Какой самый добрый герой русских сказок

Герои русских сказок – описание, происхождение и трактовка/Интересно/Информагенство

Какой самый добрый герой русских сказок

На сказках формируется мышление, фантазия и мировоззрение многих поколений. Сказки не только развлекали нас в детстве, но поступки героев русских сказок учили нас различать добро и зло, быть смелыми и поступать справедливо.

Вместе с тем, в сказках отображены разновременные верования, взгляды и представления народа. В ходе своего развития сказка существенно видоизменилась, изменились и её функции.

Если первично она использовалась с магической заклинательной целью (призвать удачу на охоте, уберечься от врагов или обеспечить победу в бою), то со временем, утратив ритуальное значение, сказка приобрела эстетический, обучающий характер или развлекающий характер.

Условными остались и сказочные персонажи. Они – типы, а не индивидуальности, а значит, описываются в общих чертах, часто идеализируются, возвеличиваются, гиперболизируются.

Главные образы тут всегда антагонистичны: один воплощает добро, прекрасное; другой – злые силы. Отсюда – их характеристики – действия, поступки, намерения, язык.

Соответственно с функциями, героев русских сказок условно делят на добротворцев, злотворцев и обездоленных. 

Самую большую группу сказочного народного эпоса составляют волшебные, фантастические сказки. Объяснение многих мотивов и особенностей сказочных героев можно найти лишь в сопоставлении с давними ритуалами, элементами социально-религиозного уклада жизни праславян и древних евразийцев. Давайте же попробуем проанализировать некоторые, самые известные персонажи русских сказок.

Герои русских сказок. Баба-яга

Баба-яга – персонаж славянской мифлогии и фольклора. Обычно уродливая старуха, наделённая магической силой и волшебными предметами. Часто ведьма, колдунья.

Чаще всего – отрицательный персонаж (заманивает детей и добрых молодцев в свою избушку на курьих ножках, чтобы съесть), но иногда выступает в качестве помощницы героя.

Согласно специалисту в области фольклора Владимиру Проппу, можно выделить три вида Бабы-яги в сказках: дарительница (дарит главному герою сказочного коня), похитительница детей и воительница (сражается с главным героем «не на жизнь, а на смерть»).

В современных представлениях Баба-яга – хозяйка леса и охранительница границ «иного мира» (тридевятое царство). Поэтому у неё костяная нога – чтобы стоять в мире мёртвых.

Во многих сказках Баба-яга топит баню и выпаривает героя, совершая обряд омовения. Затем кормит его, то есть совершает как-бы тризну вместе с ним.

А сам женский образ Бабы-яги связан, по мнению исследователей, с матриархальными представлениями об устройстве социального мира.

Герои русских сказок. Водяной

В славянской мифологии – дух, обитающий в воде, хозяин вод, воплощение стихии воды как отрицательного и опасного начала. Предстаёт перед нами в виде обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом.

Имеет огромную бороду и усы, иногда – рыбьи черты, лапы с перепонками и рог на голове. Живёт в омутах, водоворотах, но особенно любит водяные мельницы.

Поэтому мельники их всячески задабривали, а также закапывали под бревно, где будет дверь в мельницу, живого чёрного петуха или другие охранные атрибуты. Часто Водяного ассоциируют с морским царём.

Герои русских сказок. Жар-птица

Сказочная птица, обычно является целью поиска героя сказки. Перья жар-птицы светятся и поражают красотой. Живёт в райском саду, в золотой клетке.

Питается золотыми яблоками, своим пением исцеляет больных и возвращает зрение слепым. На глубинном мифологическом уровне является олицетворением огня, света и солнца. Поэтому каждый год осенью Жар-птица умирает, а весной возрождается.

На межкультурном уровне у неё есть аналог – птица Феникс, возрождающаяся из пепла.

Герои русских сказок. Змей-Горыныч

Огнедышащий дракон с несколькими головами, олицетворение злого начала в сказках и былинах. Живёт обычно в горах, у огненной реки и стережёт «Калинов мост», по которому попадают в царство мёртвых.

Число голов Змея-Горыныча обычно равно трём (3, 6, 9 или 12). В сказках со змеем обычно ассоциируется огненная стихия. Змей-Горыныч похищает девушек (часто это царевны), чтобы полакомиться.

После этого главный герои приходит к нему на поединок, прежде убивая его детёнышей-гадюк.

Герои русских сказок. Иван-дурак

Очень популярный в мифологии образ, который при решении проблем руководствуется собственными, нестандартными решениями, часто противоречащими здравому смыслу, но приносящими успех. Обозначение «дурак» трактуют по-разному. Кто-то из исследователей считает это оберегом от сглаза.

По другой версии Ивана называют дураком, поскольку обычно в сказках он – третий сын, которому не положена доля родительского наследства (отсюда и умение мыслить нестандартно, находить выход из сложных ситуаций). Этимологически образ Ивана-дурака связан с образом жреца, ведь он умеет петь и играть на разных инструментах, а также говорит загадками.

В финале сказок Иван-дурак получает богатство и царевну в жёны.

Герои русских сказок. Кот-баюн

Огромный кот-людоед, обладающий волшебным голосом. С одной стороны, он заговаривает и усыпляет своими сказками путников, с другой, его сказки могут исцелять. Само слово «баюн» означает «говорун, расcказчик». В сказках Кот Баюн сидит на высоком столбе за тридевять земель в тридесятом царстве или в безжизненном лесу, где нет животных. В одной из сказок он живёт у Бабы-яги.

Поймать Кота Баюна – это обычно испытание для главного героя, который ловит его в железном колпаке и железных рукавицах. Зато пойманный Кот Баюн потом служит при царском дворе, исцеляет больных своими рассказами.

Герои русских сказок. Колобок

Сказочный персонаж в виде пшеничного хлеба шарообразной формы, который сбегает от бабушки и дедушки, от разных зверей, но в конце съеден лисой. Этот персонаж явно олицетворяет трепетное отношение славянского народа к хлебу, и его сакральное значение. А именно круглая форма Колобка, который к тому же катиться, что отсылает нас к культу солнца.

Герои русских сказок. Кощей (Кащей) Бессмертный

Злой чародей, смерть которого спрятана в нескольких вложенных друг в друга волшебных животных и предметах.

«На море, на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке – заяц, в зайце – утка, в утке – яйцо, в яйце – смерть Кощея». Часто похищает невесту главного героя.

На вид – худой (Кощей – от слова «кость») высокий старик либо живой скелет. Иногда на говорящем и летающем коне. Могущественный чародей, что позволяет также и его прототипами назвать жрецов.

Герои русских сказок. Леший

Дух-хозяин леса в мифологии славян. Облик его бывает разным, пород даже противоположным в разных сказках – то он небольшого роста, то гигант, то антропоморфное существо, то имеет животный облик. В любом случае – природа его потусторонняя.

Отношение людей к нему тоже двойственное. С одной стороны, его боятся, он может заставить человека заблудить, иногда проказничает, может наказать за ненадлежащее поведение в его владениях.

Вместе с тем, именно Леший охраняет лес, от которого в большой степени зависит жизнь человека.

Герои русских сказок. Чудо-юдо

Персонаж народных сказок и былин, и даже праславянской мифологии. Позитивный или негативный характер персонажа чётко не обозначен, также как и его род – в разных эпохах он был и женским, и мужским, и средним. Чудо-юдо – персонаж настолько древний, что исследователи затрудняются привязать его к какому-либо явлению.

Это может быть морское животное, мифический змей, дракон. А в авторской сказке Петра Ершова «Конёк-горбунок» (1834 год) присутствует Чудо-юдо Рыба-кит – рыба-остров.

Источник: http://2queens.ru/Articles/Informagentstvo-Interesno/Geroi-russkih-skazok—opisanie-proishozhdenie-i-traktovka.aspx?ID=3409

Персонажи из сказок, фильмов и мультфильмов, придуманные и существующие только в России

Персонажи из сказок, фильмов и мультфильмов, придуманные и существующие только в России

Придуманные в России персонажи — это символы детства каждого из нас, при этом в разных странах мира они абсолютно иначе воспринимаются. К примеру, если в российской мифологии Баба-яга — это нечисть, то у скандинавов похожий персонаж — это богиня царства мертвых, Хель.

Женские образы: «свет мой, зеркальце, скажи…»

Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Марья-искусница, Царевна-Лягушка, Снегурочка, Аленушка — женские образы, которые обладали не только сногсшибательной женской логикой, но и добротой, мудростью, красотой, искренностью. Самый яркие из них, это:

1 Снегурочка. Хрупкая, маленькая девочка, помощница Деда Мороза — любимая новогодняя гостья, пример для подражания непослушным детям. С середины 19 века на смену образу маленькой внучки приходит юная красавица, с обязательным кокошником или меховой шапкой, предпочитаемые уборы русских женщин.

Ни одна страна мира не может похвастаться такой же волшебной и романтической биографией, как русская Снегурка. В Италии — это фея Бефана, старушка с крючковатым носом, которая прилетает к детворе на метле, даря подарки.

Эдакий, «Дед Мороз» в юбке. Монголы свою Снегурочку называют Зазан Охин, девочка Снег. Героиня по традиции загадывает загадки и дарит подарки только после того, как услышит разгадку.

В США же у Санты из помощников одни олени, а Снегурочки нет.

2 Маша, неугомонная спутница Медведя, непослушный персонаж бьющего все рекорды ЗD мультфильма.

Зеленоглазая непоседа в совершенстве владеет приемами рукопашного боя, обожает капризничать и хулиганить, задает вопросы, на которые сложно дать ответ.

Прототипом мультсериала, стала фольклорная героиня русской народной сказки. Черты характера режиссер О.Кузнецов позаимствовал у героя рассказа О. Генри «Вождь краснокожих».

Команда создателей сериала не адаптирует исконно русских героев для трансляции в различных странах.

3 Баба-яга — ведьма, героиня славянской мифологии, наделенная магической силой. Отрицательный персонаж заманивает добрых молодцев в свою избушку на курьих ножках, в обязательном порядке дарит героям сказочного коня и волшебный навигатор тех времен — клубок с нитками. Русская ведьма не всегда дружелюбна, но если вы наделены даром красноречия, она может помочь.

4 Жар-птица, сказочная птица, исцеляющая больных и возвращающая зрение слепым, приходится родной сестрой западноевропейской птице Феникс, которая умела возрождать из пепла. Папой двух огненных героинь, скорее всего, был Павлин.

Читайте также:  Как узнать, кому принадлежит земельный участок

Каждая героиня — это индивидуальность, воплощающая добро или зло, её действия и поступки напрямую связаны с характером и выполняемой миссией.

Мужские образы: «не перевелись ещё богатыри на земле Русской!»

Не менее колоритен топ положительных мужских образов, ярко передающий дух русского человека. Главные образы всегда антагонистичны: в противовес прекрасному обязательно найдется плохое. Без каких мужских образов немыслимы русские сказки:

1 Дед Мороз.

В русской версии — Морозко, Студенец, могучий повелитель зимней вьюги. Обожаемый детворой персонаж ездит на тройке лошадей, стуком посоха сковывает водоемы и реки, холодным дыханием заметает города и села.

В Новый Год вместе со Снегурочкой дарит подарки. Во времена СССР Деда переодели в красную шубу, цвет флага страны.

Образ популярного Деда, который «бродит по лесам и лугам» в разных странах обыгран по-разному: Санта- Клаус, Йоулупуки, Йыулувана.

2 Три Богатыря. Сильные, отважные, веселые герои давно стали символом России, благодаря серии полнометражных приключений Алеши Поповича, Добрыни Никитича и Ильи Муромца. На самом деле, отважные молодцы никогда не встречались в жизни, согласно былинам они даже жили в разные века.

3 Иван-дурак (третий сын) — персонаж, воплощающий особую «волшебную стратегию»: герой действует вопреки здравому смыслу и всегда добивается успеха! Дурак превосходно разгадывает загадки, побеждает нечистую силу и доблестно спасает главную героиню.

Буратино, Крокодил Гена, Доктор Айболит, Бармалей, Винни-Пух, Кот Леопольд и кот Матроскин — тоже являются одними из самых популярных и любимых героев российского кинематографа, которые по праву занимают высокие позиции рейтинга сказочных персонажей.

Нечисть: хранители лесов, болот и домов

Самую большую группу русского народного эпоса составляют мифические существа. Водяной, Кикимора, Леший, русалки, Домовой, Баба-Яга — магические образы, которые появлялись вместе с необъяснимыми силами природы. По своим поступкам и характеру — это больше отрицательные персонажи, но вместе с тем, они обаятельны и харизматичны в современных фильмах и мультфильмах, к ним относятся:

1 Кощей Бессмертный. Персонаж, обладающий сверхъестественной силой. По поверьям — это коварный старик, убивающий домашних животных. Чародей часто похищает невесту главного героя в надежде на «взаимную любовь».

Кощей Бессмертный — Георгий Милляр

  • Статья по теме: Непризнанный гений — Георгий Милляр

2 Кот-Баюн, помощник Бабы-Яги. Говорун, рассказчик, который своими речами «заговаривает» путников, исцеляет их, или наоборот «отправляет на верную погибель» к своей хозяйке.

Источник: https://moiarussia.ru/personazhi-iz-skazok-filmov-rossii/

Добрые и злые герои сказок. (2013 год )

Слайд 1

Презентацию подготовил Ученик 4 Б класса Гордиенко Павел

Слайд 2

Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: — Что такое хорошо и что такое плохо? . И мы задумались: А что такое плохо и хорошо? Что такое добро, а что такое зло? И тут мы вспомнили сказки…

Слайд 3

Ответить на вопрос: Что такое хорошо и что такое плохо с помощью сказок. Выяснить, кто в сказке герой, а кто злодей

Слайд 4

Как вы думаете, правда ли, что добро сильнее зла? Давайте посчитаем, каких героев больше – добрых или злых?

Слайд 5

Серый волк — злой герой, так как он обманом съедает Красную шапочку и бабушку. А также злыми героями сказок являются: Старуха из «Сказки о золотой рыбке», Кащей Бессмертный, Снежная Королева, лиса и другие.

Слайд 6

Добрый персонаж – это герой, борющийся со злом, помогающий обиженным или слабым. Иван-царевич Еще добрые герои сказок: Елена Премудрая, заяц, медведь и другие. Буратино Белоснежка Золушка

Слайд 7

Почему так происходит, что всегда есть добрые герои и злые герои? Потому что и в жизни добро всегда идет рядом со злом. Если бы не было добра, то мы бы не знали, что такое зло. А если бы не было зла, то мы бы так не старались, чтоб победило добро.

Слайд 8

Добро — это что-то хорошее и правильное. А зло — это что-то отрицательное, плохое. Добрый герой- всегда защищает всех А злой — всем делает что-то плохое, всем мешает.

Слайд 9

Добро всегда побеждает зло. Добро — это хорошо. А зло — это плохо.

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2013/01/18/dobrye-i-zlye-geroi-skazok-2013-god

8 сказочных героинь, у которых нужно учиться женской мудрости

8 сказочных героинь, у которых нужно учиться женской мудрости

Сейчас сказки читают только детям, но поучиться женской мудрости никогда не поздно! Итак, чему же могут научить взрослых девушек и женщин героини сказок?

Царевна-Лягушка

Чему учит: умение держать себя в любой ситуации и способность сделать из обычного мужчины короля.

Царевна-Лягушка не стеснялась своего вида, так как воспринимала себя именно такой, какой она была. Она понимала, что красота — не главное, а главное — умение правильно себя преподнести.

Именно это умение она и показала на приеме у короля, когда при взмахе руки из ее рукавов появлялось озеро и лебеди.

А благодаря своей сообразительности и мудрости она смогла сделать из неудачника Ивана-Царевича успешного мужчину.

Принцесса на горошине

Чему учит: здоровый сон — важен для женщины, и этому не должны препятствовать никакие горошины!

В сказке Принц находит свою Принцессу. Казалось бы, все закончится хорошо, но не тут-то было! Девушку решили проверить на подлинность ее голубой крови и подложили ей под множество матрасов и перин горошину.

В жизни современной женщине много «горошин», мешающих спать — работа, дети, проблемы, бытовые дела, поездки и пр.

Но всегда нужно помнить, что здоровый сон не только дает возможность отдохнуть, но и способствует сохранению красоты.

Василиса Прекрасная

Чему учит: следовать своей интуиции.

Одна из сильных способностей женщины — ее интуиция. Но порой женщины ей просто не доверяют, и хотят делать все логически, уподобляясь мужчинам. Василиса получила от своей матери куклу. Именно она помогает ей в дальнейшем преодолеть трудности. Кукла давала советы и во всем помогала. Эту куклу можно как раз сравнить с интуицией.

Настенька из «Морозко»

Чему учит: быть женщиной до мозга костей! Ставить себя так, чтобы мужчина чувствовал свою необходимость, чтобы ему хотелось оберегать и заботиться о вас.

Смиренная, терпеливая, скромная девушка Настенька находит свое счастье благодаря своему доброму, отзывчивому характеру. Мужчина рядом с ней понимает, что о такой хрупкой девушке нужно заботиться и делает это без лишних вопросов.

Золушка

Чему учит: встречают по одежке, провожают по уму.

Не даром Мэрилин Монро говорила: «Дайте женщине пару хороших туфель и она покорит весь мир!». Героиня Золушка учит опрятности, красоте и гармоничному внешнему виду.

Что уж говорить — мужчинам нравятся красивые, ухоженные и стильно одетые девушки.

Конечно, Принц полюбил Золушку не за ее внешность, а за доброту, талант и искренность, но вначале она произвела эффект именно своим платьем, туфельками и прической!

Баба-Яга

Чему учит: гостеприимности и хозяйственности.

Несмотря на то, что Баба-Яга — персонаж отрицательный, у нее тоже можно многому поучиться. Вспомните, как встречала эта бабушка добрых молодцев? И баньку топила, и чаем угощала, и спать укладывала. И только после этого расспрашивала о делах.

Аленушка из сказки «Гуси-Лебеди»

Чему учит: делайте добро и оно обязательно к вам вернется.

Когда у Аленушки украли братика, Аленушка отправилась на его поиски. На пути ей встречались разные персонажи, которые просили о помощи, но девочка не помогала. Когда ей самой понадобилась помощь, те, кто встречался на ее пути также отказывали ей в помощи. И только когда Аленушка сама начинала помогать окружающим, ей также пришли на помощь.

Снежная Королева

Чему учит: никогда не держите обиду в себе, иначе ваше сердце станет холодным, как льдина.

Видимо нелегко в жизни пришлось Снежной Королеве, раз она заточила себя в ледяной замок и украла ни в чем не повинного мальчика Кая. Черствое, злое и холодное сердце Снежной Королевы не принимает ни радости окружающих, ни любви, ни милосердия. А все от обиды на весь мир, которая в итоге ее и погубила.

Живите реалиями, но не забывайте о добрых сказках — берите из них все самое светлое и хорошее, чего не хватает в современном мире. И помните, что все сказки заканчиваются хеппи-эндом! Желаем удачи и не забывайте нажимать на кнопки и

02.03.2015 16:29

Источник: https://gurutest.ru/publication/8-skazochnyih-geroin-u-kotoryih-nuzhno-uchitsya-zhenskoj-mudrosti/

Чем полезны для детей герои русских сказок?

Слушая сказку на ночь, а позже – самостоятельно перелистывая страницы книги сказок, мы представляем себя в роли волшебных героев, отважно выступающих против зла.

Мальчики мечтают стать сильными и отважными, как Илья Муромец или Иван Царевич, чтобы одержать победу над Чудом-Юдом страшным или Змеем Горынычем трехголовым и стать народным героем, а девочкам, как правило, больше нравится быть прекрасными царевнами: дочерью Весны и Мороза Снегурочкой или Василисой Премудрой, которая все на свете знает.

Чему же учат нас народные сказки? И что на самом деле представляют из себя так любимые нами герои, которых мы привыкли величать добрыми? Мы уже рассказали вам о том, кем на самом деле являются сказочные злодеи, а теперь решили разобрать характеры положительных персонажей из любимых книжек. 

Сорвать маску! Кто они на самом деле, сказочные злодеи?

Мария Подопригора, учитель изобразительного искусства, преподаватель частной школы для одаренных детей 4 – 10 лет комментирует:

«Добрые персонажи сказок, как и злые, формируют характер наших детей и учат их отделять хорошее от плохого, распознавать добро и зло, взвешивать каждый свой поступок и становиться на сторону слабого в трудную минуту.

Главное, рассказывая сказку, объяснить ребенку, какие именно поступки того или иного персонажа являются судьбоносными, почему Василиса не хочет идти замуж за богатого и бессмертного, но злого и алчного Кощея, а Иван Царевич в разных сказках выступает в роли Ивана Дурака».

Как правило, главным добрым героем в сказках выступает Иван – иногда Царевич, иногда Дурак, а иногда – два в одном. Иван Дурак носит такое неблагозвучное прозвище вовсе не от недостатка мозгов – скорее оно подчеркивает его простодушие, открытость, доверчивость.

Кроме того, слово «дурак» используется в качестве защиты от сглаза, недобрых мыслей и злых людей – ну кто будет связываться с человеком, которого все дураком называют? Отчасти прозвище «дурак» связано с тем, что Иван, как правило, младший сын, и ему не полагается никакого наследства – то есть он остается в дураках, а значит, ему ничего не остается, как пуститься во все тяжкие, чудище одолеть и на царевне жениться.

Зачастую Иван Дурак подходит к решению проблемы со злодеем таким образом, что диву даешься и абсолютно справедливо полагаешь, что ни одному умному человеку и в голову такое не могло прийти.

Читайте также:  Как перевести люксы в люмены

А потом оказывается, что именно этот обескураживающий ход Дурака и является единственно правильным (конечно, мы не берем в расчет случай с Аленушкой и ее братцем, который все-таки напился из копытца и козленочком стал), и настает счастливый конец: злодей повержен, Иван женится, все счастливы.

Иногда в сказках появляются сразу два Ивана – в этом случае Царевич всегда олицетворяет лень, глупость и жадность, а крестьянский сын наоборот – смекалист, проворен и расторопен, за что и получает и невесту-красавицу, и полцарства, и все, что там еще по сказке положено.

В этом противостоянии, конечно, ясно читается тот факт, что сказки придумывали простые люди из народа, и им, безусловно, хотелось, чтобы крестьянские молодцы были удалее и, вообще, счастливее царевичей, у которых и так с детства все есть.

Красавица и умница Василиса в русских народных сказках постоянно попадает в самые неожиданные ситуации. То ее в лягушку обратят, то в кощееву темницу заточат, то Бабе Яге в помощницы-домработницы сосватают, то вынудят белым лебедем на помощь кому-нибудь лететь. Казалось бы, за что простой русской красавице все время достается? 

Да за то, что не так уж эта красавица и проста! Ведь ее прототипом является богиня жизни и плодородия Жива – дочь верховного бога Сварога и богини любви и красоты Лады. Вспомните, как Василиса во время царского пира в один рукав вылила остатки вина, а в другой бросила кости лебединые, а затем руками взмахнула? и посреди светлицы явилось озеро с лебедями. 

То есть Василиса с легкостью оживляет мертвых, а также прекрасно разбирается в свойствах живой и мертвой воды, которые, к слову, в качестве наследства достались не ей, а двум ее сестрам. Живая вода отошла Леле, богине весны и любви, а мертвая – Маре-Морене, богине холода и смерти, в будущем – жене Кощея. 

Василисе же достался острый и талантливый ум, а в довесок – все ее злоключения. По легенде, Василиса родилась умнее своего бога-отца, именно поэтому он и повелел ей в лягушку превратиться на три года и только ночью человечий образ принимать – интересная мера, чтобы воспитать строптивое чадо, но с богами не спорят, да и кончилось все хорошо. 

Кстати, не находите ничего общего с известной современной сказкой про Шрека, где принцесса Фиона лишь по ночам становится миловидной девушкой, а целыми днями живет в образе жуткого огра? А сценаристы думали, что никто не заметит! 

Серый Волк в русских народных сказках чаще всего появляется в довольно неожиданном амплуа: то он помогает Ивану Царевичу и подрабатывает ездовой собакой, потому что чувствует вину за съеденного богатырского коня, то добрососедствует с другими, вполне съедобными, между прочим, животными в лесном общежитии – Теремке, а то и вовсе ведет себя как отъявленный простофиля, доверяясь хитроумной Лисичке Сестричке и теряя драгоценный хвост во время зимней рыбалки.

Почему же дикий зверь, не раз наносивший урон домашнему хозяйству древних славян, пользуется таким доверием в сказках? – Все очень просто! В образе Волка зачастую заключены черты, присущие славянскому мужчине.

Волк – это сильный и смелый вожак, удачливый охотник, но также – простодушный и доверчивый зверь, готовый на многое ради дружбы и доверия.

Зачастую Серый Волк своим поведением напоминает непутевого деревенского мужичка, которого обманули в базарный день.

Можно запросто сравнить обманутого Лисой Серого Волка с отцом Настеньки из сказки «Морозко», постоянно страдающим от упреков и побоев новой сварливой жены.

Ни тот, ни другой не делает из своих историй никаких выводов и не учится на собственных ошибках, а значит, оба попадаются на удочку хитрых бабы и Лисы вновь и вновь, на разный манер проигрывая ситуацию «битый небитого везет». В сказках про Ивана Царевича Волк вроде бы выполняет изначально свою функцию хищника.

Он съедает коня буланого, но вместо того, чтобы перейти к десерту из седока, которому почему-то даже в голову не пришло спрятаться или убежать от опасного зверя, Волк вдруг испытывает угрызения совести и предлагает свои услуги в качестве транспортного средства.

Сказители недаром выбрали в качестве мудрого проводника Серого Волка, ведь в древности славяне почитали этих животных как мудрых и доблестных воинов, которые могут постоять за себя и уйти даже от массовой облавы, перехитрив охотников. Но и это еще не все.

Давайте вспомним, что коня Иван теряет не случайно. Огромный валун на распутье предупреждает его о грозящей опасности: «Налево пойдешь – коня потеряешь, направо пойдешь – буйну голову сложишь». Бесстрашный герой полагается на русское «авось», выбирает из двух зол меньшее (коня все-таки не так жалко, как себя самого) и продолжает свой путь, за что чуть позже ему придется поплатиться.

Потерю буланого коня можно также рассматривать как ритуальную жертву, ведь по сути Иван путешествует из Яви, царства живых, в Навь – царство мертвых (ну согласитесь, Навь – идеальное место жительства для отъявленной нечисти вроде Кощея или Бабы Яги, а вот в Яви им жилось бы не так сладко). Волк – мудрый проводник по Нави – знает себе цену и за просто так помогать никому не станет.

В ситуации же с конем, превратившимся в волчий ужин, все становится на свои места, и можно сказать, что сделка между Иваном и Волком довольно выгодная: в противоборстве с Кощеем Бессмертным или в деле поимки Жар-Птицы мудрый совет бывалого зверя ой как пригодится!

Мудрая мама обязательно прочтет:

Сибирские сказки: опасный смех и тайный знакСказки для мальчиков и сказки для девочекОсторожно: народная сказка!

http://letidor.ru/article/ivanushka_-seryy-volk-i-vasili_160…

Источник: http://ukraina.mirtesen.ru/blog/43478545683

Герои русских народных сказок

Герои русских народных сказок

Традиционно, положительные герои русских сказок олицетворяют собой такие нравственные добродетели, как храбрость, добросердечие, отзывчивость и благородство. В русских народных сказках добро, пользуясь этими качествами, всегда побеждает зло. Положительным героем в русской сказке может быть, как и простой крестьянин, так и царевич.

Богатырь – один из наиболее распространенных положительных героев русских народных сказок. Первоначально, образ богатыря использовался в былинах, но потом занял почетное место и в сказках. Богатыря отличают такие положительные качества, как стойкость, мужество, добродушие, недюжинная физическая сила.

Пожалуй, самым запоминающимся образом русского богатыря, можно назвать образ Ильи Муромца, так же пришедший в сказки из былин. Илья Муромец, как правило, не только объединяет в себе все известные положительные качества, но и выступает народным защитником.

Наряду с Ильей Муромцем, очень популярны и образы Добрыни Никитича и Алеши Поповича, которые, по сюжету сказок, очень часто изображаются змееборцами — победителями Змея – Горыныча.

  В образе Алеши Поповича отражена вся широта и многогранность души русского человека: этот богатырь описывается не только как носитель всех положительных морально-этических качеств, но и как человек, обладающий недюжинной смекалкой, хитростью и блестящим умом. 

Иван – царевич – один из самых популярных сказочных персонажей, олицетворяющий собой благородство и добрые душевные качества. По сюжету сказок, Иван очень часто не знает о своем происхождении, но, благодаря проявленному геройству, получает не только царство, но и царскую дочь в жены.

Еще одним любимым образом сказочных героев является Иванушка — дурачок. Важно заметить, что дурак – не характеристика его умственных способностей, а происхождение: в старину так назывался младший сын в семье.

Как правило, Иванушка –дурачок наделен каким либо художественным талантом: он играет на дуде или гуслях. Иногда по сюжету произведения Иванушке помогают сказочные животные, ведь он наделен способностью понимать их.

Образ Иванушки раскрывает такие положительные качества, как ум, смекалка, оптимизм, храбрость.

Русские сказки богаты и положительными женскими образами, так называемым типом Чудесной невесты. Эти героини наделены особой женской мудростью и хитростью и обладают волшебными умениями. Этому образу соответствует Василиса Прекрасная и Царевна – Лягушка.

Таким образом, положительные герои русских сказок отражают все многообразие черт народного характера, и, по своей природе, всегда стремятся к добру и свету.

Дата: 12 февраля 2012

 

Похожие материалы

Источник: http://www.skazka.com.ru/articles/geroi-russkih-narodnih-skazok

Сказочные существа в русских и британских народных сказках

Сказочные существа в русских и британских народных сказках

Иван-дурак, или Иванушка-дурачок — один из главных персонажей Русских народных сказок. Этот необыкновенный герой русских сказок отличается умом и особой женской хитростью. Змей Горыныч — многоголовый огнедышащий дракон, представитель злого начала в русских народных сказках и былинах.

На сказках формируется мышление, фантазия и мировоззрение многих поколений.

Сказки не только развлекали нас в детстве, но поступки героев русских сказок учили нас различать добро и зло, быть смелыми и поступать справедливо.

Вместе с тем, в сказках отображены разновременные верования, взгляды и представления народа. В ходе своего развития сказка существенно видоизменилась, изменились и её функции.

Герои русских сказок – описание, происхождение и трактовка

Самую большую группу сказочного народного эпоса составляют волшебные, фантастические сказки. Объяснение многих мотивов и особенностей сказочных героев можно найти лишь в сопоставлении с давними ритуалами, элементами социально-религиозного уклада жизни праславян и древних евразийцев. Давайте же попробуем проанализировать некоторые, самые известные персонажи русских сказок.

Читайте также:  Как заполнить заявление на загранпаспорт на пенсионера

Баба-яга – персонаж славянской мифлогии и фольклора. Обычно уродливая старуха, наделённая магической силой и волшебными предметами. В современных представлениях Баба-яга – хозяйка леса и охранительница границ «иного мира» (тридевятое царство). Поэтому у неё костяная нога – чтобы стоять в мире мёртвых. Во многих сказках Баба-яга топит баню и выпаривает героя, совершая обряд омовения.

В славянской мифологии – дух, обитающий в воде, хозяин вод, воплощение стихии воды как отрицательного и опасного начала. Предстаёт перед нами в виде обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Живёт в омутах, водоворотах, но особенно любит водяные мельницы. Перья жар-птицы светятся и поражают красотой. Живёт в райском саду, в золотой клетке.

Живёт обычно в горах, у огненной реки и стережёт «Калинов мост», по которому попадают в царство мёртвых. Число голов Змея-Горыныча обычно равно трём (3, 6, 9 или 12). В сказках со змеем обычно ассоциируется огненная стихия.

После этого главный герои приходит к нему на поединок, прежде убивая его детёнышей-гадюк. Этимологически образ Ивана-дурака связан с образом жреца, ведь он умеет петь и играть на разных инструментах, а также говорит загадками.

С одной стороны, он заговаривает и усыпляет своими сказками путников, с другой, его сказки могут исцелять. В сказках Кот Баюн сидит на высоком столбе за тридевять земель в тридесятом царстве или в безжизненном лесу, где нет животных.

Герои русских сказок. Кощей (Кащей) Бессмертный

Поймать Кота Баюна – это обычно испытание для главного героя, который ловит его в железном колпаке и железных рукавицах.

Злой чародей, смерть которого спрятана в нескольких вложенных друг в друга волшебных животных и предметах. Дух-хозяин леса в мифологии славян.

С одной стороны, его боятся, он может заставить человека заблудить, иногда проказничает, может наказать за ненадлежащее поведение в его владениях.

Персонаж народных сказок и былин, и даже праславянской мифологии. Позитивный или негативный характер персонажа чётко не обозначен, также как и его род – в разных эпохах он был и женским, и мужским, и средним. А в авторской сказке Петра Ершова «Конёк-горбунок» (1834 год) присутствует Чудо-юдо Рыба-кит – рыба-остров. Наиболее известен герой русских сказок Илья Муромец.

Вспомним, например, такое произведение как «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Также заслуживает упоминания благородный, но малоизвестный старинный герой русских сказок Еруслан Лазаревич. Добрыня Никитич, как герой сказок, выступает надежным помощником князя, которому он верно служит долгие годы. Он выполняет личные поручения князя, например, спасти его дочь или племянницу.

Часто это герой сказки о змееборстве, равно как и Алёша Попович. Все эти три былинных богатыря находятся в тесном взаимодействии друг с другом, и в разных сказках по-разному проявляют свои сильные и благородные качества.

Алёша Попович является собирательным образом богатыря в русском фольклоре. Это известный всем положительный персонаж, который борется со злом, помогает слабым и обиженным. И за свое героическое поведение и добрые дела этот герой народных сказок получает полагающееся ему царство или чужие полцарства, и царскую дочь, и прочие волшебные умения.

Слово «дурак» понималось в значении «другой», «следующий» ребенок. Как герои народных сказок, Иван-дурак единственный из всех трех братьев говорит и отгадывает различные загадки, добывает полезные знания, которые помогают ему в его испытаниях. Всем нам известны героини, соответствующие этому типу: Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая и Царевна-Лягушка.

Как мы видим, положительныегерои русских народных сказок весьма разнообразны. Все препятствия на своем пути герои сказок преодолевают благодаря этим положительным качествам.

Русские народные Сказки можно условно разделить на три вида: волшебные, о животных, и бытовые, сатирические.

Все они пришли к нам из тех далеких времен, когда всем природным явлениям и вещам давали магическое, сакральное объяснение.

Главный герой в русскойнародной сказке обычно сочетал в себе благородные человеческие качества: такие как мужество, честность, бесстрашие, милосердие и добропорядочность.

Женские образы, которые встречаются в сказках, также обладали добротой, светлым умом, мудростью и нежностью.

Эти сказочные персонажи многочисленны — медведь, волк, заяц, коза, петух, курица, кот, свинья, журавль и цапля, и, конечно же, хитрая лиса, которая встречалась в русских сказкахчаще всех остальных.

Хоть и более современным языком, сказки продолжают рассказывать в семьях и экранизируют мультипликаторы, заставляя детей и взрослых смеяться и сопереживать их героям. Поскольку он — третий сын, ему не положена доля в наследстве (остается в дураках). Иван-дурак — единственный из братьев, кто говорит в сказке.

В былинах и сказках этот богатырь является народным заступником. Самыми положительными женскими персонажами в русских сказках выступают Василисы Прекрасная и Премудрая.

В русских и зарубежных сказках все персонажи намеренно разделены на исключительно положительных и отрицательных.

Положительным героям Русские народной сказки, как правило, противостояли темные силы, загадочные и коварные персонажи.

Источник: http://ocenocentoken.ru/skazochnye-sushhestva-v-russkikh-i-britan/

Статьи

Статьи

29 октября 2015

Сказки – мощнейший инструмент обучения детей. Как известно, информация, которая подаётся в игровой форме, воспринимается лучше всего. В сказках заложены прописные истины, доступные для детского понимания.

Самый популярный русский сказочный персонаж — Иванушка-дурачок, однако, далеко не всегда этот образ олицетворяет исключительно положительные черты.

В сказке «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» главный герой наделен лучшими качествами: добрый, красивый, смелый, отважный, сильный, умный и работящий.

Как настоящий богатырь, он мечом и голыми руками расправляется с чудовищами, заполонившими землю. Несомненно, это самый положительный образ сказки.

Другой Иван в «Сказке о Василисе, золотой косе» также спасает весь народ и свою семью от страшного змея, пленившего русских красавиц и его родную сестру. Иван Горох – сильный и грозный богатырь, готовый разделаться с любым злом, защитить родную землю и отстоять честь сестры.

А вот в сказке «Иван-царевич и серый волк» более положительным и благородным персонажем оказывается волк, который становится Ивану-царевичу верным и преданным другом. В сказках «Конек-горбунок» и «По щучьему веленью» второстепенные персонажи тоже помогают главным героям преодолеть все трудности.

Как гласит народная мудрость, люди не меняются, поэтому в русских сказках отрицательный  персонаж не может стать положительным.

Самыми положительными женскими персонажами в наших сказках выступают Василисы Прекрасная и Премудрая. Русская красавица отличается умом и добротой, она помогает своему избраннику победить зло хитростью и смекалкой, раздобыть волшебный предмет, и всегда дает  мудрые советы.

Как ни странно, в некоторых сказках положительным героем может быть даже Баба Яга, которая говорит герою напутственные слова, делится заклинаниями и дарит волшебные предметы: платок, гребешок, клубок ниток или зеркало.

До сих пор не утихают споры о знаменитом персонаже русских сказок и былин — Змее Горыныче! Образ этого весьма необычного существа трактуется по-разному.

Одни видят в нем порождение грозной стихии, в частности, смерча, другие — гигантский монголо-китайский огнемет.

Есть мнение, что Змей Горыныч — прообраз реального реликтового динозавра, но при этом все тут же оговариваются, что никакого фактического подтверждения данной гипотезы нет.

Нет надобности искать чудесных существ за семью морями. Они есть и в русском фольклоре, и одним из самых таинственных персонажей является Соловей-разбойник. В нашем представлении он выглядит как полуптица-получеловек. В былине нет точных описаний внешности этого героя, он раскрывается только в действии, принимая то птичье, то человеческое обличье.

Соловей-разбойник восседает в гнезде на двенадцати дубах, поэтому в голове сразу возникает образ гигантской птицы. Завидев Илью Муромца, злодей пытается погубить его смертоносным свистом. Это тоже наводит на мысль о пернатом чудище. Но когда богатырь одолевает Соловья, тот утрачивает черты фантастического существа и принимает человеческий облик.

Свист Соловья-разбойника описывается в былине трижды. Сначала черниговцы предупреждают Илью Муромца о чудовищной силе, от которой земля трясется, и опадают листья с деревьев. Затем злодей пытается остановить богатыря в лесу. А когда Илья Муромец берёт его в плен и привозит в Киев, Соловей свистит в полную мощь, сбивая с ног бояр и князей.

Конь — одно из самых почитаемых у славян животных, символ благополучия. Белые и рыжие кони считались посланниками тепла и солнечного света.

На Руси верили, что солнечный диск несет по небесному своду колесница, запряженная тремя конями. О терпении и выносливости лошадей складывались поговорки и пословицы.

В образе чудесных коней представлялись явления природы — ветра, облака и грозовые тучи, проблеск молнии.

Кони сравнивались с быстрокрылыми птицами, воплощали необузданность, буйство, беспокойство, но вместе с тем мудрость. Природную мощь коня трудно укротить, это под силу только сильному и уверенному седоку.

Усмирить дикого коня на метафорическом языке означает приручить саму природу, заставить поделиться своими безграничными возможностями.

У многих народов подобное испытание входило в обряд инициации, который должен пройти каждый мужчина.

Листая иллюстрированные книги со сказками, пересматривая мультфильмы, дети знакомятся с разными героями. Со временем какие-то из них становятся самыми любимыми.  Может, и герои цикла мультипликационных фильмов о богатырях на телеканале «Рыжий» откроют вашим детям тайны их происхождения.

Источник: http://ryzhiy.tv/articles/personazhi-russkih-skazok

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector