Когда читается великий покаянный канон андрея критского

Великий канон святого Андрея Критского – текст канона, перевод, АУДИО

Канон Андрея Критского — один из величайших богослужебных текстов — покаянный канон, сочетающий в себе переплетение образов Священного Писания, высокую поэзию и точный портрет человека.

В первые четыре дня Великого поста на вечернем богослужении читается канон прп. Андрея Критского.

Великий канон Андрея Критского — это чудо всей церковной гимнографии, это тексты удивительной силы и красоты.

Начинается он текстом, обращенным ко Христу: «Откуда начну плакати окаяннаго моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию?» — с чего же начать мне каяться, ведь это так трудно.

«Гряди, окаянная душе, с плотию твоею. Зиждителю всех исповеждься…» – удивительные слова, тут и христианская антропология, и аскетика: плоть тоже должна участвовать в покаянии, как неотъемлемая часть человеческого естества.

Текст Великого канона Андрея Критского, перевод, АУДИО

Полный текст Великого канона преподобного Андрея Критского

Скачать канон Андрея Критского в форматах

  • EPUB,
  • FB2,
  • MOBIPOCKET
  • HTML

Записи чтения канона преподобного Андрея Критского

Перевод на русский язык

Разбираем текст канона – толкование трудных мест

  • По страницам канона св. Андрея Критского – статья филолога Л. Макаровой

Размышления над страницами канона

Канон Андрея Критского в искусстве

Проповеди после канона преподобного Андрея Критского

Про автора Канона. Об Андрее Критском

В Великом каноне Андрея Критского речь идет о покаянии души и о сложном пути души по направлению к Небесному Отцу, к Богу. Автор канона писал его на склоне лет, прожив длинную и трудную жизнь. Андрей Критский появился на свет в Сирии, в Дамаске. Он жил и трудился, в Сирии, в Константинополе, на Крите.

Эта поэма посвящена покаянию его собственной души, но личная история пропущена через призму истории Ветхого и Нового Завета. Великий христианский богослов и автор множества гимнов, святитель Андрей Критский известен в большей степени благодаря покаянному канону, который читается во время Великого Поста.

При рождении Андрей Критский не мог говорить, причастившись в семь лет Святых Таин, он обрел голос. Подростком он вел аскетичную жизнь монаха в монастыре преподобного Саввы Освященного. Позже он стал архидиаконом при храме Святой Софии в Константинополе.

Его мощи были перенесены в Константинополь, но скончался он на острове Лесбос, до конца служа Церкви и Господу.

Почему Канон называется Великим?

Канон Андрея Критского содержит около 250 стихов, он достаточно большой по форме и непрост по содержанию. В оригинале канон Андрея Критского был написал на греческом языке, позже его перевели на церковно-славянский язык, именно в таком виде мы слышим его в храме.

Поскольку во время чтения великого канона совершается много земных поклонов, может показаться, что прочесть канон тяжело в первую очередь физически. Но суть канона святителя Андрея Критского, разумеется, не в физическом, а в духовном труде. Существует много переводов канона Андрея Критского.

Чтобы понимать не только содержание канона, но и его смысл лучше всего прочитать Священное Писание. Считается, что он наиболее полно раскрывают весь ужас греха и страдания души, пораженной им.

Содержание канона

Канон Андрея Критского разбит на четыре части. Это великое поэтическое и богословское произведение, которое готовит верующих к поприщу Великого поста. Ведь суть поста не в ограничении в пище, а в духовном упражнении, в том, чтобы научиться покаянию и молитве.

После каждого небольшого стиха, по сложившейся традиции, верующие совершают земной поклон. Канон Андрея Критского состоит из более, чем 250 строф. Его текст находится в Триоди постной. Великий канон Андрея Критского положен на музыку и исполняется многоголосием.

Когда читается Канон Андрея Критского

На первой неделе Великого поста в течение четырех дней в храме читается покаянный канон Андрея Критского. В центре Великого поста – изменение человека, изменение через покаяния. Без покаяния невозможна духовная жизнь и возрастание человеческого духа. Раскаяние в грехе предполагает совершить суд над самим собой, а судить себя сложно, но необходимо, если речь идет о духовном росте.

Многие христиане, которых называют “неофитами”, недавно уверовавшие, приходят на богослужения Великого поста. Им кажется тяжелым выстоять длительное покаянное богослужение, которое говорит о покаянном и непростом пути грешной человеческой души к Совершенному Создателю. Практика чтения канона бывала разной в разных древних рукописях.

Церковь разделила поделить канон на четыре части, чтобы постепенно подготовить человека к великому покаянию. Если прочитать весь канон сразу, ощущение будет тяжелым. Устав Церкви предлагает читать канон Андрея Критского по частям. Но в четверг (или в среду вечером) пятой седмицы Великого поста канон Андрея Критского читается снова, уже целиком.

К этому моменту человек уже подготовлен к длительному богослужению обычно духовно. Как пример великого покаяния читается житие Марии Египетской. Ведь именно Мария Египетская достигла святости, выдержав великий подвиг покаяния. Канон Андрея Критского напоминает нам о силе Божьей благодати, которая очищает любое сердце.

Даже то, которое, казалось бы, окончательно погрязло во грехе.

Канон Андрея Критского можно читать и дома. Молитвослов, как книга, появился только в VIII веке. В древние времена канон Андрея Критского читали и дома, тем более, в связи с огромным количеством переводов, можно уточнить суть фраз, которые непонятны на церковнославянском языке.

Если нет возможности придти в храм, лучше прочитать канон Андрея Критского дома, чем не прочитать совсем. Это будет вполне уместно. Читать канон в келейном молитве в другое время, не только в период Великого поста также допускается.

Чувство покаяния перед Господом, желание очиститься от греха должно сопровождать христианина не только в определенное время года.

6 удивительных фактов о каноне Андрея Критского

Великий покаянный канон – бесконечный повод для удивления. А вы знаете, что раньше его читали совсем не в те дни поста, что сейчас? Более того, что с Великим постом его создание вообще не связано? И ещё – вы представляете, сколько длилась церковная служба в VII веке?

1. Великий покаянный канон – не единственное сочинение святого Андрея Критского, ему также принадлежат каноны на главные византийские церковные праздники. Всего канонов, приписываемых перу святого Андрея Критского – более семидесяти.

2. Святой Андрей Критский был не только проповедником (ему принадлежит целый ряд «слов»-проповедей) и гимнографом, но и мелодом. То есть распевы, на которые исполнялись слова канона, тоже изначально были придуманы им.

3. Святого Андрея Критского считают изобретателем самой формы девятичастного канона – жанра церковной поэзии, своеобразной поэмы-гимна. Как жанр канон пришёл на смену кондаку, который в древности также был многострофной поэмой.

Вообще же богослужения того времени отличались гораздо большей протяжённостью. Так, Великий покаянный канон – отнюдь не самый пространный в творчестве Андрея Критского. И, например, только в том же VII веке, когда святитель начал проповедовать, предположительно сложилась форма Шестопсалмия. До того же во время службы Псалтирь прочитывалась полностью.

4. До XIV столетия на Руси придерживались Студийского Устава, который предписывал петь Великий Покаянный канон на Пятой седмице Великого поста. Иногда канон при этом дробили на части, иногда – он целиком входил в состав воскресной церковной службы. Традиция петь канон частями в первые четыре дня Великого поста предусмотрена в Иерусалимском Уставе.

Когда в XIV веке Русская Церковь перешла на Иерусалимский устав, она восприняла, соответственно, и эту традицию. Традиция читать канон в четверг пятой седмицы имеет позднее происхождение.

5. Изначально же Великий Покаянный Канон вообще не связан со временем и богослужениями Четыредесятницы.

Часть исследователей считает, что это сочинение святого Андрея возникло как его предсмертная автобиография, как покаяние за участие в лжесоборе 712 года.

Тогда под давлением императора-ересиарха в числе других участников святитель подписал осуждение решений VI Вселенского Собора.

Уже через год император сменился, и все участники собрания принесли покаяние, особо поставив свои подписи под документами Вселенского Собора. Но, видимо, прошлый поступок не давал святому покоя. И тогда он создаёт свою обширную поэму о человеческом покаянии и пути человека к Богу.

6. Части, на которые делится Великий покаянный канон при исполнении на первой седмице Великого поста, по-гречески называются «мефимоны». Однако в русском обиходе это слово часто произносили как «ефимоны». Поездка героя на «ефимоны» описана в романе И.С. Шмелёва «Лето Господне».

Источник: http://www.pravmir.ru/kanon-sv-andreya-kritskogo-mp3-i-tekst-kanona/

Великий пост 2018, покаянный канон Андрея Критского

Великий покаянный канон Андрея Критского, когда читается, особенности чтения канона, видео по дням.

Канон Андрея Критского прочитывается за время Великого поста два раза. Великий пост установлен церковью, как подготовка к празднику Пасхи. Первая неделя Великого поста в 2018 году проходит с 19 по 25 февраля. В понедельник, вторник, среду и четверг первый седмицы на вечернем богослужении первый раз читается покаянный ВЕЛИКИЙ КАНОН АНДРЕЯ КРИТСКОГО.

Читать по теме: Календарь праздников Великого поста 2018, народные традиции

Великий пост 2018, покаянный канон Андрея Критского по дням

Преподобный Андрей Критский жил в VIII веке. По преданию, когда ему было 7 лет, он исцелился от немоты после принятия причастия. В 14 лет стал монахом в Иерусалиме и занялся подробным изучением веры.

Современники относились к нему с уважением за ум, знание христианских догматов, мудрость не по годам и добродетельную жизнь.

Позже, находясь в сане диакона при церкви Святой Софии в Константинополе, Андрей начал писать церковные песнопения.

Великий пост 2018, покаянный канон Андрея Критского, понедельник

Читайте также:  Как настроить почту в телефоне

Великий канон состоит из 250 тропарей (песен), каждый из которых имеет завершение – псаломский припев «ПОМИЛУЙ МЯ, БОЖЕ. ПОМИЛУЙ МЯ».

Великий пост 2018, покаянный канон Андрея Критского, вторник

Каноном называется богослужебный текст, состоящий из песен, состоящих из ирмосов и тропарей, которые объединены общей тематикой. 1-я строфа каждой называется ирмосом, остальные (4-6) – тропарями.

Великий канон состоит из 9 песен, как и все традиционные православные каноны.

 Особенность Великого канона в том, что в каждой песне большее количество тропарей, они и делятся для прочтения за четыре дня первой недели.

Великий пост 2018, покаянный канон Андрея Критского, среда

Читать по теме: Первая неделя Великого поста 2018, особенности службы

Второй раз Великий канон Андрея Критского читается уже полностью на утрене четверга пятой седмицы Великого поста. Чтение чаще всего происходит накануне вечером, в 2018 году «МАРИИНО СТОЯНИЕ» будет 21 марта.

Текст покаянного канона, принадлежащего перу преподобного Андрея, охватывает все ветхозаветные события — от грехопадения Адама и Евы до земной жизни Иисуса Христа. Канон полон чувством сокрушения и полного раскаяния в грехах.

Повествование в каноне строится в форме монолога. Каждый, читающий канон молится вместе со всеми от первого лица. Во время чтения в храме, священнослужитель находится в храмовой части рядом с молящимися прихожанами.

Великий пост 2018, покаянный канон Андрея Критского, четверг

Канон Андрея Критского наставляет в том, что у отпавшего от Господа существует лишь только один путь соединения с ним – покаяние. Святые отцы называли покаяние «духовной баней», так как в нём человек омывается от наслоений грехов и восстанавливается в своём прежнем сияющем облике. 

Источник: http://u-f.ru/article/easter/u14/2018/02/19/250310

Зачем присутствовать на каноне Андрея Критского и делать земные поклоны?

Человек выделяет время для занятия спортом или посещения курсов, но если речь заходит о богослужении, находится тысяча аргументов, почему не идти в храм.
Архимандрит Сильвестр (Стойчев) о великопостных богослужениях.

– Отец Сильвестр, как православному христианину нужно держать Великий пост и о каких особых богослужениях в этот период нам важно знать?

– В соблюдении Великого поста важно, если так можно выразиться, правильно расставлять акценты. Нередко в пост, как ни странно это прозвучит, предаются крайностям.

Кто-то постится очень-очень строго, до изнеможения и истощения, другие, наоборот, почти с первых дней начинают искать возможности «послабления». Причем с послаблениями бывают даже комичные ситуации.

Еще будучи студентом, я стал свидетелем разговора: прихожанка просила послабления в пост у духовника, мотивируя многими болезнями, одолевающими ее.

Он, понимая немощь, благословил, а потом спрашивает: «А что же Вы хотите кушать в пост?» Прихожанка отвечает: «Молоко, творог, кефир, яйца, ну и рыбку, конечно». Тогда священник возмущенно ей ответил, что это не послабление поста, а практически отмена его. Так что постясь, не следует бросаться в крайности.

Кроме того, пост вообще, а Великий в особенности, должен быть связан с покаянием, то есть с очищением себя от страстей. Поэтому необходимо в эти дни особо прилагать усилия к искоренению своих дурных наклонностей.

Важной частью правильного соблюдения поста являются дела милосердия. И, конечно же, святая Четыредесятница, время сугубой молитвы. Уже первая седмица поста задает молитвенный настрой.

Например, первые 4 дня читается Великий канон святого Андрея Критского.

 А каков смысл канона прп. Андрея Критского?

– Смысл этого канона – призыв к покаянию, к изменению образа жизни, согласно учению Христа. Канон большой – в нем около 250 тропарей. Содержание многих из них отсылает нас к Священному Писанию.

В каноне огромное количество ссылок, аллюзий на Священную историю.

На примере библейских повествований показывается, что Бог прощает людей, даже несмотря на катастрофические падения, и напоминает, что покаяние – это изменение способа жизни, радикальная перемена жизни.

В одном из тропарей канона есть такое выражение «Самоистукан бых страстьми» (по-русски: «Истуканом я сделал сам себя, исказив душу свою страстями»). Смысл этих слов очень глубокий: человек, удовлетворяя свои страсти, становится идолом для самого себя.

Мы служим себе, мы восхваляем себе, мы все делаем ради себя, рассматриваем себя как источник своих сил, успеха, верим только в себя и надеемся только на себя. Вот к чему приводит угождение страстям. В каноне же говорится, что для нас первостепенным является не быть самоистуканами, не существовать ради угождения себе, но жить по заповедям Божьим.

Канон Андрея Критского – напоминание о том, что именно Бог спасает, прощает, милует и дает возможность возродиться духовно.

– Обязательно ли присутствовать православным во время чтения этого канона? Есть какие-то канонические правила?

– В канонической традиции Православной Церкви говорится о необходимости присутствия на Литургии. В отношении канона Андрея Критского таких предписаний нет. Но следует понимать, что ведь важен не принцип обязательности (как говорится, «невольник – не богомольник», никто никого силком вести не будет), а желание и решение быть во время богослужения в Церкви.

Безусловно, есть целый ряд факторов, которые могут повлиять: работа, командировки, болезни, здоровье ближних, неотложные дела и т. п.

Вот как раз желание быть причастным к богослужебной жизни Церкви проверяется в подобной ситуации, когда, с одной стороны, есть все эти неотложные и весомые причины, с другой, желание хотя бы первую седмицу присутствовать на всех богослужениях.

Можно привести такое сравнение: человек выделяет время для занятия спортом или посещения курсов, но если речь заходит о богослужении, находится тысяча аргументов, почему не идти в храм: ноги болят, спина болит, хромой, слепой, далеко ехать, ничего не понятно и т. д. Это отговорки.

Люди, устав от работы, находят время ходить в конце рабочего дня, скажем, на курсы иностранных языков.

Где тоже не все понятно, но тем не менее готовы тратить время и силы, чтобы понять язык, но почему-то в ситуации, когда не понятно, что в храме читают, не тратят время и силы на то, чтобы понять, а принимают радикальное решение – вообще не буду ходить. Такое поведение нелогичное.

Если человек заинтересован в понимании читаемого на богослужении, то он найдет возможность разобраться и понять. В общем, как говорится, «кто хочет, ищет возможности, а кто не хочет, ищет причины».

В жизни действительно много забот, люди вросли в суету мирских дел, и Великий пост как раз тот период, когда хотя бы малую часть своего времени нужно выделить и посвятить Богу.

По этому поводу есть интересная мысль у Григория Двоеслова, который рассматривает Великий пост как десятину от года, которую нужно отдать Богу.

Действительно, если не учитывать воскресные дни, когда послабляется пост, и Страстную седмицу (которая в уставе рассматривается отдельно от святой Четыредесятницы), то получается 36 дней, т. е. практически десятина года.

– Великий канон – это еще одна из немногих возможностей коленопреклоненной молитвы. Не так много служб, где всем храмом совершаются земные поклоны. Расскажите об этой особенности.

– Коленопреклонение в Православной Церкви связано с сугубым сокрушением сердца, с покаянием. Например, делать земные поклоны в дни радости неправильно, не предписано Уставом. Например, в пасхальные дни поклоны отменяются.

Но во время Великого поста, в период усиленного подвига, напоминания о покаянии, нужно действовать сообразно состоянию. Безусловно, что коленопреклонение вводит нас в атмосферу покаяния. Поэтому по возможности нужно делать земные поклоны: во время молитвы прп. Ефрема Сирина, после каждого тропаря Великого канона прп.

Андрея Критского. В свое время это была повсеместная практика, потом в силу разных обстоятельств не во всех храмах она присутствовала.
Тем не менее сейчас, в первую седмицу Великого поста, прихожане Киево-Печерской Лавры и многих приходских храмов, от мала до велика, делают земные поклоны на каждый тропарь Великого канона свт.

Андрея.

Беседовала Наталья Горошкова

Источник: http://pravlife.org/content/zachem-prisutstvovat-na-kanone-andreya-kritskogo-i-delat-zemnye-poklony

Великий покаянный канон святителя Андрея Критского

Протопресвитер Александр Шмеман называл Великий пост «духовным странствием». Это необычайно точный образ. Те, кто пробовал когда-нибудь поститься, наверняка знакомы с этим ощущением: словно с палубы корабля или с трапа самолёта вы смотрите на остальной мир.

Он остался прежним, полным суеты и хлопот. А вы вышли из общего потока и отправились к своей цели, вы не совсем причастны этому миру, потому что мыслями совсем в другом месте. Это очень необычное и ценное чувство.

Оно даёт возможность задуматься о конечном смысле всех наших трудов.

Церковь готовит верующих к странствию поста. Для этого на первой неделе читается Покаянный канон святителя Андрея Критского.

Чтение происходит на службе, которая называется «Великое повечерие», то есть «после вечерни», так на славянских языках назывался ужин. А название «Великое» подчёркивает значимость богослужения.

Кроме того, Канон действительно очень большой: в нём более двухсот отдельных песен — тропарей.

Великим постом Покаянный канон Андрея Критского звучит ещё в среду пятой недели. Эту службу в народе называют «Мариино стояние», так как песни Канона чередуются с житием преподобной Марии Египетской.

Канон святителя Андрея Критского становится тем трамплином, от которого мы отталкиваемся и ныряем в самую глубину Великого поста. Его читают по частям, в течение первых четырёх дней поста.

Загляните в это время в храм, посмотрите — как всё изменилось по сравнению с обычной воскресной службой. Священники одеты в тёмные облачения. Поменялось на великопостное , чёрное или тёмно-фиолетовое убранство церкви: завеса, аналои, покровы на иконах.

На повечерии в храме гасят свет, горят только свечи у икон и в руках верующих.

Читайте также:  Какая мода была в 80-90 годах

Звучат первые строки Канона и верующие вслед за автором задают себе самый строгий вопрос «С чего я начну оплакивать окаянные дела моей жизни? Какое начало положу я, Христе, нынешнему рыданию?».

Покаянный Канон — это диалог с собственной душой. В этом разговоре святитель Андрей приводит в пример праотцов Адама, Иосифа, Моисея, царя Давида и других, как праведников, так и грешников. Он сокрушается: «Из них ты, душа, подражала последним, а не первым, согрешая против Бога…».

Особую силу Канону придаёт то, что личная история переплетается со всемирной. Для автора она, в первую очередь, это взаимоотношения человека и его Творца. Отпадение, скорбь, боль и раскаяние.

«Я совершил преступление первозданного Адама… Я не уподобился, Иисусе, Авелевой правде…», — скорбим мы вслед за святителем Андреем. Но в то же время он обнадёживает нас: «не предавайся отчаянию о себе». Господь может «убелить и отчистить жизнь прокажённую», — уверяет он.

Так Канон Андрея Критского становится ещё и компасом нашего духовного странствия. Он указывает путь — от покаяния к прощению, от греха — к Отцу Небесному.

(39

Источник: https://radiovera.ru/velikiy-pokayannyiy-kanon-svyatitelya-andreya-kritskogo.html

Покаянный канон Андрея Критского — дверь в Великий пост

Содержание:

Верующему трудно представить Великий пост без чтения покаянного канона Андрея Критского, многократных поклонов и пения «Помилуй мя, Боже…». Но когда возник этот гимн покаянию, какое сильное потрясение пережил его автор и какие уроки он дает каждому человеку? Обо всем этом читайте далее.

Великий пост — время покаяния

Чтобы подготовиться к самому большому христианскому празднику, Светлому Христову Воскресению, у верующих есть 40 дней поста и Страстная неделя, или седмица. Смысл этой подготовки не только в отказе от пищи, но, в первую очередь, в усиленной молитве и внимательности к своей духовной жизни.

Когда человек осознает собственную греховность, он перестает осуждать других. Какой смысл судить брата, когда ты сам тонешь в бездне страстей? Осознание своей небезупречности приводит к покаянию. Пост — как раз благодатное время для принесения плодов покаяния.

Уже первые дни Великого поста помогают человеку духовно «прийти в себя» — настроиться на молитву и осознать собственную греховность. С понедельника по четверг первой недели принято читать Великий покаянный канон Андрея Критского. Это творение — один из шедевров православной гимнографии, своего рода плач праведника о содеянных грехах.

Но кто такой Андрей Критский и почему его молитвы так почитают верующие?

Несколько слов о святом

Святитель родился приблизительно в 660 году в Палестине. Еще в юности решил уйти от мира, поэтому определенное время подвизался в лавре святого Саввы. Потом по Божьему промыслу пребывал в Константинополе, где присматривал за домами сирот, был известен своим милосердием и благотворительностью.

Около 712 года он стал епископом острова Крит, посему и вошел в историю христианства под именем Андрея Критского. Он был известнейшим молитвенником, блестящим проповедником и писателем. Его авторству принадлежит множество проповедей на двунадесятые праздники, стихир и канонов.

И по сей день Церковь пользуется его канонами, читаемыми в Лазареву субботу, праздник жен-мироносиц, Преполовение Пятидесятницы, Рождество Богородицы. Но самым известным творением стал Великий покаянный канон Андрея Критского.

Сегодня он фактически открывает дверь Великого поста, а также читается на пятой неделе — в так называемое «Мариино стояние». Это день памяти преподобной Марии Египетской.

Как известно из источников IX века, раньше этот покаянный гимн читали только в четверг пятой седмицы поста, а современная традиция появилась намного позже.

Так что же собой представляет покаянный канон Андрея Критского и почему без него трудно представить Великий пост?

Плач о грехах

Сегодня принято разделять канон на четыре части — по количеству дней чтения на первой неделе. Каждая часть состоит из девяти песней. В каждой из них автор оплакивает не только собственные страсти, но и пороки всего человечества.

Он хорошо знает Библию и святоотеческое предание, поэтому неоднократно обращается к жизни праведников и грешников, упоминаемых в Священном Писании.

Автор сравнивает себя со многими библейскими грешниками, среди которых:

  • Адам, из-за преступления заповеди лишившийся райской жизни;
  • Каин, убивший своего брата Авеля;
  • Хам, посмеявшийся над своим отцом Ноем, когда тот, впервые попробовав вино, охмелел и уснул нагим в шатре.

Это лишь некоторые персоналии, упоминаемые святителем Андреем. На самом деле их намного больше — от ветхозаветного Адама и до новозаветного царя Ирода, убившего Иоанна Предтечу.

Надежда на Бога

Но Покаянный канон Андрея Критского — это не только рыдание о грехах. Это еще и бескрайнее упование на Божью милость. Поэтому неоднократно во время молитвы мы упоминаем слова святителя:

Святой Андрей верит, что Творец примет его раскаяние:

Он не надеется на себя, а уповает на Пресвятую Троицу:

Автор показывает пример каждому верующему: каким бы грешником ты ни был, но Господь всегда готов принять твое раскаяние. Главное — надеяться на Божье милосердие, на руку помощи.

Поэтому не случайно святитель упоминает апостола Петра, идущего по водам. Когда ученик Христа усомнился, то начал тонуть и звать Иисуса на помощь. Сын Божий, конечно же, протянул Свою руку. И до сих пор Христос спасает всякого утопающего в греховной бездне, если человек зовет Его на помощь.

Апостол Петр — не единственный праведник, к образу которого обращается автор Великого покаянного канона. Андрей Критский просит свою душу подражать многим святым:

  • Иосифу Прекрасному, простившему своих братьев, которые продали его в египетское рабство;
  • пророку Иеремии, оплакивающему разрушение Иерусалима вавилонянами. Это падение было Господним попущением за грехи иудеев;
  • царю Давиду, автору Псалтыри, в раскаянии написавшему 50 псалом, и многим другим.

Как Андрей Критский написал покаянный канон?

Нет сомнения, что епископ Крита написал действительно шедевр гимнографии. Но для многих остается загадкой: что надо было пережить святителю, чтобы принести такой плод покаяния?

Некоторые исследователи считают, что свое самое известное творение святитель Андрей написал уже перед смертью. Почти тридцать лет он раскаивался, что участвовал во лжесоборе 712 года, осуждающем решения VI Вселенского Собора.

Вместе с другими участниками епископ Крита стал жертвой императора Филиппика. Этот правитель был приверженцем ереси монофелитства, отрицающей наличие в Христе двух воль: не только божественной, но и человеческой.

Но через год-два к власти пришел новый император, после чего все участники собрания раскаялись в своем поступке и даже отдельно от других подписались под документами VI Вселенского Собора.

Но для епископа Крита такого раскаяния было мало. До конца жизни он сокрушался о содеянном. Так и родился гимн покаянию, известный нам под названием Великий покаянный канон Андрея Критского.

А какой плод покаяния я принесу богу?

В этом контексте вспоминается еще один известный плод покаяния — 50 псалом. Его царь Давид написал после тяжелейшего грехопадения. Он соблазнился женой своего воина Урии. Чтобы завладеть Вирсавией, так звали эту женщину, царь специально посылает ее мужа на смерть.

Пророк Нафан, зная обо всем, обличает Давида. Свидетельством его раскаяния и становится псалом, начинающийся словами: Помилуй мя, Боже, по велицей милости твоей…

Это лишь два ярких примера глубокого раскаяния. Но для каждого верующего они имеют особое значение именно в начале Великого поста.

Покаянный канон Андрея Критского и 50 псалом — это примеры не столько для подражания, сколько для назидания. Это повод проанализировать свои поступки и для себя честно ответить на вопрос: «А какой плод покаяния я принесу богу?».

О смысле покаянного канона рассказывает протоиерей Димитрий Смирнов:

Источник: http://megapoisk.com/pokajannyj-kanon-andreja-kritskogo-nachalo-velikogo-posta-2016

Великий пост 2018: начало Великого поста 2018, покаянный канон Андрея Критского, обязательно ли присутствовать в храме, видео чтения

Начало Великого поста 2018 приходится на 19 февраля 2018 и длится до 7 апреля, включая Страстную седмицу. В первую неделю самого строгого поста Церковь предлагает православным христианам для чтения Великий покаянный канон, написанный святителем Андреем, архиепископом Критским.

Чтение канона в начале Великого поста, после разгульной масленицы, настраивает душу верующих людей на покаянный лад, помогает собрать мысли и чувства, чтобы с особым настроем дойти до главного праздника всех христиан – Пасхи.

Канон Андрея Критского разделен на несколько частей. Читается он в понедельник, вторник, среду и четверг первой недели поста. Также канон Андрея Критского прочитывается полностью в четверг пятой недели Великого поста, посвященной подвигу Марии Египетской.

Обязательно ли присутствовать в храме во время чтения канона

Прочитать канон Андрея Критского в пост – долг каждого православного человека.

Желательно это сделать за вечерним богослужением, когда в храмах гасится свет и все собравшиеся вместе могут помолиться и преклонить колени.

Но если такой возможности нет, то стихи канона могут быть прочитаны дома. Можно смотреть чтение канона по видео, следить по тексту канона, переведенному на русский язык.

Видео чтения канона

Чтение покаянного канона Андрея Критского в понедельник

Чтение покаянного канона Андрея Критского во вторник

Чтение покаянного канона Андрея Критского в среду

Чтение покаянного канона Андрея Критского в четверг

Источник: http://eer.ru/a/article/u134503/2018/02/15/64504

Андрей Критский и его Покаянный канон: зачем его читают в Великий пост

Он носит огромный духовный смысл: в нем содержатся покаянные молитвы и проводятся аналогии между кающимся грешником и библейскими героями, которые тоже грешили и каялись.

Читайте также:  Как делать фигурки из длинных шариков

Кем же был Андрей Критский? Святителем, жившим в конце VII века от Рождества Христова. Великий покаянный канон — его сочинение, написанное в форме сокровенной беседы с собственной душой.

В нем множество примеров из Ветхого и Нового Заветов, которые наглядно показывают и губительность грехов, и милосердие Создателя к падшим и, конечно, раскаявшимся.

Чтение Канона — это погружение в духовный мир Святителя, жизнь человека прочитывается в нем как ступень на пороге к Богу и чистоте, как восхождение к святости через отрицание грешного. Он провозглашает любовь к ближним и покаяние души — ради ее очищения.

Во время Великого поста канон читается неоднократно.

Андрей Критский обладал великим литературным даром и считается одним из выдающихся ораторов Византийской эпохи. Его канон — помимо высокого смысла — еще и колоссальной значимости литературное произведение. Скончался святитель 4 июля 740 года по дороге из Константинополя.

Кончина застала его на острове Лесбос, где он был погребен в церкви святой Анастасии. Позже его мощи были перенесены в Константинополь.

В прошлом году на Крите в городе Арколохори паломникам была предоставлена возможность лицезреть часть мощей Андрей Критского — его правую руку.

В пятницу же первой седмицы, напомним, после Литургии, по традиции освящают коливо — отваренную на воде пшеницу с медом.

Так вспоминают Феодора Тирона, помогавшего христианам и укреплявшего их в силе во время постных дней.

В 362 году епископу Евдоксию явился Феодор Тирон и наказал ему сообщить христианам, чтоб они не брали в рот пищи, оскверненной императором Юлианом Отступником, но вкушали коливо.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Великий пост. Время для укрепления веры и души

Второй день поста. Что можно есть

Источник: http://vm.ru/news/463871.html

Нижегородская Митрополия

«Великий пост — это время радости, время, когда мы можем ожить, когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, для того чтобы обрести способность жить — жить со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны», — слова митрополита Антония Сурожского как нельзя лучше раскрывают сущность периода Святой Четыредесятницы и Страстной седмицы. Архипастырские советы нижегородцам по поводу организации великопостного периода дает епископ Выксунский и Павловский Варнава.

Как правильно подготовить себя к Великому посту, настроиться?

— Я бы обратил внимание на духовную природу человека. Пост — время сугубого покаяния, а значит, усиленного стремления к изменению себя. Мало увидеть свои грехи (хоть и это непросто из-за самооправдания), важно еще прийти в осознание и чувство того, что своими усилиями без помощи Спасителя спастись от убивающих нас страстей мы не можем.

И далее прикладываем ум, сердце, волю, тело к тем средствам спасения, что предлагает Мать наша Церковь во время Святой Четыредесятницы.

Средства эти — воздержание, молитва, бдение, духовное чтение, более частая исповедь и причащение Святых Христовых Таин — должны привести нас к исцелению от мучащих нас страстей и соединению с нашей Радостью — с Богом.

В чем смысл богослужения в Прощеное воскресенье? Почему мы просим прощения в храме у людей, с которыми даже незнакомы?

— Во-первых, не со всеми в храме мы незнакомы, если, конечно, не в командировке находимся. С кем-то все же знакомы, если больше одного раза в храм зашли.

Во-вторых, нам предоставлена возможность еще и принять прощение от других, почему бы не оказать великодушие? В-третьих, в этот день мы поддерживаем духовный закон, отраженный в древней традиции Церкви: Бог не примет нашего покаяния, пока в душе не водворится мир с ближними и дальними нашими.

В Великий пост — множество богослужений, и прийти на каждое просто нет возможности. На каких богослужениях быть необходимо?

— На тех, которые в течение года уже не повторятся и поэтому особенно ценны. Это вечерние богослужения первой седмицы (недели) поста с понедельника по четверг, когда читается Великий покаянный канон Андрея Критского, и седмицы, называемой Страстной, когда мы вспоминаем последние дни земной жизни Спасителя нашего Иисуса Христа.

Можно ли читать покаянный канон Андрея Критского дома, если не получается четыре вечера подряд быть в храме? Можно ли читать этот канон дома в другие дни?

— Да, конечно, потому что этот канон помогает формированию покаянного самовоззрения и изобилует примерами и образами покаяния из Священного Писания и Предания Церкви.

В какие дни недели, кроме воскресенья, причащают в Великий пост?

— Богослужебный устав Великого поста имеет ту особенность, что литургии служатся не каждый день. В будние дни (среду и пятницу) совершаются литургии Преждеосвященных Даров, на которых, ввиду особенности освящения Святых Даров, не причащают младенцев. Кроме воскресных дней, «полные» литургии служатся еще и по субботам.

Есть стремление причащаться постом как можно чаще, но возникают затруднения с исповедью: получается, что каешься в одних и тех же грехах, и появляется ощущение формальности. Как быть?

— Ощущение формальности на исповеди появляется от формального отношения к покаянию. Если время от исповеди к исповеди наполнено борьбой с грехом, то исповедь будет горячей и живой, вне зависимости от того, сколько прошло времени.

Обязательно ли в Великий пост прочесть всю Библию? Что из Священного Писания обязательно к прочтению в это время?

— Всю Библию хоть когда-нибудь и хотя бы один раз прочитать было бы полезно каждому культурному человеку. На Страстной седмице по традиции прочитывают всех четырех Евангелистов, внимательнее и чаще читают последние главы, где повествуется о страданиях Христа ради нашего спасения.

Можно ли в эти дни читать художественную литературу, смотреть фильмы? Если да, то существуют ли ограничения? Можно ли ходить в театр, общаться в социальных сетях?

— Если перечисленное не связано с профессиональной деятельностью и насущной необходимостью, лучше воздержаться по причине опасности расстройства духовного инструмента — нашего сердца, которое может потерять чистоту восприятия духовной реальности. Это равнозначно тому, как если бы воин оставил пост и пошел за мороженым или повесил автомат на плечо и покинул поле боя в разгар сражения. «Всему свое время под солнцем». Пост — время подвига и духовного сражения.

Можно ли заниматься шейпингом или, например, восточными танцами — не для веселья, а с целью поддержания физической формы?

— Для поддержания физической формы очень хорошо делать много земных поклонов и совершать пробежки к местам, где есть люди, нуждающиеся в нашей помощи.

Какие вообще действия нежелательно совершать в период Великого поста?

— Постом не совершаются церковные браки, желательно отказаться от путешествий, так как трудно держать пост в условиях дороги, стараться избегать всех развлечений, ссор. Словом, всего того, что может увести от главной цели поста — воздержании от зла и соединении с Добром.

В чем смысл семинедельного брачного воздержания?

— В том же, в чем смысл воздержания вообще: воспитывать и закалять дух, учиться терпению и самоограничению, без которых невозможно победить страсти.

Как пережить Великий пост, когда рядом молодая красивая жена (муж)?

— Если рядом красивый супруг, будет хорошо, любуясь его (ее) красотой, мысленно вознестись умом к Богу, создавшего и подарившему вам такую красоту, затем вместе помолиться, попросить друг у друга прощения, пожелать спокойной ночи и идти спать в другую комнату.

Если ребенок зачат во время поста, насколько велик риск того, что он родится больным?

— Все в руках Божиих. Многое зависит от различных обстоятельств и факторов. Лучше не рисковать, все же не Родину защищаем, когда риск является делом благородным.

Как быть, если день свадьбы назначен на 26 марта текущего года?

— Дождаться окончания поста, и перенести день свадьбы на время, в которое радость от общения супругов будет не только уместна, но и благословляема Богом.

В этом году Пасха — 1 мая. Допустимо ли после ночного богослужения, после причащения Святых Христовых Таин участие в первомайском шествии со своим трудовым коллективом?

— После ночной службы обычно спят до полудня, когда уже заканчиваются все шествия. Но если у вас много жизненной энергии и пасхальной радости, можно разделить ее и с коллегами по работе. Хотя, мне кажется, первомайское шествие и соответствующие ассоциации, связанные с прошлым, будут несколько диссонировать с духовным ликованием, царящим на крестных ходах в эти дни.

Каждый год после Пасхи наступает чувство опустошенности, пропадает обретенный в Великий пост душевный подъем. Хочется сохранить его как можно дольше, но как?

— Для современных людей это большая проблема и великое искусство. Оно сродни балету, который хотя и прекрасен, но не каждому по плечу.

Думается, что нужно исправлять помысл, который говорит нам, что в пост «ничего нельзя» и нужно терпеть, ну, а после Пасхи «все можно».

Грешить никогда «не можно», и умеренность в радостях дозволенных необходимо соблюдать, не опустошая всю посуду, в которую «с горкой» накладывают вкусную еду. Пасха — это не праздник плоти, но Духа, радующегося о Воскресшем Христе.

Пресс-служба Выксунской епархии

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.

Источник: http://nne.ru/nastroimsya-na-osobyj-rezhim/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector