Почему нужно читать классику

Зачем читать классическую литературу?

Почему нужно читать классику

Многие или не читают совсем, ссылаясь на недостаток времени, или отдают предпочтение современным авторам. Родители больше не прививают своим детям любовь к чтению, в итоге каждое новое поколение деградирует всё больше. Виртуальный мир заменил книги. Люди стали забывать, какое значение раньше литература имела в жизни человека.

Сколько бы лет или веков не проходило, но человеческие чувства, эмоции и жизненные ситуации не меняются. Мы узнавали, какой должна быть настоящая любовь, какому поведению нужно придерживаться. Открывали для себя новый мир, где благородство и честь – не пустой звук.

Иллюстрация к Евгению Онегину

Ярким примером этого является произведение Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». Татьяна показывает нам, какой должна быть девушка, как она должна выглядеть и вести себя. Евгений же подаёт пример юношам.

Герои говорят нам, что нужно быть начитанными, знать иностранные языки, не бояться учиться на своих ошибках и постоянно открывать что-то новое. К сожалению, люди стали забывать, что классическая литература даёт нам идеал, к которому нужно стремиться.

Книги дают нам возможность попасть в другой мир, эпоху. Из произведений классической литературы мы можем почерпнуть для себя знания истории. Ведь они очень тесно связаны. Мы можем узнать о восстании декабристов, битвой под Бородино, первой и второй мировых войнах, революции и о многом другом. Нам открывается жизнь похожих на нас людей, но, возможно, имеющих другие ценности, цели, идеалы.

В произведении Шолохова «Судьба человека» мы видим мужчину, которого очень сильно потрепала жизнь. Он потерял всю свою семью: жену, дочек, сына. Война искалечила его душу, но он нашёл в себе силы жить дальше и подарил кусочек счастья мальчику, который остался без родителей. Он не сдался и мы не должны.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

Источник: https://moiarussia.ru/zachem-chitat-klassicheskuyu-literaturu/

Нужно ли читать классическую литературу? Нафик?

Sebastian Мыслитель (8880) 4 года назад

Если человек хочет жить идеалами животных- сытый сон и утробное довольство …то можно и не читать..и по праву признать себя полинялой обезьяной и поклониться Дарвину..

Комментарий удален

GWAR Искусственный Интеллект (241775) 4 года назад

что бы вы спросили

Ирина Ефременко Профи (738) 4 года назадСегодня большинство людей сутками сидят в интернете, им уже не интересно даже телевидение, а про книги они вообще позабыли. Единственное, что они читают это статусы друзей в соцсетях и блоги. А у школьников только и возникает один вопрос, зачем читать книги, и тем более классику. Так как, по их мнению, это скучно и не интересно. Ну да, куда более познавательно узнать, кто, во сколько ел, и что он чувствует после расставания или что-то в таком роде. Но они, к сожалению, не знают, какое это удовольствие читать классику. Для начала стоит сказать, что классика это не только Достоевский или Пушкин. Классика есть в любом жанре, будь то детектив, фэнтези, фантастика или драма, и если вам не нравится читать какой-то один жанр, это не значит, что вся классика ужасна. Любая книга затягивает благодаря своему сюжету и героям, вы словно погружаетесь в те события, никакое 3D кино не сравнится с этим ощущением. Но кроме этого существует еще уйма причин, по которым стоит читать классику. Во-первых, она дает знания. Во-вторых, она развивает вас, при чтении необходимо затратить немало умственных усилий, что, в свою очередь, заставляет ваш работать мозг. Кроме этого в книге вы можете найти целую кучу полезных советов и умных мыслей. Так же благодаря книгам вы сможете получить ответы на многие вопросы, это же на много интересней чем какой-нибудь очередной скандал звезд. И не забывайте, что знания это сила и власть. А еще классическая литература дает эрудированность, грамотность, а так же тренирует воображение, помогая тем самым смотреть на происходящее в повседневной жизни под другим углом.

Классическая литература обеспечивает многостороннее развитие личности. Надеюсь, у вас больше не возникнет вопрос, зачем читать классическую литературу. И главное. Если вам не нравится какой-то определенный жанр, ничего страшного, читайте то, что нравится вам, и тогда вы даже не заметите, как литература заинтересует и затянет вас.

Комментарий удален

Хмур Просветленный (24064) 4 года назадКто всю жизнь ел маргарин, тому не понять как вкусно настоящее сливочное масло! Так же и с литературой — кто привык читать макулатуру, тому не нужны ни Достоевский, ни Толстой, ни Пушкин. А Вы попробуйте! Ничего интереснее «Братьев Карамазовых» и «Бесов» Достоевского я не читал, (хоть и «макулатуру» почитываю иногда) .

А «Путешествие в Арзрум» Пушкина? Такого легкого чтения не припомню, хотя читал лет 20 назад.

Дима Федорцов Знаток (445) 4 года назад

Что-бы знать как вести диалоги, доказывать свою правоту не скудным словариком из 20 слов из которых 13 — маты, а говорить такими словами что множество людей в жизни не слышали, и уж понять что они значат они просто напросто не смогут. Доминируй, властвуй, унижай!

Лилия Валиева Мастер (2324) 4 года назадНадо, если не хочешь всю жизнь с лексиконом в 500 слов существовать… Надо, если хочешь понять историю и культуру того времени. Проблемы того времени. А они не изменились. Они остались теми, что и раньше. Надо, если хочешь узнать что-то новое… Надо, если ценишь красоту русского языка.

Надо, но никто не заставляет… Просто хочешь или нет? Вот в чем вопрос.

Комментарий удален

Кристина Кузнецова Знаток (350) 4 года назад

Русская классика учит умению мыслить, понимать человеческую природу,его поступки,открывает глаза и заставляет по-иному взглянуть на привычные вещи, меняя твое мировоззрение и наполняя жизнь смыслом, который писатели познают в своей зачастую непростой жизни.

если со смыслом жизни вообще туго , то по крайней мере твоя речь становится правильной,красивой и выразительной, отличающей тебя от окружающих.»Нафик» и «ваще надо» употребляют люди с не самым высоким умственным интеллектом и довольно ограниченным кругозором.

Сказать «для чего» и «зачем» стало невыносимо трудно, нужно обязательно упростить их до таких чудовищных просторечных форм, что в науке получило название деградации — процесс ухудшения какой-либо способности, движение назад.

И самое действенное лекарство от этого — книга,как это ни странно.

Комментарий удален

Сельдерея Сельдеревна)) Оракул (66961) 4 года назад

Обязательно нужно. Классическая литература направлена на воспитание души, нравственности. К тому же, рождает споры по поводу многих философских вопросов. Проходили недавно » На дне» Горького. Так у нас такая дискуссия была по поводу правды Сатина и правды Луки.

нам учительница и говорит :» Вот видите, что значит классическая литература. Заставляет спорить, размышлять» Уж наши споры до того зашли, что пообещали к нам священника пригласить, чтобы он рассказал, прав ли Лука с точки зрения христианства….

Так что, читтаь классику -необходимо!

phiona Мудрец (14263) 4 года назадВообще нужно. Хотя бы для того, чтобы помнить, как выглядит нормальный русский язык. Без «нафик» и «ваще»

Хотя кажется автору вопроса уже не поможет…

Серго Гуру (2772) 4 года назадЭх, отвечающие.. . Повелись как дети малые. И вброс–то немудреный, а вы сразу сидор с классиками за плечи и на войну священную: не отдадим наше все этим Нафик и Ваще! Человек стебется по полной, а вы думаете, что придурковатого школяра просвещаете. Ну и «перлы» , конечно, куда ж без них. Одно только « люди с не самым высоким умственным интеллектом » чего стоит! Спасибо, поржал!

Аффтар — малаца, жги исчо!

Источник: https://otvet.mail.ru/question/96867938

С чего начать читать классику

С чего начать читать классику

Классические произведения изучаются в школе, но нередко учащиеся не понимают или попросту не хотят читать огромные книжки. Но с возрастом приходит осознание того, что классика играет большую роль в нашей жизни.

В классической литературе раскрываются проблемы, которые будут актуальными во все времена — любовь, расставания, война, семейные отношения.

Читайте также:  Что делать, если забеременела в 10 лет

Помимо всего прочего, литература тесно связана с историей и открывает новые взгляды на исторические события.

Читать классическую литературу непросто. В основном проблемы связаны с тем, что в произведениях используется уже устаревшая лексика.

Чтобы классическая литература была понятна, а ее чтение приносило удовольствие, упражняться нужно регулярно. Здесь как в спорте: чтобы поднять большой вес, нужна практика и тренировки.

Необходимо постепенно и логически продвигаться от более легкой литературы до сложной и многотомной.

Как начать читать классику?

Во-первых, определитесь с жанром, познакомьтесь с существующими направлениями в литературе — классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм, постмодернизм. Каждое направление имеет свои особенности и специфику жанров. Подумайте, что вам интересно: отправиться в историю Отечественной войны Толстого или погрузиться в мир мистики Гоголя? 

Во-вторых, определитесь с хронологией. Вы можете отправиться как в мир князя Игоря, так и порассуждать об актуальных проблемах вместе с современными авторами. Помните, что школьная программа — это лишь верхушка классической литературы, причем верхушка только русской классики.

В-третьих, определите для себя, сколько времени вы готовы посвятить чтению. Советуем на чтение выделять хотя бы час в день. Помните, что книгу нужно читать регулярно. Если вы прочтете сегодня одну главу, а вторую только через 3 месяца, то вы просто-напросто забудете обо всем прочитанном и потеряете интерес к произведению. 

И последний совет: читайте книги, читайте обязательно! Не бросайте читать книги, не останавливайтесь после первого не понарвившегося вам произведения. Уверены, вы найдете себе что-то по душе. Но если вы не знаете, с чего начать читать классику, предлагаем вам десятку лучших произведений русской литературы.

Десятка лучших классических произведений русской литературы

Необходимо начинать с более простых рассказов. При этом вы можете читать классику не только отечественного происхождения, это могут быть и произведения зарубежных писателей.

Подводя итоги, можем привести 10 классических произведений, которые легко читаются, их можно найти в любой библиотеке, они подойдут для любой возрастной группы, точно не оставят вас равнодушным и не отнимут вашего времени.

Как правило, погружаться в изучение классической литературы рекомендуют в хронологическом порядке, начиная с древнерусской и древнегреческой литературы и заканчивая современными авторами.

Но доскональное изучение такой литературы предлагается студентам гуманитарных вузов, стремящихся получить филологическое образование. В университете эту литературу разбирают вместе с преподавателем и соответствующей литературой.

Вы же можете отдать предпочтение любому автору и любому историческому периоду, выбирать книги, руководствуясь жанровой системой и т. д.

Источник: https://1000sovetov.ru/article_s-chego-nachat-chitat-klassiku

Польза от чтения классической литературы

Польза от чтения классической литературы

Как чтение классической литературы развивает интеллект?
Или она бесполезна?
Илона

Здравствуйте, Илона.

С момента начала исследования особенностей работы человеческого мозга при помощи аппарата МРТ стало известно, что чтение прекрасно развивает правополушарное мышление.

Не так давно группа британских ученых из Ливерпульского университета сделала прорыв в изучении данного процесса.

Они предложили подопытной группе студентов читать во время сканирования мозга классическую литературу вместо привычных нам статей и современных романов.

Результаты, как писали многие источники в зарубежных СМИ, превзошли все ожидания. Однако и по сей день в научных кругах высказывается мнение относительно преувеличения значимости этого открытия. Как бы то ни было, но даже российские коллеги-нейрофизиологи не отрицают безусловной пользы от ежедневного чтения классических произведений.

Так какова же польза от чтения классики? Давайте подытожим найденные на просторах Интернета утверждения именитых врачей и ответим на этот вопрос!

Польза 1

Во время чтения подобной литературы, в особенности поэзии, начинает чрезвычайно активно работать правое полушарие мозга, отвечающее за креативность, образность и пространственность мышления. Увы, но большинство современных произведений не смогли спровоцировать активное взаимодействие между клетками мозга. Об этом говорит отсутствие увеличения нейронных связей между ними.

Польза 2

Британские ученые из Ливерпульского университета также выяснили, что ежедневное чтение классических литературных произведений благоприятно воздействует на развитие личности. Эту закономерность доказал эксперимент, проводимый над студентами, о котором писалось выше.

Польза 3

Поклонники классической поэзии почти всегда могут похвастаться безупречной памятью. Благодаря активному стимулированию клеток мозга, находящихся в правом полушарии, совершенствуется механизм запоминания. Почитателям классики особенно просто даются задачи по запоминанию знаменательных дат и чисел.

Польза 4

Удивительно, но эффект от чтения классических произведений удваивается в том случае, если их читать на исконном языке написания, без современной адаптации.

В случае с русской литературой чтение книг, написанных на литературном языке 18 – 19 веков, заставляет одновременно работать сразу оба полушария мозга.

Благодаря этому совершенствуются приобретенные ранее мыслительные навыки, повышается общая эрудиция и тренируется концентрация внимания.

Польза 5

По словам М.Хайруллова, при ежедневном чтении классической литературы человек неосознанно тренирует свои познавательные способности. Помимо этого, повышается общая грамотность и оттачивается выразительность устной речи, что, несомненно, способствует развитию коммуникативных способностей человека.

Польза 6

Помимо тренировки воображения чтение классической литературы является эффективной профилактикой болезни Альцгеймера и старческого слабоумия. Чтение снижает уровень стресса гораздо эффективнее, нежели занятия спортом, прогулки на природе или прослушивание музыки.

Надеюсь, что смог ответить на ваш вопрос!

С уважением, Валерий.

Полезный совет?

Источник: http://www.domotvetov.ru/zachem-i-pochemy/polza-ot-chteniya-klassicheskoj-.html

Совет 1: Почему нужно читать классику

Совет 1: Почему нужно читать классику

Программа по литературе наполнена глубокими и сильными произведениями Толстого и Пушкина, Достоевского и Гоголя, и других великих авторов. Хорошие книги нужны современному человеку, в них есть глубина и огромный смысл. Оказывается, и поступки они совершают похожие… Классика – это отличный способ безболезненно узнать людей, понять их глубинные мотивы.

Почему взрослый человек должен читать классикуВеликие писатели создавали свои произведения гораздо раньше, чем поколение современных взрослых появилось на свет. Статистика показывает, что современные дети, подростки и взрослые все-таки читают книги, но несколько в ином формате – в электронном.

Ведь трудно считать человека образованным, если он ни слова не может сказать о шедеврах мировой классической литературы. Если приглядеться, окажется, что рядом с тобой живет девушка, похожая на Наташу Ростову, и некто, напоминающий Раскольникова. Однако специалисты в области литературы и поклонники бессмертной классики считают, что это просто невозможно.

Психологи считают, что это очень важно для развития и становления личности подростка. Толстой и Пушкин, а также другие великие писатели подняли в своих произведениях такие проблемы, которые неподвластны времени, они до сих пор не теряют актуальности.Психологи всего мира рекомендуют обращаться к классической литературе в моменты жизненных трудностей.

Это неизбежно. Это очень хорошо, однако качество большинства современных произведений оставляет желать лучшего. Подросток не обязан любить эти книги, но знать и понимать их он должен.Кроме того, классика мягко и ненавязчиво открывает ребенку реальный мир.

Не по годам развитые тинэйджеры просто не понимают, зачем читать классику, когда есть масса других увлекательных книг, которые к тому же легко воспринимаются.Зачем школьникам читать классикуЛюбовь к классической литературе прививают еще со школьной скамьи. Однако школьники упорно не желают читать их произведения.Читать классику школьник должен.

Все дело в том, что с возрастом человек обрастает опытом, совершает массу ошибок, его мировосприятие меняется. Отсюда и иной взгляд на «Анну Каренину» и «Войну и мир».Рано или поздно, каждый человек придет к классике – отечественной или зарубежной. Книга успокоит, раскроет глаза на ошибочное поведение, покажет пути выхода из сложившейся ситуации.

Многие взрослые читатели признают, что в возрасте около тридцати лет они с истинным удовольствием читали классику, хотя в школе не могли прочесть ни страницы. Многие делают вывод, что эти книги уже устарели.

Еще по теме

Что делать при попадании воды в телефон

Инструкция1Откройте заднюю крышку телефона, выньте аккумулятор и SIM-карту. Если задняя крышка не открывается — просто выключите…

Совет 1: Какую минимальную температуру выдерживают помидоры, огурцы и перцы

Какую минимальную температуру выдерживают помидорыТоматы — культура теплолюбивая, и большинство сортов спокойно переносят температуру в +5+8 градусов. Однако есть и более холодостойкие сорта, которые…

Как заполнить акт на скрытые работы

Инструкция1Присвойте акту номер, укажите при строительстве или в ремонте какого именно объекта работы были произведены….

Читайте также:  Как закачать фильм через itunes

Источник: http://www.oootemp.ru/kultura-i-obshestvo/7418_sovet-1-pochemu-nuzhno-chitat-klassiku.php

Почему подростки не читают классику

Почему подростки не читают классику

Старшеклассники заменяют прочтение произведений просмотром их экранизаций или знакомством с кратким содержанием в интернете.Литература дети книжная полка Школа

АВТОР ИССЛЕДОВАНИЯ:

Ценность русской литературы для современных школьников по-прежнему имеет большое значение. Подростки подтверждают это в ходе социологических опросов.

Однако на практике они нередко подходят формально к освоению произведений и не способны к анализу их содержания.

Одна из причин этого в 150-200 летнем временном разрыве между периодом написания произведений и жизнью современных старшеклассников.

Тем не менее, пока еще половина школьников считает русскую классику актуальной и находит в ней ресурсы для собственного развития, отметила Любовь Борусяк в статье «Классическая школа, неклассические дети».

Она опубликована в новой книге «Чтение современного школьника: программное, свободное, проблемное» (Совпадение, Москва, 20016).

В статье описаны результаты опроса 700 старшеклассников из разных городов России на предмет их отношения к литературным произведениям из обязательной школьной программы.

Как дети «проходят» школьную программу

Киноиндустрия, накопившая сегодня достаточное количество различных экранизаций классики, дает возможность школьникам поверхностно, но быстро ознакомиться с содержанием обязательных к прочтению произведений. Альтернативой фильмам могут быть спектакли, а также аудиокниги и краткое изложение литературных шедевров, которое можно найти на многочисленных сайтах в интернете.

В ходе опросов более 17% учеников 10-11 классов на вопрос «Случалось ли вам вместо чтения этих книг (книг из школьной программы: прим.ред.) знакомиться с их кратким изложением или смотреть их экранизации, слушать аудиокниги?» ответили: «Да, регулярно» и 65% «Да, иногда».

При этом подростки не всегда осознают то, что прибегают к альтернативным методам освоения литературного содержания. С одной стороны, в ходе опросов они могут говорить, что не используют их, а с другой, указывают на конкретные произведения, которые освоили каким-то иным образом, чем прочтение оригинального текста.

Подобные практики стали настолько естественными, что школьники этого даже не замечают, отмечает Любовь Борусяк. Доказательство тому и то, что старшеклассники заносят в списки любимых те произведения, которые не читали, но смотрели их экранизации.

Так, большинство опрошенных, которые указали «Обломова» и «Бесприданницу» в качестве любимых произведений школьной программы – это не читатели, а зрители.

Самые популярные среди подростков экранизации классики

  • «Война и мир» Сергея Бондарчука
  • «Жестокий романс» Эльдара Рязанова («Бесприданница»)
  • «Несколько дней из жизни Обломова» Никиты Михалкова («Обломов»)
  • «Тарас Бульба» Владимира Бортко

Кадр из фильма Сергея Бондарчука «Война и мир», (Мосфильм, 1967 г.)

Поскольку сегодня экранизированы практически все шедевры русской классики, в число альтернативно освоенных попадают и «Преступление и наказание», и «Евгений Онегин», однако все же реже, чем перечисленные выше произведения.

Что раздражает девочек и демотивирует мальчиков

У российских старшеклассников есть любимые произведения. Это «Преступление и наказание» и «Отцы и дети». Они лидируют по числу положительных отзывов, как у девушек, так и у юношей и реже попадают в число освоенных альтернативными способами.

Какие книги подростки назвали любимыми

   
«Преступление и наказание» «Преступление и наказание»
«Отцы и дети» «Отцы и дети»
«Война и мир» «Мастер и Маргарита»
«Обломов» «Гранатовый браслет»
«Мертвые души» «Война и мир» 

Источник: Монография «Чтение современного школьника: программное, свободное, проблемное»

Источник: https://iq.hse.ru/news/203292924.html

10 книг, доказывающих, что классика — это не скучно

10 книг, доказывающих, что классика — это не скучно

Весь романтический пафос, которым окутаны Средние века, представлен в «Айвенго». Доблестные рыцари, прекрасные дамы, осады замков и политические тонкости вассальных отношений — всё это нашло место в романе Вальтера Скотта.

Во многом именно его творение и способствовало романтизации Средневековья. Автор описал исторические события, которые затрагивают период в истории Англии после Третьего крестового похода. Конечно, не обошлось без серьёзных художественных импровизаций и вымысла, но от этого история стала только увлекательнее и прекраснее.

Купить на Litres.ru

2. «Мёртвые души», Николай Гоголь

В эту подборку нельзя было не включить наиболее известное творение Николая Васильевича Гоголя. Для многих школьников изучение «Мёртвых душ» является самым ярким событием на уроках литературы.

Николай Гоголь — один из немногих классиков, который умел писать о проблемах мещанского быта и России в целом в столь саркастично-непосредственном тоне. Здесь нет ни эпичной тяжеловесности Толстого, ни нездорового психологизма Достоевского. Читать произведение легко и приятно. Однако вряд ли кто-либо откажет ему в глубине и тонкости подмеченных явлений.

Купить на Litres.ru

3. «Всадник без головы», Майн Рид

Приключенческий роман «Всадник без головы» многослоен: в нём переплелись мистические, детективные и любовные мотивы. Сюжетные хитросплетения создают интригу и держат в напряжении до самых последних страниц книги. Кто же этот безголовый всадник? Привидение, плод воображения героев или чей-то коварный трюк? Вы вряд ли заснёте, пока не получите ответ на этот вопрос.

Купить на Litres.ru

4. «Посмертные записки Пиквикского клуба», Чарльз Диккенс

Чарльз Диккенс был крайне популярен при жизни. Люди ждали его следующих романов примерно так же, как мы сейчас ждём выхода каких-нибудь «Трансформеров». Образованная английская публика любила его книги за неподражаемый стиль и сюжетный динамизм.

«Посмертные записки Пиквикского клуба» — самое смешное произведение Диккенса. Приключения английских снобов, провозгласивших себя исследователями человеческих душ, полны нелепых и комичных ситуаций. Социальная проблематика, безусловно, здесь присутствует, но подана она в такой простой форме, что не полюбить английского классика после прочтения просто невозможно.

Купить на Litres.ru

5. «Госпожа Бовари», Гюстав Флобер

«Госпожа Бовари» по праву считается одним из величайших романов мировой классики. Это звание нисколько не умаляет увлекательность творения Флобера — вызывающая история любовных приключений Эммы Бовари смела и дерзка. После публикации романа писатель даже был привлечён к судебной ответственности за оскорбление нравственности.

Психологический натурализм, которым пронизан роман, позволил Флоберу ярко раскрыть проблему, актуальную в любую эпоху, — конвертируемость любви и денег.

Купить на Litres.ru

6. «Портрет Дориана Грея», Оскар Уайльд

Самое известное произведение Оскара Уайльда задевает за живое глубоко проработанным образом главного героя. Дориан Грей, эстет и сноб, обладает чрезвычайной красотой, которая контрастирует с развивающимся в течение сюжета внутренним уродством. Упиваться наблюдением за нравственным падением Грея, аллегорически отражённом в визуальном изменении его портрета, можно часами напролёт.

Купить на Litres.ru

7. «Американская трагедия», Теодор Драйзер

«Американская трагедия» — изнанка американской мечты. Стремление к состоятельности, уважению, положению в обществе, деньгам свойственно всем людям, однако для большинства путь наверх закрыт по умолчанию в силу разных причин.

Клайд Гриффитс — выходец из низов, который всеми силами пытается пробиться в высшее общество. Он готов на всё ради своей мечты. Но общество с его идеалами успешности как абсолютной жизненной цели само является катализатором нарушения морали. В итоге Клайд преступает закон, чтобы достичь своих целей.

Роман Драйзера трагичен в классическом, древнегреческом смысле. Главную роль играет рок, человек оказывается марионеткой в руках судьбы. Надежда на победу человека над неизбежным и сопереживание главному герою заставят читателя одолеть произведение в кратчайший срок.

Купить на Litres.ru

8. «Похождения бравого солдата Швейка», Ярослав Гашек

В начале Первой мировой войны солдат Швейк, охваченный патриотическим долгом, по собственной воле отправляется в армию. Однако цели своей он не достигает — военный комиссариат принимает его рвение служить Отчизне за признак идиотизма. Так Швейк попадает в сумасшедший дом, где его провозглашают симулянтом. В результате бравый вояка всё же попадает в армию.

Это лишь начало сатирического романа Гашека, каждая страница которого заставит смеяться в голос даже самого серьёзного читателя.

Купить на Litres.ru

9. «Лолита», Владимир Набоков

Набоков славится своей любовью к игре со словами, витиеватым описаниям и яркой звучности слога. Иногда форма для него главнее содержания. Язык «Лолиты» также бесконечно многообразен и полифоничен. Однако этот роман никак нельзя назвать скучным.

В классической литературе сложно отыскать сюжет, который был бы посвящён теме педофилии. Набоков довольно откровенно описывает сексуальное влечение главного героя Гумберта к 12-летней девочке.

Читайте также:  Как снять видеокарту у ноутбука

После выхода романа разразился огромный скандал, благодаря которому Набоков сделал себе имя в Америке.

Купить на Litres.ru

10. «Убить пересмешника», Харпер Ли

«Убить пересмешника» — роман автобиографический. Харпер Ли описала свои воспоминания о детстве. В итоге получилась история с антирасистским посылом, написанная простым и доступным языком. Читать книгу полезно и интересно, её можно назвать учебником нравственности.

Не так давно вышло продолжение романа под названием «Пойди поставь сторожа». В нём так сильно вывернуты наизнанку образы персонажей классического произведения писательницы, что когнитивного диссонанса при чтении не избежать.

Купить на Litres.ru

Источник: https://lifehacker.ru/2017/02/04/10-exciting-classic-books/

4 причины, почему ребёнок читает дурацкие книжки, а не классику

Предположим, наш ребенок умеет читать. Но читать «хорошие книжки» он не хочет, а читает только «всякую муру», которая ни по каким критериям не относится к качественной литературе. А если муру отобрать, то не читает совсем. Что с этим делать — мириться или бороться, а если бороться, то как, — выясняла Ксения Букша.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

1. Разберемся, что, как и почему

Фрагмент картины Чарльза Веста Коупа «Джордж Герберт и его мать»

Перед нами стоит две отдельные задачи:

  • научить читать более сложные тексты, вообще воспринимать текст, наладить отношение с этим каналом восприятия;
  • научить воспринимать более сложную информацию — лучше понимать чувства, идеи, сюжеты, характеры.

Уровень каждой из этих задач может быть разным, и мы сами определяем, на каком уровне находится наш ребенок сейчас, и чего мы хотели бы от него добиться.

И тут самое главное даже не способности ребенка, а наши семейные приоритеты.

Примерьте на себя. Есть ли у вас самих мотивация читать сложные тексты? Какова роль текстов как таковых в вашей собственной жизни? Может быть, вам сложно воспринимать сложные тексты, но вот сложные фильмы или пьесы — тут вы как рыба в воде? Или наоборот: сложные технические тексты вы читаете запросто, а «все эти психологические тонкости» вас не волнуют, и классика кажется скучной?

Ответив на этот вопрос для себя, вы многое поймете о стиле вашего личного и семейного чтения, и вам будет легче разобраться с тем, что делать.

2. Приятное открытие: не вся ерунда одинаково ерундовая

Фрагмент картины Вальтера Фирла «Наслаждение чтением»

Теперь посмотрим, какую именно ерунду читает ребенок и чем она его так привлекает.

С «ерундовыми» книжками дела обстоят примерно так же, как с вредной едой: на них подсаживаешься, они вкусные, они дают читателю быстрый кайф.

«Ерундовые книжки» — это простая лексика и грамматика, это сюжет, в который не надо вдумываться, простые яркие эмоции, простые готовые идеи, решения и характеры. Далеко не всегда это так уж плохо.

И далеко не всегда в «ерундовой» книжке просто и плоско абсолютно всё.

Есть графические романы (комиксы), где форма изложения предельно доступна, а говорится в них о сложных чувствах. Недаром с помощью комиксов сейчас излагают самые разные сюжеты, вплоть до «Войны и мира». Если ребенок предпочитает простые формы, но способен воспринять сложную «начинку», то вторая задача уже практически решена, и тогда остается только научить его воспринимать большой текст.

Детям всегда нужно какое-то количество «макулатуры» для чтения, текстов, которые могут примитивно занимать, развлекать. Это, как быстрые углеводы, сахар. Они нужны, но лучше бы — не только они. Другой вопрос — как приучить к чему-то еще.

3. Ребёнок и текст: сложные отношения

Фрагмент картины Эдуарда Свободы «Маленький библиофил»

Теперь разберемся, почему ребенку так трудно читать большие тексты. Почему он не может воспринимать «что-то чуть более сложное», чем комиксы?

1. Техника чтения. Может быть, ребенок недавно научился читать, или у него есть не всегда заметные специфические трудности с восприятием текста вообще? В этом случае ему в принципе сложно понять заковыристые нелинейные фразы, и неудивительно, что он предпочитает читать что-то лёгкое и простое.

2. Незнакомые слова. У ребенка на хватает лексики и не развито языковое чутье, которое позволяет угадывать смысл незнакомых слов.

Язык в последние десять-двадцать лет обновился (обогатился и одновременно обеднел) настолько радикально, что нашим детям гораздо труднее, чем нам, чувствовать и понимать многие слова и обороты речи «не первого ряда», которые кажутся нам вполне естественными.

Мы их слышали хоть раз, а дети не встречались с ними вообще никогда. Они просто не могут действовать по аналогии и впитывать из воздуха.

3. Непривычный строй фраз. «О память сердца, ты сильней рассудка памяти печальной» — кто тут кого сильней, сердце, память или рассудок? С такими вещами еще сложнее, чем с незнакомыми словами: их невозможно погуглить и занести к себе в голову. Их просто неоткуда взять, если не из живого диалога со взрослым. Конечно, бывают дети, которые это берут из воздуха, но мы не о них.

4. Нет мотивации преодолевать трудности ради получения удовольствия. Вот нелинейный текст: начинается сразу «с кондачка» без объяснений — что, где, когда: «Ох уж этот Борька, всегда на корабль первый лезет!». Какой Борька, кто такой, почему корабль? Пока разберешься, уже устал. Что-то непонятно — снова устал. Мотивации перелистывать страницы дальше — нет. Проще бросить.

5. Неразвитость восприятия мира и чувств. В «чуть более сложных книжках» (даже в совсем детских, например, про Муми-троллей) наряду с сюжетом всегда много «атмосферы».

Из-за нее динамичность теряется, а вкус к медленным вещам у ребенка по каким-то причинам не сформировался. Не все дети способны сами увидеть красоту природы или начать размышлять, что чувствуют люди. Далеко не со всеми об этом беседовали взрослые.

Поэтому ребенок не испытывает ничего, когда читает хотя бы вот этот прелестный отрывок.

«Потому что небо не было больше хмурым и сумрачным, как раньше, но не было и голубым. Оно стало чуть красноватым, и в этом было что-то неестественное.

-Может, это закат такой, — неуверенно сказал Снусмумрик.

Но Муми-тролль очень серьёзно ответил:

-Нет. Это комета окрасила небо в красный. Она движется к Земле».

У детей постарше, когда дело доходит до восприятия классики, нередко обнаруживается проблема с пониманием оттенков отношений между людьми. Современные дети в этом нередко запаздывают.

Человек еще не разобрался, чем стыд отличается от смущения, и что важнее — быть первым или быть добрым, а его уже Тургенева читать заставляют.

Этой скрытой эмоциональной неразвитостью часто страдают и самые «умные» подростки.

6. Неумение перепрыгивать непонятное, свободно обращаться с массивом текста и со смыслами. Откуда берется это умение, не знаю, но оно очень помогает читать сложные тексты. Что-то не понял — не беда, поехал дальше. Пусть даже не понял почти ничего, завораживает и то немногое, что удалось понять.

Мне до конца не ясна природа этого свойства и причины его присутствия или отсутствия у ребенка. Я знаю только, что это свойство очень помогает при обращении с текстами, да и вообще в познании.

Оно даёт человеку возможность двигаться нелинейно, не всегда рационально, используя интуицию и опору на «неглавные» признаки, на фон; воспринимать дух, а не буквы текста.

Ребёнок, который умеет читать таким способом, может очень рано «проглотить» всю классику и найти в ней «что-то своё» — совершенно неважно, что именно, важно, что он действительно «был в этой книжке», смутно ощутил этот мир и может туда вернуться, когда захочет. Увы, сейчас это умение почему-то встречается у детей редко (а может быть, оно не было очень частым и раньше).

4. Нужен посредник!

Фрагмент картины Пьера Огюста Ренуара «Полдень детей в Варжемоне»

Из всего этого я делаю один-единственный простой вывод: современного ребенка любого уровня развития нельзя оставлять со сложными текстами наедине. Ему нужен посредник. Если мы хотим, чтобы ребенок научился сам читать что-то сложнее журналов — да тех же Муми-троллей — нам надо постепенно обучать его всем тем вещам, о которых написано выше.

Что для этого нужно делать?

Любой навык формируется постепенно, по ступенькам. Сначала человек смотрит, как это делаем мы. Потом делает это с нами вместе. Потом — делает сам с нашей помощью и под контролем. И только потом — самостоятельно.

Что это означает на примере «Муми-троллей»? Мы смотрим, что именно мешает воспринимать тексты сложнее, чем простые комиксы или вампирские саги. Где слабые места? Бедный лексикон? Значит, беседуем о словах, рассказываем истории, обращаем внимание на то, как устроен язык. Нет вкуса к красоте или эмоциям? Развиваем эту сторону.

Одновременно мы можем читать ребенку/подростку вслух: это вообще универсальный способ привить любовь к чтению, о нем еще Пеннак писал в своей книжке «Как роман». Попутно мы можем свободно разбираться, как устроен тот или иной текст, характер, герой.

(Собственно, часть этой работы должна бы проделывать школа — но школе до нас дела нет, не будем и мечтать).

Для самостоятельного чтения очень важно постепенно подбирать книжки простые, чуть сложнее, еще чуть-чуть, потом еще немножко сложнее — постепенно, чтобы ребенок не соскочил.

В какой-то момент мы не дочитали главу, а подросток увлекся и дочитал ее сам? Вот и маленький успех. Будем говорить с ним о книгах, узнавать, что именно нравится, к чему тянет, и находить похожих авторов.

Между чтивом и классикой есть много промежуточных ступенек, и на каждой из них стоит много хороших книг.

Источник: https://mel.fm/knigi/8703946-kid_and_text

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector