Что значит шведская семья

Семья в Швеции

   Семья в Швеции – это совершенно особое явление в области национальной семейной психологии.

Кто-то оценивает семью в Швеции как наиболее современную форму супружеских отношений, образец равноправия и толерантности, кто-то говорит о том, что шведам удалось создать «социализм с человеческим лицом» не только в экономике, но и в семейной сфере, а кто-то, в свою очередь, расценивает шведскую семью как полный кризис и окончательную деградацию института семьи как такового. В любом случае семья в Швеции – это крайне интересное явление, заслуживающее особого внимания.

    У шведов достаточно свободное отношение к брачным узам. Современные шведы в большинстве своем не заключают официального брака. В Швеции распространены два вида такназываемого гражданского брака, в рамках которых отношения не оформляются официально.

Это «самбу» — гражданский брак совместного проживания, в котором мужчина и женщина живут под одной крышей, регистрируются в местной налоговой инспекции и ведут совместное хозяйство.

И «сербу» — нечто вроде «гостевого брака», в котором женщина и мужчина живут порознь, каждый на своей территории, но проводят какое-то время вместе, например, отпуск, выходные или определенные дни в неделю. В обоих формах брака могут быть общие дети.

Основное отличие от российских гражданских браков состоит в том, что эти отношения признаются юридически, и только собственность остается раздельной.

    Как и в большинстве стран Европы, создание семей в Швеции, в том числе и гражданских, приходится на довольно зрелый возраст – где-то в районе тридцати лет. Также с годами уже довольно сильно упрочилась тенденция к позднему рождению детей – также к тридцати годам, а то и за тридцать. В среднестатистической семье Швеции обычно не более двух-трех детей.  

     Шведы с легкостью разрывают отношения, особенно в случае измены. В стране очень велик процент разводов. Распространенным явлением стала, так называемая серийная моногамия, то есть неоднократная смена партнера. Соответственно, шведские дети, как правило, имеют сводных братьев и сестер во вновь созданных браках их родителей, а чаще всего и не в одном.

      В семьях Швеции мужчина и женщина абсолютно равны. Это не просто культурная традиция страны, или элемент мировоззрения общества, это политика государства, закрепленная на законодательном уровне.

В Швеции существует целое министерство по вопросам интеграции и равенства полов, а также более тридцати лет назад  — в 1980 г. был создан институт Омбудсмена по вопросам равноправия полов.

К примеру, отпуск по уходу за ребенком в семьях Швеции предоставляется отцу наравне с матерью, причем он не имеет права отказаться от ухода за ребенком в пользу женщины. При разводе дети обязаны проводить равное  время с каждым из родителей.

     В Швеции принято по-особому воспитывать детей. Это не та страна, где родители являются непререкаемым авторитетом. Ребенку изначально дается большая личностная свобода.

Не зависимо от возраста его принято выслушивать и с его мнением принято считаться. Воспитывать принято на его ошибках, а не прямым поучением взрослого.

   Если ребенок сделает что-то неправильно, он должен прочувствовать на себе последствия неправильных решений, и больше уже не ошибаться.

    Физические наказания по отношению к ребенку в любой форме категорически запрещены законом. Ребенка нельзя дажеслегка шлепнуть за провинность, поскольку, если это станет известно, то последует судебное разбирательство и штраф.

Еще одной характерной чертой воспитания в семьях Швеции является то, что ребенку объясняются нюансы взрослой половой жизни в раннем возрасте, как правило, в пять лет. Секс в шведском обществе и в рамках шведских семей является темой для открытого и свободного обсуждения.

Шведы считают, что лучше все объяснить ребенку в пять лет, когда половые функции еще не активны, и к этой теме человеческих отношений нет повышенного интереса.

     Как уже было сказано, наравне с оценками семьи в Швеции как наиболее современной и отвечающей потребностям времени, также существует и мнение, согласно которому Швеция переживает глубочайший кризис института семьи.

С одной стороны «социализм с человеческим лицом», которого достигла Швеция, имеет прямое выражение в экономическом вопросе. Шведы – достаточно обеспеченная нация, эта страна известна своими масштабными социальными программами для незащищенных слоев общества.

В Швеции самая высокая в мире доля валового внутреннего продукта, затрачиваемая на социальное обеспечение пенсионеров, медицинское обслуживание бесплатное, около 80% подоходных налогов уходит на финансирование здравоохранения. Кроме этого, в Швеции бесплатное и общедоступное высшее образование.

С другой стороны, Швеция – это страна одиноких людей. Индивидуализм и свобода, к которым пришло и которыми гордится шведское общество, имеют свою оборотную сторону.

 Социологи констатируют, что большое количество похорон пожилых людей проходит без церемоний, их кремируют, а прах никто из родственников не забирает. Отсутствие погребальных церемоний является важным показателем разрыва эмоциональных и чувственных уз во многих семьях Швеции.

     В связи  с низкой рождаемостью в Швеции высока доля пожилого населения. Средняя продолжительность жизни в стране у мужчин  – 78,6 лет, у женщин – 83,2 года, на настоящий момент процент населения в возрасте от 80 лет и выше достиг самого высокого показателя среди стран Европейского союза и составляет 5,3%. В свою очередь лица старше 65 лет составляют 18% населения Швеции.

     Кроме того, что рождаемость в семьях Швеции довольно низкая, 60% из всех рожденных шведских детей  — внебрачные, 20% из общего количества детей воспитываются одним родителем.

В Швеции очень велико количество разводов – на 38 тысяч браков, которые ежегодно оформляются официально, приходится 31 тысяча разводов. За плечами среднестатистического шведского родителя, как правило, по три брака.

 На государственном уровне даже финансируются исследования, призванные доказать положительное влияние такого типа отношений на детей, которые при переходе после очередных разводов от одних родителей к другим, приобретают опыт социальных отношений и жизненный опыт, который пригодится им во взрослой жизни. Поскольку слова «отчим» и «мачеха» в общественном сознании ассоциируется скорее с негативными чувствами, то в Швеции практикуется обращение к новым членам семьи, как «родитель один» и «родитель два».

     Согласно статистике, которую ведет шведская Ассоциация сексуального равенства (RFSL) более 40 тысяч детей в Швеции имеют родителей (или одного родителя) – гомосексуалистов.  Однополые браки в Швеции были легализованы в 1995 г.

и первоначально на законодательном уровне оговаривалось, что это будут браки исключительно гражданские (без освящения церковью), однако скоро государство сделало исключение и в этом вопросе: гомосексуальные пары благословляли в церкви, но без свидетелей и молитвы.

Кроме этого, лесбийские пары, опять же по законам страны, имеют право на экстракорпоральное оплодотворение, которое оплачивается государством.

    Шведское государство очень активно вмешивается в процесс воспитания детей. Этому благоприятствует то, что в подавляющем большинстве шведских семей оба родителя работают, так как очень высокие налоги делают невозможным содержать семью на одну заработную плату.

     Интересы и права детей в семьях Швеции защищаются специальным институтом омбудсмена. Также есть целый ряд организаций: BRIS («Права детей в обществе») — дежурная электронная и телефонные линии для подростков и детей; Friends («Друзья») — помощь, если сверстники обижают, и др.

Телесное наказание детей запрещено в любом виде, и эта норма введена  уже с 1979 г. Родители не имеют право безнаказанно повысить на ребенка голос, потянуть за ухо или дать подзатыльник. За избиение ребенка законодательством предусмотрено 10 лет тюрьмы.

Дети подробно проинформированы о своих правах еще с детского сада, и знают, что имеют право (и должны) о подобных случаях сообщать в полицию. В Швеции функционирует такой орган, как Центральный совет по вопросам здравоохранения и социальной защиты.

Ежегодно по его решению из семей Швеции от родителей забирают порядка 12 тысяч детей. Предлогами для этого могут быть ошибки в воспитании, некомпетентность родителей в вопросах воспитания, и даже чрезмерная опека.

Источник: http://family-abc.ru/etnografiya-semi/item/96-semya-v-shvetsii

Типичная шведская семья — Sweden.ru

Other languages

Познакомьтесь с Андерссонами – самой что ни на есть типичной шведской семьей, состоящей из мамы, папы и 1,55 ребенка. Они живут в Стокгольме, в одном из самых густонаселенных городов страны, а ездят на самом популярном автомобиле в Швеции – вольво.

Андерссон — одна из наиболее распространенных шведских фамилий, которая с завидной регулярностью встречается в адресных книгах всех 290 муниципалитетов страны. Точнее фамилии для обычной шведской семьи — не придумать.

Маму пусть зовут Мария: именно это имя было очень популярно в 1969 году, когда она родилась. Надо сказать, это одно из самых популярных женских имен в Швеции вообще, поэтому не удивляйтесь, если оно будет встречаться  здесь часто. Папа – 1971 года рождения.

Его мы назовем Фредрик – в начале 1970-х именно это мужское имя в Швеции было особенно распространено. Согласно статистике, на обычную шведскую семью в среднем приходится по 1,55 ребенка, но мы округлим это число до двух.

Итак, перед нами среднестатистические шведские дети: 13-летняя девочка по имени Юлия и ее младший брат Вилльям, которому едва исполнилось 10. Вот вам и самая типичная шведская семья. Хотя нет, пожалуй, не совсем так.

В случае семьи Андерссонов Мария – старше Фредрика, но в целом для Швеции этот вариант менее типичен, так как большинство шведских мужей немного старше своих жен.

В отпуск по уходу за ребенком

Кстати, а вам известно, что работающие родители в Швеции имеют право на оплачиваемый отпуск продолжительностью до 480 дней? Когда Юлия и Вилльям были маленькими, их мама провела в декретном отпуске по 10 месяцев, а их отец – по 8 месяцев.

Как реагировали на это коллеги Фредрика на работе? Да никак. Вот если бы он не воспользовался своим законным правом на декретный отпуск, тогда бы сослуживцы точно удивились.

  Равенство между мужчинами и женщинами так прочно вошло в обиход, что делить декретный отпуск для обоих родителей в Швеции стало нормой.

Когда Мария и Фредрик вернутся на работу, их дети пойдут в детский сад, а потом в школу, как и подавляющее большинство маленьких шведов. Это обойдется родителям в 1260 крон в месяц на ребенка – что лишь немного больше размера того пособия, которое они получают ежемесячно от государства. Это пособие дает возможность мамам и папам совмещать работу с семейной жизнью и заботой о детях.

На более, чем половину всех шведских семей с детьми, приходится по два ребенка. Лишь немногим более 18-20 % семей воспитывают троих детей. Многодетные семьи – совсем уж необычное явление для Швеции. Родителей, решающихся на четвертого ребенка, не более 10 % от числа всех семей с детьми.

Читайте также:  Как узнать адрес сервера

Жениться не спешат

В 2010 году только треть шведов состояла в браке. Отчасти потому, что много пар в Швеции просто не считают нужным регистрировать свой союз официально.

«Самбу» – более распространено, это понятие подразумевает, что партнеры просто живут вместе, не узаконивая отношений.

Другой причиной такого низкого показателя женатых среди населения можно считать, пожалуй, известную любовь шведов к личной свободе, не стесненной узами брака.

Типичный швед, как, например, наш Фредрик, работает в сфере производства, зарабатывая в среднем 33,305 крон в месяц. Мария, как и большинство трудоспособных женщин в Швеции, трудится в сфере здравоохранения, где средняя зарплата – около 24,176 крон.

Для большинства шведов оплачиваемый отпуск продолжительностью минимум в 25 рабочих дней в году – нечто само собой разумеющееся.

Стоит ли напоминать, что Швеция известна во всем мире своей системой соцзащиты населения, дающей право шведам на довольно продолжительный отпуск, на медицинское обслуживание высокого качества, а также хорошую пенсионную защиту.

Все это стало возможным благодаря долгой истории сотрудничества профсоюзов и работодателей для улучшения условий на рынке труда.

Большинство шведов отправляются в долгий отпуск летом. Фредрик и Мария – из их числа. Юлия и Вилльям, как и другие школьники, – на каникулах, которые длятся около 2,5 месяцев.

У приезжающих в летние месяцы в Швецию туристов складывается впечатление, что вся деловая жизнь в это время в стране замирает, а сами шведы отправились как можно дальше – на море или в курортные края. Что, в общем-то, соответствует действительности.

Фредрик, Мария и их дети любят отдыхать летом на Готланде – одном из самых живописных островов Швеции.

(в шведских кронах)

Статья расходов Ребёнок 15-18 лет Один человек  Пара
Продукты питания 1350-1610 2100 3810
Одежда 720/720 590 1180
Средства личной гигиены, медицинское обслуживание 430/460 540 1080
Спорт и развлечения 170/170 160 320
Жилье (квартира) включая страховку              _ 4700 6730
Электричество 80/80 300 380
ТВ, телефон, интернет 110 750 900
Автомобиль 3270 3270
 ИТОГО 2860-3150 12410 17670

Источник: Institutet för Privatekonomi/Swedbank

Если вдруг Мария или Фредрик потеряют работу, они имеют право на пособие по безработице, размер которого будет лишь ненамного меньше той зарплаты, которую они получали. Все потому, что они участвуют в специальной страховой программе для работающих граждан. Впрочем, и без этой страховки им бы выплатили грант от Агентства по соцзащите, но сумма была бы меньше.

Если они заболеют и не смогут пойти на работу, ничего страшного не случится. Больничный покроет в таком случае около 80% размера зарплаты (правда, за вычетом первого дня болезни – он, по шведским правилам, не оплачивается).

И если Фредрику или Марии потребуется консультация врача, за нее нужно будет заплатить от 100 до 350 крон, в зависимости от региона, а также от профиля того или иного специалиста.

Два родителя и один ребенок – самая распространенная форма семьи в Швеции. Таких семей здесь около 70 %. В среднем, трое из четырех детей в Швеции живут в полной семье, с двумя родителями.

Согласно статистике, в Швеции насчитывается примерно 1,1 миллион семей, в которых два ребенка. При этом имеются в виду те семьи, в которых оба родителя являются биологическими родными или приемными для обоих детей.

Чем старше дети, тем статистически выше становится вероятность, что они живут в семьях разведенных родителей.

(И, конечно, у таких родителей нет сложностей с тем, чтобы найти нового спутника или спутницу жизни — вероятно, и у него или у нее есть дети от предыдущего брака). Так, среди подростков, достигших возраста 16-17 лет, доля тех, кто живет с обоими биологическими родителями, уже на 10 % ниже.

Девять из десяти шведских малышей, достигших одного года, прописаны с обоими родителями, в то время как среди 17-летних этот показатель значительно меньше. Похвастаться тем, что они живут с обоими родителями, могут лишь 6 из десяти подростков. Этот тренд не меняется на протяжении вот уже десяти лет.

Чаще с мамой, чем с папой

Среди детей, которые в живут в неполных семьях, больше всего тех, кто живет с кем-то одним из родителей. Это характерно для каждого пятого ребенка в Швеции. Порядка 80 % от их числа живут с мамой – этот факт, пожалуй, ни у кого удивления не вызывает.

Хотя, скорее всего, в этой статистике «теряются» дети, прописанные у мамы, но живут по очереди у обоих родителей, живущих по разным адресам. Согласно отчету, опубликованному несколько лет назад Департаментом социальной политики Швеции, примерно треть всех несовершеннолетних в Швеции живут попеременно у обоих родителей, хотя прописаны с одним из них.

При этом девочки чаще всего прописаны с матерями, а мальчики – по адресу папы. Семей, где ребенок живет с одним из родителей, а также с мачехой или отчимом – порядка 8 %.

Источник: https://Sweden.ru/ljudi/ochen-shvedskaya-semya/

Шведская семья

Previous Entry | Next Entry

valery_pavlovЯ не уверен в том, что этот псто следует преподносить как пропагандистскую заметку, а скорее как «и так живут люди». Мир большой, в каждой избушке свои погремушки и своя этнография. Но написано интересно, рекомендую.
Оригинал взят у victoriarossi в Уничтожение семьи — будущее, в которое волокут Россию. И социалисты здесь совсем не при чем.

К 250 дням со дня имени Брейвика

Прогресс по-шведски

Швеция переживает кризис института семьи. Это результат многолетней политики правления социал-демократической партии, целью которой было получить полный контроль над обществом.

Обеспеченное общество умирающих в одиночествеШвеция известна своими суперконцернами («Вольво», «Эриксон», «Икеа», «Сааб») и масштабными социальными программами, направленными на поддержку незащищенных слоев общества. Доля валового внутреннего продукта, затрачиваемая, к примеру, на социальное обеспечение пожилых и престарелых, — самая высокая в мире.

Есть бесплатное медицинское обслуживание. На финансирование здравоохранения уходит около 80% подоходных налогов.Но есть и другая статистика. В шведской столице Стокгольме 90% умерших кремируют, 45% урн родственники не забирают. В подавляющем большинстве похороны проходят «без церемоний».

Работники крематория не знают, чьи останки конкретно сжигают, ибо на урнах — лишь идентификационный номер. Из экономических соображений, энергию, полученную от сожженных урн, по выбору включают в обогрев собственного дома или в систему обогрева города.

Отсутствие погребальных церемоний — это лишь часть всеобщей тенденции обрывания чувственных и эмоциональных уз во многих шведских семьях. Редактор шведского издания Nyliberalen Генрих Бэйке, объясняя причины явления, отмечает: «Семья стала целью атак социалистов, поскольку по своей природе выступает организацией, альтернативной государственным институтам опекунства.

Семья призвана защищать человека. Когда у него возникают проблемы, к примеру отсутствие денег или ухудшение здоровья, человек всегда может обратиться за помощью к родственникам. Шведское государство стремится на протяжении десятилетий разорвать эти семейные отношения и связи, — помогая непосредственно каждому человеку, и таким образом делая его зависимым от себя».

Правильным курсом

Трудно поверить, но еще до начала тридцатых годов прошлого столетия Швеция была убогой аграрной страной, подданные которой массово эмигрировали в поисках лучшей жизни. Разбогатеть Швеция сумела во время Второй мировой войны благодаря своей осторожной политике «двойных стандартов».

Несмотря на формальный нейтралитет, она предоставляла фашистской Германии кредиты, поставляла собственное вооружение и являлась крупнейшим поставщиком железной руды для нужд германской военной промышленности.

Под предводительством социал-демократии в 1940-е и 50-е годы был осуществлен ряд реформ, в совокупности заложивших основы шведского государства всеобщего благосостояния. Длительный период гегемонии социал-демократов прервал экономический кризис начала 70-х, и с 1976 года смены кабинетов стали происходить чаще.

Сегодня находящаяся в оппозиции социал-демократия обрела нового лидера — 55-летнего Стефана Лювена, главу профсоюза металлистов, работавшего сварщиком.

Интересно, что в Швеции, славящейся высоким уровнем образования и его доступностью (финансирование вузов на 80% осуществляется из госбюджета), Стефан Лювен стал четвертым лидером партии без высшего образования. Йоран Перссон был даже премьер-министром (1996—2006).

По всей видимости, в Швеции не придают большого значения образовательному уровню политиков (согласно исследованиям, он самый низкий в Европе). Здесь считается нормальным, что министр сельского хозяйства — фермер, а министр здравоохранения — доктор.

Правительство (и это закреплено в Конституции) только определяет направления, а управляют страной центральные правительственные учреждения.Делать это им становится все сложнее. Влияют и всеобщий экономический кризис и собственные проблемы. Швеция стареет. Средняя продолжительность жизни 78,6 лет у мужчин и 83,2 года у женщин.

Доля населения в возрасте от 80 лет и старше достигла самого высокого показателя среди стран-членов ЕС — 5,3%. Из 9,3 млн. населения Швеции 18% — лица старше 65 лет. По прогнозам, к 2030 году их доля возрастет до 23%.«Если мы хотим чтобы в будущем наша пенсия была эквивалентна настоящей, мы должны работать дольше, — заявил премьер-министр Швеции Фредрик Рейнфельдт на форуме, посвященном проблемам Северных стран, прошедшем 9 февраля 2012 году в Стокгольме. — С учетом снижения рождаемости, на пенсию уходить необходимо в возрасте 75 лет, иначе мы повторим сценарий Греции».

Пластиковые родители

В Швеции каждый четвертый ребенок имеет корни за ее пределами (данные официального бюллетеня (www.sweden.se). Чаще всего это выходцы из Ирака или бывшей Югославии. Уже выросло целое поколение таких шведов. А потому здесь привычны самые разнообразные национальности и расы.Из рожденных в Швеции детей — 60% внебрачные.

20% воспитываются одним родителем. Молодые не торопятся оформлять отношения — «притираются» в гражданских браках, называемых sambo — когда пары живут вместе, и serbo — когда живут раздельно. На число регистрирующихся ежегодно38 тыс. узаконенных отношений — 31 тыс. разводов.

В среднем за плечами каждого из супругов по три брака, что означает наличие у ребенка огромного числа родственников и нескольких родителей. Они получили название «пластиковые родители».

Государство даже финансирует исследования, которые должны доказать положительное влияние такого типа отношений на детей: переходя после очередных разводов от одних родителей к другим, дети приобретают жизненный опыт и опыт социальных отношений, который им пригодится во взрослой жизни.

Читайте также:  Как разводить пищевой желатин

Поскольку обращения «мачеха» или «отчим» связаны с не очень приятными ассоциациями (здесь тоже знают историю о Золушке), шведы постановили употреблять замещающие определения «родитель один» и «родитель два». Это учреждается также из соображений гендерного равенства.

Разрушение стереотипов о роли мужчины и женщины в обществе является основной задачей общенациональной программы дошкольного воспитания. Методы иногда кажутся остальному миру чересчур радикальными. Так, сенсацией стал детский сад, открытый в 2010 году в Содермальме, районе Стокгольма.

Сотрудники учреждения заменили в обращении к детям «он» и «она», по-шведски, соответственно, «han» и «hon», на бесполое слово «hen», которого нет в классическом языке, но есть в обиходе у гомосексуалистов. Отучая от «гендерных стереотипов», детям вместо привычных сказок читают книжки, в которых, к примеру, два самца-жирафа очень переживали, что не могут иметь детей, пока не нашли брошенное крокодилье яйцо.

Шведская семья

По данным шведской Ассоциации сексуального равенства (RFSL), в Швеции более 40 тыс. детей имеют родителей (или одного родителя) — гомосексуалистов. Когда в 1995 году в стране были легализованы гомосексуальные браки, парламент утвердил что это будут браки сугубо гражданские, и они не будут освящаться церковью.

Однако гомосексуалисты тоже хотели иметь такую возможность. Была сделана первая уступка: их благословляли, но без свидетелей и отказывали в молитве. Но гомосексуалисты хотели полной церемонии и всего «Мендельсона». В 1998 году в Швеции прошел всеевропейский парад геев.

Сенсацией также стала выставка фотографа Элизабет Ольсон, изобразившей Христа и его апостолов гомосексуалистами. Выставка пользовалась огромной популярностью, естественно, прежде всего среди геев. Одним из мест, где она проходила, была кафедра Лютеранской церкви.

Но настоящие баталии разгорелись в 2003—2004 годах после выступления пастора Оке Грина, который в своей проповеди осудил гомосексуальные связи, называя их грешными. Он цитировал фрагменты Священного писания, утверждая, что Библия очень точно определяет гомосексуализм как грех.

На что из другого лагеря отвечали: «Библия не снизошла к нам с небес, сама по себе не является Божьим знамением, не отвечает на все наши вопросы. Вопросы, которые были актуальными во времена написания Библии, — не наши вопросы». За «неуважение к сексуальному меньшинству» пастор был осужден Судом первой инстанции на месяц заключения.

Суд второй инстанции его оправдал. В 2005 году дело дошло до Верховного суда, который признал пастора невиновным. Это вызвало протест геев, с их стороны в адрес пастора продолжают звучать угрозы.Гомосексуальных семей станет больше, — предвидят в организации RFSL.

Этому способствует принятие шведским парламентом закона об искусственном оплодотворении лесбийских пар. По закону, женщины-лесбиянки имеют право на экстракорпоральное оплодотворение за счет государства.Интересно, что рапорт RFSL также информирует: каждый третий случай насилия в Швеции происходит в лесбийской семье.

И хотя здесь есть куда обратиться в такой ситуации, у работников учреждений не укладывается в голове что женщины могут бить друг друга, ведь считается, что по природе они не агрессивны. Проблема насилия существует и в мужских браках.«Происходит огромная смена ментальности и требуется смена традиций.

Традиционная форма семьи не соответствует реалиям современности. Необходимы новые семейные отношения, — из интервью деятельницы молодежного отделения шведской партии зеленых Элины Аберг польскому изданию Wprost. — В нашей партии мы говорим, например, о полигамных связях как общественно приемлемых». Явление для Швеции не новое. На волне сексуальной революции прошлого века здесь уже был опыт проживания молодежи в общих коммунах, которые по-шведски называются «коллективы».

Неприкасаемые

Источник: https://valery-pavlov.livejournal.com/666567.html

Шведская семья

Есть такие семьи, которым «в любом месте веселее вместе», и это не всегда означает, что третий в такой семье лишний. Он не лишний и даже не запасной, утверждает Марина Фролова.

Чем выгодно жить втроем? Моя психотерапевт рассказывала как-то за чашкой чая, что не такая уж и редкость эти семьи на троих в наши дни. Живут же сегодня «разнообразной жизнью» и братья с сестрами, и сыновья с матерями. Мир наш полон неожиданностей и разных людей.

Вполне вероятно, что «лямур де труа», что можно еще назвать любовью втроем, весьма удобная вещь. Такое совместное проживание еще называют в просторечии «шведской семьей». И это притом, что само выражение придумали славяне, а шведы даже не в курсе, что это такое.

При этом не факт, что все трое занимаются групповым сексом. Отношения между ними могут быть разными.

В самой Швеции деятели партии зеленых даже внесли в свою программу пункт о полигамных связях как приемлемых для общества. В годы сексуальной революции здешняя молодежь селилась в коммунах, которые тут называются «коллективы».

В молодости и я мечтала о том, чтобы иметь нескольких мужей. Мне представлялось это очень удобным. Я могла встречаться с четырьмя мужчинами одновременно, потому что с одним мне было скучно и он быстро надоедал. Собирала идеального по частям и даже практически исполнила мечту. Правда, потом встретила такого разнопланового мужчину мечты, после которого остальные оказались не нужны.

Но впервые я столкнулась с людьми, практикующими групповое сожительство, когда мне было двадцать. Я поехала на год в Германию по молодежной программе.

Жить пришлось в большом старом доме в маленьком поселении недалеко от Берлина в семье индусов: папа Нэг, мама Ямини, кот Питри, а также дети Прианка и Тушар. А организацией всяких разных вещей между семьей и мной занималось специальное агентство.

Его владелицей была немолодая фрау весом в сто килограммов. Она жила в соседней деревушке с ее же пятью детьми и высоким стройным мужем. В этом же доме также жила и девушка с ребенком.

Однажды, когда я приехала к ним в гости, их домработница рассказала мне, что эта молодая девушка из Литвы так же, как и я, приехала к ним по программе и жила у них год.

Потом она уехала на родину, снова приехала спустя год уже в гости, и после этой поездки оказалось, что она беременна от отца семейства, который был старшее ее на двадцать лет. Фрау-хозяйка решила, что раз так, то девушка остается жить с ними. Спали фрау, муж и девушка все в одной комнате. Чем они там занимались ночами, доподлинно неизвестно. Работали также вместе (девушку пристроили в агентство секретарем), а их шестеро детей играли вместе.

Из истории известно, что подобные семьи были популярны не только среди простых людей, но и среди известных. Русский поэт Николай Некрасов проживал вместе с писательницей Авдотьей Панаевой и ее супругом Иваном Панаевым.

А если вспомнить известную песню про леди Гамильтон и адмирала Нельсона, то окажется, что там еще не хватает британского дипломата Уильяма Гамильтона, который был третьим элементом этой «шведской семьи».

В свое время  шведский король Густав Третий и граф Адольф Мунк сожительствовали с королевой Швеции Софией Магдаленой, а известный психиатр Карл Юнг освоил семью-коммуну с женой-психиатром Эммой и его пациенткой-любовницей Тони Вольфф.

Если брать более свежие факты, то нынешняя жена российского политика Чубайса Авдотья Смирнова в молодости вышла замуж за питерского искусствоведа Аркадия Ипполитова. С ними жил и третий, кинокритик Александр Тимофеевский, оказавшийся любовником Аркадия.

А если говорить о людях простых, нетворческих, то у одной моей знакомой, работавшей в банке,  был парень, а у него младший брат. Сначала несколько лет она встречалась со старшим, потом подрос и младший. И как-то незаметно их отношения из дружеских переросли в более глубокие. Они стали жить втроем.

– Но была одна проблема. Мне нравились оба – удобно, к тому же они постоянно в разъездах. Но они ревновали друг к другу, делали какие-то неадекватные вещи, чтобы мне понравится, и дело доходило чуть ли не до драк.

Однажды младший ушел из дома, позвонил мне и сообщил, что он на вокзале и я последний человек, который слышит его голос.

Было много разного, в итоге я теперь живу с одним мужчиной, и мне гораздо спокойнее, а экспериментировать больше не хочу, – говорит она.

Но социологи и психологи даже склонны к тому, чтобы рекомендовать такой вид сожительства. Втроем и денег больше, и сексуальная жизнь насыщеннее, и есть с кем поговорить. К тому же втроем легче бороться с жизненными трудностями и меньше риск измен на стороне.

А вот «минусом» может стать ревность одного из партнеров или проблемы с деньгами, если женщин две, а мужчина – один. И тещи может быть тоже две, что печаль, конечно. Могут недопонять и осудить родственники и соседи, а если родятся дети, то проблемы усугубятся.

Впрочем, из исследований следует, что в таких семьях эмоциональная жизнь более благополучна – меньше срывов, скандалов и разводов.

К тому же специалисты уже давно предсказывают, что в будущем мир ждет не такой брак, как принято в исламе, то есть многоженство, а что-то более похожее на семью-коммуну.

Но проблема одна – будет ли такая семья благополучнее, чем стандартная. Вот в чем вопрос. И учитывая, насколько консервативно наше общество, своего третьего сожителя или сожительницу вам все равно придется выдавать за двоюродного брата или племянницу, которая помогает вам по дому, но уж никак как за полноценного члена вашей семьи. Вам наши люди не простят.

Источник: https://lady.tsn.ua/authors/shvedskaya-semya-373987.html

О шведском столе, шведской семье и шведской стенке

Всем известны такие словосочетания как «шведский стол», «шведская семья», «шведская стенка». Однако, действительно ли все эти понятия связаны со Швецией?

Хотя в скандинавских странах существует традиция накрывать холодный закусочный стол (smörgåsbord -«бутербродный стол») в отдельной комнате, из которой, поев, гости переходят в обеденную для традиционного обеда, «шведский стол» — чисто русское название.

Читайте также:  Как вызвать терапевта на дом

На многих других языках подобный способ обслуживания называется буфетом, в том числе и на шведском : Buffé. В английском это также buffet, в немецком, например, используются как das Buffet,  так и schwedisches Büfett.
А вот почему шведская семья именно шведская, остаётся только гадать.

Шведская семья — это совместное проживание трёх человек разного пола (один мужчина и две женщины либо двое мужчин и одна женщина). «Пожалуй, никто точно не знает, как родилось это словосочетание,– говорит Константин Иванов, сотрудник посольства Швеции в РФ, автор книги «Девять мифов о Швеции».

– Можно предположить, что его возникновение связано с докатившимися до СССР на волне сексуальной революции историями о представителях левой шведской молодежи, совместно проживающих в так называемых коммунах (по-шведски «коллективах'») В эти же годы по Москве и Ленинграду пошли гулять шведские журналы и фильмы весьма вольного содержания, породившие в народе мнение об особой раскрепощенности шведов». Известный  шведский журналист Пер Далберг, работающий на «Радио Швеции» поведал о своем опыте проживания в коммуне:» В Швеции действительно нет такого устоявшегося понятия, как «шведская семья» — в том смысле, который вы подразумеваете. В 50-е годы существовало обозначение «женат или замужем по-стокгольмски». Тогда люди жили вместе, не расписываясь, и это не считалось официальным браком. Далее, в 60–70-е годы, «левые», тесно связанные с движением хиппи, внесли новый оттенок в так называемое совместное проживание. Они искали альтернативу нормальной гармоничной семье. Это было «красное» социалистически-коммунистическое движение, в то время очень популярное не только в Европе и Скандинавии. Прямой вызов ячейке буржуазного общества и его благополучию — нормальной семье, где папа — глава, то есть так называемому патриархату. Мы были в то время детьми, подростками, и даже в школе это влияние было заметно. Почти все, что было мужским, — считалось негативным, над мужским началом смеялись, издевались. Кстати, многие из моих друзей узнали себя и свое детство в фильме «Вместе». Я тоже жил в коллективе или коммуне, называйте как хотите. Это было в городе Карлстад. Мы спали вместе на одной кровати, хотя каждый имел свою комнату. И, естественно, ничего странного, если я «был» в понедельник с Сусси, а во вторник с Анной. Главное — обоюдное желание.»

Но не только у нас Швеция считалась родиной раскрепощенности и вседозволенности. В Великобритании, например, существует понятие «шведский грех» (Swedish sin), что по смыслу означает почти то же самое, что и «шведская семья» для нас.

Впрочем, в английском также существует заимствованное из французского «ménage à trois», то есть хозяйство на троих. Понятие «ménage à trois» есть и в шведском.

А вот шведская стенка по праву может называться именно так. Её придумал «отец шведской гимнастики» педагог Пер Хенрик Линг (1776-1839). На родине её называют en ribbstol, что дословно означает «рама с перекладинами».

Это изобретение стало основой для  гимнастики Линга, стремившегося создать такую систему физической подготовки, которая содействовала бы воспитанию гармоничной личности. Будучи убежденным патриотом, Линг надеялся на то, что его система поможет шведам обрести силу и волю предков, дабы вернуть стране былую воинскую славу.

В 1813 году по соизволению его королевского величества Линг основал в Стокгольме Центральный гимнастический институт, первое высшее учебное заведение Швеции, специализирующееся на подготовке учителей физкультуры для армии и школы.

После смерти Пера Хенрика дело отца продолжил его сын Яльмар, благодаря которому шведская гимнастика и ее знаменитые атрибуты шведская стенка, гимнастическое бревно и скамейка получили распространение во всем мире, в том числе и в России.

А в немецком языке выражение «Schwedische Gardinen», которое дословно переводится как  «шведские шторы», является разговорным названием тюрьмы или исправительного дома.  Выражение пришло из воровского жаргона, в котором «Gardinen» (шторы, гардины, занавески) означали металлические прутья.

Согласно одной из версий фразеологизм появился из-за того, что шведская сталь считалась очень хорошего качества, и именно из неё были сделаны прутья в окошечках тюремных камер. Другая версия не столь очевидна: всё из-за того, что во время Тридцатилетней войны установилось почти двухсотлетнее господство шведов над частью Померании.

«Hinter schwedischen Gardinen»-в тюрьме, за решёткой.

Вот такие следы оставили шведы в разных языках. 

Источник: http://coollingua.blogspot.ru/2010/07/blog-post_13.html

«Шведская семья»

– Узнай, наконец, что такое «шведская семья», – напутствовали меня друзья в Москве перед отъездом. – Шведы-то хорошо об этом знают.

– …Шведская семья? – переспросил Пэр Енеруд. – Я знаю, что шведы высоко ставят семейные ценности и супружескую верность. Это не значит, что двое будут жить всю жизнь вместе и умрут в один день. Измены, конечно, бывают. Но вообще-то общественное мнение осуждает двойную жизнь, обман. Не хочешь больше жить в этом браке – прекращай его. Влюбился в другую женщину – уходи к ней. Но не обманывай.

– Пэр, я вас спрашиваю не об обмане, как раз наоборот – о легализованном союзе нескольких партнеров. Так, во всяком случае, у нас понимают выражение «шведская семья».

– Первый раз слышу, – удивился Пэр.

Такой ответ на свой вопрос я слышала потом много раз. Никто из моих собеседников не только не понимал, о чем речь, но даже никогда не слышал такого словосочетания (как я, например, не подозревала, что за границей «русский салат» – это салат «оливье»).

И все-таки нашелся человек, который вспомнил:

– Да, так, кажется, иностранцы называли то, что у нас было известно как «стокгольмский брак». Было, впрочем, и еще одно словосочетание, более распространенное – «коллектив».

Это говорит 70-летний Магнус Йен, музыкант, сейчас он на пенсии.

– В середине 60-х я снял комнату в квартире, где уже жило несколько человек. И сразу окунулся в атмосферу упоительной свободы.

Не нужно было думать о приличной одежде, а по дому и вовсе можно было ходить нагишом. Можно было не работать, жить на пособие, я еще немножко подрабатывал как музыкант.

Но самая большая прелесть состояла в том, что можно было спать с тем, с кем хотелось. При обоюдном желании, конечно.

– У меня было три девушки: с одной я встречался в понедельник и вторник, с другой – в среду и в четверг, с третьей – в пятницу и субботу. В свою очередь каждая из них не ограничивала себя в выборе и «изменяла» мне, с кем хотела. Были и более-менее постоянные пары, но они в любой момент могли поменяться партнерами.

Кроме того, популярностью пользовался и групповой брак. Дети были как бы общими: за ними ухаживали по очереди. И не очень приветствовалось, когда они слишком привязывались к своим биологическим родителям, a родители – к ним. Эта привязанность считалась проявлением «буржуазности».

Особенно осуждалось такое чувство, как ревность. «Эта женщина что, твоя собственность?» – часто можно было услышать, если ты выражал недовольство, что твоя подруга провела ночь с другим. Вот на ревности я и споткнулся. Из всех женщин мне особенно приглянулась Анита.

Очень уж много у нас было с ней общего, на многие вещи мы смотрели одинаково, нам нравилась одна и та же музыка. Я вдруг почувствовал, что не хочу спать, жить ни с кем другим. Но она нравилась и моему другу. И однажды она предупредила, что проведет ночь с ним, но потом обязательно вернется. И действительно вернулась.

Но я не смог ее простить. Я страдал ужасно. И вдруг сразу понял, что весь этот «коллектив» – ужасная глупость.

Профессор Пэр Монсон тоже помнит то время. Правда, сам он в «коллективе» не жил, но иногда заходил туда к друзьям. Он нарисовал мне более широкую социальную картину и описал политический фон того времени:

– Это был конец 1960-х – начало 1970-х, время бурных студенческих волнений. Молодежь собиралась на манифестации против войны во Вьетнаме: здесь протест был даже более сильным, чем в самих США. Мы бастовали против империализма, против буржуазного порядка.

Модно было быть коммунистом: либо сталинистом, либо маоистом, либо троцкистом. Я был коммунистом-троцкистом. И все мы выступали против буржуазности, в том числе против традиционной семьи. Отсюда и «коллектив» – как протест против устоявшихся семейных порядков.

Отсюда и мода ходить нагим на глазах у других домочадцев. Между прочим, эта мода пришла из России.

– Что? – удивляюсь я. – Привычка ходить голыми? Да у нас это вроде никогда не было принято.

– Было. Движение «Долой стыд!» появилось у вас в 1920-е годы и именно по той же причине – как вызов всем традиционным нормам. Как протест против буржуазных устоев.

Я записываю то, что мне говорит Пэр, а он вдруг останавливается и уточняет:

– Только, пожалуйста, напишите, что даже в то вольное, бесшабашное время «коммуны» (то, что вы называете «шведской семьей») тоже были довольно редким явлением. А в большинстве своем общество жило по старым законам, довольно консервативным. Вот я приведу вам пример из собственной жизни.

…Это сейчас Пэр Монсон – всемирно известный ученый, политолог, профессор. А тогда он был студентом с большим запасом политического азарта, а заодно и неплохим музыкантом. Он играл на гитаре, сочинял песни.

Все его пятнадцать сочинений стали хитами, их исполняли и другие музыканты. И тогда он вместе со своим другом Бо Калстромом открыл звукозаписывающую студию. Потом, правда, они разорились, студию пришлось продать. Но то было время полета: он был популярен, активен, жизнь улыбалась. И он был влюблен.

– Это была прекрасная молодая любовь – чистая и пылкая. Сначала мы встречались на случайных квартирах, у друзей. А потом решили снять комнату и жить вместе. Но… счастье продлилось недолго.

Старшая сестра подняла ужасный скандал: как это – сожительствовать, не будучи повенчанными? А ей, сестре-то, было всего 24 года: не старушка какая-нибудь, но даже и она была ограничена принятыми в то время нормами.

Все эти «революционные» новшества просуществовали недолго, а уж теперь-то новые поколения даже и слышать об этом не хотят.

Вот и вся правда о «шведской семье».

Источник: http://mirror2.ru.indbooks.in/?p=665733

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector