Кто такие петр и феврония

Святые благоверные князь ПЁТР и княгиня ФЕВРОНИЯ, Муромские чудотворцы (†1227)

Кто такие Петр и Феврония

Святой благоверный князь Петр (в иночестве Давид) и святая благоверная княгиня Феврония (в иночество Евфросиния) — русские православные святые, Муромские чудотворцы.

История жизни святых князей Петра и Февронии — это история верности, преданности и настоящей любви, способной на жертву ради любимого человека.

История любви этой супружеской пары подробно описана величайшим автором XVI века Ермолаем Еразмом в древнерусской «Повести о Петре и Февронии». Согласно «Повести», супруги княжили в Муроме в конце 12 — начале 13 веков, они жили счастливо и скончались в один день.

Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой — тело князя покрылось струпьями и язвами. Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни. Со смирением перенося мучения, князь во всем предался Богу.

В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Святой Петр послал в ту деревню своих людей.

Феврония в качестве платы за лечение пожелала, чтобы князь женился на ней после исцеления. Петр пообещал жениться, но в душе слукавил, поскольку Феврония была простолюдинкой: «Ну как это можно — князю дочь древолаза взять себе в жены!».

Феврония исцелила князя, но поскольку дочь пчеловода прозрела лукавство и гордость Петра, она велела ему оставить несмазанным один струп как свидетельство греха. Вскоре от этого струпа вся болезнь возобновилась, и князь со стыдом снова вернулся к Февронии.

Феврония вновь вылечила Петра, и уже тогда он женился на ней.

Пётр и Феврония

Вместе с молодой княгиней Петр возвращается в Муром. Князь Петр полюбил Февронию за благочестие, мудрость и доброту. Святые супруги пронесли любовь друг ко другу через все испытания.

После смерти брата Петр стал самодержцем в городе. Бояре уважали своего князя, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию и, не желая иметь правительницей над собой крестьянку, подучивали своих мужей недоброму. Гордые бояре потребовали, чтобы князь отпустил свою супругу.

Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе со святой Февронией.

Приехали послы из Мурома, умоляя Петра вернуться на княжение. Бояре поссорились из-за власти, пролили кровь и теперь снова искали мира и спокойствия.

Петр и Феврония со смирением возвратились в свой город и правили долго и счастливо, соблюдая все заповеди и наставления господние безупречно, молясь беспрестанно и милостыню творя всем людям, находившимся под их властью, как чадолюбивые отец и мать.

Пётр и Феврония возвращаются в Муром

Святые супруги прославились благочестием и милосердием. Были ли у них дети — устное предание не донесло сведений об этом. Святости они достигли не многочадием, но взаимной любовью и хранением святости брака. Именно в этом — смысл и назначение его.

Пётр и Феврония Муромские. Художник Александр Простев

Когда пришла старость, они приняли монашество с именами Давид и Евфросиния и умолили Бога, чтобы умереть им в одно время. Похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине. Брачные обеты даже после пострига сохраняют для них свою силу, потому что они исполняют и последнее свое обещание друг другу — умереть одновременно.

Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года, каждый в своей келье. Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и посмели нарушить волю усопших. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом.

Так и похоронили святых супругов вместе в одном гробе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Так Господь прославил не только Своих святых, но и еще раз запечатлел святость и достоинство брака, обеты которого в данном случае оказались не ниже иноческих.

Пётр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года. Днём памяти святых является 25 июня (8 июля).

Святые Петр и Феврония являются образцом христианского супружества. Своими молитвами они низводят Небесное благословение на вступающих в брак.

Святые благоверные князья Петр и Феврония почитаются Церковью как покровители христианского брака. Именно им следует молиться о ниспослании в семью мира, об укреплении супружеских уз, о достижении семейного счастья. Они поставлены в один ряд с апостолами и мучениками и другими великими святыми.

И удостоены они такого прославления “ради мужества и смирения”, проявленных ими в хранении заповедей Божиих в отношении брака. Значит каждый из тех кто подвизается в христианском браке и следует их примеру, может быть поставлен в этот ряд и может стяжать венец, которого удостоились святые Петр и Феврония Муромские.

Свято-Троицкий монастырь в Муроме

Их мощи находятся в г. Муроме в Троицком женском монастыре. День памяти Муромских чудотворцев в дореволюционные времена был одним их главных общегородских праздников. В этот день в Муроме проходила ярмарка, в город стекалось множество окрестных жителей. Можно по праву сказать, что мощи святых князей являлись общегородской святыней и главным православным символом города.

Рака (гробница) с мощами святых Петра и Февронии

В Москве находится чтимая икона святых князей Петра и Февронии с частицей мощей в храме Вознесения Господня на Большой Никитской («Малое Вознесение»), где каждое воскресенье в 17.00 им служится акафист. 

В 2008 году при поддержке супруги российского президента Светланы Медведевой был учрежден новый праздник — День семьи, любви и верности, приходящийся на 8 июля – день памяти святых благоверных князей Петра и Февронии.

Праздник этот является частью забытой традиции нашего народа. Раньше в этот день совершались помолвки, а уже после окончания Петрова поста пары венчались в церкви.

Символом праздника стала простая и близкая каждому ромашка — как символ лета, тепла, уюта, чистоты и невинности. 

Храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Тропарь, глас 8
Яко благочестиваго корене пречестная отрасль был еси, / добре во благочестии пожив, блаженне Петре, / тако и с супружницею твоею, премудрою Феврониею, / в мире Богу угодивше / и преподобных житию сподобистеся. / С нимиже молитеся Господеви / сохранити без вреда отечество ваше, / да вас непрестанно почитаем.

Кондак, глас 8

Мира сего княжение и славу временну помышляя,/ сего ради благочестно в мире пожил еси, Петре,/ купно и с супружницею твоею, премудрою Феврониею,/ милостынею и молитвами Богу угодивше./ Темже и по смерти неразлучно во гробе лежаще,/ исцеление невидимо подаваете,/ и ныне Христу молитеся,// сохранити град же и люди, иже вас славящих.

Ссылки по теме:

ПЕТР И ФЕВРОНИЯ МУРОМСКИЕ. История вечной любви (2008) 

Название: Петр и Феврония. История вечной любви
Год выхода: 2008
Жанр: Документальный
Режиссер: Артур Виденмеер
Выпущено: Студия Остров
Продолжительность: 25 минут

О фильме:
День семьи, любви и верности — так называется праздник, который 8 июля отмечается в нашей стране. По православному календарю это день святых Петра и Февронии Муромских — покровителей семьи и брака. История святых, чей брак является образцом христианского супружества. Второго сына Муромского князя Юрия Владимировича Петра в юности ранили отравленным мечом.

Его тело покрылось язвами, и никто не мог его излечить. Во сне князю было видение — исцелить его может дочь бортника — крестьянка Феврония. Князь пообещал жениться на ней, если она его исцелит — так и случилось.

В преклонных летах, приняв монашеский постриг в разных монастырях, они молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. Скончались они в один день и час — 25 июня (по новому стилю — 8 июля) 1228 года.

Сочтя погребение в одном гробе несовместимым с монашеским званием, их тела похоронили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе. Сегодня тысячи людей приходят поклониться мощам Петра и Февронии и получают от них помощь. Десять лет назад в храме Св. Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме была замечена странная пара.

На протяжении месяца они каждый день по много часов проводили на коленях перед мощами. Оказалось, что это супруги, и хотя им было уже по 50 лет, Бог не дал им детей, которых они так хотели. И случилось чудо: она забеременела! Их молитвы были услышаны, и в течение нескольких лет у них родилось пять детей!

Назад к списку

Источник: http://hram-troicy.prihod.ru/zhitie_svjatykh_razdel/view/id/1131909

Православные святые Петр и Феврония — кто они?

Но если про день 14 февраля в нашей стране знают все, то про день восьмое июля знают очень немногие. А ведь это как раз и есть наш «день всех влюбленных», а если говорить точно, то этот день в православии считается днем памяти Святых Петра и Февронии. А эти святые покровительствуют именно любящим людям и крепким семьям.

Кто же такие были Петр и Феврония? Петр был князь Муромский. Феврония (Февронья) была простая девушка из небольшого села Ласково, что находилось в Рязанских землях.

Согласно преданию, Петр (в ту пору на княжеском престоле еще сидел его старший брат), спасая старшего брата от змея, оказался этим змеем укушен и от яда его сильно заболел.

Слуга Петра прознал про девушку, которая якобы чудодейственным образом лечит больных и немощных, рассказал о ней своему господину, и тот отправил слугу к этой девушке просить помощи.

Приехав в Ласково и зайдя в дом к девушке, слуга к своему удивлению увидал там зайца (по примете, заяц в избе — к свадьбе). Слуга рассказал, зачем он явился и попросил Февронию о помощи, на что получил ответ: «Будет он здоров, если я буду его женой. А нет — не смогу его излечить: Бог силы не даст».

Привез слуга к Февронии своего господина. Петр не верил в то, что женится на простолюдинке, но ей об этом ничего не сказал.

Феврония дала слуге кислого квасу, велела пропарить Петра в бане и натереть этим квасом, все струпья с тела Петра содрать, лишь одно не трогать. Так и поступили, и на следующий день Петр оказался абсолютно здоров.

Поскольку жениться на Февронии Петр изначально не собирался, он уехал от нее. Но не успел он вернуться домой, как болезнь вновь вернулась к нему, гнойные язвы вновь начали покрывать все его тело.

Понял Петр грех свой и велел послать сватов к Февронии.

Через какое-то время после свадьбы умер старший брат Петра, и взошел молодой князь на престол. Однако Феврония была не по нраву боярам и женам их, не хотели они подчиняться простолюдинке.

Поначалу уговаривали бояре Петра отказаться от жены, но ни к чему их уговоры не приводили. Пошли они тогда к самой княгине и велели ей уходить, разрешив взять с собой то, что она пожелает.

Читайте также:  Почему нельзя отмечать 40 лет

Согласилась Феврония, а взять с собой пожелала лишь одно: супруга своего Петра.

Но стоило уйти из Мурома молодым князьям, как стали процветать в городе интриги и злоба, каждый хотел добиться власти и стать новым князем Муромским. В довершение ко всему случился в городе большой пожар. В конце концов, не выдержали бояре и отправились на поиски Петра.

Отыскав его с супругой, стали просить их вернуться в город и княжить там. Петр же ответил, чтобы шли они к Февронии, мол, сделает он так, как она скажет. Феврония же, в свою очередь, сказала, что если князь сам захочет вернуться, то и она вернется.

И добавила: «Две способности дал нам Господь: помнить и забывать. Забывать зло. Помнить добро».

Вернулись они в Муром и долго княжили в нем. Время то историки называют одним из самых спокойных.

А как пришла старость, приняли оба супруга монашество, оставив завещание, чтобы после смерти похоронили их вместе.

Умерли супруги в один день, каждый в своей келье: сначала скончался Петр (в монашестве Давид), а следом за ним, узнав о его смерти, и Феврония (Ефросинья), 25 июня (по новому стилю — 8 июля) 1228 года.

Только не стали хоронить их вместе, вопреки правилам монашеским. Положили каждого в гроб в разных церквях, но наутро обнаружили гробы пустыми. А тела их оказались в общем гробу. Решили люди, что кто-то перенес ночью тела, и вновь их разлучили, на сей раз крепко заперев. Но и на следующее утро тела супругов оказались вместе в одном гробу. Потому так и похоронили их, Петра и Февронию, вместе.

Их брак стал образцом христианского супружества. А день 8 июля — праздником любящих людей и счастливой семьи.

Повесть о Петре и Февронии Муромских Ермолая-Еразма

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/biographies/articles/16647/

Кто такие Петр и Феврония, почему с ними связан праздник отмечаемый 8 июля?

принимать или не принимать на веру легенду, связанную с жизнью, любовью и смертью данных святых это ваше личное дело. но данные святые являются историческими личностями и жили в 12-13 веках.

если её рассказывать вкратце, то будущий князь Петр (в мирской жизни Давид) поразил посланца диавола в образе змея, который соблазнил жену его брата. но сам «испачкался» кровью змея и заболел проказой.

вылечить его смогла простолюдинка Феврония (в иконочестве Ефросинья), но князь сначала слукавил и не хотел исполнить обещание за исцеление и взять её в жены. но мудрая дева не доконца излечила князя. и болезнь проявилась снова. тут отступать было некуда и князь во-второй раз исполнил уже обещание, женившись на девушке после своего окончательного излечения.

правил князь в Муроме с 1205 по 1228 годы. и разное случалось в его правление, в том числе и отказывался он от власти из-за интриг и опять приходил к власти, дабы не было вражды и смуты.

Но не это пожалуй главное, как впрочем и сомнения о источнике заболевания князя проказой. главное в том, что сумели они преодолеть все трудности вместе, прожили счастливую жизнь, вместе деля невзгоды, делая добро людям. что и может считаться образцом для подражания.

может из-за того, что пришли они к правде жизни в браке, любви и согласии и дано им было, согласно легенде упокоиться в один день. а попытки похоронить их в разных гробах, против их волеизьявления, провалились. дважды их оставляли в разных помещениях перед похоронами и дважды тела их оказывались вместе. так вместе они и были погребены.

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/686135-kto-takie-petr-i-fevronija-pochemu-s-nimi-svjazan-prazdnik-otmechaemyj-8-ijulja.html

Петр и Феврония Муромские

Петр и Феврония Муромские

Святые Петр и Феврония – супруги, достигшие святости не монашеским подвигом или мученичеством, а соблюдением заповедей Божьих в семейной жизни. Их пример стал идеалом православной семьи.

Петр был сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Согласно «Повести о Петре и Февронии», написанной в XVI веке, во время схватки с бесом в облике змея на Петра попали капли змеиной крови, и он покрылся струпьями.

Долго никто не мог его вылечить, пока однажды Петр не узнал, что вылечить его сможет крестьянка Феврония, дочь рязанского пчеловода. Петр разыскал Февронию, и она действительно смогла его исцелить.

Феврония взяла с Петра слово, что он женится на ней, если исцелится, и он выполнил обещание, несмотря на то, что муромская знать осудила брак княжича с простой крестьянкой.

Когда Петр стал Муромским князем, бояре потребовали от него развестись с Февронией и взять себе в жены боярскую дочь, не желая, чтобы муромская княгиня была из крестьянского рода. Петр отказался, и бояре изгнали его с Февронией из города. Но после их изгнания в Муроме началась кровавая борьба за власть, и муромцы упросили князя Петра с супругой вернуться. Петр и Феврония вернулись.

Они жили и правили долго, в любви и согласии. В старости они приняли монашество с именами Давид и Евфросиния. Супруги молили Бога о том, чтобы умереть в один день. Так и произошло. Даже похоронить себя они завещали в одном гробу.

Канонизированы святые Петр и Феврония были в 1547 году при Московском митрополите Макарии, но почитались в народе как чудотворцы и угодники Божии уже задолго до этого. Многие верующие свидетельствуют, что чудотворная благодать исходит от любой иконы Петра и Февронии, если обращаться к святым супругам с искренней молитвой и чистыми помыслами.

Источник: http://rublev.com/sviatye/petr-i-fevronija-muromskie

Пётр и Феврония муромские история вечной любви краткое содержание

Пётр и Феврония муромские история вечной любви краткое содержание23 03 2016      Оля       Пока нет комментариев

Сегодня у нас тема — Петр и Феврония:  история вечной любви, краткое содержание. Давайте рассмотрим, что это за святые, и какой была их жизнь и любовь, как они помогают в создании семей и обретении любви всем нам.

14 февраля мир отмечает так называемый День влюбленных. В нашей стране, не смотря на потуги Запада, этот праздник так и не стал народным. Зато с недавних пор мы стали возвращаться к наших исконным, историческим торжествам. Но станут ли они вновь народными — это вопрос.

Аналогом чуждому нам западному Дню святого Валентина у нас является День Петра и Февронии муромских, их история вечной любви во все века впечатляет и вызывает желание просить Господа о такой же, светлой, чистой, великой и бессмертной любви.

Памятник им установлен на патриаршей площади в Йошкар-Оле, здесь же находится и часовня, названная в их честь.

Рассказывает иерей Леонид Вылекжанин, настоятель часовни Петра и Февронии, Йошкар-Ола. (А я буду по ходу разбавлять сухое повествование священника народными рассказами, которые гораздо ярче и интереснее. От автора)

Как они познакомились

Князь Петр рожден вторым сыном муромского князя Юрия Владимировича, и в свое время, когда брат его умер, наследовал престол. Перед этим Петр заболел тяжкой неизлечимой болезнью — проказой. И ему было видение, что излечить его может только одна благочестивая дева по имени Феврония, из рязанской губернии.

Народная молва так рассказывает: беда случилась у брата Павла, к жене его стал ходить змий в образе мужа ее, и соблазнил ее. Она призналась во всем мужу, тот наказал ей разведать, как можно погубить змия.

Она хитростью выведала, что может лишь брат его, Петр, убить змия специальным мечом. Павел брату рассказал, и тот взялся извести змия.

нашел он меч, убил его, но капли крови брызнули на него и он заболел тяжкой проказой.

Исцеление князя

Петр едет к Февронии и действительно получает по ее молитвам исцеление. Он так полюбил Февронию, увидев в ней благочестие, доброту, мудрость небывалую, что женился на ней.

Народная молва так гласит: девушка очень мудрой была, справно князю отвечатала, чем очень понравилась ему. Но она сначала ему условие поставила — вылечу тебя, ежели на мне женишься. Князь пообещал, но Феврония знала, что откажется.

Она дала мазь ему и сказала мазать все язвы, окромя одной. Князь все сделал, вылечился, да не исполнил обещания. А как приехал назад в Муром, опять сильнее прежнего заболел.

И опять к Февронии — та вылечила, и Петр исполнил обещание, взял в жены ее.

Изгнание и возвращение

Но когда князь на простой крестьянке женился, это не понравилось гордым боярам, они не хотели иметь своей княгиней простого происхождения, и они просто изгнали Петра и Февронию с муромского престола. Правда, сначала предлагали Петру развестись с Февронией, на что получили твердый отказ.

Князь понимал, что заключенный на небесах брак нельзя расторгать по каким-то человеческим соображениям. Князь с княгиней были изгнаны из Мурома, но город постигло большое землетрясение, и бояры, испугавшись, позвали назад Петра и Февронию.

Те, будучи людьми не злобивыми, вернулись, правили долго и мудро, проживая в любви и согласии.

Они, конечно, прославились не только воздержанием, целомудрием, чистотой супружеской жизни, они прославились милосердием к бедным, справедливостью в своем суде, народ муромский очень любил и почитал своих князей Петра и Февронию.

И после смерти —  вместе!

За какое-то время до смерти приняли князь со княгиней монашество — князь Петр ис именем Давида, а княгиня Феврония — Евфросинии. Скончались они, что примечательно — в один день, и час, Господь так своим промыслом управил — 25 июня (по нынешнему стилю – 8 июля) в 1293 году.

Народная молва рассказывает: вымолили у Господа князь с княгиней, чтобы дал им радость успения одновременно, и будучи еще живы, они гроб из камня заказали приготовили — один, широкий, перегородкой разделяемый на двоих. И вот, когда умерли оба одновременно, люди, решившие, раз они в монашестве умерли, похоронить их по отдельности.

Да вот чудо случилось — наутро оказались оба тела в своем каменном гробу, вместе. Люди опять развези их по разным прибежищам, но и на второй раз они вместе оказались.

Так и похоронили их вместе, не стали больше их разъединять, поняв, что не только при жизни князь со княгиней любили друг друга и неразлучны были, но и после смерти не согласились хоть ненадолго расстаться.

Святые благоверные князья Петр и Феврония прославлены у Бога, они находятся в царстве небесном, и имеют великое перед Богом дерзновение молится за христианские семьи, которые стараются не только узаконить свой брак в Таинстве венчания перед Богом, но и жить целомудренно и благочестиво по заповедям Божиим. Они сподобляются благословения Божия, и молитв святых благоверных Петра и Февронии. А мощи их хоронятся в г.Муроме, в самом Свято-Троицком женском монастыре. Многим помогают по искренним и чистым молитвам создать семьи, дают исцеление и поток людей, едущих к святым мощам, не иссякает.

Читайте также:  Как избавиться от шишки на голове

Многие молодые люди едут поклоняться Петру и Февронии, и по их молитвах зачастую получают помощь, находят своих половинок и создают крепкие семьи.

В Муроме все напоминает о святых — изображения Петра и Февронии на картинах, чашках и футболках, а бабушки на рынке так и советуют: если хочешь семью создать крепкую — молись Петру и Февронии, только искренне, с верою и чистым сердцем, и обязательно они помогут!

Молитва св. Петру и Февронии

Ольга Миролюбова

Поделитесь информацией с друзьями в соцсетях

Источник: https://novomoskovsk-ua.info/petr-i-fevroniya-pokroviteli-semi/

День любви и верности. Краткая история

День любви и верности. Краткая история

Любой россиянин, несомненно, слышал о святых Петре и Февронии Муромских. Это чудотворцы, которые стали образцом семейной пары, прожившей в любви и верности многие годы, символом идеального супружеского союза. Смирение, кротость и другие православные добродетели получили признание на их примере.

В 1547 году Петр и Феврония Муромские были канонизированы представителями христианской православной церкви.

История о них была записана на бумаге в то же время, в XVI веке.

У муромского князя Павла, правившего в то время в городе, был младший брат Петр.

Однажды князь Петр начал болеть, его тело вдруг оказалось все в язвах и фурункулах. Он искал спасения от неизвестной болезни у врачей на Руси и в заморских странах, но никто не мог помочь знатному человеку.

Тогда князь послал гонцов во все земли с просьбой найти того, кто его излечит. И вот посланник князя заехал в одно русское село. Там он встретил девушку, поразившую в разговоре его своими мудрыми рассуждениями. Парень предложил ей попробовать исцелить князя.

Девица попросила, чтобы князь прибыл к ним в село, но предупредила, что вылечиться он сможет, если только умеет держать слово и добр к окружающим.

Звали девушку Февронией. Она в качестве награды за исцеление князя попросила его жениться на ней.

Когда князя Петра привезли в село, девица подула на хлебную закваску и повелела князю помыться в бане и затем намазать закваской все язвы и струпья, а один струп оставить.

Петр выполнил все ее наставления – сходил в баню и после мытья там же намазался целительной смесью, кроме одного струпа. Сразу же он почувствовал облегчение, кожа его очистилась, боли больше не было.

Однако девушка по имени Феврония не только казалась, но и поистине была очень мудрой. Она понимала, что князю Петру надо прежде всего исцелить душу, избавив ее от пороков, и тогда только излечится его тело. Феврония помнила, что Господь болезни насылает в наказание за грехи и поэтому, предвидя возможный обман князя по низости помыслов, наказала ему оставить один струп.

Петр поразился такому скорому выздоровлению и богато наградил девушку. Однако жениться на ней, как ранее обещал, он не захотел, так как она происходила из незнатной семьи. Феврония все дары отослала назад князю.

Петр вернулся в родной город полным сил и здоровья, лишь с одной оставшейся небольшой болячкой. Но через некоторое время от этого последнего струпа опять по его телу расползлись язвы и фурункулы.

На этот раз Петр усмирил свою и гордость и вернулся к мудрой девушке с твердым намерением сдержать слово и взять ее в жены. Князь отправил к ней посланника с мольбами о прощении. Феврония же не держала на сердце обиды и согласилась исцелить князя окончательно и стать его нареченной.

Точно так же Феврония подула на хлебную закваску и отдала князю. Петр, на этот раз окончательно излечившись, сдержал слово и сделал девушку княгиней, взяв ее в супруги.

Когда правивший в Муроме Павел скончался, Петр вместо него стал княжить в городе. Бояре с радостью приняли нового князя, но их знатные жены строили козни простолюдинке Февронии.

Накрученные своими злыми супругами, бояре возвели напраслину на скромную Февронию и поставили князю условие, чтобы он изгнал девушку из города. Князь послушался и повелел ей уйти, взяв с собой только одну любимую вещь. Феврония сказала, что хочет забрать с собой только его, своего любимого мужа.

Князь Петр помнил, что Господь заповедовал быть с супругой в горе и в радости и отправился в изгнание вместе с женой. Они отплыли из Мурома на двух кораблях.

По наступлении сумерек они высадились на суше. Князь сильно тревожился об их дальнейшей судьбе. Супруга успокаивала Петра, призывая надеяться на милость Божию.

И она была права. Уже через день бояре из Мурома прислали послов, прося князей вернуться, так как после того, как они отплыли, знать не смогла выбрать другого правителя, все передрались и сейчас хотели опять спокойствия и мира.

Будущие святые не стали злобствовать на обидевших их бояр и возвратились. Они правили Муромом мудро и справедливо многие годы, уважая Божьи заповеди и сея вокруг добро. Заботились о горожанах, оказывали помощь неимущим, были словно любящие родители для своих родных детей.

Не смотря на социальное положение человека, они любого одаривали любовью и душевным теплом, препятствовали злым поступкам и жестокости, не корпели над деньгами и любили и почитали Бога. Горожане ценили и уважали их, стремящихся помочь всем и каждому, насытить и облачить, исцелить болезных и дать наставления заблудшим.

Достигнув преклонного возраста, Петр и Феврония в одно время приняли постриг, взяв имена Давид и Ефросиния. У Господа они молили о возможности умереть в один день и подданным велели упокоить их в одном гробу, в котором была лишь тонкая стенка.

25 июня (8 июля по новому календарю) муж и жена приняли успокоение.

Однако после их отхода к Богу горожане подумали, что так как супруги приняли монашество, их нельзя будет похоронить в одном гробу, как те просили.

Срубили два гроба и оставили супругов на отпевание в разных церквях.

Но утром горожане увидели, что отдельные гробы пусты, а тела князей лежат в двойном гробу, высеченном из камня при их жизни.

Не осознав случившегося чуда, непонятливые горожане вновь разделили супругов, но и на другое утро Петр и Феврония покоились в общем гробу.

После этого люди наконец поняли, что так угодно Богу и упокоили их в совместном каменном гробу, поблизости к храму святой Богородицы.

И до сих пор туда совершают паломничество нуждающиеся люди, болезные и несчастные. И если они приходят туда с искренней верой и надеждой, то святые Петр и Феврония Муромские даруют им исцеление и семейное счастье. И рассказ о взаимной любви и верности супругов живет в веках.

В 1993 году мощи святых князей Муромских перевезли в Троицкий собор Муромского Свято-Троицкого монастыря.

В 2008 году 8 июля, День семьи, любви и верности, признали национальным праздником на государственном уровне. В православных церквях в этот летний день проводят службу в честь святых Петра и Февронии Муромских и снова рассказывают историю их любви благодарным потомкам.

Источник: http://aeslib.ru/istoriya-i-zhizn/velikie/pro-petra-i-fevroniyu-muromskih-ili-kratkaya-istoriya-vechnoj-lyubvi.html

История Петра и Февронии не совсем о любви

История Петра и Февронии не совсем о любви

Вопрос об упоминании Петра и Февронии в исторических летописях остается открытым — прямых отсылок, к сожалению, не сохранилось. Но многие склоняются к тому, что в «Повести» речь идет об известном князе Давыде Юрьевиче и его жене Евфросинии, поскольку в иночестве они приняли имена Петра и Февронии.

Известная «Повесть о Петре и Февронии Муромских» в том виде, как мы ее знаем, появилась только к 1547 году. Ее оформил по распоряжению митрополита Макария писатель Ермолай-Еразм к московскому церковному собору, на котором и были канонизированы святые.

Очень здорово, что в России появился День семьи, любви и верности. Инициатива светлая и добрая, как раз любви сегодня очень не хватает. Но важно, что в «Повести» и слова нет о привычной нам «романтике» между мужчиной и женщиной.

Да, история – о верности, преданности и о христианской любви. Но в первую очередь — об одиночестве перед лицом Бога от рождения и до смерти, о том, что царствие на земле возможно только после признания Царствия Небесного.

Пётр — это «камень»

Начинается повесть с правления Павла и его супруги. Дьявол, «искони ненавидящий род человеческий», послал бедной женщине страшного змея-соблазнителя в обличье мужа.

Разумеется, посещения пресмыкающегося супругам, мягко говоря, не нравились. По наущению мужа женщина разузнала страшный секрет змея — что смерть ему суждена от Петрова плеча и от Агрикова меча. И Пётр, брат Павла, услышав это, «без колебаний и сомнений» взял миссию на себя.

В повести всегда обращайте внимание на имена главных героев. В данном случае очень важно, что на греческом имя Пётр означает «камень» (к слову, с французского pierre переводится именно так). Ключевая отсылка есть в Евангелии от Матфея, в котором Иисус Христос обращается к апостолу: «И я говорю тебе: ты Пётр, и на сем камне я создам Церковь мою, и врата ада не одолеют её».

Почему «камень»? Святые отцы дают разные варианты толкований. Кто-то говорит, что это значит «крепок во Христе» и на непоколебимой вере простых людей держится Церковь. А в толковании святого праведного Иоанна Кронштадтского под основным камнем надо разуметь самого Иисуса Христа — «камень же был Христос».

Пётр из нашей повести своей верой, стойкостью и силой оправдывает данное ему имя. Он побеждает змея мечом, найденным в алтарной стене церкви (что тоже важный символ). Так что змея Пётр побеждает силой Бога.

Начиналось все не с романтики

Начало отношений Петра и Февронии – не вполне про любовь.

Пётр, зараженный ядовитой кровью убитого змея, был смертельно болен, и Феврония (в переводе с греческого Ефросинья — «благомыслящая, радостная») обещает вылечить мужчину, если тот на ней женится.

Князь смутился неравенством брака: «Ну как это можно князю дочь древолаза взять себе в жены!». После первого лечения он так и не женился, за что и был наказан новыми струпьями.

Вторая попытка оказалась удачнее. На этот раз Февронии дано «твёрдое слово», и после повторного лечения Пётр женится.

Важно сказать, что сомнения Петра были вызваны не капризом, а чувством княжеского долга жениться на равной. Ведь неблагородное происхождение Февронии становится причиной многих раздоров, и бояре готовят целый сговор против супругов.

Повесть учит нас ещё и тому, что вся земная власть — от Бога. Хитрые бояре изгнали супругов из Мурома и впоследствии поплатились за это.

Перед Петром стоял сложный выбор. Бросить царствование и оставить все неблагонадежным боярам — крайне безответственный шаг для правителя. И все же «блаженный князь по Евангелию поступил: пренебрег княжением своим, чтобы заповеди Божьей не нарушить».

Читайте также:  Какую рыбу лучше жарить

После всех перипетий Пётр и Феврония благополучно возвращаются, «и правили они в городе том, соблюдая все заповеди и наставления Господние безупречно, молясь беспрестанно и милостыню творя всем людям».

Супруги, но монахи

Идеальная жизнь христианина — это монашество. Конечно, в мирской жизни самое верное решение — большая семья, но нельзя представлять ее как онтологически высшую ценность. У каждого на пути к Царствию Небесному свой одинокий путь.

Согласно повести, до встречи Пётр и Феврония предпочитали проводить время в одиночестве: «Было у Петра в обычае ходить в одиночестве по церквам»; «За ткацким станком сидела в одиночестве девушка и ткала холст».

Были ли у супругов дети – вопрос. В самой повести об этом не говорится – только о том, что Пётр и Феврония целиком отдали себя Богу и служили людям, «как чадолюбивые отец и мать». Но если принять версию о прототипе — Давыде Юрьевиче, — то у пары всё же было трое детей. 

В конце жизни, согласно повести, Пётр и Феврония приняли монашество, а умерли в один день. Тела их перенеслись в единый гроб, но с тонкой перегородкой, символизирующей одиночество во смерти.

Повесть говорит нам о главном: цель семьи — вовсе не уютное человеческое счастье с детьми на руках и золотистым ретривером у камина. Цель — смотреть в бессмертие и дать шанс новым маленьким душам обрести путь ко спасению.

Семья — это малая церковь, где родные помогают друг другу прожить праведную жизнь. Думайте о смерти каждый день, особенно если вас окружают милые дети и ретривер. Любите и берегите друг друга, радуйтесь но — memento mori. Именно этому нас учит крепкая семья Петра и Февронии.

Читайте по теме:

День Семьи, Любви и Верности

Источник: https://tsargrad.tv/articles/istorija-petra-i-fevronii-ne-sovsem-o-ljubvi_73238

Петр и Феврония Муромские. Повесть о мудрости и любви

Главная » Статьи на *LADY forever* » Известные женщины мира
Петр и Феврония Муромские — супруги, святые, ярчайшие личности Святой Руси, своей жизнью отразившие ее духовные ценности и идеалы. В православном календаре есть свой День влюбленных, связанный с историей святых супругов Петра и Февронии Муромских. Петр и Феврония — покровители семьи и брака. Их брак является образцом христианского супружества.

История жизни

История жизни свв. чудотворцев, благоверных и преподобных супругов Петра и Февронии, много веков существовала в преданиях Муромской земли, где они жили и где сохранялись их честные мощи. Со временем подлинные события приобрели сказочные черты, слившись в народной памяти с легендами и притчами этого края.

Сейчас исследователи спорят, о ком из исторических личностей написано житие: одни склоняются к тому, что это были князь Давид и его жена Евфросиния, в иночестве Петр и Феврония, скончавшиеся в 1228, другие видят в них супругов Петра и Евфросинию, княживших в Муроме в XIV в.Записал повествование о блгв.

Петре и Февронии в XVI в. свящ. Ермолай Прегрешный (в иночестве Еразм), талантливый литератор, широко известный в эпоху Иоанна Грозного. Сохранив в житии фольклорные черты, он создал удивительно поэтичную повесть о мудрости и любви — дарах Святого Духа чистым сердцем и смиренным в Боге.

Ядовитая кровь

Прп. Петр был младшим братом княжившего в г. Муроме блгв. Павла. Однажды в семье Павла случилась беда — по наваждению дьявола к его жене стал летать змей. Горестная женщина, уступившая демонской силе, обо всем поведала мужу. Князь наказал супруге выведать у злодея тайну его смерти. Выяснилось, что погибель супостату «суждена от Петрова плеча и Агрикова меча». Прознав об этом, кн.

Петр тотчас решился убить насильника, положившись на помощь Божию. Вскоре на молитве в храме открылось, где хранится Агриков меч, и, выследив змея, Петр поразил его. Но перед смертью змей обрызгал победителя ядовитой кровью, и тело князя покрылось струпьями и язвами.Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни. Со смирением перенося мучения, князь во всем предался Богу.

И Господь, промышляя о Своем рабе, направил его в рязанскую землю. Один из юношей, посланных на поиски лекаря, случайно зашел в дом, где застал за работой одинокую девушку по имени Феврония, дочь древолаза, имевшую дар прозорливости и исцелений. После всех расспросов Феврония наказала слуге: «Приведи князя твоего сюда.

Если будет он чистосердечным и смиренным в словах своих, то будет здоров!»

Здоровье духа и плоти

Князя, который сам ходить уже не мог, привезли к дому, и он послал спросить, кто хочет его вылечить. И обещал тому, если вылечит, — большую награду. «Я хочу его вылечить, — без обиняков ответила Феврония, — но награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне лечить его».

Петр пообещал жениться, но в душе слукавил: гордость княжеского рода мешала ему согласиться на подобный брак. Феврония зачерпнула хлебной закваски, дунула на нее и велела князю вымыться в бане и смазать все струпы, кроме одного.Благодатная девица имела премудрость Св. отцов и назначила такое лечение не случайно.

Как Господь и Спаситель, исцеляя прокаженных, слепых и расслабленных, через телесные недуги врачевал душу, так и Феврония, зная, что болезни попускаются Богом во испытание и за грехи, назначила лечение для плоти. Поскольку Феврония прозрела лукавство и гордость Петра, она велела ему оставить несмазанным один струп как свидетельство греха.

Вскоре от этого струпа вся болезнь возобновилась, и князь вернулся к Февронии. Во второй раз он сдержал свое слово. «И прибыли они в вотчину свою, город Муром, и начали жить благочестиво, ни в чем не преступая Божии заповеди».После смерти брата Петр стал самодержцем в городе.

Бояре уважали своего князя, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию, не желая иметь правительницей над собой крестьянку, подучивали своих мужей недоброму. Всякие наветы пытались возводить на княгиню бояре, а однажды взбунтовались и, потеряв стыд, предложили Февронии, взяв, что ей угодно, уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга, не желала.

Обрадовались бояре, потому что каждый втайне метил на княжье место, и сказали обо всем своему князю. Блаженный Петр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с ней в изгнание.

В изгнании

Супруги поплыли по реке на двух судах. Некий мужчина, плывший со своей семьей вместе с Февронией, засмотрелся на княгиню. Святая жена сразу разгадала его помысел и мягко укорила: «Почерпни воду с одной и другой стороны лодки, — попросила княгиня.

— Одинакова вода или одна слаще другой?» — «Одинакова», — отвечал тот. «Так и естество женское одинаково, — молвила Феврония. — Почему же ты, позабыв свою жену, о чужой помышляешь?» Обличенный смутился и покаялся в душе.Вечером они причалили к берегу и стали устраиваться на ночлег.

«Что теперь с нами будет?» — с грустью размышлял Петр, а Феврония, мудрая и добрая жена, ласково утешала его: «Не скорби, княже, милостивый Бог, Творец и Заступник всех, не оставит нас в беде!» В это время повар принялся готовить ужин и, чтобы повесить котлы, срубил два маленьких деревца.

Когда окончилась трапеза, княгиня благословила эти обрубочки словами: «Да будут они утром большими деревьями». Так и случилось. Этим чудом она хотела укрепить супруга, провидя их судьбу.

Ведь коли «для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет», то человек, надеющийся и уповающий на Господа, будет иметь благословение и в этой жизни, и в будущей.


Восстановление справедливости

Не успели они проснуться, приехали послы из Мурома, умоляя Петра вернуться на княжение. Бояре поссорились из-за власти, пролили кровь и теперь снова искали мира и спокойствия. Блж. Петр и Феврония со смирением возвратились в свой город и правили долго и счастливо, творя милостыню с молитвой в сердце.

Монашество

Когда пришла старость, они приняли монашество с именами Давид и Евфросиния и умолили Бога, чтобы умереть им в одно время. Похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине.Они скончались в один день и час, каждый в своей келье.

Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и посмели нарушить волю усопших. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили святых супругов вместе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, и всякий верующий обретал здесь щедрое исцеление.

День Петра и Февронии отмечается 25 июня/8 июля.

Мощи Петра и Февронии

В старинном русском городе Муроме в Троицком женском монастыре находятся святые мощи Петра и Февронии, чей брак считается идеалом христианского брака.Муромский Троицкий женский монастырь (основан в XVII веке, в 1643 году тщанием муромского купца Тарасия Борисова). Адрес: Владимирская область, Муромский район, г. Муром.

Главная святыня монастыря — мощи Петра и Февронии, к которым направляются семейные пары, желающие завести детей.Наиболее благоприятный день для молитв — 8 июля ( православный день влюбленных, день канонизации святых Петра и Февронии в 1547 г.). Бесплодные пары могут увезти из Мурома освященные иконы покровителей семейного счастья.

Молитва мощам Петра и Февронии

О велицыи угодницы Божии и предивнии чудотворцы благовернии княже Петре и княгине Февроние, града Мурома предстатели и хранители, и о всех нас усерднии ко Господу молитвенницы! К вам прибегаем и вам молимся с упованием крепким: принесите за нас грешных святыя молитвы ваша ко Господу Богу и испросите нам у благости Его вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимое, в добрых делех преуспеяние, мира умирение, земли плодоносие, воздуха благорастворение, душам и телесем здравие и вечное спасение. Исходатайствуйте у Царя Небеснаго: верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш. Испросите Церкви святей и всей державе Российстей мир, тишину и благоустроение, и всем нам житие благополучное и добрую христианскую кончину. Оградите отечество ваше, град Муром, и вся грады Российския от всякаго зла и вся правоверныя люди, к вам приходящия и мощем покланяющияся, осените благодатным действом благоприятных молитв ваших, и вся прошения их во благо исполните. Ей, чудотворцы святии! Не презрите молитв наших, со умилением вам возносимых, но будите о нас приснии предстатели ко Господу и сподобите нас помощию вашею святою спасение вечное получити и Царствие Небесное унаследовати; да славословим неизреченное человеколюбие Отца, и Сына, и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога, во веки веков. Аминь.

Категория: Известные женщины мира | Добавил: lady-foreve (04.07.2011)

Источник: http://lady-forever.ru/publ/izvestnie_zhenshini_mira/petr_i_fevronija_muromskie_povest_o_mudrosti_i_ljubvi/7-1-0-1475

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector