Как жили крепостные

Что помещик не мог сделать с крепостным

Согласно российскому законодательству, убийство любого человека всегда являлось уголовным преступлением. Но мера наказания зависела от социального статуса жертвы.

Так, в Соборном уложении 1649 года содержалась такая рекомендация помещику, холоп которого самовольно покинул его владения, а затем был возвращен ему властями: «…Чтобы он того своего беглого человека до смерти не убил и не изувечил, и голодом не уморил».

Даже в конце XVIII века, когда крепостничество достигло своего расцвета, у барина не было формального права лишить жизни своего крестьянина. Правда, если человек умирал в результате телесного наказания, такие случаи почти не расследовались. Помещику достаточно было замести следы, а запуганные крепостные молчали. Дескать, мужик умер по воле Божьей.

Дворянину-садисту, насмерть замучившему десятки, а иногда и сотни людей, грозило лишь одно наказание: взятие имения под опеку государства.

В этом случае управление поместьем переходило в руки назначенного чиновника, хотя за барином сохранялось право собственности и он продолжал получать доходы с имения.

Правда, такие меры были исключительными, а государственная опека, как правило, продолжалась недолго.

Убийство крестьянина, принадлежавшего другому дворянину, тоже оставалось практически безнаказанным. Требовалось лишь возместить стоимость лишенного жизни крепостного. А учитывая, что человек в России оценивался не дороже хорошей лошади или породистой собаки, то многих господ такой штраф не пугал.

Источник: http://russian7.ru/post/chto-pomeshhik-ne-mog-sdelat-s-krepostny/

Какие права были у крепостных крестьян на самом деле

О том, насколько де-юре защищены были крепостные крестьяне, говорит Соборное Уложение от 1649 года, в котором убийство крепостного считалось тяжким преступлением. Да и запрет Екатериной II подавать на ее имя крестьянские жалобы, минуя уполномоченные органы, свидетельствует о возможности направления челобитной напрямую, сразу государыне.

Салтычиха – скорее исключение, чем правило

Пример с помещицей-изуверкой Дарьей Салтыковой, замучившей десятки своих крепостных, не характерен для общей картины положения дел с правами крестьян: на Салтычиху «на места» поступало огромного количество жалоб, но подкупленные помещицей чиновники им ходу не давали. А когда все же «на верхах» дознались, что творит эта сумасшедшая маньячка, ее пожизненно заточили в тюрьму.

Без сомнения, у крепостных крестьян было поменьше прав, чем у остальных категорий населения дореволюционной России, но пожаловаться на помещика они были вправе всегда, и делали это нередко.

У крепостного имелась возможность выступать в суде в качестве истца и свидетеля, «хозяйские» крестьяне раз в год, после окончания сезонных работ, могли переходить к другому помещику (так называемый Юрьев день).

Во многих европейских государствах (к примеру, в Польше) убить крепостного ничего не стоило. Максимум, что за это было – церковное порицание. Тогда как в России за подобные вещи сажали в тюрьму уже с середины XVII века – убийство крепостного, как умышленное, так неумышленное, расценивалось как уголовное преступление по Соборному Уложению 1649 года.

Если барин, подравшись с крепостным, забил того насмерть, его сажали в тюрьму и он там сидел до тех пор, пока не помилует царь.

За предумышленное убийство крестьян помещиков (и любых других дворян, вне зависимости от статуса и положения) сразу вешали (или рубили им головы, в зависимости от способа казни).

При Елизавете Петровне, введшей мораторий на смертную казнь, дворяне-крестьяноубийцы клеймились и отправлялись на каторгу.

При Екатерине Великой генерал-губернаторам с 1775 года было приказано очень жестко наказывать помещиков-самодуров за издевательства над крепостными. У бар могли и имения отобрать с последующей передачей в управление опекунскому совету. В 1817 году Александром I был издан указ о предании суду помещиков, допустивших бесчинства над крестьянами, их имения уходили под казенную опеку.

В XIX веке, согласно статистическим данным, только за 10 лет (30 – 40-е годы) были осуждены свыше 600 дворян. При Николае I каждый год под государственной опекой находилось порядка 200 помещичьих имений, конфискованных у дворян, плохо обращавшихся с крепостными.

У истоков «города невест» стоял крепостной

За долгие годы советской власти образ крепостного в литературе, кинематографе (созданный, кстати, во многом писателями-дворянами) – это такой забитый, едва сводящий концы с концами, мужичок. На самом деле, прав у крепостных на то, чтобы «подняться», улучшить благосостояние своей семьи, было достаточно много.

К примеру, немногим известно, что начало современному «городу невест» Иваново, по сути, положил крепостной графов Шереметевых, основавший в селе Иванове в 60-е годы XVIIIвека первое ситценабивное предприятие.

А к первой половине XIX века здесь было уже около полутораста хлопчатобумажных фабрик, коими владели богатые крестьяне. Они уже сами приобретали земли с крепостными. Крестьянин-промышленник Гарелин, например, владел селом Спасское с несколькими сотнями душ крепостных.

Крестьяне платили проценты от своих доходов помещикам, а те взамен предоставляли им свободу в предпринимательской деятельности.

Крестьяне могли и откупиться от «крепости». Например, основатель знаменитой династии Морозовых, российский предприниматель и меценат Савва Морозов тоже в свое время был крепостным.

Начинал с ткача-кустаря, со временем открыл собственную шелкоткацкую мастерскую, раскрутился.

Семья Морозовых, в которой к 1821 году было уже пятеро сыновей, выкупилась из крепостной зависимости за умопомрачительные в то время деньги – 17 тысяч рублей ассигнациями.

Источник: https://cyrillitsa.ru/history/50440-kakie-prava-byli-u-krepostnykh-krestya.html

Что мог делать помещик со своими крепостными?

Хотел бы сказать, что отношения крестьян и помещиков в восприятии наших современников очень сильно искажены. Почему-то считается, что крестьяне были рабами своих господ, которые могли делать с ними всё, что заблагорассудится. На самом деле картина была намного сложнее.

Начнем, пожалуй, с того, кто такие были помещики. Изначально государство в лице монарха использовало институт поместий как альтернативную форму налогообложения подданных. Т.е. жила-была деревенька, в которой имелся некий земельный фонд в виде пашни, леса.

Деревенская земля считалась общей собственностью её жителей и каждый крестьянин получал часть этой земли в личное пользование.

Так вот, князь или царь присылал мужикам служилого человека (дворянина) и говорил: за то, что он вас защищал на поле брани, вы, мужики, должны отдавать ему часть урожая на прокорм, другую часть мне в казну, а третью — церкви, а всё оставшееся — в полном вашем распоряжении.

Крестьянин в любой момент мог уйти из деревни, вернув общине свой надел.

Но чтобы дворяне-помещики не остались без прокорма сначала такого рода переходы ограничили одним днем в году (Юрьев день), а потом и вовсе запретили. Так появилось крепостничество, которое просуществовало в России около 200 лет, причем в наиболее «смачных формах» около столетия.

Конечно, помещик имел большую власть над своим крепостным крестьянином, но говорить что их связывали отношения «господин-раб» — это в корне неверно.

Убийство крепостных помещиком считались уголовным преступлением и за это помещику полагалась каторга. Известная всем садистка Салтычиха окончила свои дни в тюрьме (и то только потому, что в тот момент в Российской империи была отменена смертная казнь). Продажа крепостных практиковалась, но не носила всеобщего характера.

Чтобы было понятнее: крепостной крестьянин был принуждаем государством содержать своего помещика либо путем денежного или натурального взноса (оброк), либо через отработку на помещичьем наделе (барщина). Если крепостной исполнял свои обязательства, то вопросы к нему со стороны помещика были исчерпаны.

И если бы помещик сказал такому крестьянину: «Ваня, я решил тебя продать своему соседу», — то Ваня имел полное право ответить: «А не пошл бы ты, любезный барин, сам знаешь куда?» А вот если Ваня был в долгах как в шелках, то барин мог сказать: «Иван, ты должен мне оброк за два года, или ты отдаешь мне мои деньги, или это сделает за тебя мой сосед, а ты работать будешь уже на него». Это и была «продажа». Иными словами, крепкий хозяин из числа крепостных крестьян не только был достаточно самостоятелен, но и имел возможность выкупиться из крепостничества: за определенную сумму помещик соглашался оформить такому крестьянину паспорт, с которым бывший крепостной мог уехать, например, в город и не иметь более никаких обязательств перед своим бывшим помещиком.

Кстати, советская колхозная система при Сталине была прямой копией крепостничества: у колхозников не было паспортов и они не могли уйти из «родного колхоза», при этом отдавали тому самому колхозу (аналогу помещика) даже поболее, чем их крепостные предки.

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2391642-chto-mog-delat-pomeschik-so-svoimi-krepostnymi.html

Дикие помещики

Дарья Салтыкова

Когда в 1801 году умерла помещица Дарья Салтыкова, одной кровавой фигурой в Российской империи стало меньше, ибо Салтычиха за свою жизнь зверски замучила многих крепостных.

Иллюстрация работы Курдюмова к энциклопедическому изданию «Великая реформа», на которой изображены истязания Салтычихи «по возможности в мягких тонах»

Так, дворовую свою Максимову она собственноручно била скалкой по голове, жгла волосы лучиной. Девок Герасимову, Артамонову, Осипову и вместе с ними 12-летнюю девочку Прасковью Никитину помещица велела конюхам сечь розгами, а после того едва стоявших на ногах женщин заставила мыть полы. Недовольная их работой, она снова била их палкой.

Когда Авдотья Артамонова от этих побоев упала, то Салтыкова велела вынести ее вон и поставить в саду в одной рубахе (был октябрь). Затем помещица сама вышла в сад и здесь продолжала избивать Артамонову, а потом приказала отнести ее в сени и прислонить к углу. Там девушка упала и больше не поднималась. Она была мертва.

Агафью Нефедову Салтычиха била головой об стену, а жене своего конюха размозжила череп железным утюгом.

Читайте также:  Какой срок годности клюквы

Салтычиха морила крестьян голодом, ошпаривала кипятком, поджигала волосы

Дворовую Прасковью Ларионову забили на глазах помещицы, которая на каждый стон жертвы поминутно выкрикивала: «Бейте до смерти»! Когда Ларионова умерла, по приказу Салтычихи ее тело повезли хоронить в подмосковное село, а на грудь убитой положили ее грудного младенца, который замерз по дороге на трупе матери.

Всего на совести Дарьи Салтыковой не меньше 138 погубленных жизней. За это она и попала под суд Екатерины II. Преступницу-дворянку приговорили выставить на один час к позорному столбу с вывеской на груди «мучительница и душегубица», а затем заключить в оковы и отвезти в женский монастырь, где содержать до смерти в специально для того устроенной подземной камере без доступа дневного света.

Александра Козловская

Поведение с крепостными людьми другой дворянки, княгини Александры Козловской, и вовсе было таково, что, по замечанию Шарля Массона, помещица «олицетворяла в себе понятие о всевозможных неистовствах и гнусностях».

Наказание розгами

За одно неугодное слово княгиня Козловская рвала своим дворовым рты

Кроме того, что наказания, которым Козловская подвергала своих слуг, носили часто извращенный характер, они отличались просто патологической жестокостью: в частности, она приказывала раздевать людей при себе догола и натравливала на них собак. Массон писал о том, как она наказывала своих служанок: «Прежде всего, несчастные жертвы подвергались беспощадному сечению наголо; затем свирепая госпожа, для утоления своей лютости, заставляла класть трепещущие груди на холодную мраморную доску стола и собственноручно, со зверским наслаждением, секла эти нежные части тела. Я сам видел одну из подобных мучениц, которую она часто терзала таким образом и вдобавок еще изуродовала: вложив пальцы в рот, она разодрала ей губы до ушей…».

Николай Струйский

Помещик Николай Струйский был известен не только своим сочинительством, но и весьма своеобразным «хобби».

Портрет Николая Еремеевича Струйского работы художника Федора Степановича Рокотова, 1772 год

Потомственный дворянин коллекционировал орудия пыток. Коллекцию он держал в подвале усадьбы, время от времени спускаясь туда и устраивая суд «понарошку» над одним из своих крепостных. Приговор в данном случае был далеко не «понарошечный». Как правило, «подсудимого» приговаривали к такому наказанию — замучить до смерти с помощью любовно собранных со всей Европы орудий пыток.

В кровавых забавах помещика Струйского погибли более двухсот крестьян

Еще одно «увлечение» Струйского — домашний тир, где крепостных заставляли бегать в ограниченном пространстве, а хозяин вел по ним огонь из ружей и пистолетов. В кровавых забавах помещика-садиста погибли более двухсот крестьян, причем окончательная цифра так и неизвестна.

Струйского никто не судил за его «забавы», и умер он в преклонном возрасте в своем богатом имении.

После смерти помещика крепостные крестьяне разнесли по кирпичикам барский дом, в подвале которого хранилась пыточная коллекция садиста-графомана.

Причиной неуязвимости Струйского были огромные богатства, которые достались ему благодаря бунту Пугачева. Дело в том, что в Пензенской губернии восставшие вырезали под корень многочисленную родню Струйского, который и унаследовал их имения.

Лев Измайлов

А вот страстью помещика Измайлова была охота.

«Сборы на охоту». Художник Евграф Федорович Крендовский, 1836 год

У него на псарне только в одной усадьбе, при селе Хитровщина, содержалось около 700 собак. И жили они в куда лучших условиях, чем измайловские дворовые слуги.

Каждая собака имела отдельное помещение, отменный корм и уход, в то время как крепостные скучивались в смрадных тесных помещениях, питались несвежей пищей и годами ходили в истрепанной от времени одежде, потому что барин не велел выдавать.

Как-то за обедом Измайлов спросил прислуживавшего ему старого камердинера: «Кто лучше: собака или человек?» Камердинер на свою беду ответил, что даже сравнивать нельзя человека с бессловесной неразумной тварью, за что барин в гневе тут же проткнул ему руку вилкой, и, обернувшись к стоявшему рядом дворовому мальчику, повторил свой вопрос.

Мальчик от страха прошептал, что собака лучше человека. Смягчившийся помещик наградил его серебряным рублем. Правда, однажды Измайлов все же несколько изменил своей убежденности в превосходстве собак над людьми, приравняв их друг другу.

Это случилось, когда он выменял у своего соседа, помещика Шебякина, четырех борзых, отдав за них столько же дворовых слуг — кучера, конюха, камердинера и повара.

Помещик Измайлов содержал гарем из малолетних дворовых девушек

Выезд помещика Измайлова на охоту был для крестьян беспокойным временем. За удачную травлю зверя барин мог щедро наградить, но за ошибки и промахи следовала немедленная кара. За упущенного зайца или лису крепостных пороли прямо в поле, и редкая охота обходилась без суровых наказаний.

Звериная травля не всегда была основной целью помещика. Часто охота заканчивалась грабежом прохожих на дорогах, разорением крестьянских дворов, насилием над их домашними, в том числе женами.

Общеизвестный факт, что Измайлов содержал гарем из дворовых девушек, многие из которых были малолетними. Число наложниц помещика-самодура было постоянным и по его капризу всегда равнялось тридцати, хотя сам состав постоянно обновлялся.

Девушек барин не только развращал, но и жестоко наказывал: их пороли кнутом, одевали на шею рогатку, ссылали на тяжелые работы.

Казалось бы, после такого Измайлов не мог избежать наказания. Однако Сенат оказался чрезвычайно милостив к помещику, учредив над ним опеку.

Виктор Страшинский

Пятьсот с лишним женщин и девушек изнасиловал и дворянин Виктор Страшинский из Киевской губернии.

«Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого». Художник Николай Васильевич Неврев, 1866 год

Причем многие из его жертв были не его собственными крепостными, а крестьянками дочери, Михалины Страшинской, владелицы имения в селе Мшанец. По свидетельству настоятеля мшанецкого храма, помещик постоянно требовал присылать в свою усадьбу, село Тхоровка, девушек и жен для плотских утех, а если присылка почему-либо задерживалась — приезжал в село сам.

500 с лишним женщин и девушек изнасиловал дворянин Виктор Страшинский

Против Страшинского возбуждали четыре судебных дела, однако расследование тянулось беспрецедентно долго. От первых обвинений до приговора прошло без малого 25 лет.

А мера наказания, избранная императором Александром II, как и в случае с Измайловым, привела в изумление русское общество: «1) Подсудимого Виктора Страшинского (72 лет) оставить по предмету растления крестьянских девок в подозрении.

2) Предписать киевскому, подольскому и волынскому генерал-губернатору сделать распоряжение об изъятии из владения Страшинского принадлежащих ему лично на крепостном праве населенных имений, буде таковые окажутся в настоящее время, с отдачею оных в опеку…».

Источник: http://diletant.media/articles/25943329/

Отмена крепостного права в 1961 году: как «кинули» русских крестьян

3 марта 1861 года Александр II отменил крепостное право и получил за это прозвище «Освободитель». Но реформа не стала популярной, напротив, явилась причиной массовых волнений и гибели императора.

Помещичья инициатива

Подготовкой реформы занимались крупные помещики-крепостники.

Почему они вдруг согласились пойти на компромисс? В начале своего правления Александр держал речь перед московским дворянством, в которой озвучил одну простую мысль: «Лучше отменить крепостное право свыше, нежели дожидаться, как оно само собою станет отменяться снизу». Его опасения были не напрасными.

За первую четверть XIX века было зарегистрировано 651 крестьянское волнение, за вторую четверть этого столетия — уже 1089 волнений, а за последнее десятилетие (1851 — 1860 гг.) — 1010, при этом 852 волнения пришлось на 1856-1860 годы. Помещики предоставили Александру более сотни проектов будущей реформы.

Те их них, которые владели имениями в нечерноземных губерниях, готовы были отпустить крестьян и дать им наделы. Но эту землю должно было выкупить у них государство. Помещики черноземной полосы хотели сохранить в своих руках как можно больше земли.

Но окончательный проект реформы составлялся под контролем государства в специально образованном Секретном комитете.

Подложная воля

После отмены крепостного права почти сразу среди крестьян поползли слухи, что зачитанный им указ – поддельный, а настоящий манифест царя помещики скрыли.

Откуда взялись эти слухи? Дело в том, что крестьянам дали «волю», то есть личную свободу. Но землю в собственность они не получили. Собственником земли по-прежнему оставался помещик, а крестьянин был лишь ее пользователем.

Чтобы стать полноправным владельцем надела крестьянин должен был выкупить его у барина.

Освобожденный крестьянин по-прежнему оставался привязанным к земле, только теперь его удерживал не помещик, а община, покинуть которую было затруднительно – все были «скованы одной цепью». Общинникам, например, было невыгодно, чтобы зажиточные крестьяне выделялись и вели самостоятельное хозяйство.

Выкупы и отрезки

На каких же условиях крестьяне расставались со своим рабским положением? Наиболее острым вопросом был, конечно, вопрос о земле. Полное обезземеление крестьян было экономически невыгодной и социально опасной мерой. Вся территория Европейской России была разделена на 3 полосы — нечернозёмную, чернозёмную и степную.

В нечерноземных областях размеры наделов были больше, но в черноземных, плодородных регионах помещики расставались со своей землей весьма неохотно. Крестьяне должны были нести свои прежние повинности – барщину и оброк, только теперь это считалось платой за предоставленную им землю. Таких крестьян называли временнообязанными.

С 1883 года все временнообязанные крестьяне обязаны были обязаны выкупить свой надел у помещика, причем по цене куда выше рыночной. Крестьянин обязан был немедленно уплатить помещику 20% выкупной суммы, а остальные 80 % вносило государство.

Крестьяне должны были погашать её в течение 49 лет ежегодно равными выкупными платежами.

Распределение земель в отдельно взятых поместьях тоже происходило в интересах помещиков. Наделы были отгорожены помещичьими землями от угодий, которые были жизненно необходимы в хозяйстве: лесов, рек, пастбищ. Вот и приходилось общинам арендовать эти земли за высокую плату.

Читайте также:  Что такое развернутый анализ крови

Шаг к капитализму

Многие современные историки пишут о недостатках реформы 1861 года. Например, Петр Андреевич Зайончковский говорит, что условия выкупа имели грабительский характер. Советские историки однозначно сходятся, что именно противоречивый и компромиссный характер реформы привел в итоге к революции 1917 года.

Но, тем не менее, после подписания Манифеста об отмене крепостного права, жизнь крестьян в России изменилась к лучшему. По крайней мере, их перестали продавать и покупать, будто бы животных или вещи. Освобожденные крестьяне пополнили рынок рабочей силы, устроились работать на фабрики и заводы.

Это повлекло за собой становление новых капиталистических отношений в экономике страны и её модернизации.

И, наконец, освобождение крестьян стало одной из первых реформ из целой серии, подготовленной и проведенной сподвижниками Александра II. Историк Б.Г. Литвак писал: «…

такой громадный социальный акт, как отмена крепостного права, не мог пройти бесследно для всего государственного организма».

Изменения коснулись практически всех сфер жизни: экономики, социально-политической сферы, местного самоуправления, армии и флота.

Россия и Америка

Принято считать, что Российская империя в социальном плане была весьма отсталым государством, ведь там до второй половины XIX века сохранялся отвратительный обычай продавать людей на аукционе, как скотину, а помещики не несли никакого серьезного наказания за убийство своих крепостных.

Но не стоит забывать, что в это самое время на другом конце света, в США, шла война между севером и югом, и одной из причин ее стала проблема рабства. Только путем военного конфликта, в котором погибли сотни тысяч человек.

У американского раба и крепостного действительно можно обнаружить немало сходства: они одинаково не распоряжались своей жизнью‚ их продавали‚ разъединяли с семьями; контролировалась личная жизнь.

Отличие заключалось в самом характере обществ, которые породили рабство и крепостничество. В России труд крепостных был дешев, а поместья – малопроизводительны. Прикрепление крестьян к земле было скорее политическим, нежели экономическим явлением. Плантации американского Юга всегда была товарными, а их главный принципам была экономическая эффективность.

Предыдущая записьНазадСледующая записьДалее

Источник: http://homad.ru/otmena-krepostnogo-prava-v-1961-godu-kak-kinuli-russkix-krestyan/

Крепостное право на Руси: как это было и… было ли оно?

В ранней Руси подавляющее большинство крестьян — свободны. Точнее, большинство населения, поскольку с усилением центральной власти постепенно закрепощаются все сословия. Речь о Северо-Восточной Руси, Владимиро-Московской, ставшей Россией. Прикрепление крестьян, ограничивающее свободу передвижения, известно с 14 века. Примечательно: тогда же впервые упоминаются дворяне.

Дворянин (пока скорее сын боярский) получал за службу ограниченное количество земли. И, возможно, не слишком плодородной. Человек же, как говорится, ищет где лучше.

В нередкие голодные годы крестьяне вполне могли перебраться на лучшие земли, например, к более крупному землевладельцу. К тому же в совсем голодные годы богатый помещик мог поддержать крестьян благодаря серьезным запасам. Больше и лучше земля — выше урожай.

Можно приобрести еще земли, лучшего качества. Можно обзавестись лучшим сельхозинвентарем и посевным материалом.

Крупные землевладельцы и целенаправленно переманивали крестьян, и вроде бы просто захватывали и уводили к себе. И конечно, крестьяне сами привычно мигрировали. К тому же крупные землевладельцы часто, частично или полностью, освобождали вновь переселившихся от податей.

В общем, выгодней жить в крупной вотчине или на «черных» землях. А кормиться служилым дворянам нужно. И в основном закрепощение шло в их интересах.

Традиционно крестьянин и землевладелец заключали договор аренды. Вроде бы вначале арендатор мог отъехать в любое время, затем расчет и отъезд приурочивали к определенным дням. Традиционно — конец с/х года, осень: Покров, Юрьев день. В 15−16 в. правительство, идя навстречу дворянам, ограничило крестьянский переход неделей до и неделей после Юрьева Дня.

Вынужденное усиление «крепости» произошло при правлении Годунова (в царствование Федора Ивановича и собственно Бориса Годунова). Ряд неурожаев и массовый голод. Крестьяне бегут в поисках элементарного прокорма. Бегут прежде всего от небогатых помещиков.

Но по порядку.

1497 год — установление Юрьева дня как единственного срока перехода крестьян.

1581 — Указ о Заповедных летах, конкретные годы, в которые перехода нет даже в Юрьев день.

Начало 1590-х — повсеместная отмена Юрьева дня. Временная мера в связи с тяжелым положением.

1597 — урочные лета, 5-летний сыск беглых крестьян. Живет крестьянин на новом месте больше 5 лет — его оставляют. Видимо, обжился, трогать уже нецелесообразно…

Затем Смута, разорение — и снова необходимость обеспечить служилых дворян землей с работниками.

Поддержка дворян более чем нужна! Во-первых, это пока еще главная военная сила. Во-вторых, Романовы на царство избраны при активном участии дворянства. В-третьих, именно дворянство проявило себя в Смуту, в общем-то, самостоятельной силой. В-четвертых, в 17 веке еще собираются Земские Соборы.

Наконец, снова идет нормальный процесс становления самодержавия. Дворяне становятся главной опорой трона. А раз значимость дворянства растет — законы, касающиеся прикрепления крестьян, все больше ужесточаются.

1649 — Соборное уложение. Свод законов, оставшийся актуальным, как позже оказалось, на… 200 лет (декабристов судили в соответствии с Соборным уложением!). Отмена 5-летнего сыска; найденный крестьянин возвращается помещику, независимо от прошедшего с момента ухода времени. Крепостное состояние становится наследственным…

Переход от поместного ополчения к регулярным войскам не отменяет необходимости поместий. Постоянная армия — это дорого! На самом деле это и в Европе одна из главных причин медленного перехода к постоянным армиям. Содержать армию в мирное время дорого! Что наемную, что рекрутскую.

Дворяне активно идут и на гражданскую службу, тем более что административный аппарат разрастается.

Правительству выгодно, если офицеры и чиновники кормятся с поместий. Да, жалованье выплачивают — но нестабильно. Уже при Екатерине II почти официально разрешают кормления-взятки. Не по доброте или наивности, а из-за дефицита бюджета. Так что поместье — самый удобный для государства способ обеспечить дворян.

При Петре I крепостным запретили добровольно наниматься на военную службу, что освобождало от крепостного состояния.

При Анне Иоанновне — запрет уходить на промыслы и вступать в откупа и подряды без разрешения помещика.

При Елизавете крестьян исключают из присяги государю.

Время Екатерины II — апогей закрепощения. Оно же — «золотой век» дворянства. Все взаимосвязано! Дворяне освобождены от обязательной службы и стали привилегированным сословием. Так и жалованья они не получают!

За время правления Екатерины дворянам розданы земли и порядка 800 тыс. душ крепостных. Это мужские души! Множим, условно, на 4. Сколько вышло? То-то и оно, а правила она больше 30 лет… Не случайно в ее царствование произошло крупнейшее на Руси восстание, Пугачевское. Оно, кстати, ни разу не крестьянское — но крепостные в нем активно участвовали.

1765 — право дворян ссылать крепостных на каторгу. Без суда.

1767 — запрет крепостным жаловаться на помещика.

Все императоры после Екатерины II старались облегчить положение крестьян! А что отменили «крепостное право» лишь в 1862 — просто раньше это могло спровоцировать мощнейший социальный взрыв. Но отмена была подготовлена еще Николаем I. фактически все его правление шла работа над подготовкой, поиском возможностей и пр.

По порядку…

Павел I установил (скорее рекомендовал) 3-дневную барщину; запретил продавать дворовых и безземельных крестьян; запретил продажу крестьян без земли — то есть как рабов; запретил дробить семьи крепостных; снова разрешил крепостным жаловаться на помещиков!

Александр I издал указ о «вольных хлебопашцах», разрешающий помещикам освобождать крестьян. Мало кто им воспользовался — но это было самое начало! При нем началась разработка мер по освобождению от крепостной зависимости.

Как обычно, этим занимался Алексей Андреевич Аракчеев. Который, как обычно, был против — но отлично сделал работу. Предусматривался, в частности, выкуп крестьян казной — с 2 десятинами земли.

Мало — но хоть что-то, для того времени и первого проекта это более чем серьезно!

Николай I видит главной опорой уже разночинцев, чиновничество. Он стремится избавиться от дворянского влияния на политику. И понимая, что освобождение крестьян взорвет общество, активно готовил освобождение на будущее. Да и актуальные меры были! Пусть и очень осторожные.

Крестьянский вопрос обсуждается с самого начала правления Николая I. Хотя в начале же официально заявлено, что в положении крестьян изменений не будет. Реально — более 100 указов касательно крестьян!

Помещикам рекомендовано законное и христианское обращение с крестьянами; запрет отдавать крепостных на заводы; ссылать в Сибирь; дробить семьи; проигрывать крестьян и платить ими долги… и прочее. Не говоря о разработке проектов освобождения.

Идет массовое обеднение дворян (разорение порядка 1/6 помещичьих семей!). Земля продается, закладывается. К правлению Александра II масса земель с людьми перешли к государству.

Освобождение потому и удалось!

И последнее. «Крепостного права» не было. То есть сам термин появился в 19 веке в ученых кругах. Не было «права» как некоего закона, указа, статьи. Был целый ряд мер на протяжении веков, постепенно прикреплявших крестьян к земле. Земля передавалась помещикам, те очень постепенно набирали силу… Единого же закона, «права» как такового не было!

Тем не менее крепостничество было, по сути, в апогее — на грани рабства. Так что много корректнее говорить не о праве, а о крепостном состоянии…

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/74234/

Крепостное право на Руси: было ли все так ужасно или нет?

О так называемом «русском рабстве» мифов достаточно. Основная их масса связана воедино давно устоявшимся трендом советского периода: крепостное право оно же рабовладение.

Читайте также:  Сколько комбикорма надо давать корове в сутки

Страна рабов и господ, в которой первые составляли абсолютное большинство, всячески угнетаемое малочисленным меньшинством эксплуататоров-помещиков во главе с государем императором. Так ли было в действительности?

Согласно исследованиям специалистов, в частности, известного российского и советского историка академика Юрия Владимировича Готье, на протяжении всего XVIII века на территории Российской империи крепостные крестьяне — помещичьи и государственные — составляли немногим более половины от численности всего крестьянского сословия. При этом существовали огромные территории, на которых крепостное право отсутствовало как таковое, например, Русский Север и Сибирь. А согласно проведённой ревизии 1857 года, незадолго до отмены крепостного права, численность крепостных крестьян составляла 34 % от всего населения страны.

Теперь об условиях жизни крестьян, в частности, об угнетении. Посещавшие в XVIII веке Российскую империю иностранцы свидетельствуют о том, что русские крестьяне живут значительно лучше французских или, например, английских землепашцев.

Английский путешественник Джон Паркинсон отмечал, что крестьянин в России одевается куда лучше, чем простой народ в Италии.

Интересны в связи с этим воспоминания и наших соотечественников из дворянского сословия — русских офицеров и аристократов, принимавших участие в заграничных походах русской армии 1813-1814 гг.

Будущие декабристы восхищались демократическими порядками Европы, однако вместе с тем были шокированы и поражены нищетой польского и французского крестьянства по сравнению с российским.

«Солнце русской поэзии» граф Александр Сергеевич Пушкин, имевший весьма неплохое представление о русской деревне, отмечал, что доверяет мнению Фонвизина, путешествовавшего по Европе в XVIII столетии и нашедшего положение русского крестьянства гораздо более благополучным по сравнению с французским.

В тот период наличие, например, коровы у европейского крестьянина считалось признаком зажиточности, в то время как отсутствие таковой у русского крестьянина воспринималось как признак бедности.

Согласно исследованиям крупного современного специалиста по крепостному праву Б. Н. Миронова, крестьяне вплоть до 1861 года имели юридическое и фактическое право жаловаться на своих помещиков.

Убийство крепостного считалось тяжким уголовным преступлением, в то время как, например, в Польше убийство крепостного не являлось государственным преступлением, за которое следовало лишь церковная епитимья.

В 1775 году императрица Екатерина II обязала генерал-губернаторов взыскивать с помещиков за жестокое обращение с крестьянами вплоть до конфискации имений, а император Александр I в 1817 году подписал указ, согласно которому помещичий произвол карался судом и конфискацией имений под опеку государственной казны.

Представленные выше, а также многие другие примеры из отечественной и зарубежной истории позволяют как минимум ставить под серьёзное сомнение пропагандистский миф о бесправном положении крестьян в Российской империи. Безусловно, никто не отменяет серьёзных минусов личной и экономической зависимости, которые в совокупности привели к развязке в виде Февральской революции и октябрьского переворота.

Источник: http://likeni.me/krepostnoe-pravo-na-rusi-bylo-li-vse-tak-uzhasno-ili-net/

Изменилась ли жизнь крестьян после отмены крепостного права | История, культура и традиции Рязанского края

Улучшилась ли жизнь крестьян после отмены крепостного права?

Как отмечает Ю.В. Готье в своей книге «Очерки истории землевладения в России» одной из важнейших причин отмены крепостного права была поражение России в Крымской войне против Франции, Англии и Турции.

Главная цель нападавших государств – захват Севастополя была достигнута в сентябре 1855 года.

Противники России считали, что с падением Севастополя – основной военно-морской базы, закончиться безраздельное морское господство России на Черном море.

Неудачи русского оружия ясно показали, что государство больше не может оставаться при крепостном строе. Крепостной строй исчерпал себя экономически, подневольный труд крестьян показал свою низкую эффективность.

Вступивший на престол император Александр ΙΙ, в своей речи, обращенной к Московскому дворянству, провозгласил, что лучше отменить крепостное право сверху, нежели дождаться того времени, когда оно начнет отменяться снизу. Император поручил работу по подготовке отмены крепостного права нескольким комитетам в губерниях. Не отставали от других и дворяне Рязанской губернии.

15 марта 1858 г.

(старый стиль) рязанское дворянство обратилось с просьбой к Императору о составлении Проекта положения об улучшении быта помещичьих крестьян и об обеспечении благосостояния самих помещиков на прочном основании.

1 апреля последовал Высочайший рескрипт на имя начальника Рязанской губернии об учреждении комитета, долженствовавшего в работах своих держаться одних и тех же оснований, как и другие комитеты по крестьянскому делу.

Комитет должен был состоять из 24 человек, выбранных дворянами по 2 от каждого уезда и двух членов, назначаемых губернатором из местных же дворян, председательство в нем принадлежало губернскому предводителю, который носил звание председателя, им был А.В. Селиванов. При представлении председателя комитета Императору, Александр ΙΙ указал – « …делайте как лучше, я на все согласен. Моя непременная воля, чтобы крестьяне не были лишены владения землею и имели бы право на выкуп усадеб своих…»

В состав комитета от Михайловского уезда были избраны Петр Николаевич Сухотон и Сергей Платонович Голубцов. 29 августа 1858 года комитет был открыт, заседания комитета проходили в помещении Дворянского Депутатского Собрания. Комитет проработал до 9 апреля 1859 года, разработал Положение об улучшении быта крепостных крестьян Рязанской губернии и был закрыт.

19 февраля 1861 года Император Александр ΙΙ подписал документы, положившие конец крепостному праву в России. Крестьяне были объявлены лично свободными, однако, за помещиками признавалось право на все земли, находящиеся в пользовании крестьян.

Крестьянам было предоставлено право постоянного пользования усадьбами и отведенными наделами за установленные законодательным путем повинности или платежи в пользу помещика. Крестьянин, с согласия помещика, мог выкупить землю, размер которой для Рязанской губернии устанавливался в 2 3/4 десятины на душу.

Для этого крестьянину Российским государством предоставлялась выкупная ссуда сроком на 49 лет. Однако крестьянину предоставлялось право получить четверть подушевого земельного надела даром, без выкупа.

В юридическом отношении освобождаемые крестьяне объединялись в самоуправляющиеся сельские общины, связанные круговой порукой при отбывании казенных и земских повинностей. Соединенные сельские общины составляли волость.

Деревни нашего уголка России вошли в Маковскую волость Михайловского уезда.

Как же складывалась жизнь крестьян после отмены крепостного права? Судить об этом можно по воспоминаниям жителей деревни Хохловка, передаваемых из поколения в поколение.

Интересна история этой деревни, ее поведала Анна Николаевна Жорина и Иван Яковлевич Жорин, по словам их родственника Панкратия Янкина, который в 1947 году умер возрасте 97 лет, семью прадеда Панкратия Янкина и еще 6-7 семей во времена крепостного права отправили из Москвы в эти места. Прежний владелец проиграл крестьян в карты.

На выделенном им месте, которое стало наименоваться деревня Дубровка, затем Хохловка, стоял непроходимый лес, от которого сейчас остались Леденевский, Маковский и Завидовские леса. Крестьяне рубили, жгли и выкорчевывали деревья, освобождая место для пашни. Долгое время жить приходилось в землянках.

Когда отменили крепостное право, Панкратию Янкину было 12 лет и он помнит, как землю выделяли только мужчинам и мальчикам, на женщин и девочек наделов не полагалось. Сначала детей не регистрировали, потом начали вести записи в церковных книгах.

Медицинской помощи не было, многие дети умирали, в случае болезни обращались к знахаркам.

Отмена крепостного права не решила земельного вопроса в России, крестьяне ждали большего, обратимся к воспоминаниям Н. Семенова в книге «Из истории упразднения крепостного права в России». Вот что он пишет.

«После объявления положения 19 февраля я приезжал в мае месяце в мое имение в Рязанской губернии Ряжского уезда для скрепления уставной грамоты. Один из крестьян соседней деревни почтительно подошел ко мне во время моей прогулки и сказал « Вы, барин, из Питера и слышали писали Положение, как же теперь будет насчет нашей воли?

Я на это спросил «Положение было ли объявлено?» он отвечал «Да, точно, мы слышали, да мы люди темные, грамоты не знаем, а говорят, что это малая воля, а будет сказывают большая». «Какую же волю вы еще хотите? Я ни о какой другой не слышал.

» «Ныне нам оставили землю, которую мы на себя пахали, а там, говорят, отдадут всю, которая осталась у помещиков, со всеми их усадьбами.

» «Как же так, а где же будут жить помещики?» «Им, сказывают будет особый Указ, Государь примет их на свое иждивение»

Понятие, поразившее меня и обличающее, что простому народу знакомы крупные черты в истории его жизни едва ли не вернее, чем иному записному литератору наших дней. В самом деле служилое сословие в России было долго на иждивении правительства и ныне еще находиться на его иждивении…»

Источник: http://www.history-ryazan.ru/node/4498

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector