят коня с e3 на c4, aтакуя одновременно черную ладью на b6 и пешку на d6. Подобная атака называется двойным ударом. 1. ¤c4 , где 1 — номер хода, К — аббревиатура фигуры, делающей ход, и c4 — поле, на которое переместилась фигура.

После этого партия продолжается. Цвет фигур партнеров в любительских партиях определяется жребием, а в соревнованиях – правилами проведения. Если партия ошибочно начата участником, играющим черными фигурами, она аннулируется и играется заново.

Ход должен быть сделан в соответствие с правилом «Прикосновение к фигуре».

Если играющий коснется сначала короля, а затем ладьи (либо обеих фигур одновременно), но рокировка невозможна, то должны быть сделаны ход королем или рокировка в противоположную сторону.

В общем случае – по вертикали на соседнее свободное поле, а с начального положения — и через одно. Взятие пешкой возможно лишь по диагонали на смежном поле и опять же с перемещением вперед.

2.5. Сложные правила

Такая замена называется превращением пешки. Действие фигуры, появившейся на доске, начинается немедленно. Задача игры. Мат. Целью игры в шахматах является постановка мата королю противника. При мате он не может уклониться или быть прикрытым от удара, исключается и защита взятием атакующей фигуры. В других случаях рекомендуется принимать решения по аналогии.

Заказать Шахматные Книги

В зависимости от характера нарушений партия может быть продолжена либо аннулирована и переиграна. Восстанавливается позиция, в которой допущена ошибка. Если требование о ничьей отвергнуто, заявитель может потребовать дополнительную проверку за счет своего времени или, прекратив игру, обратиться в более высокую инстанцию.

Итак, пешка может ходить на одно поле вперёд по вертикали

Шахматные часы. Каждый партнер должен сделать соответствующее число ходов в заданное время, Условия определяются заранее и включаются в регламент. Проводятся также соревнования, где ограничение во времени на обдумывание устанавливается сразу на все ходы. В этом случае игра заканчивается с падением одного из флажков.

Пешка d3 — изолированная

Которые, в свою очередь, подразделяются на полную нотацию и краткую нотацию. Необходимо указать часть поля с которого идет ладья, в данном случае: 12 Rhd1 Возможны разные ситуации, которые ведут к разным записям.

Если взятие делает пешка, то указываются только вертикаль с которой пошла пешка и вертикаль на которой пешка срубила фигуру. Например: 13. de Пешка, стоявшая на вертикали d срубила фигуру, стоявшую на вертикали e. При этом идентификация должна быть однозначной.

Пешечная пара — две пешки одного цвета, расположенные рядом на соседних вертикалях

Нарушение правил поведения может повлечь за собой санкции, вплоть до зачета поражения в партии. По Ф. Филидору пешка — «душа шахматной партии», структура пешечного расположения определяет стратегический рисунок партии.

В эндшпиле роль пешек значительно возрастает, особенно далеко продвинутых (близких к полю превращения). Буквенное обозначение — п.

(в шахматной нотации обычно используется только при записи положения фигур на диаграмме, а в процессе партии опускается).

Когда пешка доходит до последней горизонтали, то она превращается в любую фигуру того же цвета, кроме короля. Если пешка делает ход на последнюю горизонталь (белая на восьмую, черная – на первую), то после хода указывается фигура в которую она превратилась. Фигуры. Различают королей, тяжелые (ферзи, ладьи), легкие (кони, слоны) фигуры и пешки. Иногда пешки не относят к фигурам.

В продолжение:

Источник: http://marliskott.ru/peshka-vikipediya/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector