История возникновения оперы

Что такое опера в музыке: возникновение жанра

Опера — это один из важнейших музыкальных и театральных жанров. Она представляет собой смесь музыки, вокала, живописи и актёрского мастерства, и высоко ценится приверженцами классического искусства. Неудивительно, что на уроках музыки ребёнку первым делом задают доклад на эту тему.

Из чего состоит опера

С чего начинается

Она начинается с увертюры. Это вступление, исполняемое симфоническим оркестром. Призвано задать настроение и атмосферу пьесы.

Чем продолжается

За увертюрой следует основная часть спектакля. Это грандиозное действо, разделённое на акты — законченные части представления, между которыми пролегают антракты. Антракты могут быть длинными, чтобы зрители и участники постановки могли отдохнуть, или короткими, когда занавес опускают, только чтобы сменить декорации.

Главным телом, движущей силой всей оперы являются сольные арии. Их исполняют актёры — персонажи истории. Арии раскрывают сюжет, характер и чувства героев. Иногда между ариями вставляются речитативы — напевные ритмичные реплики — или обычная разговорная речь.

Литературная часть основывается на либретто. Это своего рода сценарий, краткое содержание произведения. В редких случаях стихи пишут сами композиторы, как, например, Вагнер. Но чаще всего слова для оперы пишет либреттист.

На чём заканчивается

Финалом оперного представления служит эпилог. Эта часть выполняет туже функцию что и литературный эпилог. Это может быть рассказ о дальнейшей судьбе героев, или подведение итогов и определение морали.

История оперы

В Википедии можно найти обширную информацию на эту тему, но в данной статье предоставлена сжатая история упомянутого музыкального жанра.

Античная трагедия и Флорентийская камерата

Родиной оперы является Италия. Однако корни этого жанра уходят в Древнюю Грецию, где впервые стали совмещать сценическое и вокальное искусство.

В отличие от современной оперы, где основной упор идёт именно на музыку, в древнегреческой трагедии лишь чередовали обычную речь и пение. Этот вид искусства продолжил развиваться у римлян.

В древнеримских трагедиях набрали вес сольные партии, и чаще стали использоваться музыкальные вставки.

Вторую жизнь античная трагедия получила в конце XVI столетия. Возродить древнюю традицию решило содружество поэтов и музыкантов — Флорентийская камерата. Они создали новый жанр, названный «драмой через музыку».

В противовес популярной в то время полифонии, произведения камераты представляли собой одноголосные мелодичные декламации.

Театральная постановка и музыкальное сопровождение были призваны лишь подчеркнуть экспрессивность и чувственность поэзии.

Считается, что первая оперная постановка увидела свет в 1598 году. К сожалению, от произведения «Дафна», написанного композитором Якопо Пери и поэтом Оттавио Ринуччини, в наше время осталось только название. Зато их же перу принадлежит «Эвридика», которая является самой ранней из сохранившихся опер.

Однако это славное произведение для современного общества — всего лишь отзвук прошлого. Зато оперу «Орфей», написанную знаменитым Клаудио Монтеверди в 1607 году для мантуанского двора, и по сей день можно увидеть в театрах.

Род Гонзага, который правил в те времена в Мантуе, внёс значительный вклад в зарождение оперного жанра.

Драматический театр

Членов Флорентийской камераты можно назвать «бунтарями» своего времени. Ведь в эпоху, когда моду на музыку диктует церковь, они обратились к языческим мифам и легендам Греции, отрёкшись от принятых в обществе эстетических норм, и создали что-то новое. Однако ещё раньше их необычные решения привнёс драматический театр. Это направление развевалось в эпоху Возрождения.

Экспериментируя и ориентируясь по зрительской реакции, этот жанр вырабатывал собственный стиль. Представители драматического театра использовали в своих постановках музыку и танцы. Новый вид искусства пользовался огромной популярностью. Именно влияние драматического театра помогло «драме через музыку» выйти на новый уровень выразительности.

Оперное искусство продолжало развиваться и набирать популярность.

Однако по-настоящему этот музыкальный жанр расцвёл в Венеции, когда в 1637 году Бенедетто Феррари и Франческо Манелли открыли первый публичный оперный театр «Сан-Кассиано».

Благодаря этому событию, музыкальные произведения данного вида перестали быть увеселением для придворных и вышли на коммерческий уровень. В это время начинается царствование кастратов и примадонн в мире музыки.

Распространение за рубежом

Уже к середине XVII века оперное искусство, при поддержке аристократии, развилось в отдельный самостоятельный жанр и доступное развлечение для масс. Благодаря странствующим труппам, этот вид представлений распространился по всей Италии, и начал завоёвывать публику за рубежом.

Первая итальянский представитель жанра, представленный заграницей, назывался «Галатея». Он был исполнен в 1628 году в городе Варшаве. Недолго после, при дворе было исполнено ещё одно произведение — «La liberazione di Ruggiero dall’isola d’Alcina» Франчески Каччини. Эта работа также самая ранняя из дошедших до нас опер, написанных женщинами.

«Ясон» Франческо Кавалли была самой популярной оперой XVII века. В связи с этим в 1660 году он был приглашён во Францию на свадьбу Людовика XIV. Однако его «Ксеркс» и «Влюблённый Геракл» не возымели успех у французской публики.

Антонио Чести, которого попросили написать оперу для австрийского рода Габсбургов, добился большего успеха. Его грандиозный спектакль «Золотое Яблоко» длился два дня. Небывалый успех отметил возвышение итальянской оперной традиции в европейской музыке.

Сериа и буффа

В XVIII веке особую популярность приобрели такие жанры оперы, как сериа и буффа. Хотя оба они зародились в Неаполе, два жанра представляют собой принципиальные противоположности. Опера-сериа буквально означает «серьёзная опера». Это продукт эпохи классицизма, который поощрял в искусстве чистоту жанра и типизацию. Сериа отличается следующими качествами:

  • исторические или мифологические сюжеты;
  • преобладание речитативов над ариями;
  • разделение роли музыки и текста;
  • минимальная индивидуализация персонажей;
  • статичность действий.

Наиболее успешным и знаменитым либреттистом в этом жанре был Пьетро Метастазио. На лучшие из его либретто писали по десятку опер разные композиторы.

В это же время параллельно и независимо развивается комедийный жанр буффа. Если сериа рассказывает истории прошлого, то буффа посвящает свои сюжеты современным и обыденным ситуациям.

Вылился этот жанр из коротких комедийных сценок, которые ставились в антрактах основного спектакля и являлись отдельными произведениями.

Постепенно этот вид искусства приобрёл популярность и реализовался в качестве полноценных самостоятельных представлений.

Глюковская реформа

Немецкий композитор Кристоф Виллибальд Глюк прочно запечатлел своё имя в истории музыки. Когда на сценах Европы господствовала опера-сериа, он упорно продвигал собственное видение оперного искусства.

Он считал, что в представлении должна править драма, а задача музыки, вокала и хореографии — продвигать её и подчёркивать. Глюк утверждал, что композиторы должны отказаться от эффектных представлений в пользу «простой красоты».

Что все элементы оперы должны быть продолжением друг друга и образовывать единый стройный сюжет.

Свою реформу он начал в 1762 году в Вене. Совместно с либреттистом Раньери де Кальцабиджи он поставил три пьесы, однако они не получили отклика. Тогда в 1773 году он отправился в Париж.

Его реформаторская деятельность длилась вплоть до 1779 года, и вызвала много споров и волнений в среде любителей музыки. Идеи Глюка оказали большое влияние на развитие жанра оперы.

Они также нашли отражение в реформах XIX века.

Виды оперы

За более чем четырёхвековую историю оперный жанр претерпел много изменений и многое принёс в музыкальный мир. За это время выделилось несколько видов оперы:

  • Опера-балет. Здесь важная роль отводится танцу. Сформировался во Франции в XVII—XVIII вв. и был очень популярен при дворе, но со временем изжил себя.
  • Комическая. Этому виду свойствен юмор, динамичность и житейские сюжеты.
  • Опера спасения. Появилась во Франции, во времена Великой французской революции. Для этого направления характерны тема героики, пафос, напряжённость повествования и обязательный счастливый конец.
  • Романтическая. Романтические сюжеты с примесью мистики. Зародилась в Германии, в XIX в.
  • Большая опера. Главное направление оперы, появившееся после Великой французской революции. Характеризуется эпичными историческими сюжетами и красочностью.
  • Оперетта. Эстрадное направление, тесно связанное с комической оперой.

Источник: https://obrazovanie.guru/kultura/chto-takoe-opera-v-muzyke-vozniknovenie-zhanra.html

Презентация на тему «История развития оперы»

  • Скачать презентацию (4.21 Мб)
  • 153 загрузки
  • 2.8 оценка

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Твиттер

Телеграм

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Презентация на тему «История развития оперы» рассказывает об основных особенностях музыкального жанра и его истории развития.

Краткое содержание

  • Форматppt (powerpoint)
  • Количество слайдов18
  • Аудитория5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс
  • Словамузыка история музыки опера жанры
  • КонспектОтсутствует
  • Слайд 1В музыкальном театре.Опера.
  • Слайд 2Опера — жанр музыкально драматического искусства, в которомсодержание воплощается средствамимузыкальной драматургии главным образом посредством вокальной музыки
  • Слайд 3Слово «ореrа» в переводе с итальянского буквально означает труд, сочинение.В этом музыкальном жанре слиты в единое целое:
    • поэзия и драматическое искусство,
    • вокальная и инструментальная музыка,
    • мимика, танцы, живопись,
    • декорации и костюмы
  • Слайд 4

    Литературная основа оперы —либретто

    Либре́тто (из итальянского libretto «книжечка», уменьш. от libro «книга») — литературная основа большого вокального (и не только) сочинения, светского или духовного характера, например оперы, балета, оперетты, мюзикла и т.д.

    Либретто пишется, как правило, в стихах, преимущественно рифмованных

  • Слайд 5

    Опера появилась в Италии, в мистериях, то есть духовных представлениях, в которых эпизодически вводимая музыка стояла на низкой ступени.

    Духовная комедия: «Обращение св. Павла» (1480), Беверини представляет уже более серьёзный труд, в котором музыка сопровождала действие с начала до конца.

  • Слайд 6

    В конце XVI века попытки ввести в такие сочинения одноголосное пение (монодию) вывели оперу на тот путь, на котором её развитие быстро пошло вперед.

    Авторы этих попыток называли свои музыкально-драматические произведения drama in musica илиdrama per musica; название «опера» стало применяться к ним в первой половине XVI века.

    Позднее некоторые оперные композиторы, например Рихард Вагнер, опять вернулись к названию «музыкальная драма»

  • Слайд 7

    Первый оперный театр для публичных представлений был открыт в 1637 году в Венеции.

    Первооткрывателями жанра «опера» были:

    • в Германии —Генрих Шютц («Дафна», 1627)
    • во Франции — Камбер («La pastorale», 1647)
    • в Англии —Перселл
    • в Испании первые оперы появились в начале XVIII столетия в России Арайя первым написал оперу «Кефал и Прокрида» на самостоятельный русский текст (1755),

    Первая русская опера, написанная в русских нравах — «Танюша, или Счастливая встреча», музыка Ф. Г. Волкова (1756)

  • Слайд 8
    • Как самостоятельный жанр опера возникла в Италии на рубеже 16-17 веков в кружке музыкантов, философов, поэтов в городе Флоренция
    • Назывался кружок любителей искусства «камерата» (от итальянского camerata — компания, кружок).
    • Постепенно в Италии стали появляться оперные школы в Риме, в Венеции, Неаполе. Затем опера стремительно распространилась по всей Европе
  • Слайд 9
    • В конце 17-начале 18 века складываются основные разновидности оперы:
    • Большая опера (фр. tragédie lyrique, позднее фр. grand-opéra) — возникла в Париже после Великой французской революции из элементов серьёзной и комической опер и cменившая лирическую трагедию в качестве главенствующего направления в музыкальном театре XIX века (1789 – 1894 г.г.)
    • Комическая опера—очень лёгкая комедийная опера, не затрагивающая серьёзных и непростых тем, всегда со счастливым концом
    • Характеризуется разговорными диалогами, речитативами, динамичными ансамблями, близостью к колоритному народному тематизму, детальными характеристиками персонажей
  • Слайд 10
    • Оперетта — появилась от комической оперы, получив особенное распространение во второй половине XIX века.
    • Оперы для детского исполнения — оперы Бенджамина Бриттена: «Маленький трубочист», «Ноев ковчег»; оперы Льва Конова: «Король Матиуш Первый», «Гадкий утёнок»
    • Полукомическая опера (итал. opera semiseria) — жанр, совмещающий в себе стили оперы-сериа (серьезная) и оперы-буффа (комическая)
    • Романтическая опера — музыкально-драматическое произведение, написанное на романтический сюжет
    • Опера-балет — музыкально-театральный жанр, сложившийся во Франции на рубеже XVII-XVIII веков и характерный для придворного театра
  • Слайд 11

    Оперными театрами называют здания музыкальных театров, специально предназначенные для показа оперных постановок. В отличие от театров под открытым небом, здание оперного театра оснащено большой сценой с дорогостоящим техническим оборудованием, включая оркестровую яму и зрительный зал в один или несколько ярусов, располагающихся друг над другом либо оформленных в виде лож.

    Данная архитектурная модель оперного театра является основной. Крупнейшими по количеству мест для зрителей зданиями оперных театров мира являются

    • Метрополитен Опера в Нью-Йорке (3 800 мест)
    • Опера в Сан-Франциско (3 146 мест) и
    • Ла-Скала в Италии (2 800 мест)
  • Слайд 12
    • Театр Ла Скала в Милане
    • Венская государственная опера
  • Слайд 13
    • Опера Гарнье в Париже
    • Одесский оперный театр
  • Слайд 14
    • Метрополитен Опера в Нью-Йорке
    • Большой театр в Москве
  • Слайд 15
    • Опера — это синтетический жанр, объединяющий в едином театральном действии различные виды искусств: драматургию, музыку, изобразительное искусство (декорации, костюмы), хореографию (балет).
    • Оперное произведение делится на акты, картины, сцены, номера.
    • Перед актами бывает пролог, в конце оперы — эпилог.
    • Части оперного произведения — речитативы, ариозо, песни, арии, дуэты, трио, квартеты, ансамбли и т. д.
    • Из симфонических форм — увертюра, интродукция, антракты, пантомима, мелодрама
  • Слайд 16

    В музыкальной драматургии оперы большая роль отведена оркестру, симфонические средства выразительности служат более полному раскрытию образов. Опера включает также самостоятельные оркестровые эпизоды — увертюру, антракт (вступление к отдельным актам). Ещё один компонент оперного спектакля — балет, хореографические сцены, где пластические образы сочетаются с музыкальными

    Жанры оперы:

    • эпический
    • лирический
    • драматический
    • комический
  • Слайд 17

    ЭТО ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО

    Самые исполняемые композиторы за 5 последних лет

Читайте также:  Как за 2 недели накачать ягодицы

Посмотреть все слайды

Источник: https://pptcloud.ru/music/ist-oper1

История развития оперы

        В историческом развитии оперное искусство претерпело немало изменений. Первые оперы были созданы в Италии на рубеже XVI — XVII веков авторами Я.Пери и К.Монтеверди.

Эти ранние оперы, сочинявшиеся на сюжеты античных мифов и древней истории, состояли, в основном, из сольных вокальных номеров и сопровождались небольшими музыкальными ансамблями.

В конце XVII — начале XVIII века на этой основе возник жанр так называемой оперы-сериа (по-итальянски — seria — серьёзная). Эта опера создавалась на исторический или мифологический сюжет, её содержание было трагедийным.

В центре стоял герой и его драматическая участь. В музыке главное место занимало виртуозное сольное пение, богато и разнообразно украшенное; хор и балет отсутствовали. Крупнейшими мастерами оперы-сериа были А.Скарлатти и Г.Гендель.

        В середине XVIII века австрийский композитор К.Глюк произвёл коренную реформу оперы — в борьбе против излишней виртуозности он достиг выразительной простоты вокальных партий, приблизив музыку к интонациям сценической речи. Наиболее известна этим его опера «Орфей».

        Параллельно с этим в разных странах развивалась комическая опера с оживлённым сценическим действием, весёлым, занимательным сюжетом и простыми и мелодичными вокальными партиями, напоминающими народные песни.

Этот вид оперы получил название опера-буффа (по-итальянски — buffa — комическая). Этот жанр не содержит разговорных сцен, вместо них широко применяется речитатив.

Опера-буффа была весьма популярна среди демократических слоёв населения. Виднейшие

авторыопер-буффа — Д.Перголези («Служанка-госпожа»), Д.Чимароза («Тайный брак»), Д.Паизелло, Й.Гайдн, А.Гретри, П.Монсиньи, В.Моцарт. Вершиной и вместе с тем последней ступенью развития оперы-буффа является «Севильский цирюльник» Д.Россини.

        В первой половине XIX века видное место в европейском театре занял жанр так называемой «большой оперы» илигранд-опера — весьма эффектной, но часто нарушавшей требования художественной правды. Видный творец в этом жанре — Д.Мейербер и его работы «Гугеноты», «Пророк».

В борьбе с недостатками гранд-оперы выдвинулось реалистическое течение, наиболее яркими представителями которого явились Д.Верди и Ж.Бизе. Отдав в молодости предпочтение гранд-опере, в зрелые годы Верди создал такие замечательные образцы реалистической оперы, как «Травиата», «Риголетто», «Отелло».

Одна из вершин мирового оперного искусства и образец реалистической оперы — подлинно народная, полная волнующей жизненной правды опера «Кармен» Бизе. Другим течением, примкнувшим к идеям реализма, стал «веризм» (по-итальянски — vero — правдивый). Его представители — П.Масканьи, Р.Леонкавалло, Д.Пуччини.

Их оперы в стиле веризма рисуют жизнь людей из народа и популярны благодаря мелодичной музыке, близкой к народной песенности.

        Видное место в оперном искусстве XIX века заняло творчество Р.Вагнера. Выступая против мишурного блеска «большой оперы», Вагнер создал на основе немецких народных легенд музыкальные драмы, наполненные глубоким философским содержанием («Тангейзер», «Лоэнгрин», «Тристан и Изольда», тетралогия «Кольцо нибелунга»).

Оперы Вагнера значительно приближены к драме за счёт того, что Вагнер отказался делить свои оперы на отдельные номера, чем добился неразрывности сценического действия. Вагнер доверил симфоническому оркестру важнейшую роль, тем самым достигнув огромной напряжённости симфонического развития.

Реформа вагнера оказала большое влияние как на развитие немецкой оперы, так и на развитие всего оперного искусства.

        В XIX веке одно из ведущих мест в мировом искусстве заняла русская опера. Начало блестящему развитию русского музыкального театра положил М.Глинка операми «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила». В его творчестве определились основные черты русской оперной классики: высокая идейность,

художественная правдивость, близость к народной песенности, великолепное мастерства и новаторство. Традиции Глинки нашли многостороннее развитие у его продолжателей в XX веке —  А.Даргомыжского («Русалка»), М.Мусоргского, Н.Римского-Корсакова («Снегурочка», «Садко»), П.

Чайковского («Евгений Онегин», «Пиковая Дама»). В жанре реалистической оперы больших успехов достигли Д.Шостакович («Катерина Измайлова»), С.Прокофьев («Война и мир». «Семён Котко», «Дуэнья»), Т.Хренников («В бурю», «Мать»), И.Дзержинский («Тихий Дон»), Д.

Кабалевский («Кола Брюньон», «Семья Тараса»).

        Опера оказала большое влияние на формирование таких теперь уже самостоятельных музыкальных произведений, как оперетта, оратория и кантата.

        Как самостоятельный жанр, оперетта — музыкально-сценическое произведение комедийного содержания с вокально-танцевальными сценами в сопровождении оркестра и с разговорными эпизодами — возникла во Франции сравнительно недавно — в середине XIX века и носила характер злободневной сатиры.

В венских опереттах сильнее выражено лирическое начало, мелодика близка австрийской и венгерской музыке. В современных американских опереттах сказывается влияние джаза и негритянского фольклора. Русские оперетты отличаются развлекательностью в бытовых сценах.

Мировыми звёздами оперетты являются Оффенбах, Штраус-сын, Легар, Кальман, И.Дунаевский.

        Впитав многие элементы оперы, на рубеже XVI — XVII веков зародились оратория (по-итальянски — oratio — красноречие) и кантата (по-итальянски — cantare — петь) — многочастные вокально-симфонические произведения для солистов, хора и оркестра.

Читайте также:  Когда лучше стерилизовать кошку

Оратория обычно состоит из хоровых эпизодов, симфонических фрагментов и законченных вокальных номеров. От кантаты она отличается значительностью содержания, развитым сюжетом, масштабностью формы. Между тем, термины «кантата» и «оратория» применимы в одинаковой мере ко многим произведениям современной музыки.

К жанру оратории близки месса, реквием и страсти. Все они поначалу создавались исключительно на религиозную тематику, хотя, в дальнейшем все эти жанры всё более отходят от религиозного ко светскому сюжету. Выдающиеся образцы произведений такого рода создали Г.Гендель, Й.Гайдн («Сотворение мира», «Времена года»), И.С.Бах, В.

Моцарт, Бетховен, Берлиоз, Верди, Брамс, Онеггер, Орф, Свиридов.

Источник: https://multiurok.ru/files/istoriia-razvitiia-opiery.html

Появление оперы и балета

Корни зарождения оперы и балета как отдельного искусства уходят глубоко во французское Средневековье. Но огромное влияние на их развитие оказала культура Италии.

Опера и балет обязаны своим происхождением придворным празднествам, которые в XVI веке отличались особой торжественностью и грандиозностью.

Вскоре эти пышные инсценировки балетных и оперных спектаклей обретают мировую славу и очень стремительно развиваются, постоянно усовершенствуясь. Стоит подчеркнуть, что на пути своего становления это искусство не имело разграничений на оперу и балет.

Все подобные спектакли гармонично сочетали в себе танцевальные и вокальные номера. Но вскоре, под влиянием французской и итальянской культуры произошло формирование отдельных жанров. Этому событию послужило представление первой итальянской оперы, которое произошло в Париже.

Задолго до…

Но, прежде чем появились балет и опера, отдельные элементы этих сценических жанров возникают и постоянно трансформируются под воздействием средневековых торжеств, пышных турниров и грандиозных въездов королевской знати.

Огромную роль в зарождении современных традиций оперы и балета сыграли причудливое одеяние и маски персонажей, в которые было принято облачаться для придворных торжеств. Подобное наряды спровоцировали дальнейшее развитие тенденций балетных выходов, а затем и структуру старо-французского балета.

Нельзя не отметить, что костюм и маска ряженого – это громкий отголосок древних языческих обрядов.

Очень часто подобные выходы костюмированных персонажей происходили под эффектный аккомпанемент – колесницы в форме корабля, замка, чудовищ. Кроме всего прочего практически всегда такие действия сопровождались пантомимой под шумные звуки музыки.

Подобными торжествами власть пыталась пропагандировать новые крестовые походы и другие необходимые ей «мероприятия». С не менее яркой драматургией устраиваются и рыцарские турниры, которые отличаются пышной романтикой.

Театральность просматривается во всем – торжественные инсценировки выходов рыцарей на арену, красочно украшенные облачения, широковещательные театральные вызовы и т.п.

В общем, стоит сказать, что в период развития оперы и балета абсолютно все важные мероприятия и события отличались красочностью, пышностью и грандиозностью, что сохранилось и по сей день.

Источник: http://www.letopis.info/themes/theatre/pojavlenie_opery_i_baleta.html

История оперы (тематические)

(13.03.18) История появления оперы, или чем закончилась идея флорентийского кружка возродить античную трагедию в конце XVI века. Первые 100 лет итальянской оперы: от К. Монтеверди до А. Скарлатти.

(20.03.

18) Стремительное распространение оперы в Европе в XVII веке. Борьба с итальянскими влияниями за национальные оперные интересы во Франции (Ж.-Б. Люлли), Англии (Г. Пёрселл), Германии (Г. Шютц).

Два типа оперного спектакля: seria и buffa.

(27.03.18) XVIII век. Вершины барочной оперы в лучших образцах Г.Ф. Генделя, А. Вивальди, Ж.Ф. Рамо. Реформа К.-В. Глюка и война глюкистов и пиччинистов. Расцвет оперы-буффа: от Перголези и Паизиелло к Россини.

(03.04.18) Итальянское bel canto в шедеврах эпохи романтизма: Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти. Три оперы В.А. Моцарта: «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта», как три примера величайшего переворота в истории музыкального театра.

(10.04.18) Два оперных гения XIX века: Дж.Верди и Р. Вагнер.

(17.04.18) История оперы в России- краткий экскурс. От первых подражательных опытов придворных композиторов XVIII века до золотого века русской оперы. М.Глинка, М.Мусоргский, А.Бородин, Н.Римский-Корсаков, П.Чайковский).

Начало курса — 13 марта 2018 года

Продолжительность курса — до 17 апреля 2018 года

Лектор Елена Шишигина — историк музыки, педагог, концертмейстер

Источник: http://phillipseducation.ru/opera

Опера История и строение оперы. Первое место среди музыкально- драматических жанров занимает опера. Опера (от итальянского – «сочинение») — вид театрального. — презентация

1 Опера История и строение оперы<\p>

2 Первое место среди музыкально- драматических жанров занимает опера. Опера (от итальянского – «сочинение») — вид театрального искусства, в котором сценическое действие тесно слито с музыкой – вокальной и оркестровой.<\p>

3 В ней объединяются такие виды искусств: Музыка Литература Хореография Изобразительное искусство (декорации, костюмы). Опера – это синтетический вид искусства<\p>

4 Родиной оперы считается ИТАЛИЯ (16-17вв.), её «отцом» — композитор Клаудио МОНТЕВЕРДИ. Но ещё в Древней Греции актёры исполняли трагедии нараспев, чтобы усилить воздействие на зрителей, а хор под музыкальное сопровождение выражал основную идею произведения.<\p>

5 Создание оперы начинается с литературной основы – либретто либретто<\p>

6 Опера открывается увертюрой (с французского – «открытие»). увертюрой<\p>

7 Опера состоит из: Действий (актов), а каждое действие состоит из эпизодов: Арий Речитативов Ансамблей (дуэты, трио) Хоровых и инструментальных разделов.<\p>

8 О П Е Р А МНТЕВЕРДИ РБИЛТТО ЕВУТЮРА ТИЛИЯ По горизонтали: 1.Кого называют «отцом» оперы 2.Краткое содержание оперы 3.С неё начинается опера 4. Родина оперы<\p>

9 АРИЯ – занимает в опере главное место, исполняемая только соло, она полно характеризует героя и раскрывает его мир чувств и переживаний.<\p>

10 РЕЧИТАТИВ (итал.- «декламировать») – пение близкое к разговорной речи, исполняется говорком на фоне отдельных аккордов.<\p>

11 Либретто (с фр. – «книжечка») – это литературный текст и часто под либретто имеют в виду краткое содержание оперы или балета.<\p>

12 Увертюра – оркестровая пьеса, исполняемая перед театральным представлением и вводящая в круг настроений предстоящего зрелища.<\p>

13 Гузенко Е. Д. Использованные ресурсы: CD КиМ Школа развития личности «Учимся понимать музыку» (практический курс)<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/195813

История возникновения оперы

Что означает слово «опера»? В переводе с италь­янского — «труд», «сочинение». В самых ран­них опытах итальянских композиторов музыкальный спектакль именовался «сказание в музыке» или «музы­кальная повесть», и к этому скромно добавлялось — опера, то есть труд такого-то композитора.

Что означает слово «опера»? В переводе с италь­янского — «труд», «сочинение». В самых ран­них опытах итальянских композиторов музыкальный спектакль именовался «сказание в музыке» или «музы­кальная повесть», и к этому скромно добавлялось — опера, то есть труд такого-то композитора.

Родина оперы — Италия. Вызванный к жизни гуманистическими идеалами эпохи итальянского Возрождения, этот жанр возник в конце XVI в.

В единении поэзии, музыки и театра группа просвещенных флорентийских поэтов и музыкантов искала пути к возрождению античного театра, к созданию синтетического искусства, способного правдиво выразить человеческие чувства.

Флорентинцы провозгласили господство поэзии над музыкой; Отказавшись от средневековой полифонии, выдвинули новый, гомофонно-речитативный стиль. По словам Б. Асафьева, речитативные пасторали флорентинцев были «своего рода пропилеями» к опере.

Подробнее: www.classic-music.ru

О?пера (итал. opera — дело, труд, работа; от лат. opera — труд, изделие, произведение) — жанр музыкально-драматического искусства, в котором содержание воплощается средствами музыкальной драматургии, главным образом посредством вокальной музыки[1]. Литературная основа оперы — либретто.

Подробнее: wreferat.baza-referat.ru

О́пера (итал. opera — дело, труд, работа; лат. — жанр музыкально-драматического искусства, в котором содержание воплощается средствами музыкальной драматургии, главным образом посредством вокальной музыки[1].

Литературная основа оперы — либретто. Слово «ореrа» в переводе с итальянского буквально означает труд, сочинение.

В этом музыкальном жанре слиты в единое целое поэзия и драматическое искусство, вокальная и инструментальная музыка, мимика, танцы, живопись, декорации и костюмы.

Подробнее: studopedia.

org

Цель настоящей работы тАФ проследить развитие различных жанров оперного искусства в историческом разрезе и через творчество различных композиторов, творчество которых по праву считается вехами в истории оперной музыки.

         Опера тАУ это художественное произведение, содержание которого воплощается в сценических музыкально-поэтических образах. В опере сочетаются музыка, драматургия, изобразительное искусство, хореография.

Крупнейшим событием в истории музыки рубежа 16-17 веков было рождение оперы. На смену сложной ученой полифонии пришел выразительный одноголосный напев с аккомпанементом. В это же время в музыке утвердились два современных лада – мажор и минор.

Композиторы нового стиля стремились мелодией передать психологическое эмоциональное состояние действующих лиц спектакля. Они «омузыкаливали» живую речь действующих лиц на сцене. Омузыкаленная речь актеров в спектакле называлась речитативом.

Слово опера в переводе с итальянского означает «труд», «сочинение». Первоначально музыкальный спектакль называли «dramma per musica» – «драма на музыке» или «музыкальная драма», к чему добавляли – опера, то есть труд такого-то композитора.

О?пера (итал. opera — дело, труд, работа; лат. opera — труды, изделия, произведения, мн.ч. от opus) — жанр музыкально-драматического искусства, в котором содержание воплощается средствами музыкальной драматургии, главным образом посредством вокальной музыки[1].

Литературная основа оперы — либретто. Слово «орега» в переводе с итальянского буквально означает труд, сочинение.

В этом музыкальном жанре слиты в единое целое поэзия и драматическое искусство, вокальная и инструментальная музыка, мимика, танцы, живопись, декорации и костюмы.

Подробнее: dic.academic.ru

Презентация на тему «История развития оперы» рассказывает об основных особенностях музыкального жанра и его истории развития. Слайд 2  

Опера — жанр музыкально драматического искусства, в которомсодержание воплощается средствамимузыкальной драматургии главным образом посредством вокальной музыки

Итак, опера родилась в Италии. Первый публичный спектакль был дан во Флоренции в октябре 1600 года на свадебных торжествах во дворце Медичи. Группа обра­зованных любителей музыки вынесла на суд высоких гостей плод своих давних и настойчивых исканий — «Сказание в музыке» об Орфее и Эвридике.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны. презентация «История возникновения оперы» скачать

Подобные документы

Черты романтической оперы на примере оперы «Вольный стрелок» ВебераХарактеристика общественной значимости жанра оперы. Изучение истории оперы в Германии: предпосылки возникновения национальной романтической оперы, роль австрийского и немецкого зингшпиля в ее формировании. Музыкальный анализ оперы Вебера «Волчья долина».курсовая работа [43,9 K], добавлен 28.04.2010

Подробнее: revolution.allbest.ru

Чаще всего опера у неискушённого слушателя ассоциируется с громкой музыкой, сильными голосами и, признаться, малопонятным текстом.

Как правило, зрители пользуются либретто, чтобы понимать, о чём идёт речь. Но немногие знают, что это понятие гораздо глубже.

Что такое опера? В музыке этот термин используется для обозначения целого ряда жанров, связанных исключительной ролью музыки в представлении.

Как вид театрального искусства, опера ведет свою историю с рубежа XVII-XVIII веков, где она сформировалась как аристократическое развлечение. С тех пор этот жанр совершенствовался, неоднократно изменился и в конце концов разделился на множество различных видов, о которых и пойдет речь в данной статье.

1 Опера История и строение оперы 2

Первое место среди музыкально- драматических жанров занимает опера. Опера (от итальянского – «сочинение») — вид театрального искусства, в котором сценическое действие тесно слито с музыкой – вокальной и оркестровой.

Подробнее: www.myshared.ru

Опера — это один из важнейших музыкальных и театральных жанров. Она представляет собой смесь музыки, вокала, живописи и актёрского мастерства, и высоко ценится приверженцами классического искусства. Неудивительно, что на уроках музыки ребёнку первым делом задают доклад на эту тему.

Подробнее: obrazovanie.guru

Русская опера — неотъемлемая часть всей мировой музыкальной культуры.

Несомненно, если говорить именно о русской опере, ее становление необходимо вести от Михаила Ивановича Глинки, первого, в полном смысле слова, русского оперного композитора.

Однако история оперы в нашей стране как музыкально-драматического жанра, пришедшего с Запада, началась задолго до постановки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») М.И.Глинки — первой русской «классической» оперы, премьера которой состоялась 27 ноября 1836 года.

Подробнее: www.olofmp3.ru

— сочинение) — это сложный вид театрального искусства, в котором сценическое действие тесно слито с вокальной и оркестровой музыкой.

В опере объединяются многообразные художественные средства: сольное и хоровое пение, различные ансамбли, симфонический оркестр, элементы изобразительного искусства (костюмы, декорации и прочее), весьма популярны балетные сцены.

Опера, в которой балетные сцены занимают не менее важное место, чем вокальные, называется опера-балет

Подробнее: www.BestReferat.

ru

Цель настоящей работы — проследить развитие различных жанров оперного искусства в историческом разрезе и через творчество различных композиторов, творчество которых по праву считается вехами в истории оперной музыки.

Опера – это художественное произведение, содержание которого воплощается в сценических музыкально-поэтических образах. В опере сочетаются музыка, драматургия, изобразительное искусство, хореография.

Подробнее: www.referat-web.ru

Источник: http://www.chsvu.ru/istoriya-vozniknoveniya-opery/

Что такое опера в музыке — определение. Самые знаменитые и современные оперы :

Вопрос о том, что такое опера в музыке, очень важен для понимания особенностей данного жанра в музыкальном театре. В наше время оперные представления не утратили своей популярности и по-прежнему собирают полные залы.

Многие современные композиторы продолжают создавать новые произведения в данном жанре. В данном обзоре представлен краткий обзор истории становления музыкальных спектаклей, а также дан перечень их наиболее известных видов.

Возникновение и развитие

Отвечать на вопрос о том, что такое опера в музыке, следует начать с небольшого описания становления данного жанра. Его истоки уходят корнями в историю античного театра, в котором хор играл очень большую роль в спектаклях. Впоследствии эта традиция перешла на итальянские подмостки.

Возникновению оперных представлений предшествовало создание церковных музыкальных представлений. Постепенно и на светских подмостках стали ставить представления, в которых оркестр и вокал играли определяющую роль.

При изучении вопроса о том, что такое опера в музыке, школьникам необходимо объяснить, что истоки этого жанра уходят далеко в древность, развивался он в эпоху Возрождения.

Особенности

Главной чертой оперы как музыкального спектакля является то, что в ней оркестр является главным действующим лицом. Именно музыкальное сопровождение обеспечивает оперному спектаклю единство действия и идейного содержания. Большое значение имеет вокальное исполнение музыкальных партий. Голос певца зачастую определял особенности музыки.

Нередко композиторы писали партитуры специально для конкретных певцов. Так, поступал, например, известный композитор Беллини для тенора Рубини. Сценическое оформление, декорации, костюмы также играют немаловажную роль в передаче замысла композитора.

Итак, при разборе вопроса о том, что такое опера в музыке, необходимо помнить, что этот спектакль представляет собой единство слова, музыки и действия.

Виды

Первоначально композиторы в качестве сюжета брали мифологические истории для своих произведений. Однако очень скоро оперы стали более разнообразными по содержанию и музыкальному оформлению. Особенно популярным был исторический жанр («Набукко», «Анна Болейн» и другие).

Часто на реальных событиях основывалась опера. Определение этого понятия должно включать упоминание о многообразии музыкальных спектаклей, существующих на театральных сценах. Кроме исторического жанра композиторы часто обращались к комедийным сюжетам.

Так появились представления в стиле буффа («Дон Паскуале»). Мелодрамы также пользовались неизменной популярностью у зрителей («Травиата», «Сомнамбула» и другие).

Структура

Определенное построение имеет опера. Определение этого термина должно включать небольшую характеристику структуры музыкального спектакля. В начале в качестве вступления звучит увертюра, в которой композитор кратко знакомит слушателей и зрителей с сюжетом и историей представления.

В увертюре звучит главный музыкальный мотив всего спектакля. Опера, музыкальный жанр которой диктовал для авторов определенные правила при написании вокальных партий, состоит из отдельных номеров – арий, дуэтов, терцетов, хоровых партий.

Обычно они разделяются между собой речитативами персонажей, которые служат переходным звеном между сольным пением.

Однако ближе к концу 19 века авторы стали искать новые способы передачи переживаний героев и поэтому для создания бо́льшей драматичности писали вокальные партии как сплошной музыкальный поток, без речитативов (Пуччини, Массне и другие).

Техника

Огромного вокального мастерства требует от исполнителя опера. Музыкальный жанр этих представлений определил возникновение различных техник исполнения. Наиболее популярным из них было бельканто – так называемое красивое пение.

Особенностью опер, написанных в данном стиле, было то, что их партии требовали от певца не столько драматургии, сколько виртуозности в пении. Неотъемлемой частью таких музыкальных произведений было обязательное присутствие колоратуры – сложных пассажей в ариях. Наиболее известными авторами колоратурной музыки были Гендель, Моцарт, Россини.

В таких спектаклях оркестр играет вспомогательную роль, вся нагрузка ложится непосредственно на исполнителя. Другие композиторы, наоборот, делали акцент на драматургию. В таких произведениях оркестр определяет действие и атмосферу на сцене. Мастерами драматургических опера считаются Верди, Вагнер, Чайковский.

При исполнении их произведений от певца требуется уже не техника, а сила и выразительность голоса, который бы по своей мощности не уступал тяжелому оркестру.

Примеры

Самые знаменитые оперы до сих пор с успехом идут на ведущих театрах мира.

Практика показывает, что в настоящее время зрители почти в равной степени предпочитают как легкие произведения в стиле бельканто, так и серьезные драматические спектакли.

Из первой категории можно назвать такое культовое произведение, как «Севильский цирюльник» Россини, который периодически идет в театрах самых разных стран мира, из второй группы достойна упоминания опера «Риголетто» Верди.

Среди произведений отечественных композиторов особенно популярно произведение Чайковского «Евгений Онегин». Современная опера также заслуживает отдельного упоминания. Многие авторы с удовольствием пишут в данном жанре.

Одна из них – «Любовь издалека» финского автора К. Саариахо. Это оригинальное музыкальное сочинение посвящено истории красивой любви французского рыцаря и прекрасной женщины, о которой он узнал со слов пилигрима.

Отдельно следует упомянуть об интересной опере венгерского композитора П. Этвёша, написанной по мотивам пьесы Чехова «Три сестры».

Этот спектакль в течение нескольких лет успешно выдержал ряд постановок на европейских сценах.

Одна из последних заметных опер – это произведения чешского автора М. Срнка «Южный полюс», которое посвящено истории соперничества двух известных полярных путешественников за изучение Антарктиды. Итак, и в наши дни классическая музыка и музыкальные спектакли по-прежнему популярны среди зрителей и композиторов.

Источник: https://www.syl.ru/article/296609/chto-takoe-opera-v-muzyike—opredelenie-samyie-znamenityie-i-sovremennyie-operyi

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector