В чем выступали актеры в театре древней греции

Актеры в Древней Греции

В чем выступали актеры в театре Древней Греции

Актеры на задворках театра. Мозаика, I в. до н. э. Национальный археологический музей, Неаполь

В театре играли только мужчины, роль первого актера, как правило, принадлежала непосредственно драматургу. Исполнители носили сложные костюмы, которые отражали стилистику играемого персонажа и характер драмы. 

Для трагедий были характерны длинные, торжественные, яркие или белые одеяния, маски, к которым прикреплялся парик, высокие сапоги на толстой подошве (котурны), визуально увеличивавшие рост.

Комедийные актеры носили гротескные маски и короткие одежды, причем размеры живота и зада утрировались специальными накладными подушками. Участники хора также надевали маски и костюмы, изображавшие людей («Всадники»), животных («Птицы») или неодушевленные предметы («Облака»).

Декорации были самыми простыми, одна-две колонны должны были изображать храм, дерево означало лес и т. д. Весь основной смысл представления рисовался воображением зрителей.

Театральные маски. Рельеф, I в. н. э. Музей истории искусств, Вена

Классическая драматургия

Бюст Эсхила

Эсхил (около 525–456 гг. до н. э.) происходил из афинского аристократического рода, его молодость пришлась на эпоху становления демократии и греко-персидские войны. Он сражался с персами при Марафоне и Саламине, и этот жизненный опыт сильно повлиял на его религиозные представления.

Еще в юности Эсхил начал писать трагедии, первую сценическую победу одержал в 484 г. до н. э. Всего на его счету 13 прижизненных побед и 15 посмертных, поскольку его драмы в виде исключения продолжали ставиться и после смерти.

Считается, что Эсхил написал 70 трагедий и 20 сатирических драм, из них нам известно 79 названий.

Целиком сохранились семь его трагедий, составлявших школьное чтение в поздней Античности, а также около 400 отрывков, число которых постоянно пополняется за счет новых папирусных находок. Самой старой из дошедших до нас трагедий Эсхила является «Персы», поставленная в 472 г. до н. э.

Ее главная идея — убедить в необходимости сохранения равновесия и естественного порядка в мире. Персидский царь Ксеркс покусился на принцип соответствия сил между народами, и его личная надменность вызвала гнев Зевса, бога правосудия. За преступление царя понесли наказание все те, кем он правил.

В двух тетралогиях, Фиванской («Лай», «Эдип» и «Семеро против Фив»), написанной в 462 г. до н. э. и Орестее («Агамемнон», «Хоэфоры», «Эвмениды»), написанной в 458 г. до н. э. и сохранившейся практически целиком, раскрываются представления автора о фундаментальных проблемах человеческого существования.

Он признает, что преступление оскверняет всех членов группы, к которой принадлежит преступник, и что грехи отцов падают на детей.

Эсхил считал, что божество наказывает людей за совершенные прегрешения и правосудие свершается в контексте жизни семьи, государства и человечества. Такие представления были характерны для общества, которое ставило судьбу группы выше судьбы личности.

Эдип и сфинкс. Миф об Эдипе лег в основу самой знаменитой трагедии Софокла. До сих пор остается дискуссионным вопрос, что Софокл переработал, а что сохранил в первоначальном предании. Краснофигурная чаша, 450 г. до н. э. Музей Ватикана

Софокл 

Софокл (около 496–406 гг. до н. э.) происходил из состоятельной семьи, получил хорошее образование, принимал активное участие в политической жизни Афин, дважды — в 441 и в 429 гг. до н. э. — избирался стратегом. Личная дружба связывала его со многими выдающимися современниками, в том числе с Кимоном, Периклом, Геродотом и др.

В юности Софокл получал награды за участие в музыкальных состязаниях, а в 16 лет даже возглавил хор юношей, исполнявших торжественную песнь в честь одержанной греками победы при Саламине. В 468 г. до н. э. он впервые выступил в трагическом состязании и одержал победу над Эсхилом.

Софоклу приписывалось создание 123 драм, это приблизительно 30 тетралогий, из которых 24 произведения получили первые награды, а остальные — вторые. Из всех сочинений полностью сохранилось семь, остальные известны по названиям и фрагментам различной полноты. Софокл завершил начатую его великим предшественником эволюцию драмы.

Благодаря его творчеству центр тяжести трагедии окончательно перешел на изображение людей, их поступков, борьбы. В то время как для Эсхила человеческие действия служили инструментом для обнаружения присутствия божественных сил, у Софокла они играют самостоятельную роль.

В его творчестве внимание с группы сместилось на личность, с божественных законов — на принципы, определяющие практические поступки людей в различных ситуациях. Изображая нравственное величие человека, вместе с тем Софокл признавал его бессилие в столкновении с судьбой.

В соответствии с его убеждением, в рамках непреодолимого божественного плана человек не волен управлять своей судьбой, но он волен достойно встретить ее. С наибольшей яркостью эта тема разработана в трагедии «Царь Эдип», которая во все времена признавалась шедевром драматургического мастерства.

Еврипид

Еврипид (около 480– 406 гг. до н. э.) родился на Саламине 23 сентября 480 г. до н. э. в день знаменитой победы греков в морском сражении. Эсхил принимал в нем участие в качестве воина, а 16-летний Софокл возглавлял хор юношей, воспевавших мужество греков. 

В юности Еврипид обучался у Анаксагора, знал также Продика, Протагора и Сократа. Идеи софистов о природе богов и людей, о значении религиозного культа и о правах женщин он зачастую излагал в своих сочинениях. Впервые Еврипид выступил с трагедией «Пелиад» в 455 г. до н. э., но успех к нему пришел лишь в 441 г. до н. э.

Его взгляды часто встречали оппозицию зрителей, поэтому из 22 поставленных им тетралогий лишь четыре получили первую награду. Всего Еврипиду приписывают 92 драмы, из которых целиком сохранились 17 трагедий и сатирова драма, а также свыше тысячи фрагментов.

В центре творчества Еврипида находится уже не божественное вмешательство, не принципы, которым должен следовать человек, а внутренний мир отдельных людей, показанный на фоне повседневной жизни. Еврипид привнес в афинскую трагедию изображение борьбы чувств и внутреннего разлада.

Впервые в античной литературе он поставил психологические проблемы, часто использовав для этой цели женские характеры. Мотивы супружеской и материнской любви, нежной преданности, бурной страсти в сплаве с хитростью, коварством и жестокостью занимают в драмах Еврипида весьма видное место. По оценке Аристотеля он был самым трагическим из всех трагиков.

Хотя современники часто не понимали его замысла и отказывали ему в признании, метод имел множество последователей. Через творчество Сенеки он оказал значительное влияние на драматургию Нового времени.

Комедиограф с театральными масками. Рельеф, I в. Вилла Гетти, Малибу

Аристофан

Аристофан (около 445 — около 385 гг. до н. э.) родился в Афинах в небогатой семье, получил хорошее образование и уже в ранней юности начал писать стихи и сочинять музыку. Он создал 45 комедий, из этого числа 11 сохранились.

Авторитет Аристофана был чрезвычайно велик, его называли «отцом комедии», читали и ставили на сцене чаще остальных комедиографов. По взглядам Аристофан принадлежал к консерваторам, главный герой его драм — зажиточный афинский крестьянин с его почтением к традиции, недоверием ко всему новому, неприязнью к пустой болтовне.

Сатира Аристофана имела остро выраженный политический компонент, в драмах он резко нападал на демократических лидеров, особенно доставалось от него демагогам. Клеон даже пытался привлечь его к суду за драму «Вавилоняне», но проиграл процесс. Впрочем, Аристофан боролся не за изменение общественного строя, а за смену людей, управляющих государством.

По своим взглядам Аристофан принадлежал к консерваторам, главный герой его драм — зажиточный афинский крестьянин с его почтением к традиции, недоверием ко всему новому, неприязнью к пустой болтовне. Драма «Ахарняне», поставленная в 425 г. до н. э., в разгар Пелопоннесской войны, воспевала мирную жизнь деревни.

Ее герой крестьянин Дикеполь (борец за справедливость), заключил сепаратный мир со Спартой и благоденствовал, в то время как его соотечественники вели жизнь, полную лишений. Тема войны и мира звучит также в комедиях «Лисистрата» и «Женщины на празднике Фесмофорий», поставленных в 411 г. до н. э. Последняя подвергает беспощадной критике трагика Еврипида.

Нападками против него полна также пьеса «Лягушки», ставшая самым громким сценическим успехом Аристофана. В «Облаках» высмеиваются новомодные взгляды философов-софистов, одним из героев этой комедии является Сократ.

Поделиться ссылкой

Источник: http://SiteKid.ru/istoriya/drevnyaya_greciya/aktery_v_drevnej_grecii.html

АКТЁР, в древнегреческом театре

АКТЁР, в древнегреческом театре

Наряду с хором, важнейший участник драматических представлений в древнегреческом театре.

Античная традиция сохранила вполне определенные свидетельства как о количественном составе актерского корпуса древнегреческого театра, так и о тех изменениях, которые он претерпел со временем. У Феспида, с которого начинают историю драматических постановок в Афинах в 534 г. до н.э.

, один актер отвечал своими репликами на партии хора, он именовался гипокритом (ὑποκριτής), т. е. «отвечающим» хору (Diog. L., III, 56). Вскоре после Феспида Эсхил ввел второго актера, а младший современник Эсхила, Софокл, – третьего (Aristot. Poet., 4, 1449 а 15-18; Vit. Aesch., 15). Это добавление стало последним.

В поздних трагедиях и Эсхил последовал этому нововведению более молодого соперника, и в его трагедиях также появляется третий актер. Но и после Софокла ставились трагедии, в которых играли только два актера. По-видимому, в сатировской драме было такое же число актеров, как и в трагедии.

Относительно комедии известно, что Кратин ограничил число актеров тремя. Анализ комедий Аристофана показывает, что роли в них вполне могли быть сыграны тремя актерами. Ограниченное число актеров в драме вполне соответствовало принципу условности античного театра.

Такая регламентация диктовалась, не в последнюю очередь, стремлением установить определенные правила для участников театрального агона и уравнять их шансы на победу.

Первоначально актерами в театральных постановках были сами драматурги. Феспид, который и ввел актера в спектакль, по-видимому, сам представлял всех персонажей своих пьес. Эсхил также сам играл в своих трагедиях в качестве протагониста.

Афиней, рассказывая о том, что драматурги, в том числе Эсхил, обучали танцам участников спектакля, замечает: «кажется, он сам играл в собственных пьесах» (Athen., I, 39, р. 21 e, пер. Н. Т. Голинкевича). Однако для трагедий Эсхила был характерен и другой порядок: его неизвестный биограф называет имя первого актера, с которым «работал» Эсхил – Клеандр (Vit. Aesch., 15).

Сначала правилу предшественников следовал и Софокл, он дважды принимал участие в исполнении своих пьес, судя по свидетельству неизвестного биографа (Vit. Soph., 5). В несохранившейся трагедии «Фамирид» он исполнял главную роль, при этом также играл на кифаре. В другой трагедии, которая до нас также не дошла, он выступал в роли Навсикаи, где выказал свою ловкость в игре в мяч.

Читайте также:  Как вернуть потерянный или украденный смартфон

Однако из-за слабости голоса Софокл вынужден был отказаться от участия в представлениях как актер, и после него участие драматурга в таком качестве скорее было исключением.

Ведущая роль в спектакле принадлежала первому актеру – протагонисту (πρωταγωνιστής). Именно протагонистов распределял между поэтами архонт-эпоним.

При этом первоначально те, кто желал принять участие в драматических агонах в качестве протагонистов, видимо, должны были проходить предварительный отбор, а затем по жребию каждый из драматургов получал первого актера.

Далее протагонист, по-видимому, сам выбирал для себя второго актера – девтерагониста (δευτεραγωνιστής) и третьего – тритагониста (τριταγωνιστής). Первоначально в V в. до н. э. архонт-эпоним назначал каждому поэту одного протагониста для исполнения главных ролей во всех его пьесах. Однако затем порядок изменился. Из некоторых надписей IV в. до н. э.

следует, что каждый из протагонистов должен был сыграть в одной из трагедий каждого поэта, участвовавшего в драматических агонах. Очевидно, эти изменения имели целью еще более уравнять возможности драматургов в состязании, исключить ситуацию, когда игра выдающегося актера могла бы обеспечить победу не самому достойному драматургу.

Победители на драматических состязаниях сначала определялись только среди хорегов и драматургов, что, по-видимому, можно объяснить уже указанным обстоятельством, что первое время драматург был единственным или, после появления второго актера, главным исполнителем своих произведений.

Однако с течением времени такое совмещение обязанностей становится ненужным и невозможным, так как усиливается специализация в занятиях «театральными делами», в которые вовлекается все больше людей, а также повышаются требования к актерскому мастерству.

Вместе с тем в общественном мнении постепенно возрастало и значение актеров, которые наряду с драматургом принимали участие в создании постановки.

На основании эпиграфических свидетельств, прежде всего, дидаскалий, можно составить следующую хронологию появления агонов между первыми актерами. Около 449 г. до н. э. на Великих Дионисиях были установлены состязания протагонистов трагедий.

На Ленеях соревнования протагонистов, игравших в комедиях, установили около 442 г. до н. э., для протагонистов трагедий – около 433 г. до н. э. Агоны протагонистов комедий на Великих Дионисиях учредили только в 325 г. до н. э.

В протоколах состязаний всегда отмечался лишь первый актер — протагонист. В надписях, относящихся к состязаниям, нет упоминаний о девтерагонистах и тритагонистах. Награда за исполнение роли присуждалась независимо от награды, присуждаемой драматургу. Так, например, в 418 г. до н. э.

трагический актер Каллипид был провозглашен победителем, а драматург, в пьесе которого он играл, получил только вторую награду.

Таким образом, как правило, наибольшее число актеров в греческой драме не превышало трех. Однако нам известны и некоторые исключения из такого порядка, пусть и немногочисленные. Иногда в соответствие с ходом действия на сцене оказывалось четыре актера, как в начале «Прометея прикованного» Эсхила или у «Софокла в Эдипе в Колоне».

Содержание этого дополнительного актера, как уже отмечалось, относилось на счет хорега в качестве дополнительных расходов и именовалось «парахорегема», то есть лишняя поставка хорега (Pollux, IV, 110; cp. Aristoph. Pax, 114).

Кроме того, как в трагедии, так еще более в комедии, существовало множество персонажей «без слов», для которых существовали даже специальные маски без прорезей для рта.

Они могли представлять массу людей, сопровождавших знатных лиц, или изображать народ (например, в начале «Царя Эдипа» Эсхила), а также отдельных персонажей-статистов (например, у Эсхила Гермес в «Эвменидах», Сила в «Прометее»). Некоторые исследователи и их относят к дополнительным затратам хорега, другие же считают, что расход на таких участников представления к затратам хорега не относились.

Так как в любой трагедии число действующих лиц больше, чем три, то одному и тому же актеру приходилось играть несколько ролей в пьесе. Укажем при этом, что значительная часть действия, как правило, не показывалась зрителям, а сообщалась такими персонажами, как вестники, слуги или домочадцы, которые рассказывали о том, что произошло, но оставалось «за сценой».

Так, о том, что случилось под стенами Трои, сообщает вестник в «Агамемноне» Эсхила, подобным же образом, в «Трахинянках» Софокла, посланец рассказывает Деянире о произошедшем (причем, пытаясь обмануть героиню).

Подобные сценические ухищрения не только давал возможность обойтись ограниченным числом актеров, но и позволял соблюдать еще один принцип древнегреческого театра – не представлять на сцене насилия, убийства, например. Кроме того, часто в уста таких вестников вкладывалась оценка события, о котором он повествовал.

Так, Талтибий в Троянках Еврипида со слезами рассказывает о смерти Астианакса, последнего из троянцев. Такая эмоциональная оценка, сделанная «со стороны», задавала некий модуль для оценки и размышлений уже со стороны зрительской аудитории.

Источник: http://w.histrf.ru/articles/article/show/aktior_v_drievnieghriechieskom_tieatrie

Греческий театр: описание, история и интересные факты :

Греческий театр: описание, история и интересные факты :

Театральное искусство зародилось еще в древности. Процветания и наибольшего развития оно достигло тогда в Греции.

Функцией его было распространять социально-этические, религиозные понятия, тем самым объединяя различные слои населения.

Трагедии и комедии, образы и характеры, создававшиеся в то время поэтами, сегодня являются шедеврами литературной классики. С историей греческого театра, его особенностями познакомимся в данной статье.

История

Само слово «театр» греческого происхождения. В буквальном смысле оно переводится как «место для зрелищ». Эпоху рождения греческого театра (5-4 вв. до н.э.) принято считать образцом эталоном. Характерной чертой ее является гармония пропорций, элементов. Это касается архитектуры, пластики и самого сценического искусства.

Изначально греческий театр был связан с чествованием божества Диониса. Демократическое устройство, утвердившееся к 5 веку до н.э., способствовало быстрому росту популярности театра в Афинах, привлечению к нему мастеров поэтического слова.

Нередко здания и площадки для представлений использовались для народных собраний, так как изначально при построении были рассчитаны на большое количество публики и вмещали от 10 тысяч человек. Священным атрибутом греческого театра того периода был алтарь Диониса.

Он находился в центральной части здания – орхестре — и был своего рода напоминанием о религиозном начале искусства.

Самый первый театр располагался в Афинах, на юго-восточном склоне Акрополя. Он был назван в честь божества-покровителя, а общество актеров носило название «дионисовских мастеров». Театр находился под открытым небом, места для зрителей были деревянными. В конце 5 века сиденья обрушились. Поэтому жители Афин совместными усилиями соорудили театрон – особые места для публики.

Особенности постановок

Рождение греческого театра ознаменовало новый этап развития искусства, не только литературного и ораторского, но и сценического. В его основе лежали символические игры, культовые обряды. Еще в конце 6 века популярностью пользовались три театральных жанра: комедии, трагедии и сатировские драмы.

Постановки проходили не только в Афинах, но и в других греческих полисах. Они были связаны с празднествами Дионисий и важными государственными событиями. Через хитросплетение характеров и действий персонажей можно было доносить до народа важные политические идеи и смеяться над злободневными проблемами.

В конце 4 века театр в Древней Греции потерял свою связь с религией. Теперь только важные государственные события отмечались драматическими представлениями. При этом авторы пьес и актеры старались так увлечь зрителей, что вся сценическая игра превращалась в единое переживание. И публика будто становилась действующим лицом.

Архитектурные особенности

История греческого театра в архитектурном плане включает два основных периода: классический и эллинистический.

Образцом (т.е. классикой) служил театр Диониса. Он включал три части: орхестру – круглую площадку для выступлений актеров. В ходе археологических раскопок в 1895 году было установлено, что диаметр ее составлял примерно 27 метров.

Сначала публика свободно размещалась вокруг площадки, затем появился театрон, или зрительный зал. Он стал второй обязательной частью театрального здания. Сиденья располагались на склонах холмов. Ряды строились один за другим и уходили вверх.

Театрон был разделен вертикальными и горизонтальными проходами, образуя клинья. Первые ряды занимали влиятельные персоны. Сцену и зрительный зал отделял ров с водой. К третьей части относилось здание скены. Это помещение строили из дерева.

Там хранился реквизит, декорации, переодевались и готовились к выходу актеры. Скена находилась на противоположной стороне сцены от зрительного зала.

Эллинистический период датируется 4 веком до н.э., когда был сооружен первый мраморный театр. Сиденья для зрителей были выполнены из камня, а места для влиятельных персон представляли собой художественные кресла. Переднюю стену орхестры украшали колоннами.

При Нероне орхестру и сцену перестроили по римскому примеру, применительно к гладиаторским боям. Теперь актеры играли на помосте, соединяющем колоннаду с передней стеной сцены. Высота его составляла около 3,5 метров над орхестрой.

Театры эллинистического периода вмещали до 17 тысяч зрителей в Афинах, а в мегаполисах – до 44 тысяч.

Сиракузы

Одним из древнейших является греческий театр в Сиракузах – эллинской колонии на о. Сицилии. Он был сооружен в 5 веке до н.э. Его особенностью были трибуны, вырубленные в скале и обращенные к морю. На фоне живописного пейзажа стояла сцена. На ней словами и жестами «сражались» лицедеи.

В амфитеатре также проводились народные собрания. Вместительность его составляла примерно 15 тысяч зрителей. Отголоском чествований Диониса стал длинный постамент, идущий к западу от театра.

По заключению археологов, он был жертвенным алтарем, на который в свое время каждую весну приносилась в дар богам не одна сотня быков.

После того как Сиракузы захватили римляне, конструкцию театра изменили для проведения гладиаторских боев. В 18 веке извержение вулкана Этны разрушило Сиракузы, а вместе с ними и древнегреческое наследие. То, что уцелело, растащили местные жители.

Современным реставраторам удалось восстановить большую часть амфитеатра. И сегодня там по вечерам идут спектакли и концерты при свете факелов и специальных осветительных приборов.

Таормина

Еще одним памятником античного искусства считается греческий театр в Таормине (восточное побережье о. Сицилии). Его сооружение из известнякового камня относится к 3 веку до н. э.

Зрительские места были также обращены к морю и рассчитаны на 10 тысяч человек. В 1 веке римляне перестроили здание театра.

Великолепная акустика, которая должна была придавать голосам актеров волшебное звучание, теперь усиливала крики побежденных гладиаторов и взволнованной публики.

В 19 веке были проведены восстановительные работы. Участие в них приняли и русские архитекторы В. А. Косов и М. Е. Месмахер. Им достались реставрационные планы, фасады. Сегодня греческий театр в Таормине является гордостью города. Здесь проводятся культурные мероприятия. Одним из значительных является Международный фестиваль искусств, который проходит ежегодно весной.

Читайте также:  Как связать пуховую косынку

Актеры и хор

В греческих театральных постановках музыкальное сопровождение осуществлял хор. Количество актеров по правилам не превышало трех. А персонажей по сценарию часто было больше. Поэтому одному актеру приходилось исполнять несколько ролей. Для этого он менял костюмы и надевал разные маски. Женщины в спектаклях не участвовали. Женские образы изображали мужчины.

Актеры греческого театра по уровню мастерства и важности ролей делились на три группы: протагонистов, девтерагонистов и тритагонистов. Следили за сценическими играми высшие должностные лица – архонты.

По жребию они выбирали актеров для авторов. В обязанность архонтов входил также отбор поэтов для театральных состязаний. Вознаграждение актеров и содержание хоров осуществлялись из государственной казны.

Спектакли проходили как состязания. В них участвовали три поэта. Каждый выступал с группой пьес. Она включала три трагедии и сатировскую драму. Постановки давались под открытым небом в течение трех-четырех дней.

Стоимость билетов

Сначала драматические спектакли в греческом театре имели свободный вход для мужчин и женщин, граждан и метэков (неполноправных жителей). Позднее была введена плата за зрительское место.

По современным меркам она составляла примерно 500 рублей. Для того чтобы в театр мог прийти каждый, из государственной казны выдавались деньги. По этому поводу в 4 веке до н. э. даже была организована зрелищная касса.

Ее пополняли остатки расходов на нужды государства.

Влияние

Греческий театр античного периода признан основополагающим для европейского театра. До настоящего времени соблюдаются его принципы в архитектуре (наличие партера, амфитеатра, ярусов). Античная драма не раз ставилась на сцене нового театра.

Медея и Антигона, Агамемнон и Прометей, Электра и Федра – эти герои получили вторую жизнь в современных трагедиях, операх и балетах.

Греческому театру принадлежит то, что сейчас называют сущностью этого вида искусства, — драматический диалог и участие живого актера.

Интересные факты

Когда заканчивались показные спектакли-состязания, судьи, отобранные архонтами, определяли победителей и награждали их призами.

В театр разрешалось ходить всем. Только посещение комедий запрещалось замужним женщинам.

В греческом театре не было занавеса.

До Эсхила основой трагедий всегда служил миф. Древнегреческий драматург ввел второго актера, углубил конфликт пьес и расширил действие. Появление развернутых диалогов и декорационной живописи связано с творчеством Софокла.

Источник: https://www.syl.ru/article/349658/grecheskiy-teatr-opisanie-istoriya-i-interesnyie-faktyi

Древняя Греция » Театр и актёры

Древняя Греция » Театр и актёры

Актеры облачались в костюмы: парики, плотные туники и башмаки на толстой подошве, отчего выглядели солиднее и выше.

Яркая одежда означала, что актеры играют удачливых героев, несчастных одевали в серые и голубые одеяния, В черный цвет считался траурным. В комедиях грудь и живот актеров подбивались подушками.

У хористов не было обуви и масок, лишь короткая туника и гиматий; наряжались они также в птиц и животных. Продолжение »

Маски делали из древесной коры или плотной разрисованной ткани с чрезмерно большим отверстием для рта, которое, располагаясь особым образом, усиливало голос актера, чтобы зрители ясно слышали каждое произнесенное им слово.

Зал был таким большим, что люди, сидевшие в последних рядах, находились слишком далеко от сцены и не могли рассмотреть всё как следует.

Поэтому актеры (ими были всегда мужчины) выступали в закрывавших лицо и голову масках, чтобы показать, какую роль они исполняют – мужскую или женскую — и в каком душевном состоянии пребывают их герои.

Некоторые маски были двусторонними: на одной стороне у них было спокойное выражение лица, на другой -злое, так что актер одним движением руки изменял свой облик и настроение.

В V в. до н.э. в Афинах пострс площадку для сценических представлений. В склонах холм полукругом вырубили ступени для зрителей (театрон). Предстз вление проходило на орхестре круглой площадке, вымощены с мрамором, позади располагала логейон – помост, с которого актеры декламировали текст. Позднее это новшество распространилось по всей Греции и стало прообраз: современного театра.

Вскоре возникло два разных типа греческих пьес: трагедии и комедии. В трагедиях, как правило, действовали герои греческих мифов и легенд, речи шла о нравственном выборе, страстях и конфликтах, часто они завершались несчастья::: В комедиях героями были обыкновенные люди, нередко высмеивались видные политвдш и известные люди того времен.

В Афинах древний религиозный праздник вырос в фестиваль драматического искусства Дионисии, который продолжался шесть дней. Его устраивали каждый год в марте-апреле.

После процессии и жертвоприношений разыгрывались серьезные и шутовские драматические состязания. Поэты заранее представляли свои пьесы архонту, который выбирал, какие из них показать публике.

Репетициями руководил автор, в его распоряжении были труппа хористов и актеров. Продолжение »

Западное представление о драме уходит своими корнями в эпоху Древней Греции. Пьесы, возможно выросшие из песен и танцев, исполнявшихся на празднествах в честь бога вина Диониса, отделились от религиозных церемоний и обрели самостоятельность.

Источник: http://grechistory.ru/?cat=52

Греческий театр — Русская историческая библиотека

Греческий театр

Все античные греческие театры были построены по одному типу – под открытым небом и по склонам холмов.

Первый каменный театр Древней Греции был построен в Афинах, и он послужил образцом для всех других театров: афинский театр располагался на юго-восточном склоне Акрополя. Его сооружение началось в 70-ю Олимпиаду (около 500 г. до н. э.), после того, как рухнули деревянные подмостки, установленные на центральной площади Афин, где в VI в. до н. э. происходили драматические представления.

Склон холма представлял собой естественный амфитеатр, на котором были сделаны ступеньки – места для зрителей, собственно θέατρον («театр»). Греческий театр в Афинах вмещал по примерным подсчетам разных ученых от 17 000 до 30 000 человек.

В небольших греческих театрах места для зрителей составляли один или два яруса; в Афинах 78 рядов были разделены на три яруса двумя широкими проходами, идущими от одного конца полукруга к другому параллельно сиденьям.

Лестницы, лучеобразно поднимавшиеся от нижних сидений к верхним, делили ярусы на несколько клинообразных частей.

Крайние места с обеих сторон греческого театра были ограждены невысокими перилами; первый ряд имел каменные спинки, так как он предназначен был для должностных лиц, жрецов, почетных гостей. Центральное кресло, изукрашенное художественной резьбой, принадлежало жрецу Диониса.

Круглая площадка театра, отделенная от первого ряда невысоким барьером, посыпанная песком, а позднее вымощенная каменными плитами, называлась орхестрой. В центре ее находился жертвенник Дионису, на ступеньках которого размещались музыканты. С западного и восточного склонов холма на орхестру вели проходы – пароды.

Вначале представление греческого театра происходило в пределах орхестры; позже на ней выступал только хор, а для актеров позади орхестры был сооружен помост (проскений), а еще дальше – скена, помещение, в котором актеры переодевались, меняли маски и из которого выходили на проскений.

План греческого театра

Реквизит греческого театра хранился в помещении не только скены, но и параскениев – боковых пристроек, справа и слева примыкавших к скене.

Хор попадал на орхестру через упомянутые уже пароды, находившиеся в греческом театре между местами для зрителей и проскением, справа и слева; через эти же два входа и зрители проходили к своим местам. Хоревты могли по ступенькам подниматься с орхестры на проскений и спускаться обратно, так что орхестра и проскений составляли практически одно целое.

В афинском театре появление актера справа от проскения означало приход из деревни или из другой страны, а появление слева – приход из города.

Сначала никаких декораций в греческом театре не было, но уже во времена Эсхила фасад скены, обращенный к зрителям, стал украшаться в соответствии с местом действия представляемой пьесы. Чаще всего это был дворец или храм, из средней двери которого выходили цари и правители, из двух боковых – другие лица. Внутренняя часть изображаемого здания была, конечно, не видна.

К середине V в. до н. э. к фасаду театральной скены стали прислонять или подвешивать расписные доски, куски холста, расписанные условно: деревья означали лес, дельфин – море, лесной бог – реку и т. п.

Из театральных машин в Древней Греции были особенно употребительны έκκύκλημα и έξώστρα – соответственно передвижная платформа на колесах и выдвижной балкон.

Обе были предназначены для того, чтобы показывать зрителям греческого театра то, что произошло внутри дома. Под μηχανή подразумевалась обычно машина, при помощи которой с высоты на проскений спускались боги.

Были театральные машины для воспроизведения грома и молний, для усиления звуков голоса актеров.

Среди действующих лиц древнегреческой трагедии особую функцию выполнял «вестник»: он рассказывал о том, что произошло в доме или где-нибудь вдалеке от места действия.

Поэт должен был вложить в уста вестника такие слова, которые помогли бы зрителю ясно представить себе картину, которая по той или иной причине не могла быть развернута перед его глазами.

С одной стороны, эпизоды, содержащие кровавые действия, в греческом театре было принято переносить «за сцену». С другой – ограниченные возможности театральной техники затрудняли перенос действия в другое место.

Отсюда так называемый закон «единства места», который вовсе не был законом греческой театральной эстетики, и соблюдался до известной степени вынужденно: очевидно, удобнее было разыгрывать всю драму в одном месте, на которое указывали зрителям условные декорации. Чаще всего действие драмы происходило перед домом.

В греческом театре могли выступать только мужчины и только свободные граждане, не запятнавшие себя никакими постыдными поступками: театр был посвящен Дионису, и актер, таким образом, являлся служителем бога, поэтому он не лишался гражданских прав, как это было в Риме, и даже пользовался известным уважением.

Актеры и хор греческого театра выступали в масках; это было связано как с обрядовой традицией, так и со стремлением создать обобщенные образы, согласно установке греческого искусства. Один актер мог, меняя маски, исполнять мужские и женские роли.

Существовали стереотипные маски, по которым зрители узнавали пол, возраст, общественное положение персонажа драмы.

Поскольку сюжетами трагедий были в основном эпизоды из мифов, а в величественном представлении, по понятиям греков, персонажи должны выглядеть более высокими, чем обычно, актеры с известных пор стали выступать на котурнах – в обуви с высокими подошвами.

Греческая театральная маска. Рисунок на античном сосуде ок. 350-330 до Р. Х.

Театральные представления в Афинах были организованы как состязания трагических и комических поэтов и их хоров на праздниках Великих Дионисий, продолжавшихся 6 дней.

Задолго до праздника афинский архонт (одно из высших должностных лиц) знакомился с переданными ему рукописями и отбирал трех поэтов, каждый из которых представлял тетралогию (три трагедии и одну сатировскую драму). Трем поэтам архонт давал три хора.

Читайте также:  Как остановить лимфу

Участвовавший в состязании поэт был одновременно и режиссёром, учителем (по-гречески, διδάσκαλος), а в первое время и актёром: ещё Софокл играл в некоторых из своих пьес. Постановка драм в греческом театре требовала больших расходов, которые поочередно поручались трем богатым гражданам-хорегам (организаторам представления).

Каждый из трех поэтов ставил в театре свою тетралогию в один из трех последних дней праздника, отведенных для театральных представлений. Тетралогия разыгрывалась с утра, а когда (в 80-х годах V в. до н. э.) появилась комедия как театральный жанр, представления стали длиться от зари до зари, так как вечером ставилась еще комедия.

Таким образом, зрители проводили в греческом театре целый день, ели и пили в театре, приходили и уходили, когда хотели, громко выражали свое одобрение и порицание представляемому зрелищу, что, очевидно, не слишком мешало его восприятию, так как в греческих театрах была прекрасная акустика. Особенно понравившиеся места трагедии или комедии публика требовала повторить громкими криками αύθις («снова»).

Развалины театра Диониса в Афинах в настоящее время

После окончания театрального представления выбранное из числа зрителей жюри (по одному человеку от каждого из 10 афинских округов) устанавливало первого, второго и третьего «победителей» трагического (а позже и комического) агона (состязания). Призы получали все три поэта и три протагониста (исполнителя главной роли). Получивший первый приз, вместе со своим хорегом и протагонистом, увенчивался плющом.

Древнегреческий театр в Эпидавре

Первоначально вход в греческий театр был открыт для всякого желающего бесплатно; допускались в театр мужчины и женщины, граждане и метеки (переселенцы из других городов). Позже была введена плата за место в театре (2 обола).

Со времени Перикла городская казна выдавала афинянам деньги на посещение театра, а в IV веке до Р. Х. по предложению Эвбула в Афинах была создана особая театральная касса, пополнявшаяся из остатков государственных расходов.

Греческие театры, в частности афинский, благодаря большим размерам и удобствам размещения публики часто являлись и местом народных собраний (см. экклесия). Драматические представления с конца IV века до Р. Х.

утратили религиозный характер и тесную связь с праздниками Диониса. Театральными постановками отныне стали праздноваться все важные события общественной жизни.

Источник: http://rushist.com/index.php/greece-rome/1897-greches

Театр в Древней Греции

Театр в Древней Греции

Истоки происхождения театра историки относят к древнейшим временам, когда человечество пребывало чуть ли не в первобытно-общинном строе. Это искусство зародилось в ходе игрищ охотников, земледельцев. Чаще они имели магический облик. Люди просто подражали животным и птицам, надевая на себя звериные шкуры и украшая свои головы перьями. Это, по их поверьям, несло удачную охоту.

Когда земледелие начало развиваться интенсивно, первым из праздников стал День урожая. Устраивали его в честь Диониса – бога виноделия. Считалось, что пиршества могли повлиять на плодородность земли, предстоящий урожай винограда и других культур. Превалировали на торжествах «скачки» в козлиных шкурах, а также показывались сцены из мифологических сюжетов о Дионисе.

Из таких пиршеств почти одновременно возникла и трагедия, и комедия. Дословно «песнь козла» переводится как «трагедия». Комедия же (от слова «комос») означало «необузданное веселье». Она должна была вызвать у присутствующих радость и смех.

С течением времени жители Афин и других городов начали рассказывать и о иных богах, сцены из историй о которых содержались в богатой греческой мифологии.

На что был похож греческий театр?

Как правило, все театры Древней Греции располагались на открытом воздухе. Наиболее удобным считалось строительство их на горных склонах. Разместиться в театрах могли сразу несколько тысяч зрителей. Они рассаживались на каменных уступах, уходивших, как полукруглые лестницы, вверх.

Перед гостями театральных представлений открывался вид на «орхестру» и «скену» (сцену). В древние времена сценой называли помещения для переодевания актеров. Они находились позади, за орхестрой и именовались «скещ».

А орхестра представляла собой небольшую круглую или квадратную площадку, на которой и разворачивалось главное действо.
Актеры, которые занимались увеселением зрителей и участвовавшие в спектаклях, были довольно ярко одеты, а на лицах их красовались массивные маски.

Изначально эти маски делали из дерева, позже — из тканого материала, пропитывали жидким гипсом. Краски выбирали самые броские. При этом выражения «лиц» на масках были довольно разнообразные:

  • Строгие. Веселые. С обидой. Со скорбью. Злобные.

    Саркастические.

За счет того, что маски были очень крупные, их было видно даже тем зрителям, которые располагались на самых дальних рядах театра. Маски изготавливали с открытыми ртами, что позволяло распространяться звуку, при говорении актера, естественным образом.

Маски выражали не только человеческие эмоции, но и представляли характер и даже здоровье персонажа, которого играет актер. Так, например, в темноватые, смуглые цвета окрашивали маски здоровых, успешных людей, а в желтоватый – больных. Лики хитрецов «облачали» в красный, а гневливых личностей – в сливово-бардовый.

Маска с гладким лбом – человек веселый, с наморщенным – мрачный.

Женщин среди актёров не было. Их роли исполняли мужчины. Чтобы в процессе действа зрители могли видеть каждого персонажа, актеры вставали на специальные сандалии, подошва которых была плоской и довольно высокой. Благодаря такой манипуляции фигуры были хорошо видны всем.

Первый театр Греции увидели жители Афин

Служители Мельпомены греческой столицы стали образцом для остальных театров страны. Но это случилось намного позже того, как афиняне начали наслаждаться актерским мастерством своих собратьев.
Театр в Афинах был простроен в Юго-Восточной части Акрополя. Возведение его историки относят к 500 гг. до н.э.

Считается, что представления на этой территории давали и в более раннее время. Но официально строительство приравнивают к периоду расцвета греческой культуры.
Афинский театр расположили на склоне холма. В нем высекли ступени, на которых могли одновременно разместиться до 30 тысяч зрителей, благодаря огромному количеству ярусов.

Они состояли почти из 80 рядов, разделенных на 3 крупных сектора. Для сравнения, в маленьких театрах Греции вымащивали всего пару ярусов с 2 широкими проходами. В проходах устраивали лестницы. Они, как лучи солнца, расходились от основания вверх.
В театре Афин, как и в большинстве других храмов Мельпомены, места с краю имели загородки из перил.

На первом ряду располагались знатные особы. Для них не просто прорубали ступени-сидения, а оснащали их каменными спинками.

Представления

Еще самые древние греки думали, что мир и их жизнь – это и есть театральная сцена, либо подобие ее. Актеры играют, и исчезают, снова выходят на сцену, и прячутся за кулисами. Мысля по этому же принципу, греки верили, что люди спускаются с небес и уходят в них, снова возвращаясь.

Еще именно и поэтому театр имел такой ошеломительный успех. Представления, которые ставились на сценах повсеместно, были наделены геройством, торжеством, величественной страстью. Как правило, театральное действо, будь то крупный, или маленький храм Мельпомены, начиналось с раннего утра.

К своему итогу оно подходило с уходом последних солнечных лучей. Среди главенствующих тем – политика, нравственное воспитание молодежи, вопросы социально-бытовые, эстетическое восприятие мира и прекрасного в нем.

По сути, такие представления оказывали сильнейшее влияние не только на индивидуальное восприятие, но и общественное сознание.

Это в современном театральном искусстве люди привыкли ходить на спектакли с участием известных актеров и сформировавшихся на долгий срок трупп. А в Древней Греции все было совсем иначе.

На каждом представлении появлялись новые актеры, которые не всегда были профессионалами своего дела. Часто на сцену выходили и рядовые горожане.

Роли раздавались буквально первым встречным, желающим показаться на публике.

Тем не менее, каждая из постановок готовилась тщательно в плане создания костюмов и масок. Атрибуты подбирались в строгом соответствии со сценарием, который, кстати, был довольно прост.

Историки — исследователи греческого театра отмечают, что трагедия, комедия и пафосная драма обладали высокохудожественной выразительностью. В них отражалось богатое воображение и глубокий замысел создателя пьесы.

Пик своего развития искусство театра Древней Греции получило примерно в 600 гг. до н.э.

В орхестре обязательно имелось место поклонения Дионису. На ступеньках неподалеку сидели музыканты. Начиналось представление внизу, в орхестре.

В разгар трагедии или комедии, актеры могли перемещаться по зрительным рядам, и снова возвращались на исходные позиции.

Позже, спустя несколько веков после основания греческого театра, в орхестру допускали только хор, а актеры рассредоточивались за ним, на специальном помосте. Помещение для переодевания перенесли еще дальше за сцену.

Пьесы в театрах ставили по сочинениям:

  • Аристофана. Софокла. Эсхила.

    Еврипида.

На первый план чаще выходили боги. С наиболее грозными из них вступали в схватки выдающиеся люди. Многие из них гибли, но некоторым удавалось одержать победу. Со временем сюжеты для своих постановок греческие авторы стали брать из жизни, бытовой и социальной сфер. Это касается драмы.

Что же до комедий, то здесь за основу брались вовсе не легенды и мифы и даже не повседневные сцены быта, а жители. Среди них — рабы, над которыми издевались, ремесленники, купцы. В комедии почти никогда не упоминали богов. Но если такие факты и имели место, то чаще всего высмеивались негативные стороны характеров небожителей. Поначалу в действе играл лишь 1 актер.

Он исполнял все роли. Но, спустя небольшой промежуток времени, в постановках стали участвовать сразу по двое, а позже и довольно большое количество актеров. А в качестве декораций стали применять современные, на тот момент, идеи технического прогресса. На сцене в спектаклях появлялись летающие машины и прочие аппараты, завораживающие зрителя.

Если актер появлялся на сцене справа, относительно проскения (комнат для переодевания), это значило, что персонаж сельский житель, а если слева – горожанин.

Как правило, действие было очень динамичным. Перевоплощение действующих лиц происходило молниеносно. Для этого не нужно было проявлять особых способностей.

Актеры просто заходили за сцену в раздевалки и меняли свои маски. Реквизит театралов находился повсюду вокруг храма Мельпомены и в помещениях.

По краям имелась масса пристроек, где актеры не только держали костюмы и маски, но и хранили многочисленные декорации.

Источник: https://gidvgreece.com/vsyo-o-greczii/greciya-vsyo-o-grecii-2/teatr-v-drevnej-grecii.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector