Какие существуют русские национальные танцы

Виды русских народных танцев

Самым древним и богатым видом искусства является танец. Русский народный танец тесно связан с историей русского народа, с их традициями, верованиями и обычаями. Русский народный танец раскрывает духовную жизнь нашего народа и его быт. Через танец люди передают свои чувства, мысли и настроение.

Классификация русских народных танцев происходит по их устойчивым признакам и хореографической структуре. По совокупности этих признаков можно предположить, к какому виду принадлежит танец. Все виды русских народных танцев делятся на две категории: хоровод и пляска, а они в свою очередь, выделяют в себе еще несколько видов.

Виды русских народных танцев: хоровод

Один из самых основных и древних видов русского народного танца. Круговая композиция хоровода подобна солнцу, богу которого, в старину поклонялись славяне.

В хороводе неразрывно связаны между собой пляска, песня и игра. Он собирает и объединяет большое число участников. Хоровод относится к русским бытовым танцам, он имеет свои формы и правила исполнения. Обычно его участники держатся за руки, либо за платок, поясок или венок и при этом совместно исполняют хороводную песню.

Хоровод делится на два вида – орнаментный и игровой.

Орнаментные хороводы.

Отличительной чертой орнаментного хоровода является движение его участников под песни, в которых нет ярко выраженного сюжета, и которые являются всего лишь музыкальным сопровождением.

Участники такого хоровода могут двигаться не только по кругу, но и змейкой, восьмеркой, колонной, использовать различные переходы и перестроения, выстраивая при этом красивые и четкие рисунки, или как их еще называют – фигуры хоровода.

Выбранная песня для орнаментного хоровода, часто отражает образы русской природы, коллективный труд народа и его быт.

Игровые хороводы.

Если в песне представлены действующие лица, конкретное действие и игровой сюжет, то ее содержание разыгрывается исполнителями хоровода с помощью жестов, мимики и пляски, воплощая различные образы и персонажи, песни. Такой хоровод называется игровым.

В игровых хороводах часто используются предметы быта, такие как платок, венок, лента, табуретка и многие другие. Рисунки игровых хороводов проще, чем орнаментных. Чаще всего хороводы движутся по кругу, линиями или парами.

Виды русских народных танцев: пляска

Сейчас наиболее распространенный вид русского народного танца это пляска. К Русским пляскам относят хоровод, игровые пляски, импровизированные пляски и танцы, выполненные с определенной последовательностью фигур.

Каждое движение в пляске не лишено смысла. Мужские пляски отличаются широтой, силой и размахов, а также вниманием к партнерше. Женские пляски характеризуются плавностью, задушевностью и грациозностью, а также эмоциями и задором.

Пляски исполняются не только под песни, но и под инструментальное сопровождение.

Одиночная пляска.

Исполняют как женщины, так и мужчины, показывая при этом все свое мастерство и изобретательность. Исполнитель через пляску передает все свои чувства и эмоции, воплощает образы.

Парная пляска.

Чаще всего парную пляску исполняют молодые девушка и парень. Ее содержание — это, как диалог влюбленных. Иногда это свадебные пляски, а иногда это лиричная постановка, отражающая в себе любовь, ревность и легкую обиду. В таком танце много чувств и буря эмоций.

Перепляс.

Это соревнование между танцорами в ловкости, силе и изобретательности. Каждый танцор показывает свою индивидуальность. Раньше в переплясе участвовали только парни, сейчас же участие принимают и девушки.

Чаще всего перепляс исполняется под общеизвестные мелодии и песни.

Сейчас также вошло в моду соревнование между целыми группами танцоров, когда несколько человек пляшут с одной стороны сцены и несколько с другой, но при этом задачи перепляса сохраняются.

Массовый пляс.

Здесь нет никаких ограничений, ни в количестве участников, ни в их возрасте.

В массовом плясе могут участвовать как два человека – один против другого, так и тройки и четверки участников, танцующие друг против друга.

Основная задача в массовом плясе – станцевать лучше, чем стоящий рядом участник. Исполнитель имеет право плясать с любым участником пляса, постепенно переходя от одного к другому.

Групповая пляска.

В групповой пляске состав ограничивается отдельной группой исполнителей, как большой, так и маленькой. Такие пляски имеют определенное построение. Групповые пляски очень богаты рисунками и фигурами, а также своим содержанием и сюжетом.

Кадриль — еще один вид русского народного танца

От традиционных плясок кадриль отличает своеобразное построение и четкое разделение на пары и фигуры. Свои корни кадриль берет от французского салонного танца. Русская кадриль включила в себя множество фигур и рисунков из русских хороводов и плясок. В кадрили принимает участие только четное количество пар, но их число не ограничено.

Часто в кадрили исполняются частушки, либо всеми исполнителями одновременно, либо по очереди, передавая эстафету от одного к другому. В кадрили каждая фигура отделяется одна от другой, как правило, музыкальными паузами, притопами, хлопками или поклонами.

Источник: http://music-education.ru/vidy-russkih-narodnyh-tantsev/

Русские народные танцы

Фольклор — это самое ценное достояние народа. В народном танце мы можем видеть мысли, чувства, настроение русского народа. Все, что происходило в жизни русских, оставило огромный отпечаток на народном творчестве. Русским танцорам, исполняющим народные танцы, присуще высокое мастерство и виртуозная техника исполнения.

Виды русских народных танцев

Развитие русского танца шло в различных направлениях:

  • Обрядовые танцы;
  • Плясовые, увеселительные, так называемые, ярмарочные танцы;
  • Хороводы и игры в кругу;
  • Танцы ряженых и скоморохов;
  • Формирование к началу XVIII века русской народной специфической хореографии;
  • Характерный танец;

Во времена Петра I танец стал придворным, и предпочтение отдавалось европейским танцам: французской кадрили, менуэту, полонезу… Кадриль и полька появились под влиянием европейской культуры.

В это же время народная пляска приобретает вид крепостного балета В XVIII веке русские народные танцы начали исполняться на русской сцене.

В 1937 году уже ХХ столетия появился некий ансамблевый народный танец.

Основные жанры русского народного танца

За основу классификации русских народных танцев берется их хореографическая структура. Русский народный танец делится на два основных жанра — хоровод и пляска, которые в свою очередь состоят из различных видов.

Хоровод – это так называемый танец, песня, игра; синхронное движение и исполнение хороводной песни. Участники хоровода держатся руки. В России существуют свои местные особенности исполнения хороводов.

Разнообразие в костюмах, в движениях, переходах – вот, что отличает хоровод от других танцев. Танцевальные рисунки, фигуры могут быть как женскими и мужскими, так и совместными. Хороводы часто танцуют под вокальный аккомпанемент, песню, в которой есть действие.

Участники хоровода стараются инсценировать содержание песни.

Хороводы бывают орнаментальными и игровыми

Орнаментальные хороводы, их еще называют фигурными, узорными состоят из строгих форм, несложных и однообразных фигур.

Игровые имеют игровой сюжет и действие. В танец вводятся элементы крестьянского быта: лента, палка, платок, венок из цветов и т.д. Композицию таких хороводов строят по кругу, в линию и парами. В кругу происходит действие, а участники как бы наблюдают за происходящим.

Пляски или плясовые – это ранние обрядовые, а сейчас – бытовые танцы. Этот танец сформировался из хоровода, увеличив темп исполнения и разнообразив рисунки переходов и построений. Танец представляет собой движения, которые с каждым тактом становятся все более разнообразными, что является характерной особенностью пляски. В этом танце принимают участие парни и девушки.

Мужская пляска размашистая, широкая, сильная, высокая.

Женская пляска плавная, величавая, задушевная, но в то же время, живая и задорная.

Парная исполняется игриво и задорно. Смысл парной пляски — разговор, диалог любящих друг друга людей. Ее темп ровный, рисунки разнообразные.

Перепляс — это соревнование. Парни соревнуются в ловкости, силе, удали, индивидуальности. Это исключительно мужской танец. Перепляс исполняется под стандартные народные мелодии или под частушки. В настоящее время перепляс исполняется так: по несколько танцоров с двух сторон становятся друг против друга и начинают танцевать наперебой.

Массовый пляс – это парный не сценический танец без возраста и пола, его позволительно танцевать всем без разбора. В этой пляске нет ограничения ни в возрасте, ни в количестве участников.

Групповая пляска – массовый танец без конкретных сложных рисунков и построений, в основном это хороводные переходы, импровизации.

Кадриль — французский танец, исполняемый 2-4 парами, расположенными друг напротив друга. Кадриль появилась в конце 18 века. Ее первоначальное название Le Pantalon. Русский народ веками изменял и совершенствовал кадриль, изобретая всевозможные новые движения, манеру исполнения и сделал кадриль подобием русских плясок.

  • Квадратная кадриль — исполняется четырьмя парами, стоящими квадратом. Передвижения и переходы осуществляются исключительно путем обмена местами по диагонали.
  • Линейная кадриль. Участниками танца являются 2 или 16 пар, которые расположены по линии, в шахматном порядке.
  • Круговая кадриль – участвовать могут 4, 6, 8 пар, которые располагаются по кругу, и движение идет как по часовой, так и против часовой стрелки. 

Поделиться ссылкой

Источник: http://SiteKid.ru/kultura_i_iskusstvo/russkie_narodnie_tantsi.html

Виды русских народных танцев: список

Интерес к собственной истории и культуре, а особенно этнике, сегодня наблюдается во многих странах мира. Это и соответствующие мотивы в одежде, и песни «с налетом народности». Конечно, ходить по улицам в кокошнике – не самый уместный вариант, однако заняться народными танцами стоит многим, особенно тем, кто увлечен традициями предков.

Содержание

Какими бывают русские танцы?

Сегодня принято выделять основные виды народных танцев. Список их включает в себя хороводы, кадриль и пляску. Но в каждом из них — столько разновидностей! Они позволяют танцору проявить индивидуальность, показать артистичность и мастерство владения своим телом, изобретательность и находчивость.

Некоторые исследователи также относят к этим танцам и танок, хотя этот вид больше характерен для украинских танцевальных традиций, а в России его исполняли только в некоторых южных регионах.

Как правило, рассматривая виды русских народных танцев, говорят именно о первых трех категориях, поэтому на них и стоит остановиться подробнее.

Как на Руси кадриль плясали? ↑

Во-первых, важно отметить, что сам по себе этот танец не является исконно русским, ведь пришел он все-таки из Франции. Именно там в салонах отплясывали кадриль — галльский вариант английского контрданса.

Французская кадриль состояла из пяти фигур: «Штаны» (название пришло из популярной в то время песни), «Лето», «Курочка» (еще одно песенное название), «Пастораль» и «Финал».

Читайте также:  Какие есть карточные игры для двоих

Движения танца были довольно сложными и требовали от салонных танцоров большого мастерства.

В России кадриль сначала прижилась на дворянских ассамблеях, а затем бесповоротно ушла в массы. Русские танцовщики внесли в нее немало своих элементов, в частности – все тех же хороводных или плясовых. Таким образом, кадриль можно смело отнести к видам русских народных танцев.

Во-вторых, внимания заслуживают особенности именно этого танцевального варианта. Их несколько. Кадриль – танец парный, поэтому количество его участников обязательно делится на два. При этом количество самих пар не ограничивается. По форме кадриль бывает:

  • Угловая (квадратная). 4 пары становятся по сторонам воображаемого четырехугольника. Переходы происходят по диагонали.
  • Двухрядная (линейная). Участники (от 2 до 16 пар) выстраиваются в две линии и движутся навстречу друг другу.
  • Круговая. 2, 4 или 8 пар перемещаются по кругу, по часовой стрелке или против ее движения. Возможны также проходы к середине круга и обратно.

Кроме того, в русской кадрили насчитывается до полутора десятка фигур, каждая из которых отделяется от другой паузой. В это время танцоры могут хлопнуть в ладоши, поклониться или притопнуть. Названия фигур связаны :

  • с сюжетом танца («знакомство», «прогулочка», «разлучная», «девки нарасхват», «прощальная»);
  • с характером движения («звездочка», «воротца», «корзинка», «гребенка»);
  • с местом «жизни» русской кадрили («шуйская», «давыдковская»).

Часто в кадрили танец сочетали с исполнением частушек — припеванием. Пели или все танцоры хором,  или по очереди, передавая эстафету друг другу. 

Кто водит хороводы? ↑

Помимо кадрили, наши предки также уделяли немалое внимание и хороводам. Этот вид танцев является достаточно древним, поскольку берет начало еще от культовых славянских плясок.

 Древние хороводы были посвящены Яриле, богу солнца и жизненной силы. И круговое построение танца тоже уподобляло его солнцу — огненному колесу.

  Хороводы водили только женщины, перемещаясь строго «посолонь», по ходу небесного светила.

Со временем танец утратил свое обрядовое значение и стал бытовым. Его фигуры рассчитаны и на женщин, и на мужчин. Хоровод объединяет в себе плясовой и игровой виды народных танцев.

Участники выполняют особые, иногда довольно замысловатые проходки и повороты, сопровождая их пением (хороводные припевки) и разыгрывая какой-то сюжет.

При этом они держатся за руки — или за ленту, платок, шаль, — и следят, чтобы связь не нарушалась до конца хоровода. 

Выделяют две основные категории хороводов:

  • игровые (они имеют четкий сюжет, о котором рассказывает сопровождающая песня);
  • орнаментальные (здесь песня служит лишь музыкальным фоном).

Композиция орнаментальных хороводов бывает довольно сложной. Участники движутся не только вкруговую, но и восьмеркой, рядами, змейкой или в колонну.

Они перестраиваются, переходят с места на место, выплетая из хороводной цепи красивые и четкие рисунки — фигуры. В орнаментальном варианте их много, но при этом общая лексика танца отличается сдержанностью и даже строгостью.

Главная задача исполнителей — как можно точнее соразмерить свой шаг с напевом и добиться высокой слаженности в выполнении фигур.

Игровые хороводы, напротив, отличаются наличием внятного сюжета, который танцорам предстоит отыграть — и не просто выдержать канву событий, а еще и передать эмоции действующих лиц.

Композиция танца при этом упрощается, на первое место выходят жесты и мимика исполнителей. Они движутся по кругу, парами или линиями. Часто одна пара, разыгрывая ключевой эпизод сюжета, выходит в центр круга.

В хороводе появляется всевозможный реквизит: ленты, платки, предметы обихода и даже мелкая мебель — например, табуретка. 

В этом танце, как правило, немало участников, поэтому аренда помещения под танцевальный зал, где будут водить хороводы, должна учитывать этот факт.

Зайка пляшет, лапкой машет… ↑

Есть и еще один вид народного танца, который насчитывает максимальное количество разновидностей. Конечно, речь идет о пляске. Если остальные виды народных танцев все-таки подразумевают достаточное количество участников, то пляска вполне может быть одиночной, либо выполняться по очереди (перепляс). Кроме того, бывает она парной, массовой и групповой.

Если остальные виды народных танцев все-таки подразумевают достаточное количество участников, то пляска вполне может быть одиночной, либо выполняться по очереди (перепляс). Кроме того, бывает она парной, массовой и групповой. Главная особенность русской пляски — импровизация.

Движения танца, поначалу сдержанные, с каждым музыкальным тактом становились все разнообразнее. Пляска позволяла исполнителю не только проявить свое мастерство, но и выразить характер.

Требования к танцору тоже предъявлялись немалые: чтобы откалывать сложные коленца, нужны были ловкость, физическая сила, выносливость и отменная координация.

Как и все виды русских народных танцев, пляска отличается богатой и разнообразной лексикой. Она включает сложные шаги («дроби», «ковырялочку», «гармошку»), верчение, прыжки, присядки, припадания и прочее. Рисунок танца складывается из проходок, перебежек, сольных выходов.

Движения не подчинены никаким канонам: каждый исполнитель может применить полюбившийся ему прием в любой момент танца.

Определенные стандарты существуют только для эмоциональной составляющей пляски: от мужчин требуется удаль, размах, сила и уважительное отношение к партнерам, а от женщин — величавость, плавность, изящество, но при этом живость и задор.

В глубины русской пляски ↑

Одиночная пляска исполняется танцорами любого пола. Она дает им возможность показать свою изобретательность, искусность и привлекательность. Парная пляска — это всегда диалог. Юноша и девушка разыгрывают отношения между влюбленными: притяжение, флирт, ревность или легкую обиду.

Особой формой соревнования между молодыми мужчинами был перепляс. Он проводился по разным правилам. Например, первый танцор показывал какое-то движение или их комбинацию.

Второй в точности повторял увиденное и добавлял что-то свое, От выхода к выходу коленца усложнялись.

Был и другой вариант: танцоры по очереди демонстрировали свои приемы, причем   каждый новый участник не имел права повторять движения предыдущих. Проигрывал тот, у кого раньше заканчивался набор коленец.

Долгое время в переплясе соревновались одиночные танцоры. В последнее десятилетие мода изменилась: теперь на площадку выходят пары или небольшие группы. Правила состязания остались прежними, но массовость придает ему особую зрелищность.

В массовой пляске не ограничено ни число участников, ни их пол, ни возраст. Основная задача исполнителя — сплясать лучше, чем сосед. Он может переходить от партнера к партнеру или танцевать соло, использовать любые движения, строить рисунок танца на свое усмотрение.

Источник: http://www.HendrixStudio.ru/blog/vidy-russkih-narodnyh-tancev

7 русских народных танцев | Русский мир

Русский танец, как вид русского традиционного искусства имеет свою многовековую историю. Ещё в дохристианский период, в V-VII вв, на характер танца налагали отпечаток религиозные представления. «Кириллица» рассказывает о 7 русских народных танцев.

Трепак — старинный русский народный танец. Исполняется в быстром темпе, двудольном размере. Основные движения — дробные шаги и притоптывания. Движения сочинялись исполнителем на ходу. По свойствам имеет много общего с «Камаринской» и «Барыней»: либо одиночная мужская пляска, либо перепляс. Но, в отличие от них, трепак своего общепринятого напева не имел.

Первое официальное упоминание о русском народном танце с медведем относится к 907 году, когда князь Вещий Олег праздновал свою победу над греками в Киеве.

На торжественном приёме для гостей выступали 16 танцоров ряженых медведями и четыре медведя, одетых танцорами. После окончания обеда согласно повелению князя медведей было велено отпустить на все четыре стороны, а танцоров казнить.

Как выяснилось позже, подслеповатый Князь Олег принял танцоров за послов Северян, задолжавших ему несколько сотен шкурок куницы.

История этого танца начинается в 1113 году в Киеве, когда скончался великий князь Святополк. В то время жил каменщик Петро Присядка. Он много работал сидя на корточках с тяжелыми камнями и инструментами в мозолистых руках.

Каждый вечер после своего трудового подвига он выходил на Крещатик и, приняв ковш вина и калач, принимался подскакивать, разминая затёкшие за день ноги. Владимир Мономах, приглашённый киевлянами на царство, проезжал вечером со своей свитой по городу.

Он сразу заметил странную пляску и указал митрополиту Никифору на танцующего молодца. Уже через несколько дней Петро плясал для самого великого князя всея Руси каждый его завтрак, обед и ужин. Танцевать как Присядка или Под-Присядку вскоре стало модным в зажиточном Киеве.

Жирные скоморохи худели и учились танцевать «В-Присядку», ломая свои кривые ноги об скверные средневековые тротуары.

Популярный русский танец — хоровод — танцев по кругу. Круг в хороводе символизировал в древности Солнце – бога Ярила. Считалось, что такие движения по кругу с пением песен задобрят бога Солнца и принесут хорошие урожаи. Сегодня это лишь исторический факт религии язычества древних славян, который не несёт уже своей смысловой нагрузки в исполнении хороводных (круговых) танцев.

Русская пляска — вид русского народного танца. К Русским пляскам относятся импровизированные пляски (перепляс, барыня и др.) и танцы, имеющие определённую последовательность фигур (кадриль, ланце и др.).

В каждом районе эти пляски видоизменяются по характеру и манере исполнения и имеют обычно своё название, происходящее от названия местности или плясовой песни.

Русские пляски есть медленные и быстрые, с постепенным ускорением темпа.

Большой популярностью в народе пользовались пляски-импровизации, пляски-соревнования. В них танцоры не были скованы определенной композицией. Каждому исполнителю дается возможность выразить себя, показать, на что он способен.

Такие пляски всегда неожиданны для зрителей, а порой и для самих исполнителей. Пляскам-импровизациям парни и девушки «учатся» с малых лет.

Танцору не хочется повторяться, делать то же, что делают другие — отсюда большое разнообразие самобытных русских переплясов.

Особое место принадлежит танцам, в которых проявляется наблюдательность народа: либо о явлениях природы («метелица», «пурга»), либо о каких-либо животных или птицах («Бычок», «Дергач», «Медведь). Эти танцы можно назвать игровыми или танцами-играми, поскольку в них очень ярко выражено игровое начало.

В своих движениях танцующий не просто подражает повадкам зверей или птиц, а старается придать им черты человеческого характера. Очень важно, чтобы созданию образа танца были подчинены все компоненты: движения и рисунки, то есть хореографическая образная пластика, музыка, костюм, цвет.

При этом выразительные средства танца существуют не сами по себе, а как образное выражение мысли. Завершенность всего этого достигается синтезом всех составных.

Источник: http://maxpark.com/community/5134/content/1898416

История русского народного танца

Русский народный танец – это танец, наверное, с самой богатой и насыщенной историей. Он берет свои истоки еще со времен Древней Руси. Его образованию послужили народные массовые пляски и гуляния, веселые большие хороводы и т.п.

Читайте также:  Можно ли повторно заболеть ветрянкой

Все эти задорные мероприятия были неотъемлемой частью жизни русского человека. Без них не проходил ни один праздник, ни одна ярмарка или другая увеселительная программа.

В отличие от современного человека, люди в эпоху Древней Руси умели радоваться жизни.

Особенности русского народного танца

Русский народный танец ни за что не спутаешь с любым другим. Это особенный вид колоритной хореографии. У этого танца масса отличительных характеристик и особенностей.

Во-первых, русский народный танец – это задорные пляски с прыжками и активными движениями, которые неизменно сопровождаются бесконечным юмором и смехом. Во-вторых, обязательным атрибутом этого танца являются национальные костюмы – не менее яркие и красивые, чем сами пляски.

Русский народный танец очень богат на самые разнообразные хореографические па, в его основе лежит сразу несколько видов танца, а именно: пляска, хоровод и кадриль. Можно с полной уверенностью сказать, что русский народный танец – это своеобразное олицетворение характера русского человека и его души.

Ведь нет, наверное, более веселого и обаятельного танца во всем мире. У русского человека неимоверно широкая и добрая душа – такой же и танец его народа.

Невозможно выделить один период из истории Древней Руси, когда зародился народный танец, но с полной уверенностью можно сказать, что он абсолютно точно олицетворяет в себе всю нелегкую и насыщенную историю этого великого государства.

Очень часто подобные пляски проводились под аккомпанемент песен и текстов о родине, героях и царях. В основном народный танец был привязан к массовым и большим церковным праздникам.

Из самых грандиозных можно выделить: свадьбы, Рождество, Масленицу, Ивана Купала и еще много других, ведь русский народ еще славится и своим огромным количеством празднеств. Одним из самых красивых и особенных танцев на Руси можно назвать пляски на плотах в ночь на Ивана Купала.

В этот вечер происходило массовое гулянье с песнями и танцами, а незамужние девушки пускали по речной глади венок из цветов в поисках жениха.

Гуляния в ночь на Ивана Купала

Русский народный танец отличается динамикой, большой подвижностью и наличием всевозможных прыжков и трюков, которые требовали очень хорошей физической подготовки, но стоит отметить, что во времена Древней Руси с этим проблем не было. К большому сожалению, русский народный танец уже не исполняется в наше время с такой частотой. В современном мире он используется лишь в качестве сценической изюминки и национальной демонстрации.

Источник: http://www.letopis.info/themes/dancing/istorija_russkogo_narodnogo_tantsa.html

Русские народные танцы

Народный танец — это отражение быта, настроения и культуры. Именно благодаря танцу люди смогли выражать свои переживания и эмоции, используя плавные движения и тематические музыкальные мотивы.

Все народные русские танцы берут корни в Древней Руси, многие из них сохранились и по сей день. Самыми известными остаются хороводы, пляски и кадрили, более детально о которых вы сможете узнать далее.

 Русская народная пляска

Народная пляска — это гармоничное сочетание прыжков и активных движений, юмора и нарядных костюмов. Они являются отображением широкой русской души, которая всегда стремиться к веселью.

В большинстве из плясок танцоры рассказывают историю нашей страны, её обычаи и мужество народа.

Часто они сопровождались песнями о царях и князьях, которые правили на территории Руси и оставили свой след в ней. 

Ранее существовали также импровизированные пляски (переплясы и барыня), а также целые постановки, в которых все фигуры были размещены в определённом порядке. Манера исполнения, характер и название могли меняться в разных регионах страны, но пляски всегда были очень весёлые и быстрые. 

Перепляс представлял собой определённое соревнование между танцорами, которые хотели привлечь к себе максимум внимания публики.

Русский хоровод

Русские хороводы известны на весь мир. Они украшали жизни наших предков, которые пытались передать всю историю родины с помощью плавных и ритмичных движений. Но достоверно не известно когда именно начались хороводы. 

Хороводы отправляли не только на полях и в лесах, но также на реках, кладбищах и огородах. Это были обыкновенные и праздничные танцы, которые считаются одними из самых древних. Подготовка в праздничным хороводам всегда занимала по несколько дней, когда горожане и селяне пекли пироги, варили пиво и брагу.

Русская кадриль

Русская кадриль объединила несколько танцев, каждый из которых отличается своей самобытностью. Кадрили были линейные и квадратные, а также круговые. В каждой из них принимали участие от 4 до 16 пар, которые двигаются с определённой периодичностью по направлению друг к другу или к центру круга. 

Каждая из фигур имела своё уникальное название, которое подбиралось в соответствии с характером движений или рисунков танца. Ведущий объявлял фигуры, используя для этого платок или притоп.

Источник: https://schci.ru/russkie_narodnie_tancy.html

Какие бывают танцы?

Еще в древние века люди не умевшие писать, считать и грамотно говорить, выражали свои эмоции, чувства и желания через ритуальные танцы. Такова природа человека, ставшая прародительницей современных танцев.

С развитием человечества стало появляться множество видов танцев, которые становились все разнообразней и изысканней. Этот вид творчества развивается, и посей день. Современный танец – это самовыражение посредством ритмичных движений и эмоциональной подачи под музыку.

В этой статье давайте рассмотрим, какие бывают танцы.

Бальные

Бальные танцы – это группа разнообразных танцев исполняемых в паре. Они в свою очередь подразделяются на две программы: латиноамериканскую и европейскую. Давайте подробнее рассмотрим, какие бывают танцы в этой группе:

  • Вальс – этот танец, приобретший свою популярность в конце 18 века, в Европе, вызвав бурный протест у консервативных англичан. До этого времени в танце женщина и мужчина никогда не обнимались. Однако этот танец пережил гонения, сразив всех своим изяществом и красотой. На сегодняшний день, вальс считается классикой, а его разновидности входят в европейскую программу бальных танцев.
  • Венский вальс – это очень изысканный бальный танец, пользующийся большой популярностью в Европе, уже очень много лет. Он входит в европейскую программу по спортивным бальным танцам. Этот танец включает в себя семь фигур, чередующихся между собой.
  • 3.Аргентинское танго – объединяет в себе с десяток различных стилей исполнения. Изначально свою популярность  этот танец приобрел в Аргентине, а затем  и во всем мире. Аргентинское танго – является очень живым и эмоциональным танцем, а одна из его разновидностей  постоянно используется в бальной программе.
  • Квикстеп – это бальный танец, являющийся обязательным в европейской программе. Квикстеп или быстрый фокстрот сочетает в себе скользящие шаги танцоров, прыжки, наклоны и быструю смену поз. Это танец с очень живым ритмом, требующий от танцоров подвижности и легкости, имеет музыкальный размер 4/4.
  • Румба – это бальный танец, родом из Кубы, составляющий латиноамериканскую программу. Его особенностью являются плавные, чувственные и эротические движения, а также широкие шаги характерные для этого танца.
  • Фокстрот – этот танец входит в европейскую бальную программу, начиная с С класса. Он появился в США в 1912 году и назван в честь Гарри Фокса. Фокстрот характеризуется чередованием медленных и быстрых шагов, создавая большое количество разнообразных вариаций. Этот танец считается трудным в исполнении, из-за сложного характера движений.
  • Ча-ча-ча – это Кубинский танец, составляющий латиноамериканскую программу в бальных танцах. Быстрый, веселый, игривый танец, считается самым молодым из всех в программе, и исполняется, начиная с класса Н. Выучив несколько движений этого зажигательного танца, вы сможете приятно удивить и порадовать всех своих друзей и близких.

Народные танцы

Народный танец – это фольклор, исполняемый в определенных традициях, характерных для данной местности, имеющий определенный костюмы, музыку и движения.

Разновидности или стили танцев очень разнообразны, различаясь между собой историческим значением. Любой народный танец начал свое формирование еще в далеком прошлом, под воздействием традиций своего народа.

Давайте более подробно рассмотрим, какие бывают танцы в этой группе:

  • Гопак – это известный и очень распространенный украинский танец, имеющий музыкальный размер 2/4. Пляшется он очень энергично и задорно, с присядками, махами и трюковыми элементами. Обязательным атрибутом этого танца являются мужские шаровары.
  • Кадриль – это русский танец, исполняемый в паре. Он приобрел наибольшую популярность в 19 веке. Родоначальником этого танца считается французская кадриль, получившая распространение по всему миру. Сегодня существует несколько разновидностей этого танца, например: украинская, русская, французская и латиноамериканская кадриль.
  • Жига – это очень старый танец, первоначально исполняемый по аккомпанемент скрипки в Западной Европе. Сначала, размер этого танца был 4/4, позже стали появляться различные вариации, например 6/8. Жига считается танцем ирландских крестьян, исполняемым в основном ногами, позже этот танец переняли английские матросы.
  • Тарантелла – это итальянский народный танец, исполняемый как в паре, так и сольно. Он очень элегантный, ритмичный, грациозный, исполняемый с убыстряющимся темпом и имеющий горячий, итальянский характер.
  • Мазурка – это польский, очень ритмичный танец, имеющий очень быстрый темп. Он произошел от польских крестьян, а в 19 веке распространился по странам Европы.
  • Болеро – это страстный испанский танец, зародившийся в 18 веке в Испании. Традиционно мелодия для него исполняется на гитаре  с использованием кастаньет.
  • Канкан – очень энергичный танец, зародившийся во Франции в начале 20 века. Одно время считался непристойным танцем, публично не исполнялся. Однако постепенно канкан превратился в шуточный и очень веселый танец. Яркие улыбки и зажигательная музыка полюбились зрителям разных стран.
  • Полька – это народный танец появившийся в Чехии в 19 веке, имеющий размер 2/4. Название танца произошло от чешского слова – половинка, благодаря маленьким шажкам, исполняемым в танце.

Самыми популярными направлениями из народных танцев на сегодняшний день являются восточный танец и испанское фламенко. Существует множество танцевальных школ,  в которых эти танцы пользуются большой популярностью.

Современные танцы

Современная хореография характеризуется большим разнообразием направлений. Пластичные движения, ритмичная музыка, выразительные эмоции находят свое воплощение в современных танцах. Давайте более подробно рассмотрим некоторые популярные стили  танцев.

  • Брейк – это уличный танец, зародившийся в Нью-Йорке. Общепринято этот танец разделяется на верхний и нижний брейк. Исполнение требует от танцоров ловкости и хорошей физической подготовки, а также хорошего чувства ритма и пластичности.
  • Хип хоп —  на сегодняшний день это самый популярный танец в молодежной культуре. Уличная философия дополнила этот танец некоторыми элементами брейка, джаза, попа. Характерной чертой его являются импровизация и эксперименты.
  • Джаз – это гармоничное смешивание разнообразных танцевальных стилей. Он произошел от коренного афро-американского танца в 20 веке. Танец исполняется под джазовую музыку как сольно, так и в группе.
Читайте также:  Как придумать название для магазина одежды

Помимо основных танцевальных стилей которые мы рассмотрели, существуют совсем молодые и недавно возникшие современные танцевальные направления, которые уже пользуются большой популярностью среди молодежи, это: гоу-гоу, тайбл и стрип-пластика.

Источник: https://elhow.ru/razvlechenija/tancy/kakie-byvajut-tancy

Русские танцы

Душа народа живет в его культуре, а особенно – в танцах, выражающих без слов все самое главное и отличительное, присущее определенной нации. Россия отличается богатством и разнообразием танцев. Некоторым уже несколько столетий, некоторые появились не так давно.

Народ, населяющий территорию современной России, знает русские танцы, названия которых у всех на слуху. Это «Сени», «Камаринская», «Воротца», «Плетень», «Четверка» и «Парная».

Все танцы с такими разными названиями объединяет широта души и движений, удаль, умение радоваться жизни, гордиться своим народом, сохраняя при этом скромность.

Особенности русской пляски

Одним из видов народного танца является русская пляска. Она имеет несколько разновидностей:

  • хоровод;
  • пляска импровизированного характера (например, барыня или перепляс);
  • пляска с заданной последовательностью фигур (например, ланце или кадриль).

Каждый район хранит свои особенности их исполнения. Отличия могут содержаться в манере танца, его характере. Название своей разновидности танца люди в каждой отдельной местности дали также свое. В этом названии обычно есть связь с наименованием тех мест.

Оно может происходить от названия песни. Самый распространенный размер – 2/4 либо 6/8. По своему темпу русские пляски бывают от довольно медленных до очень быстрых. Некоторые разновидности меняют темп на протяжении одной композиции. Чаще всего темп ускоряется.

Хороводы отличаются от прочих видов русской пляски. В хоровод могут входить только женщины или только мужчины. Есть и смешанные варианты. Во время хоровода зачастую поются песни. Нередко песни ведутся в форме диалога. Движение в большинстве случаев идет по кругу.

Перепляс – это своеобразное танцевальное соревнование. Если исполняется женская партия, то движения должны быть величавыми, плавными, спокойными. Нередко в руках присутствует платочек. Мужчины же, наоборот, в переплясе демонстрируют удаль, ловкость. Движения должны быть широкими, ловкими. В мужском переплясе нередки сцены, наполненные юмором.

Хороводы

Русские хороводы пришли из глубины веков. В них хранится стремление русского народа к единению, неразрывная связь поколений. Еще во времена князя Владимира русичи водили хороводы и воспевали подвиги своих воинов, стоящих на страже мирной жизни.

Во время великокняжеских пиров хороводы были одним из традиционных увеселений. Сейчас доподлинно неизвестно, с каких времен на Руси водят хороводы. В преданиях упоминаются эти пляски.

Но поскольку в преданиях нет четкого указания на время происходящих событий, говорить о достоверных фактах, свидетельствующих о конкретном времени появлении этих плясок неуместно.

Источники, в которых бы четко оговаривалось, когда и в связи с чем появились первые хороводы на русской земле, утеряны. Искусствоведы, лингвисты, изучающие русские танцы, названия этих танцев, раньше считали, что слово «хоровод» происходит от греческого chorobateo.

Это слово означало «ступаю в хоре». Но потом эта версия была признана несостоятельной. Еще один вариант происхождения данного слова заключался в двух исходных словах. Это слово choros, означающее «лик поющих, пляшущих», а также слово ago, которое переводится как «веду».

Эта версия также была полностью раскритикована.

Некоторые филологи продолжают вести работу по объяснению этимологии слова «хоровод». Есть мнение, заключающееся в том, что в латинском языке присутствуют созвучные слова. В частности, такое слово встречается в IV книге Горация (7 ода, там говорится: horos ducere, фраза означает буквально следующее: «вести хоры, лики»). Версия выглядит весьма правдоподобной.

Если не учитывать тот факт, что народный танец возник в среде простых тружеников. А они вряд ли читали Горация и любовались интересными созвучиями его высказываний. Разумеется, из жизни, быта и культуры греков в жизнь русских пришло очень много реалий. Произошло это вместе с распространением христианства.

Но говорить с точной уверенностью о том, как и когда появился хоровод в жизни народа, сейчас нельзя.

Распространенные русские народные танцы для взрослых похожи на танцы соседних народностей. У литовцо-руссов вместо хоровода встречается корогод. Хорваты, богемцы, карпато-руссы, далматы, морлаки танцуют kolo (круг). Это славянское коло очень похоже на хоровод. Движение по кругу здесь сопровождается песнями, играми, плясками.

Некоторые модификации хоровода есть и в отдельных местностях России. Например, в Тульской, Московской и Рязанской областях было принято говорить о тех, кто пошел в хоровод, что они будут «тонки водить».

Слово «тонки» здесь, видимо, происходит от слова «толоки», означавшее игру, построенную на движении по кругу группы столпившихся лиц.

Русский хоровод имеет для русской души такое же значение, как и традиция играть свадьбу. В хороводе отразился восторг русского человека перед красотой природы летом, весной и осенью. В нем живет поэтическая сущность души народа, умение радоваться каждому дню, наслаждаться общением с близкими и друзьями.

Источник: http://rus-dance.ru/russkie-tantsjy-nazvaniya-vidjy-istoriya-horovodjy.html

Русские народные танцы

Русские народные танцы несут в себе особую энергетику всего русского народа. Они способны раскрыть его огромную душу, одновременно помогая показать таланты каждого танцора. Русские народные танцы на протяжении веков передаются из поколения в поколение как огромное культурное наследие.

Их движения кажутся очень простыми, но за счет пластики танцоров общий рисунок танца получается весьма замысловатым. Он красиво выглядит как в быту, так и на сцене. Наша статья посвящена русским народным танцам.

В ней мы расскажем Вам об основных фигурах русского народного танца, о музыке, характерной для этого танцевального жанра, а также поговорим, какое значение имеет детский русский народный танец в воспитании наших малышей.

Современные русские народные танцы

Современные русские народные танцы, так же, как и танцы наших предков отличаются детской наивность, легкость, поэтичностью.

Когда видишь исполнение народного танца, невольно осознаешь, что такие движения и рисунки могли родиться только на благодатной земле нашей Родины с ее широкой неизведанной душой.

Вместе с этим русский народный современный танец показывает молодецкую удаль и храбрость, а также может носить юмористический характер.

Конечно, самым главным русским народным танцем по праву можно назвать хоровод, которому на «Bambino Story» посвящена отдельная статья.

Другие не менее известные народные танцы — «Валенки», «Барыня», «Круговая-плясовая», «Веселуха», «Топотуха», «Вензеля», «Городецкие ворота», «Балалайки», «Журавель», «Яблочко», «Гусачок», а также любимые детьми «Во саду ли…», «Калинка» и «Кадриль».

В каждом регионе России есть свои местные народные танцы с характерными названиями: «Владимирская веселуха», «Рязаночка», «Сибирский лирический», «Северные заковырки», «Казачий пляс», «Сибирская потеха» и другие.

Отдельной категорией народных танцев считаются русские пляски или пляски-импровизации. Движения русского народного танца неограниченны, поскольку целью таких танцев является самовыражение, демонстрация своих возможностей, фантазии и таланта.

Движения в плясках-импровизациях могут быть плавными, медленными или очень быстрыми с нарастающим ускорением темпа. Такой танец – всегда сюрприз, поскольку и сам танцор не всегда знает, какое па он исполнит в следующий момент.

По сути пляски-импровизации – это самые настоящие соревнования, в которых молодые люди щеголяют ловкостью и грацией, а также праздничными нарядами.

Среди быстрых танцев ярко выделяется гопак, пришедший в Россию от запорожских казаков. Распространен этот танец на Кубани и на юге России. Весь танец танцуется в очень быстром темпе: женщины танцуют в кругу и отдельно, у каждой при этом своя энергичная танцевальная партия, а когда очередь доходит до мужских партий, то зрительный зал просто аплодирует стоя!

Есть танцы, посвященные природным явлениям («Метелица», «Пурга»), а также животным и птицам («Бычок», «Медведь», «Рыбка»).

Такие танцы носят игровой характер, своими движениями танцор должен подражать повадкам зверей или птиц.

Без сомнения, русские народные танцы – это национальное достояние, еще до конца не осмысленное и не понятое, однако всегда вызывающее бурную восторженную реакцию зрителей.

Музыка для русского народного танца

Музыка для русского народного танца может быть совершенно разнообразной. Конечно, русская народная музыка для танцев – это творение самого народа, трепетно передающееся из поколения в поколение.

Сегодня с развитием звуковых технологий песни для танца русского народного записывают в отдельные сборники, лучшие композиторы и оранжировщики на базе русского фольклора творят гениальные композиции. Не будем перечислять все известные народные песни-пляски.

Скажем лишь о том, что по традиции большинство народных песен имеет музыкальные размеры 2/4 или 6/8, при этом их темп может быть как медленным, так и довольно быстрым. Также для энергичных народных танцев характерны частые ускорения и замедления темпа. Все эти приемы образуют неповторимый характер фольклорной музыки.

Русские народные танцы для детей

Дошкольное детство является очень важным периодом становления личности. В это время у детей формируются начальные представления об окружающем мире и обществе.

Русские народные танцы для детей имеют очень большое значение в деле изучения культуры и традиций собственного народа, а также определения ребенком своей роли в нем, поскольку русский народный танец для детей может при помощи танцевальных образов раскрыть духовную жизнь народа, его быт, вкусы и идеалы.

При помощи танца можно донести до каждого ребенка мысль о том, что именно он является носителем русской народной культуры. Очень важно, чтобы наши дети воспитывались в национальных традициях, иначе просто невозможно дать им полноценное развитие.

Знакомя детей с традициями и обычаями, взрослые прививают им любовь к истории и культуре собственного народа, и русский народный танец – отличный помощник в деле воспитания маленьких патриотов.

Танец как часть фольклора – это нить, соединяющая прошлое, настоящее и будущее.

Надеемся, что наша статья была для Вас полезна, и Вы сможете применить полученную информацию для саморазвития и воспитания собственных детей.

Источник: http://bambinostory.com/russkie-narodnye-tantsy/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector