Как написать сценарный план

Методическая разработка ( класс) на тему: Как написать сценарий

Как написать сценарный план

Как написать сценарий массового мероприятия?

Методические рекомендации

Общее понятие о сценарии

СЦЕНАРИЙ – это подробно литературно- режиссерская разработка кругоподнимаемых проблем.

Уровни сценария:

1.СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН – сжатое, краткое содержание мероприятия  (в тезисах)

2.ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЦЕНАРИЙ – либретто-текст театрализованного, музыкального, вокального произведения, сценарий балета, а также краткое изложение содержания спектакля в театрализованной программе.

3.ЛИТЕРАТУРНО – РЕЖИССЕРСКАЯ  РАЗРАБОТКА – подробное содержание всего массового мероприятия, театрализованной постановки и т.д. с дополнением к нему приложения (тексты песен, ноты, описание игр, хореография, атрибутики, костюмов, конкурсов, спецэффектов и т.п.)

ВИДЫ СЦЕНАРИЯ:

1.КОМПЕЛЛИРОВАННЫЙ (использование нескольких сценариев)

2.АВТОРСКИЙ сценарий (новое драматургическое произведение)

3.СМЕШАННЫЙ (авторский плюс компеллированный)

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ СЦЕНАРИЯ

ТЕМА – круг поднимаемых проблем или предмет разговора

ИДЕЯ — авторское видение темы (свой взгляд) « идея» от греч. «Мысль» — совокупность понятий, представлений, отражающих действительность в сознании человека, его отношение к ней и является основным принципом мировоззрения, или это основная мысль, замысел, определяющий содержание чего-либо.

Сверхзадача — воспитательная цель, отвечает на вопрос «зачем?» этот замысел.

Сюжет или сюжетный ход – воплощение идеи и темы. Содержание сценария – тексты, номера, мизансценирование.

Учёт возможностей (материальных, технических, творческих, возрастных, учет интеллекта, аудитории, время и место проведения)

Анализ и подбор материала (подбор материала подскажет сюжет)

Литературная обработка материала.

Основные этапы работы над сценарием:

Сценарий начинается с социального заказа.  Существует социальный заказ: сложились должным образом обстоятельства или возникло желание или острая необходимость провести массовое мероприятие, потому что приближается праздник или потому что данная тема актуальна. Писать пока рано.

 Подумайте над темой мероприятия и определите цели  и задачи, тогда в соответствии с ними будет легко работать с материалом. Надо собрать и проанализировать всю литературу  и интернет-ресурсы по данной  проблеме и вычленить из потока информации то нужное и полезное, что может пригодиться в дальнейшем.

Все этапы должны быть последовательно выполнены.

1.Социально-творческий заказ — два вида: кто-то (физическое лицо, организация  и др.) заказывает или складывается так социум (обстоятельства), что это необходимо сделать (провести).

2.Выбор и анализ темы, формирование проблемы

3.Сбор материала, информации (работа с литературой и Интернет-ресурсами)

4.Анализ проблемы, формирование идеи, формирование сверхзадачи

5.Разработка замысла ( разработка смыслового каркаса, поиск жанра, разработка формы, сценарно-режиссерского хода, сценических блоков, эпизодов)

6.Литературная обработка материалов

7.Отбор художественно-выразительных средств

8.Монтаж материала с учетом композиционной целостности

Композиционное решение сценария

Композиция  — это последовательное расположение материалов сценария, структурно-обусловленная идейным содержанием, характером, назначением. Термин появился в 19 веке от лат. слова «складывать».

Сценарий начинается  с

1. экспозиции ввод в действие (слово ведущего, музыка)

2. завязка-момент, когда возникает конфликт ( событие), которое подтолкнет к действию.

ЭПОС-  жанр, когда автор не имеет своей экспозиции, т.е. просто списывает, констатация фактов.

3. Развитие действия — основное действие, всегда логически связано с заданным сценарным ходом. Это изображение процесса борьбы, цели событий, столкновений, нарастание, в котором решается конфликт. Эта часть подчинена законам драматургии: логичность, последовательность, нарастание действия, законченность.

Кульминация – конечная точка развития, наивысшая точка, она заостряет идею мероприятия. Это должен быть самый сильный по эмоциональному воздействию фрагмент. Кульминация обычно перерастает в финал и развязку – завершение действия

ТВОРЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ СЦЕНАРИСТА

Инверсия – (от лат. «переворачивать», перестановка) – меняет местами развязку и завязку с целью переноса акцента с того, что произошло на то как это произошло.

Контрастность – новое ощущение

Лейтмотив – определенная тема, напоминание через какую часть номера

Рефрентность – напоминание в лоб, повторение того, что было.

Контрапункт- развитие в сценарии двух разных тем, сначала никак не соприкасающихся, затем должны столкнуться.

Монтаж – является авторским видением кругоподнимаемых проблем, концепцией действительности, идеологической позиции. Монтаж представляет уровень культуры сценариста, насколько умеет наблюдать жизнь, разбираться в наблюдениях, самостоятельно осмыслить. Монтаж (от франц.

«сборка», соединение) – это особая форма художественного мышления интерпретация собранного материала, путём отбора и сочетания отдельных кусков. Монтаж похож на коллаж. Факты искусства и факты жизни выстроены в ряд, где возникают определенные взаимоотношения (в промежутке должно родиться суждение.) Последовательный монтаж – выстроен в логическом порядке, одно за другим.

Параллельный монтаж  — одновременный разговор, действие в нескольких плоскостях, дополняя друг друга. Ассоциативный монтаж.

 Метод коллективной импровизации: — спонтанная массовая самодеятельность, представляющая собой активный, действительный отклик, эмоциональную реакцию на событие, дающий человеку возможность персификации (выделение из толпы), опробование себя как личности в различных ролях. В замысле предусмотреть ситуацию, когда человек становится в положение участника, а не зрителя.

Ассоциации – найти в замысле такое образно- игровое действие, которое бы при режиссерском воплощении вызвало бы ассоциации. Найденная верно, с помощью игры массовая ассоциативная образность создаёт необходимую атмосферу, помогает активизировать эмоциональный настрой.

Метод инсценирования – перевод литературного и документального материала на сценический язык, т.е. переложение словесного материала в действующее зрелище. Описать текст инсценировки нельзя, только – действие. Словесный материал обыгрывается в различных  интерпретациях.

Сценарий оформляется согласно правилам оформления, а именно:

Оригинал печатается на белой бумаге формата А 4, шрифт 12, интервал-1,5

Объём сценария не должен быть меньше 3-х печатных листов, исключая титульный лист , содержание и приложение к сценарию. Нумерация страниц в правом верхнем углу.

Титульный лист включает название заведения, название мероприятия, коллектива, формы проведения мероприятия, возрастной ценз, Ф.И.О. автора (полностью), должность, социальное происхождение, дату написания.

На первом листе пишется название мероприятия, место проведения, дата проведения, цели, задачи, оборудование, действующие лица и исполнители, методические рекомендации

Сценарий должен иметь композиционную основу: экспозицию, кульминацию, финал и носить развлекательный, познавательный, воспитательный и др. характер, отвечать масштабам мероприятия, а также служить методическим пособием во внешкольной работе.

Сценарист должен использовать творческие приёмы, строить развитие действия по нарастающей (от более спокойного, слабого момента мизансцены к более сильному).

Сценарий должен соответствовать возрастным особенностям учащихся, быть интересным, нести этику.

В приложении указывается литература ( источники), с помощью которой был написан сценарий. Обязательно даются тексты и ноты песен, описание игр, конкурсов, схемы и рисунки к атрибутам, бутафории, костюмам, танцам и другое

В приложении могут быть фотографии мероприятия по этому сценарию, видеозапись, аудиозапись, мультимедийная презентация и другое.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2016/03/18/kak-napisat-stsenariy

Как написать сценарий праздника или мероприятия

Как написать сценарий праздника или мероприятия

Современный темп жизни уже давно оставил на обочине то время, когда мероприятия или праздники проводились только по особому случаю. Сегодня шоу, развлекательные программы плотно вошли в повседневность.

Каждый детский сад, школа, клуб, просто любое сообщество по интересам – организовывают от простых посиделок, до огромных концертов. И будет замечательно, если вы сами придумаете сценарий, подходящий именно для вашего коллектива, имеющейся обстановки, возможностей.

Но что же делать, если вы в этом чайник и не знаете с чего начать? Следовать этой инструкции.

Как самому написать сценарий

Запомните! Успех любого торжества заключается в глубокой и кропотливой работе над его подготовкой. И в основе любой программы лежит именно сценарий. Поэтому с него и следует начать.

1. Заголовок

Здесь вы указываете название торжества (Свадьба Маши и Пети, 8 марта в Мартыновке, Юбилей Владислава Борисовича и т.д.). Оно может быть не только по сути, но и абстрактным: «Феерия роз» или «Фантастические виражи». Ниже прописывается место, время, примерное количество участников.

2. Выбор «формы»

Ответьте себе на вопрос: «Каким будет мой праздник?» Это концерт или игровая программа, посиделки за столом или активный флэш-моб, конкурс или спортивное соревнование, просмотр кино, вылазка на природу, формат теле-шоу, перенесенный в аудиторию – это все возможные формы, в которых можно создавать что-то свое.

3. Наполнение содержанием

После того, как вы определились с формой и примерно представили, что и как будет происходить (ведь каждая форма подразумевает те или иные каноны) беремся прописывать «наполнение» сценария. На этом этапе нужно придать торжеству изюминку, придумать сюжет, по которому будут развиваться события.

Например, к 8 Марта на концерте ведущие могут спорить, кто главнее мужчины или женщины, и в финале прийти к решению, что они дополняют друг друга; на флэш-мобе к 1 сентября танцы могут быть про школьные предметы или отображать взросление малышей на школьной скамье в хронологическом порядке. Главное, чтобы сюжет развивался логично и интересно для зрителя, и заканчивался развязкой с озвучиванием определенных выводов.

4. Из каких частей состоит сценарий?

Если на руках форма и сюжет – то вы прошли два самых сложных этапа. Осталось только додумать слова ведущих и вставить номера, конкурсы и прочее.

Важным моментом является указание времени, за которое пройдет то или иное выступление. То есть в начале мы указываем 15-30 минут на сбор гостей, за тем вступление (фанфары и слова ведущих) – до 5 минут.

Дальше кусочки действий с их хронологией, с учетом смены декораций, объявления номеров, антрактов и так далее.

Лучшим чередованием, при выставлении последовательности выступающих, считается лирика с юмором, вокальные номера с хореографическими.

Более массовые, эффектные выступления, розыгрыши призов, награждение грамотами и т.п. приберегите на финал. Не забывайте раскрывать и поддерживать свой сюжет на протяжении всего сценария. Учитывайте время на переодевание участников, если они задействованы в нескольких номерах.

Совет. Подготовьте для себя 2-3 игры с залом, которые не включены с общий ход праздника, и используйте их при возникновении форс-мажорных ситуаций (не успели подготовиться, задержался в уборной, барахлит аппаратура).

Существует такая разновидность сценария, как сценарный план. Это сокращенный вид, без слов ведущих – только перечень номеров. Он хорошо подойдет для звукооператора, чтобы тот не отвлекался, вчитываясь в текст, но видел, что за чем идет. Удобно вывесить такой план в помещении с артистами, которые смогут сами следить за ходом торжества.

Дерзайте творить что-то новое и интересное, поменьше копируйте из интернета, пусть он лишь подбрасывает идеи. Ведь сила в уникальности!

Бабенко Анна Алексеевна

Готовые сценарии праздников и мероприятий смотрите в соответствующем разделе “Сценарии“.

Источник: https://podelki-doma.ru/scen/kak-napisat-stsenariy-prazdnika-ili-meropriyatiya

Сценарный план

Сценарный план

Неотъемлемой частью организации корпоративного праздника является написание сценарного плана мероприятия. Сотрудники нашей компании составят сценарный план мероприятия и согласуют с Вами все подробности. Предлагаем для ознакомления пример сценарного плана по организации праздника:

Читайте также:  Как поступить в педучилище

СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН НОВОГОДНЕГО ПРАЗДНИКА

День проведения – ________; Время проведения – _______ — ; Продолжительность – 4 часа; Место: Зал Заказчика; Ведущий – Дед Мороз и Снегурочка; Музыкальное сопровождение – звукорежиссер;

Фонограмма легкая фоновая музыка. Гости собираются и рассаживаются за столами.

Начало праздника ФАНФАРЫ. 20.30

На выход Деда Мороза и Снегурочки звучит Новогодняя мелодия или песня. Приветственное слово гостям, первый тост. 20.32 – 20. 38

Поздравления и тосты руководителей компании 20.38 – 20.55 ______________________________________________________

Тост Деда Мороза 20.55 – 21.00

Перерыв 10-15 минут, гости едят и общаются Фонограмма Легкая фоновая музыка

КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА ПЕРВЫЙ ИГРОВОЙ БЛОК 21.15 – 21.45

Выход Деда Мороза Тост ________________________________________________________________________

Обряд прощания со Старым Годом. Эзотерическая или мистическая (фоном, не громко) Обряд расставания со всем плохим, что было в старом году. Фоновая музыка, не громко, приятная, ненавязчивая. Новогоднее гадание.

Перерыв 10 – 15 минут звучит фоновая музыка

ВТОРОЙ ИГРОВОЙ БЛОК. 22.00 – 22.30

«Традиции Новогоднего торжества» (Ведущий рассказывает о Новогоднем празднике) Папка, листы с текстом традиций.

«Блеф клуб» «..что делает сторож, когда у него на шапке сидит воробей…?» (Ведущий задает смешные вопросы. Разминка.)

«Блеф-клуб» «Верите ли вы, что…?» (Ведущий приглашает двух самых сообразительных…)

Песенный конкурс. (В зависимости от расположения столов, зал разбивается, либо на 2 команды, либо соревнование идет между столами.)

Тост Ведущего_______________________________________________________________

Перерыв 10 – 15 минут звучит фоновая музыка

ТРЕТИЙ ИГРОВОЙ БЛОК. 22.45 – 23.15

Новогодние пожелания себе. Фоновая музыка, не громко, приятная, ненавязчивая. Интерактивная игра «Репка»? «Деревенские просторы». Четверо мужчин, двое помощников и двое доярок.

Перерыв 10 – 15 минут звучит фоновая музыка

ЧЕТВЕРТЫЙ ИГРОВОЙ БЛОК 23.30 – 24.00

Тост Деда Мороза_____________________________________________________________

«Сделай снежок». Фонограмма – Рок – н — рол «Птички» признание в любви

«Принцесса на горошине».  Утешительный приз — Банка горошка Бондюэль.

Фонограмма — Эротическая

«Футбол» (Вызываются трое мужчин).  Что нибудь с Зенитовской символикой или сувенирный мячик. Фонограмма – Футбольная или хоккейная, Быстрая

Тост ___________________________________________________________________

Перерыв 15 -20 минут ФОНОГРАММА – танцевальная музыка

ПЯТЫЙ ИГРОВОЙ БЛОК 24.15 – 24.30

«Командные состязания».

Тост Ведущего ____________________________________________________________

«Карандаш». 10 карандашей, 2 колечка

Фонограмма- Быстрая веселая

«Мяч». (2 команды по 5 человек). 

Фонограмма — Быстрая веселая

«Удержи…». (2 команды по 5 человек).

Фонограмма — Быстрая веселая

«Эстафета».(2 команды по 5 человек) 2 бутылки шампанского……… 2 по 5 комплекта шоколадок – «Золотая медаль», один большие, другой маленькие.

Фонограмма__Забойный Рок – н – рол

Прощание Деда Мороза и Снегурочки «Снег холодный серебрится…»

Дискотека — Проводит DJ.

Смотреть дополнительно:

пример тайминга.

пример программы

пример расчета

Источник: http://gr-event.ru/szenari-novogodnego-prazdnika

Как написать сценарный план

Как написать сценарный планСпонсор размещения P&G Статьи по теме «Как написать сценарный план» Как написать рассказ о семье Как составить конспект Как написать сценарий концерта

Укажите название документа, который вы составляете.

Под словами «сценарный план» напишите название мероприятия, место проведения, время начала и окончания.

В этой же части должны быть фамилии и имена ответственных за организацию праздника, за художественное оформление, подготовку реквизита, музыкальное сопровождение. Укажите также ведущих.

Отметьте, что будет происходить на сценической площадке и в зале перед началом праздника. Это может быть, например, встреча гостей. Отметьте, какая музыка должна звучать, что делают в этот момент гости и персонажи. Гости могут смотреть выставку, рассаживаться за столики, участвовать в лотерее и т.д. Персонажи их встречают, проводят розыгрыши или игровые программы по подгруппам.

Составьте таблицу. В первом столбце вы будете писать время, во втором — содержание того или иного этапа праздника, в третьем — какие нужны музыкальное сопровождение и реквизит. Слова ведущего можно вносить во второй столбик, но иногда лучше сделать для них отдельную графу.

В первую графу впишите точное время начала праздника. Расскажите, что в это время должно происходить. Например, могут прозвучать фанфары, погаснуть свет или пробить часы. Укажите, что в это время происходит на сцене, появляется ли там ведущий или персонаж и что говорит.

Впишите время начала следующей фазы праздника. Это могут быть поздравления руководителей, драматизация, торжественная песня или что-либо другое, на ваше усмотрение. Проставьте хронометраж и не забудьте предупредить выступающих, сколько им отводится времени на торжественные речи.

Точно таким же образом опишите остальные части. Решите, нужно ли вам делить каждый период на более мелкие фрагменты. Это имеет смысл, если в торжестве участвует много коллективов, которым нужны разные костюмы, музыка и реквизит. Но отдельные номера можно объединить и в блоки, назначив ответственного за каждую часть программы.

Если в программе предусмотрены игры и конкурсы, обозначьте просто блоки и примерное время. Составьте предполагаемый список игр. Укажите, кто будет их проводить, под какое сопровождение и с какими предметами. Если предполагается деление на команды, об этом тоже стоит сказать.

Если есть перерыв, определите его начало и окончание. Напишите, что делает в это время публика. Не забудьте упомянуть и о том, какая фонограмма нужна. Некоторые моменты подробно расписывать не обязательно.

Если, например, предполагается выступление профессионального коллектива с большой концертной программой, укажите только время начала и окончания выступления. Все остальное артисты подготовят сами.

То же самое касается заказанных в другой организации дискотеки и фейерверка.

Источник: http://dokak.ru/drugoe-hobbi/70572-kak-napisat-scenarnyj-plan.html

Как написать идеальный event-сценарий

Как написать идеальный event-сценарий-0-

Поделитесь первыми!

поделились

Для того, чтобы мероприятие запомнилось, было ярким и эффектным, необходимо приложить немало сил и времени, а также долю креатива при разработке идеи и сценария. Event-сценарий – это, можно сказать, стержень всего события, без которого мероприятие просто «распадется на части».

Сценарий мероприятия – это целая история, со своей завязкой, кульминацией и развязкой. Благодаря правильно продуманной программе, event-менеджер может перенести гостей в вымышленный, фантазийный мир. Однако event-менеджер и талантливый event-сценарист – это не одно и то же. Но чтобы стать настоящим event-гуру необходимо сочетать в себе оба качества.

Итак, несколько советов, как написать идеальный сценарий:

Проанализируйте, кем является ваш клиент

Важной составляющей успеха мероприятия является точное понимание интересов клиентов, их желаний и, в то же время, возможностей. Не забудьте уточнить все детали с клиентом, узнать его мнение по ряду вопросов.

Так вы избежите недопонимания, а клиент останется доволен. Окружение, стиль жизни, настроение клиента могут натолкнуть вас на правильную идею сценария.

Необходимо, чтобы мероприятие в итоге передавало характер заказчика, и чтобы клиент чувствовал себя хозяином вечера, а не гостем.

Ориентируйтесь на event-тренды

Важно не только самостоятельно создавать креативные идеи и новые темы для мероприятий, но и ориентироваться на остальной event-рынок.

Анализируя прошедшие в мире события – организацию, подачу, тематику, – вы, с одной стороны, получаете новый взгляд и идеи, а с другой, соотносите свою работу с работой конкурентов, понимая свои сильные стороны и проблемные моменты.

К тому же, в event-области существуют свои модные тренды и направления, которые профессиональный организатор должен учитывать при разработке сценария для нового события.

 «В прошлом году, после выхода фильма «Великий Гетсби» все мероприятия, оформлялись в стилистике шика начала 20 века. В этом году самая популярная, абсолютно новая концепция, эльфийская сказка», – комментирует последние тенденции event-дизайнер Юлия Шакирова.

Детально продумайте кульминацию вечера

Ожидание – одно из самых интригующих чувств человека. Если вы хотите, чтобы о вашем мероприятии говорили и желали посетить, работая на сценарием, определите, что (или кто) станет кульминацией вечера.

В зависимости от тематики мероприятия – это может быть выступление известного артиста, красочное шоу, представление нового продукта (в случае бизнес-вечера).

Определив будущую интригу вечера, создайте вокруг нее нужный ажиотаж.

Не бойтесь экспериментировать

Event – это всегда что-то новое и необычное. Редкий клиент нанимает event-менеджера для повторения или копирования какого-либо прошедшего события. Наоборот, клиент ожидает от организатора некого чуда, невиданного ранее. Как советует Стивенн Дугган: «Не бойтесь воссоздавать какую-либо фантазию. Расширьте границы воображения и добавьте несколько интересных деталей». 

Не забудьте про торт

А точнее, про завершение (развязку) вечера. При написании сценария, очень важно проработать не только саму идею, тематику и интригу события, но и продумать завершение. Ведь это станет последним впечатлением гостей и клиента от вечера.

Если вы организуете свадьбу или день рождения, то конечно торт – прекрасный, и даже желаемый, вариант окончания мероприятия. Однако если у вас тематическая вечеринка или корпоративный праздник, необходима альтернатива для закрытия вечера.

Работайте с профессионалами 

Иногда, имея прекрасный сценарий, event-менеджер сталкивается с проблемой его реализации. В таком случае важно иметь профессиональную команду подрядчиков. Это касается всех деталей мероприятия – начиная от света и музыки и заканчивая дизайнерским тортом. 

«Нет ничего невозможного. Вас не должен останавливать тот фактор, что подрядчик не может что-то выполнить. Просто найдите другого исполнителя», – советует Энди Милнс, организатор и продюсер 3D мероприятий.

И напоследок. Написание сценария, как и любая креативная работа, требует вдохновения. И вряд ли оно вас посетит в офисе за компьютером. Позволяйте себе «вылазки» в общество – смотрите новые фильмы и легендарные киноленты прошлых лет, читайте книги, посещайте музеи, театры, ходите на мероприятия. Вдохновение может прийти, когда вы его меньше всего ожидаете. 

Присоединяйтесь к Event.ru

Источник: https://event.ru/trips/kak-napisat-idealnyiy-event-stsenariy/

Поэпизодный план сценария | Записки сценариста

Пост для самых маленьких. Мои читатели, надеюсь, понимают, что план плану рознь. То, что одного “не цепляет”, то другому “бомба”.

Речь сегодня пойдёт не про идеальный (как мы его себе воображаем) поэпизодный план, а про то, с какими требованиями (или представлениями о плане) приходится сталкиваться в реальности.

Постараюсь коротко, в режиме перечисления. Речь пойдёт о поэпизодных планах к сериям сериала (а не кино).

Поэпизодный план в форме расширенной заявки. Такой план у вас примут, если вы в хороших отношениях со своим редактором, и компания уверена в ваших силах. Забегая вперёд скажу, что после написания сценария всех серий мне пришлось писать подробный поэпизодный план, но пока о том, о чём уже говорю.

План в форме заявки пишется в обычной литературной форме, занимает от двух до пяти страниц (и до десяти, и до пятнадцати, но при таком раскладе лучше сразу делать серьёзный поэпизодник). Никаких красот и никаких лирических отступлений. Только действие, и действие в том виде (в том хронологическом порядке), в каком он будет разворачиваться в сценарии (а в дальнейшем – в фильме).

Чётко видны завязка, все сюжетные повороты, кульминация и финальный крючок (этот так называемый крючок у нас часто совпадает с кульминацией, пока не знаю, надо ли этому моменту уделять отдельную статью). Такой поэпизодный план оставляет вам свободу в написании сцен, трактовке событий, в разработке диалогов, но от сюжетной канвы лучше не отходить ни на шаг.

Читайте также:  Как стать жиголо

Иначе возникнут проблемы. Всему, что указано в вашем на первый взгляд свободном поэпизоднике, нужно следовать буквально. Если эту расширенную заявку разбить на абзацы и предложения (выделить каждое предложение в отдельное событие), то вы сами увидите, где в сценарии должны быть все эти события.

Слов много, а мысль проста: из такого свободного поэпизодного плана видно, что история интересна и развивается правильно (видна и структура, и драматургия). Повторю: скорее всего с вас потребуют ещё один поэпизодник.

Поэпизодный план без диалогов. Можно было бы назвать этот план посценным, но у нас до сих пор царит недопонимание с определением сцены и эпизода. Ладно, не суть. Нормальный поэпизодный план это перечисление всех сцен, с описанием того, что в каждой сцене наиболее важного. Ключевые события сцен в том порядке, в каком они будут изложены в сценарии.

Практически это хороший полуфабрикат – сценарий без диалогов и без точного описания действий. Возможны тёмные пятна, которые вы проясните и уточните при написании сценария. Сейчас важно, что редактор узнаёт о запое сценариста, но каким образом он узнаёт, вы подробно опишите в этой же сцене сценария.

Всё ясно? Если нет, то в финале мы поговорим о таком понятии, как сценарные биты.

Поэпизодный план с диалогами. Для одних он неприятен тем, что при написании сценария почти отсутствует (КУРС)творческий поиск(КУРС), других радует тем, что практически не надо думать. В таком плане мы указываем не только суть сцены, но и суть диалогов.

Редактор сообщает продюсеру, что сценаристу удаются диалоги, но драматургия провисает. Продюсер намекает редактору, что в других компаниях уже объявлен отстрел слабых сюжетчиков.

В самом сценарии диалог вы можете развить тысячью способов, но не можете уйти от сути этого диалога (хотя, иногда бывает, что ключевой диалог можно вообще удалить или обойтись необязательным проходным блабла).

План с диалогами видел двух видов: 1) только обозначается суть диалога или важная ключевая реплика, без которой невозможно движение дальнейшей истории (такая сюжетообразующая реплика, да);

2) приводится пример диалога (либо в свободной литературной форме, либо с форматированием); думаю, что это необходимо в тех случаях, когда компания о вас вообще ничего не знает (либо вы хотите скорее показать, что диалоги будут смешны, остроумны, и вы именно диалогами спасёте драматургическую необязательность сцены).

Если вы в поэпизодном плане приводите диалог, то обращайте внимание на то, что вы раскрываете речевые характеристики и особенности персонажей. Тщательно написанный диалог скорее нужен не для информационной нагрузки сцены, но для эмоциональной окраски (хотя, здесь уже имеет значение, о каком жанре речь).
Подозреваю, что поэпизодный план с указанием диалогов возник в момент раскола христианской церкви деления сценаристов на сюжетчиков и диалогистов. С таким планом остаётся вроде бы только прописать диалоги (но на деле часто забывают о подробном описании действия, оставляя геморрой свободу режиссёру с актёрами). По мне, так поэпизодник с диалогами плох тем, что подчас основная эмоциональная нагрузка смещается на прямую речь, то есть, переходит в трёп. Да, про эмоции (и управление ими) разговор ещё будет, но не послезавтра, – не торопите.

Вы должны знать (и теперь знаете), что такое идеальный поэпизодный план, но что под ним подразумевает конкретная компания, не бойтесь спрашивать. Если у компании намерения серьёзные, то вам предоставят фрагмент удачного поэпизодного плана.

Да, кстати. Если у редактора нет каких-то особых требований, то форматируйте свой поэпизодник как сценарий. Любителям спрашивать про объём сценария отвечу: подробный план обычно вдвое меньше готового сценария (ну, хорошо, уточним: если ваш сценарий укладывается в 50 страниц, то план это страниц 15-20, но чем подробней, тем лучше для вас).

Теперь о битах. Дважды я сталкивался с битами. Самому интересно, откуда пришло понятие (подозреваю, что из телевизионных программ типа ток-шоу, но может и ошибаюсь), и какова его этимология (не удивлюсь, что значение совпадёт с компьютерным термином).

В сценарной группе мы писали биты, – каждая бита (или каждый бит, хз, возможно, что слово вообще не склоняется и существует только во множественном числе) соответствовала одной сцене.

В битах мы прописывали: а) как в сценарии: место и время; б) перечисление персонажей, присутствующих в сцене (даже тех, кто впрыгнули в сцену на одну только секундочку или мелькнули на заднем плане); в) подробное описание сцены, включая суть диалогов.

Эти биты соответствовали поэпизодному плану, но продюсеры почему-то наотрез отказывались употреблять термин “поэпизодный план”. Биты, и всё.

В другой раз мне пришлось писать биты по чужому сценарию. Как раз требовалось превратить готовый утверждённый сценарий в поэпизодный план (без диалогов, только где, кто и детали).

О поэпизодном плане (вопрос, кстати, звучал так: поэпизодный сценарий) вроде бы всё, если что-то вспомню, допишу в комментариях. Конечно же, спрашивают, сколько сцен в сценарии.

А вот авторитетно отвечу: хз! Если исходить из американской легенды о том, что хронометраж сцены около двух минут, то на пятидесятидвухминутную серию должно быть двадцать шесть сцен. Разве не так? Вроде так, только любой редактор вам скажет, что и тридцати сцен мало.

На почти часовой эпизод планируйте сорок-пятьдесят сцен (лучше больше, чем меньше, если умеете, но (КУРС)разбавляйте(КУРС) историю по возможности не диалогами, а действием). Всем известно, что идеальное число сорок четыре.

При таком раскладе в каждую надцатую сцену вкладывайте мощный сюжетный поворот. План ваш ещё не написан, но вы уже должны знать, где у вас будут ударные точки. У этих точек, как в музыке, должен быть ритм.

Ну и раз слов оказалось больше, чем планировалось, то вернусь к проблеме проходной сцены. Вот благодаря плану вы видите, что здесь у вас сцена-связка, здесь сценарист вышел на улицу только для того, чтобы разделить два интерьера – комнату сценариста и офис заказчика.

Без этой сцены можно обойтись, сюжетно она не несёт никакой нагрузки, а лишь следует правилу интерьер-натура-интерьер. Наполните это сцену эмоционально или информационно.

Для эмоциональной нагрузки нужно поискать подходящий месту и времени гэг (примеров приводить не буду, так как чёрная кошка вызовет лишние проблемы на съёмочной площадке, поэтому хороший редактор вашу кошку не только вычеркнет, но ещё попросит заменить её дорожно-транспортным происшествием), а для информационной нагрузки надо заглянуть в соседние сцены: возможно эсэмеска о том, что киллер уже выехал, поступит на мобилку сценариста именно сейчас, когда он загляделся на витрину винного бутика, а не там, где у вас и разборка, и эсэмеска, и новость про передозировку в одном флаконе сцене (оно круто, конечно, но и о так называемых проходных сценах подумать надо). Всем удачи. Прошу прощения, но без азов, оказывается, не обойтись. В личку задают вопросы, которые порой вызывают недоумение.

Источник: http://zurblog.ru/?p=544

Сценарий документального фильма

Сценарий документального фильмаkemarskaya

Мне попался в сети интересный документ, созданный, видимо, более 10 лет назад. Потому что назывался он «Краткий конспект последней лекции Л. А.

Гуревича», а сценарист Леонид Абрамович Гуревич умер в 2001 году.

Он преподавал неигровую драматургию на Высших сценарных курсах, но я с ним встречалась в старом «Останкино» начала 90-х, когда все бурлило, и все генерили и вбрасывали в эфир новые идеи.

Только тогда мы не знали, что он — Учитель. Меня с ним знакомил Лев Николаевич Николаев, тогдашний шеф и наставник по жизни.

И Гуревич нам рассказывал какие-то байки, все сидели на подоконниках и не думали ни о «нетленке», ни о скоротечности жизни.

 И, конечно, ничего не записывали, потому что это были обычные рабочие толковища, мотыльки-однодневки, которым не пережить ночь.

А вот одна из учениц Леонида Абрамовича оказалась более дальновидна и хотя бы законспектировала основные его идеи по поводу создания сценария документального фильма. Привожу вам этот текст полностью, мои комментарии – курсивом.

________________________

«…Подготовка необходима. Что я ищу – это и есть сценарий. Сценарий и сценарный план – разные вещи. Сценарий – это не только структура будущего фильма, он выражает дух и характер автора. (Обратите внимание на разделение плана и собственно сценария. «Сценарий» здесь = замысел, «про что кино». И.К.)

Подобно портику античного храма, сценарий держится на «колоннах».

1.Тема. Или выбор материала. Основной вопрос – про что?

50% успеха зависит от выбора героя. Это важное дело. Герой должен уметь общаться.
Тематическая сторона: было — не было? Было все. Но все равно важно, что. И должно быть «своим». (Жаль, что очень краткая запись.

Насчет телегеничности и открытости героя – понятно. Но вот интересно  про факты: было – не было?.. Я так понимаю, что на начальном этапе нам важны все факты, связанные с героем.

Но потом мы их начинаем фильтровать, отбирая те, что работают на наш замысел. И.К.)

2. Идея. Во имя чего?

Например, фильм-портрет: на досуге, в семье, и т. д., но в чем идея? Идея судьбы. Но не «икона». Уже в идее есть message. Message» — это послание.

Судьба применительно к портретному фильму – некое законченная или, по крайней мере, недвусмысленно намеченная структура, уникальная программа человеческой жизни.

Судьба всегда упрощена по сравнению с реальной жизнью, в ней улавливается стержень, остальное отсекается, чтобы не сбивало. «Не икона» — значит, в судьбе должны быть минусы или белые пятна. И.К.)

3. Как?

Мотором действия является конфликт. Автор должен определить свою позицию. В положении «над схваткой» главное – не засушить бы сюжет. (А вот здесь можно каждому придумывать свое понимание. У меня есть версия, но она пока нечеткая. И.К.)

4. Конструкция.

Здесь и возникает сценарный план – перечень эпизодов с целью достижения максимальной выразительности. Прежде всего, нужны эпизоды. Вербализовывать нельзя. Изображение первично. Сценарный план – это рабочий чертеж, конструкция. Необходимо чередование ритмов.

Все имеет начало, середину и конец. Желая передать хаос, надо попытаться его организовать. (То, что Л.А. называет «сценарным планом» и есть письменный сценарий, каким мы его привыкли видеть. Насчет вербализации – я бы не согласилась.

По отношению к документальному фильму, разворачивающемуся импровизационно, спонтанно перед камерой, это применимо. По отношению к просветительским, научно-популярным, «тейнментам» разного рода – вербализация необходима, чтобы прояснить смыслы. Особенно, если много отвлеченных понятий.

Но то, что изображение первично – это 100%. Любопытно насчет хаоса. И.К.)

5. Стиль.

Нет «очерка». Должна быть драма, комедия, мелодрама… Необходимо решить для себя, по каким законам все это будет двигаться.

Стиль многоплановое понятие – стиль художника, школы, эпохи… (Вот это не просто важно – это в самую точку! Это то, что уравнивает по большому счету  ТВ-журналистов и сценаристов.

Нет фиксационных продуктов, есть способ рассказа, рассчитанный на предсказуемую реакцию зрителя. Именно поэтому стиль и формульный жанр закладываются в формат, это его неотъемлемые составляющие. И.К.)

Резюме: необходимо владеть всеми пятью «опорами».

Сценарий пишется несколько раз: в голове, на бумаге, во время съемок (не редко возникает необходимость отказаться от одного эпизода и заменить его другим), на монтаже. (Я бы еще добавила – «и в финальном закадровом  тексте», если таковой присутствует. И.К.)

____________________________

Восстанавливать первоисточник по чужим отрывочным записям – дело неблагодарное, но это лучше, чем ничего. И надо сказать спасибо Марии Волчанской, опубликовавшей здесь свои заметки. Во-первых, это память об очень хорошем талантливом человеке. А во-вторых, — ценный методический документ, которых по нашему цеху очень мало.

Правило № 79. Спрашивайте и записывайте. Не вам – так другим пригодится.

Удачной охоты всем нам!

Источник: http://kemarskaya.livejournal.com/22980.html

Как правильно написать сценарий: Шестнадцать правил для написания сценария

Как написать сценарий?

Несколько простых принципов написания успешного киносценария. Самое главное — выбрать правильный сюжет. Он должен быть оригинальным в той же степени, как оригинален пирог, который по любимому рецепту печет твоя мама на протяжении последних тридцати лет. Зрители любят получать старые вкусы под новым соусом или с новой начинкой.

Правильный выбор главного героя фильма не менее важен. Если он положительный герой, то у него должен быть, как минимум, один недостаток. К примеру, он ненавидит бананы или вечно ходит с развязанными шнурками.

В этом случае, сравнивая себе с героем, зритель не будет чувствовать себя ущемленным.

В свою очередь, отрицательный герой должен внушать хотя бы толику симпатии: он, например, может любить бананы, а его шнурки всегда в порядке.

Правильный финал фильма — половина успеха. Он должен быть неожиданным, но не настолько, чтобы зритель почувствовал себя идиотом, не подозревавшим о подобной возможности на протяжении 90 минут фильма».

Сид Филд/Syd Field,

автор книги «Двигаясь в кино»/«Going to The Movies»

Правило 1. Только не натюрморты

Не предавайтесь долгим описаниям вещей или интерьера. Декорацию все равно будут делать художники, а у читателя есть воображение. Чаще всего в описании фразы «Спальня Мити. Утро.», — вполне достаточно. Ваша работа — кратко и образно описать действия героев и написать их диалоги.

Правило 2. Деталь

Иногда нужно дать деталь. Например,

Правило 3. Прятать описание

Описание можно спрятать в действии. „Спальня Мити, утро. Митя спускает ноги с драной бабушкиной кушетки и наступает на белый шелковый лифчик“. Читатель сконцентрирован на Мите, и ему не скучно читать „спрятанные“ описания кушетки и лифчика.

Правило 4. Экономичное письмо

»Экономичное письмо» одновременно описывает действие, интерьер и персонажей, как это было показано в предыдущем совете. Писать экономично — это квалификация настоящего сценариста. Для прочувствования этого представьте, что вы будете посылать сценарий телеграммой, и каждое слово стоит 2 бакса.

Правило 5. Фильтруйте слова

Первый вариант сценария можно писать методом мозгового штурма. При этом на бумагу выплескиваются все слова, которые пришли на ум, но затем сценарий переписывается и отбирается одно из пяти. Читателю подается только отфильтрованный вариант.

Правило 6. Более конкретный синоним

Постарайтесь в каждой сцене заменить часто встречающиеся общие глаголы или существительные (идет, говорит, смотрит, дом, женщина) их более конкретными синонимами.

Правило 7. Но мне нужно описать это место!

Хорошо, если художники будут решать, как это будет выглядеть, то сценарист вправе описать, как это чувствуют персонажи. Но не увлекайтесь этим — вы пишете сценарий, а не любовный роман!

Правило 8. Тропы

Все поэтические тропы в вашем распоряжении. Метафоры, сравнения, синекдохи и т.п. Только не увлекайтесь. Тропы должны работать на сценарий, то есть в конечном итоге на эскейпизм читателя, а не демонстрировать вашу оригинальность. Перефразируя Хемингуэя — хороший сценарий подобен айсбергу, семь восьмых которого скрыто под водой.

Правило 9. Правило четырех строк

Никакое действие не должно занимать в сценарии больше четырех строк. Если сцена занимает не меньше страницы, разбейте ее пустыми строками. Четыре строки — пробел, четыре строки — пробел. Это называется «избавляться от черноты».

Правило 10. Осторожней!

Другой способ разбить длинную сцену — вставить на страницу хотя бы одну реплику персонажа, даже если это будет выкрик «осторожней!» или «черт!».

Правило 11. Еще быстрей!

Оживите описания смешными словами или звуками, например, БУММММММС! или КЛАЦ! Используйте односложные предложения типа «Выстрел!» или «Безмолвие». Старайтесь располагать одно предложение в абзаце.

Правило 12. Описание персонажа

Придумайте персонажам короткие, емкие — и не без юмора — описания. Например, «крашеная брюнетка, секретарша в левой конторе на Соколе». Или «Коренастый субъект средних лет, смахивающий на обритого бабуина».

Правило 13. Еще быстрей

Употребляйте энергичные описания действий. Не «Митя пытается погладить ее, и ему, кажется, удается», а «Митя резко кладет руку ей на грудь». Поменьше запятых. Поменьше слов «который» и «которая». Побольше точек. Пишите уверенно, вы должны поставить читателя перед фактом — он читает сценарий человека, знающего, о чем он говорит.

Правило 14. Переворачиватели страниц

«Лаурисио подкрадывается и:» (тут надо перевернуть страницу). Мартел говорит, что специально добавлял пустые строки или убирал что-то, чтобы момент саспенса приходился на конец страницы.

Можно специально напустить саспенсу в конце страницы. Например, «Митя входит. Никого нет. Вдруг он слышит шаги:» — переворачивается страница — «: из кухни выходит лысый убийца».

Переворот страницы — как переключение между программами на телеканале, очень ответственный момент.

Правило 16. Режьте!

Убирайте слова. Убирайте прилагательные и наречия. Безжалостно. Беспощадно. А уж сколько «и» и «но» можно вычеркнуть без ущерба для сценария:. Вычеркивайте предложения, несмотря на то, что их написали вы. Сценарий должен быть стройным. Конечно, жалко. А не жалко, если читатель бросит читать на второй странице?

Это, конечно, всё правильно, но сценарий написать не поможет.

А как Вам представляется, как рождается сценарий?

Мне это видится так:

Вы сценарист, писатель или режиссер. Возможно, актер. Возможно даже инженер или жена олигарха. И вот Вам вдруг очень захотелось написать о чем-то. Вы «оплодотворены идеей»! Жажда творчества переполняет Вас.

Идея еще очень смутная, непонятная. Но она греет Вам душу, она медленно зреет у Вас в голове, обрастая подробностями. Иногда Вы что-то записываете на бумаге или в компьтере. Записей много. Сцены, мысли, фрагменты диалогов, описания персонажей. Конфликты, интриги, линии, сюжеты, подсюжеты.

Постепенно Вы сами начинаете понимать, о чем Ваш будущий фильм, и какую главную мысль Вы собираетесь донести до зрителя. Часто это уже совсем не та мысль, которая была первоначально. Возможно, промучившись месяц, Вы отложите работу в сторону. Возможно, даже навсегда.

Но, допустим, Ваша идея плодотворна. Она бударажит Ваше воображение. И с каждым днем всё сильнее и сильнее. Она не дает Вам спать по ночам. Делает Ваше поведение странным. Близкие думают, что Вы немного сошли с ума. В этом есть доля правды.

Вы записываете, зачеркиваете, снова записываете… И так изо дня в день…

И вот, совсем неожиданно, в какой-то момент, иногда совсем не подходящий, в Вашей голове вдруг происходит щелчок. Вы вдруг понимаете, что то, что Вы хотели сказать, приобрело понятные Вым гармоничные очертания. Этот момент можно сравнить с рождением ребенка. Те же схватки. Напряжение. Кризис. И радость освобождения.

И вот он. Ваш ребенок. Плод Вашего многодневного труда. Ваш будущий сценарий. Он родился.

Пока он еще слабый, не очень развитый. Его косточки еще очень маленькие и хрупкие. НО ОНИ ЕСТЬ. То есть, в Вашем будущем сценарии теперь есть главное. Есть структура. Есть связи, есть форма, есть содержание. И есть то, что Вы хотели сказать миру. Теперь Вам есть, что показать и есть, над чем работать дальше. Теперь Вам самому ВСЁ ПОНЯТНО.

И теперь день за днем Вы будете наращивать на Вашего «ребенка» мышцы.

Вы научите его говорить, Вы постепенно будете укреплять его «скелет», пока он, в конце концов, не окрепнет настолько, что его можно будет отпустить в самостоятельно путешествие, то есть, показывать продюсерам. И вот он, наконец, готов.

Он крепок, строен, прекрасно сложен. И абсолютно не похож на другие сценарии, хотя в нем и есть все те же признаки, которые отличают хороший сценарий от плохого.

И что же было в этом процессе главное, спросите Вы? Почему у одних получается, а у других — нет?

Главное — момент рождения.

Если не было момента рождения, хорошего сценария не получится никогда. И никакие инструкции Вам не помогут.

Инструкции нужны не до момента рождения, а после него.

Источник: https://writercenter.ru/blog/useful-stuff/kak-pravilno-napisat-scenariy-shestnadcat-pravil-dlya-napisaniya-scenariya.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector